19.01.2015, 16:25
Удар по кризису
Удар по кризисуМеждународная военная политика
Минэкономики предложило, чем ответить на обвал нефтяных цен.

В понедельник, 19 января, на совещании по экономическим вопросам у премьера Дмитрия Медведева был представлен антикризисный план Минэкономики. По сути, «План обеспечения устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году» – ответ на снижение федеральных доходов от обвала нефтяных цен. Вот как выглядят ключевые пункты рабочего варианта документа:

– Импортозамещение – экстренная (к февралю 2015 года) разработка поправок к закону N223 о госзакупках, требующих от госАО и компаний, которым оказывается господдержка, осуществлять фиксированную долю закупок в России и планировать закупки за пределами РФ в особом режиме, консультируясь с правительством. По существу, речь идет об ограниченном восстановлении контроля над движением капитала в госсекторе.

– Поддержка частных компаний – активизация постановления правительства N825 от 14 августа 2012 года, описывающего порядок антикризисных госгарантий, продление этой программы (замороженной в 2012 году) на 2015 год и выделение компаниям госгарантий на сумму до 300 млрд. рублей, с упрощением порядка предоставления гарантий в инвестпроектах.

– Частичная либерализация рынка труда и замораживание зарплат в госмонополиях в 2015 году. Основная идея – максимальное упрощение работы патентной системы, а также освобождение микропредприятий от необходимости в полном объеме регулировать трудовые отношения, вплоть до права (по соглашению сторон) вообще не оформлять работу в таких компаниях в трудовой книжке.

– Увеличение дифференциации пособий безработным. Поддержка регионов, на которые ложится большая часть расходов на рынке труда, расширением лимита бюджетных кредитов на 250 млрд. рублей в 2015 году и выделением еще 40 млрд. рублей на борьбу с новой волной безработицы.

– Продление заморозки накопительного компонента пенсионной системы на 2016-2018 годы. При принятии этого предложения накопительная система будет окончательно разрушена. Кроме того, предлагается еще раз обсудить возможность увеличения пенсионного возраста и невыплаты части пенсии работающим пенсионерам.

Можно ли такими мерами стимулировать экономику России в условиях кризиса?

– Импортозамещение, которое обсуждает правительство РФ, по многим позициям невозможно, – считает профессор кафедры международных финансов МГИМО (У) Валентин Катасонов. – Беда в том, что некоторые виды производств в России полностью уничтожены. Кабмину, прежде всего, следовало бы заняться восстановлением и развитием реального сектора – для этого необходима полноценная программа, построенная на принципах среднесрочного планирования. Но как раз это направление даже не обсуждается.

Напротив, министр финансов Антон Силуанов заявил, что бюджетные квоты на 2016-2017 годы – а для развития импортозамещающих производств требуется бюджетная поддержка – вообще аннулируются. Такое решение принято, поскольку российский бюджет «плывет» из-за падающих цен на нефть и нестабильного курса рубля. Из-за этого, в частности, кабмин вернулся к «разбитому корыту» – планированию бюджета всего на один год, а не на три года, как раньше.

Планирование с горизонтом в один год означает, что государство не может брать на себя средне– и долгосрочных обязательств. В частности, развивать импортозамещающие производства, инфраструктуру, и даже закупать военную технику – военные контракты предполагают производственный цикл, который выходит за рамки года.

— Почему правительство совершает эти ошибки?

– Потому что господа чиновники начинают не с того конца. Прежде всего, им необходимо решить вопрос стабилизации рубля и ответить на вопрос: как будет выпускаться рубль, когда валюта у нас закончится, чем будет обеспечена в этом случае национальная валюта? Кабмин обходит и другую ключевую проблему: функции Центробанка пора пересмотреть. Регулятор должен переориентироваться и начать кредитовать правительство – сегодня такое кредитование запрещено.

Повторюсь: первым делом кабмину нужно решить эти ключевые проблемы. А вопросы, изложенные в антикризисном плане, находятся по важности даже не на втором – на десятом месте.

— На что надеется кабмин, избегая решительных действий?

– Он плывет по течению. Показателен Гайдаровский форум – на нем правительственные чиновники подробно обсуждали сценарии развития экономики: оптимистичный, базовый, стрессовый... Я считаю, что это поведение наблюдателей – людей, которые не имеют реальных рычагов управления. На мой взгляд, правительственные чиновники просто создают вид, что чем-то управляют.

Чтобы у правительства действительно появились рычаги управления, нужно ввести реальный контроль движения капитала, а также изменить статус ЦБ – он должен перестать быть учреждением, которое обслуживает, по сути, интересы Федеральной резервной системы США.

Пока эти главные проблемы не будут хотя бы обсуждаться, все «антикризисные планы» – только попытка заморочить нам головы…

– Вне зависимости, что вокруг – кризис или благоденствие – власть стремится погрузить нас в дикость, – уверен экономист, экс-заместитель руководителя Счетной палаты РФ Юрий Болдырев. – Попытка вывести страну из нынешнего даже не кризиса, а экономического тупика, путем отказа от гарантий работникам со стороны работодателей (и, соответственно, отказом от защиты работников со стороны государства) – просто стремление отбросить нас в XIX, а то и в XVIII век. Это не имеет никакого отношения к выработке курса на созидательное развитие страны.

Гарантии работникам во всем мире давали не потому, что страны стали богатыми. А потому, что власти поняли: поднимать экономику можно только в так называемом социальном партнерстве между государством, работодателями и работниками. Отказ от публичных институциональных механизмов такого партнерства – что и предлагается в антикризисном плане – это, на мой взгляд, шаг в сторону уничтожения страны.

Я бы хотел напомнить: 20 лет назад – в конце 1994 года – вступил в силу закон о Счетной палате РФ, который был принят вопреки воле тогдашнего президента Бориса Ельцина. Именно тогда была создана независимая от «вертикали» система контроля за всей совокупностью деятельности власти, включая оценку ее эффективности. Эта система просуществовала – как независимый институт – до конца 1990-х – начала 2000-х.

Сегодня, при отсутствии такого контроля, все разговоры о контроле над движением капитала в госсекторе, или о выделении каким-то компаниям госгарантий, будут обесцениваться тем, что контролирующий находится в одной «вертикали» с контролируемыми.

Без фундаментальных изменений, без возврата к независимым институтам контроля над властью, выработать эффективный антикризисный план, к сожалению, не получится. На мой взгляд, правительство лишь симулирует деятельность, в надежде на то, что мы рано или поздно помиримся с Западом, и все будет по-прежнему…

– Если срезать расходы на социалку, нужно отдавать себе отчет: такие действия относятся к структурным реформам и требуют продолжения, – отмечает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников. – Если, допустим, вы сокращаете трансферты Пенсионному фонду, значит, вы должны пересматривать пенсионную реформу и возраст выхода на пенсию. Если собираетесь организовывать адресную социальную поддержку – не на словах, а на деле – это потребует серьезной перестройки всех ведомств и структур, которые входят в социальный блок.

По сути, реализация антикризисного плана Минэкономики предполагает перезагрузку социальных секторов, корректировку формата их деятельности, а также более широкий допуск рыночных отношений в социальную сферу.

Готово ли правительство идти в этом направлении – вопрос открытый. Но принимать решение необходимо. Сейчас понятно, что российская экономика входит в серьезный кризис. По оценкам Минэкономразвития, в первом квартале 2015 года спад превысит 1% ВВП. Если учесть, что в конце 2014-го мы получили слабую рецессию, в конце марта мы попадем уже в рецессию полномасштабную. Это говорит о том, что времени на принятие антикризисных решений крайне мало.

Категория: Экономика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  27.04.2017
Турецкие водолазы уже в первые часы после кораблекрушения могли «покопаться» в секретной начинке «Лимана», опасаются российские адмиралы. Российский корабль оснащен радиолокационной и гидроакустической системой, а также аппаратурой радиоразведки. Уже можно сделать выводы и о том, кто виноват в потере корабля российского Черноморского флота.
Мировой ВПК  27.04.2017
Новая российская противокорабельная ракета «Циркон» достигла на испытаниях восьми скоростей звука, сообщило агентство ТАСС со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе России. В ходе испытаний было подтверждено, что маршевая скорость ракеты в восемь раз превышает скорость звука. Ракета может запускаться с универсальных корабельных пусковых установок 3С14, которые также используются для ракет «Калибр» и «Оникс».
Геополитика  27.04.2017
ПРО США способна сбивать межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) России на 150-й секунде полета. Об этом в среду, 26 апреля, заявил начальник Центрального НИИ Войск воздушно-космической обороны РФ Сергей Ягольников. «Период подготовки применения ПРО США обеспечивает достаточный баланс времени для обстрела российских межконтинентальных баллистических ракет на восходящем активном участке траектории их полета. Получаются цифры такие. При использовании внешнего целеуказания от космического аппарата пуск противоракет возможен уже на 85-й секунде после старта МБР.
Мировой ВПК  27.04.2017
Аналитическое издание National Interest опубликовало статью «Почему Америка должна заставить Россию не нарушать договор РСМД (Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности -авт.)». Суть публикации сводится к тому, что «слабый президент» Обама не смог принудить Кремль вернуться к соблюдению буквы и духа этого соглашения, подписанного почти тридцать лет назад генсеком Горбачевым и президентом Рейганом. В статье признается, что в сохранении договора заинтересованы, прежде всего, американцы. Но для того, чтобы Путин взял под козырек, Вашингтону нужен эффективный рычаг давления на Россию.
Конфликты  27.04.2017
Начальник Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ генерал-полковник Сергей Рудской заявил, что Россия вывела почти половину своей авиагруппировки, которая располагалась на авиабазе Хмеймим в Сирии. В своем выступлении на VI Московской международной конференции по безопасности он пояснил, что военное руководство России посчитало возможным сократить количество российских самолетов в Сирии, поскольку «число террористических формирований в стране за последнее время уменьшилось».
Конфликты  25.04.2017
За последнюю неделю правительственные войска Сирии незаметно для всего мира одержали две крупные победы, стратегически сравнимые с возвращением Пальмиры. Новая конфигурация фронта позволяет назвать следующую крупную цель Дамаска – это находящаяся в центре химического скандала провинция Идлиб. Но причины для радости на этом не заканчиваются.
Конфликты  20.04.2017
С принятием Белым домом решения на агрессию против КНДР начнется период подготовки войны. Его цель – создание политических, международно-правовых, морально-психологических и военно-стратегических условий, обеспечивающих возможность и успех кампании. Развернется масштабная информационная операция по дискредитации руководства КНДР на международной арене, в государствах-союзниках и среди населения самой Северной Кореи. Особое внимание будет уделено поиску лиц из числа военных и партийных руководителей КНДР разных уровней, готовых к измене ради гарантий безопасности и денежного вознаграждения.