17.11.2016, 10:12
Опасная работа
Опасная работаМеждународная военная политика
Боевые корабли ВМФ России снова участвуют в операции против террористов в Сирии. Удары по позициям боевиков нанесли фрегат «Адмирал Григорович» и палубная авиация с «Адмирала Кузнецова». Начало боевой работы, однако, было омрачено аварией истребителя МиГ-29К.

Длинная палуба

Эксплуатация палубной авиации, к сожалению, связана с более высокой аварийностью, чем у «наземных» ВВС. За возможности мобильного аэродрома, позволяющего оперативно перемещать самолеты и наносить внезапные удары, приходится расплачиваться значительно большим риском, присущим летным операциям на малоразмерной подвижной платформе.

Потерянный МиГ-29 (точная модификация — одноместный МиГ-29КР или двухместный КУБР — пока официально не называлась) — второй самолет, потерпевший крушение в ходе полетов с «Кузнецова». В сентябре 2005 года в Атлантике после неудачной посадки выкатился и упал в море истребитель Су-33. Как и «сушка», МиГ был потерян в ходе тренировочных полетов, и в обоих случаях пилоты остались живы. Оценивая это происшествие, необходимо иметь в виду, что аварии палубных машин, в том числе с жертвами, считаются рутиной для всех флотов, регулярно эксплуатирующих авианесущие корабли.


Вместе с тем, конечно, потеря самолета в отлаженной системе с активно эксплуатирующимися кораблями и десятками (в случае США — сотнями) постоянно летающих палубных самолетов воспринимается совершенно иначе, чем авария одного из четырех впервые отправленных на боевую службу новых истребителей. Если из данного инцидента и можно сделать выводы безотносительно точных причин аварии самолета, то они заключаются в необходимости определиться с судьбой российской палубной авиации. Если она нужна флоту, то ее поддержка требует заметно больших вложений и организационных усилий по сравнению с тем, что мы наблюдаем сегодня. Это касается и закупки техники, и подготовки личного состава, и сооружения необходимой инфраструктуры, и, наконец, решения вопроса о строительстве нового авианосца (авианосцев) для ВМФ России.

Так или иначе, потеря МиГа не остановила операцию флота — 15 ноября министр обороны Сергей Шойгу доложил президенту Владимиру Путину о том, что самолеты «Кузнецова» задействованы в сирийской операции. К сожалению, детали не уточнялись. Судя по имеющейся информации, истребители Су-33 и МиГ-29КР наносили удары по наземным целям с использованием свободнопадающих авиабомб.

Сам по себе незначительный, этот вклад в операцию тем не менее можно назвать историческим: впервые российский авианосец участвует в боевых действиях. Хотя корабельная авиация как таковая отметилась еще в боях Первой мировой — в 1915-1917 годах гидроавиатранспорты русского флота применялись в ряде операций на Балтике и Черном море. Гидросамолеты, базировавшиеся на них, использовались для разведки, корректировки огня корабельной артиллерии, бомбовых ударов и противовоздушной обороны. Развитие корабельной авиации было прервано последовавшей революций и гражданской войной. Следующий шаг — переход к строительству кораблей, предназначенных для взлета и посадки самолетов непосредственно с палубы, — был сделан уже много десятилетий спустя.


На этом фоне пуск крылатых ракет 3М14 комплекса «Калибр» с фрегата «Адмирал Григорович» привлек меньше внимания. Ракеты этого типа раньше уже применялись в ходе кампании. Вместе с тем этот пуск доказывает, что «Калибр» прочно вошел в арсенал ВМФ. Малозамеченным осталось и первое боевое применение береговых ракетных комплексов «Бастион», обстрелявших объекты террористов сверхзвуковыми ракетами «Оникс».


Самолеты судного дня

Еще одно интересное событие нового этапа сирийской кампании — возможное появление на авиабазе Хмеймим истребителей-перехватчиков МиГ-31. Официально развертывание этих самолетов в Сирии пока не подтверждается, но если данная информация соответствует действительности, то это означает качественное усиление российской группировки с формированием полноценного (хотя и не очень крупного) района ПВО в прибрежных районах Сирии, объединяющего возможности наземных зенитных ракетных систем и радиолокационных станций, корабельной ПВО и специализированных истребителей-перехватчиков.

Задачи МиГ-31 в этом районе вызывают вопросы. Эти самолеты, в свое время разработанные специально для перехвата стратегических бомбардировщиков, самолетов-разведчиков и крылатых ракет, не вписываются в картину операции против бандформирований, не имеющих авиатехники в принципе (если не считать эпизодическое использование легких коммерческих дронов для тактической разведки). Появление в Сирии самолетов данного типа может означать либо опасения насчет возможного удара по российским военным объектам в этой стране со стороны кого-то обладающего боевыми самолетами, либо желание прикрыть от такого удара непосредственно сирийские военные объекты. Учитывая, что в сложившейся политической ситуации нанести такой удар могут либо США, либо кто-то из их сателлитов, можно предположить, что в Москве опасаются резких движений со стороны уходящей американской администрации.

Есть, впрочем, и другое объяснение. МиГ-31 могут применяться в качестве самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления, благо данный функционал прописан в их оборудовании с самого начала. По мнению специалистов, использование этих машин в условиях достаточно ограниченного числа задействованных в боевых действиях в регионе самолетов более оправданно, чем боевое дежурство специализированных «летающих радаров» А-50, регулярно наведывающихся в сирийское небо. «Потенциал А-50, обеспечивающего одновременное отслеживание и сопровождение многих сотен воздушных целей, в Сирии просто избыточен, а регулярно гонять с российских аэродромов тяжелые четырехмоторные машины не слишком дешево», — отметил в беседе с корреспондентом «Ленты.ру» источник в российских силовых структурах.

Игры под водой

Одна из главных загадок похода корабельной авианосной группы Северного флота к сирийским берегам — состав ее подводного сопровождения. В его наличии сомневаться не приходится: крупные отряды боевых кораблей всегда сопровождаются атомными субмаринами, хотя военные ведомства и России, и США традиционно и принципиально не комментируют операции подводных сил флота.

Относительно возможных подводных участников похода высказывались различные предположения. В частности, СМИ сообщали о вероятном выходе в Средиземное море АПЛ К-119 «Воронеж». Этот «охотник за авианосцами» может действовать и против наземных целей — что показали недавние стрельбы крылатыми ракетами П-700 комплекса «Гранит» однотипного К-410 «Смоленск» по Новоземельскому полигону. Разумеется, то же нужно учитывать в связи с тяжелым атомным ракетным крейсером «Петр Великий» и самим «Адмиралом Кузнецовым» — по крайней мере, официальных подтверждений демонтажа ракетного комплекса на этом корабле пока нет.

Возвращаясь к собственно подлодкам, можно отметить, что наиболее логичные предположения сводятся к «тактической паре» в составе ракетоносца проекта 949А («Воронеж»?) и сопровождающей его многоцелевой АПЛ, а также еще одной многоцелевой атомной субмарины, сопровождающей собственно надводные корабли. Не исключено и прибытие на театр военных действий одной-двух модернизированных дизельных субмарин проекта 877, оснащенных ракетным комплексом «Калибр». Подлодки проекта 636 новой постройки с этим оружием уже находятся либо в Черном море, либо еще проходят испытания на Балтике, и их перемещение в Средиземноморье не прошло бы незамеченным.

Интриги в происходящее добавила британская новость о масштабной противолодочной операции Королевского флота к западу от Шотландии с задействованием надводных кораблей, береговой авиации и атомных подлодок. По сообщениям СМИ, британцы ведут охоту за группой в составе нескольких (!) российских атомных субмарин. Верить СМИ в данной ситуации на слово не приходится, однако компетентные источники в российском военном ведомстве отмечают, что одна (или несколько) подлодок могли быть развернуты в Северной Атлантике как для прикрытия отряда на переходе (с учетом непростой политической обстановки в предшествовавшие месяцы), так и для последующих демонстративных действий с целью оттягивания на себя «свободных» сил НАТО.

***

Происходящее в Средиземном море вновь заставляет обратить внимание на ограниченные возможности ВМФ России в его нынешнем состоянии. Нехватка кораблей и старение боевых единиц советской постройки могут в обозримом будущем лишить флот возможности действовать вдали от побережья и критически отразиться на обороноспособности страны в целом. Учитывая длительность процессов в военном кораблестроении и строительстве ВМФ как структуры и их инерционность (флот — вид вооруженных сил с самыми длительными сроками планирования), для того чтобы в 2040-х годах у России было чем защищать свои интересы на море, действовать нужно уже сейчас.

Категория: Конфликты

Новости СМИ2


Mediametrics.ru

Читайте также:

«Двигатель второго этапа» для ПАК ФА начинает житьМеждународная военная политика
Мировой ВПК  18.11.2016
Россия продвинулась еще на один шаг в создании уникального инженерного продукта – «двигателя второго этапа» для новейшего истребителя Т-50. Произвести такое изделие в чем-то даже сложнее, чем космический корабль, и делать это умеют только считаные страны в мире. Во многом благодаря именно новому двигателю российский Т-50 сможет конкурировать с американским F-22.
Японцы в предвкушении КурилМеждународная военная политика
Геополитика  17.11.2016
Две трети японцев ждут, что уже в ближайшее время произойдут «положительные сдвиги» в вопросе «северных территорий». Иначе говоря, Россия полностью или частично откажется от суверенитета над одним или несколькими островами Курильской гряды. Таковы результаты опроса, проведённого одной из центральных японских газет «Санкэй симбун» совместно с телекомпанией FNN «Фудзи ньюс». Причём опрос проводился в преддверии намеченного на 15 декабря визита в Японию президента РФ Владимира Путина.
Украина хвастается переделками старых советских ракетМеждународная военная политика
Мировой ВПК  17.11.2016
На Украине вновь с пафосом говорят об испытаниях «новой, точной и очень мощной ракеты». Однако на самом деле речь идет о всего лишь аналоге заряда к старой советской РСЗО «Смерч». Причем украинская ракета обладает дальностью стрельбы, вдвое меньшей, чем у российского образца. Создать более совершенное оружие Украина уже не в состоянии ни экономически, ни технически.
«Кузнецов» нуждается в тотальной модернизацииМеждународная военная политика
Мировой ВПК  17.11.2016
Вахта авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» у берегов Сирии лишний раз напомнила ВМФ о необходимости модернизации и капитального ремонта единственного в России корабля подобного класса. Он не только несет в себе целую серию недоработок еще со времен своего создания, но и нуждается в существенном обновлении. Что именно в нем следовало бы модернизировать?


Опасная работаМеждународная военная политика
Конфликты  17.11.2016
Боевые корабли ВМФ России снова участвуют в операции против террористов в Сирии. Удары по позициям боевиков нанесли фрегат «Адмирал Григорович» и палубная авиация с «Адмирала Кузнецова». Начало боевой работы, однако, было омрачено аварией истребителя МиГ-29К. Эксплуатация палубной авиации, к сожалению, связана с более высокой аварийностью, чем у «наземных» ВВС. За возможности мобильного аэродрома, позволяющего оперативно перемещать самолеты и наносить внезапные удары, приходится расплачиваться значительно большим риском, присущим летным операциям на малоразмерной подвижной платформе.
МиГ-31 развернуты на новой авиабазе в СирииМеждународная военная политика
Конфликты  16.11.2016
Истребитель-перехватчик МиГ-31БМ замечен в Сирии — соответствующий снимок опубликовал в Facebook пользователь Барья Салами (Barya Salami). Как отмечает военный блог bmpd, который ведут сотрудники Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ), на другой фотографии Салами запечатлены управляемые ракеты класса «воздух — воздух» большой дальности Р-33, которыми вооружены МиГ-31.
К «Калибрам» присоединились «Ониксы»Международная военная политика
Конфликты  16.11.2016
Еще один образец российского оружия впервые испытан в Сирии – Минобороны показало работу крылатых ракет «Оникс», выступивших в паре с «Калибрами». Таким образом, предсказанная военными экспертами массовая операция российской группировки в Сирии началась, хотя и не так, как это прогнозировалось изначально.