17.11.2016, 10:12
Опасная работа
Опасная работаМеждународная военная политика
Боевые корабли ВМФ России снова участвуют в операции против террористов в Сирии. Удары по позициям боевиков нанесли фрегат «Адмирал Григорович» и палубная авиация с «Адмирала Кузнецова». Начало боевой работы, однако, было омрачено аварией истребителя МиГ-29К.

Длинная палуба

Эксплуатация палубной авиации, к сожалению, связана с более высокой аварийностью, чем у «наземных» ВВС. За возможности мобильного аэродрома, позволяющего оперативно перемещать самолеты и наносить внезапные удары, приходится расплачиваться значительно большим риском, присущим летным операциям на малоразмерной подвижной платформе.

Потерянный МиГ-29 (точная модификация — одноместный МиГ-29КР или двухместный КУБР — пока официально не называлась) — второй самолет, потерпевший крушение в ходе полетов с «Кузнецова». В сентябре 2005 года в Атлантике после неудачной посадки выкатился и упал в море истребитель Су-33. Как и «сушка», МиГ был потерян в ходе тренировочных полетов, и в обоих случаях пилоты остались живы. Оценивая это происшествие, необходимо иметь в виду, что аварии палубных машин, в том числе с жертвами, считаются рутиной для всех флотов, регулярно эксплуатирующих авианесущие корабли.


Вместе с тем, конечно, потеря самолета в отлаженной системе с активно эксплуатирующимися кораблями и десятками (в случае США — сотнями) постоянно летающих палубных самолетов воспринимается совершенно иначе, чем авария одного из четырех впервые отправленных на боевую службу новых истребителей. Если из данного инцидента и можно сделать выводы безотносительно точных причин аварии самолета, то они заключаются в необходимости определиться с судьбой российской палубной авиации. Если она нужна флоту, то ее поддержка требует заметно больших вложений и организационных усилий по сравнению с тем, что мы наблюдаем сегодня. Это касается и закупки техники, и подготовки личного состава, и сооружения необходимой инфраструктуры, и, наконец, решения вопроса о строительстве нового авианосца (авианосцев) для ВМФ России.

Так или иначе, потеря МиГа не остановила операцию флота — 15 ноября министр обороны Сергей Шойгу доложил президенту Владимиру Путину о том, что самолеты «Кузнецова» задействованы в сирийской операции. К сожалению, детали не уточнялись. Судя по имеющейся информации, истребители Су-33 и МиГ-29КР наносили удары по наземным целям с использованием свободнопадающих авиабомб.

Сам по себе незначительный, этот вклад в операцию тем не менее можно назвать историческим: впервые российский авианосец участвует в боевых действиях. Хотя корабельная авиация как таковая отметилась еще в боях Первой мировой — в 1915-1917 годах гидроавиатранспорты русского флота применялись в ряде операций на Балтике и Черном море. Гидросамолеты, базировавшиеся на них, использовались для разведки, корректировки огня корабельной артиллерии, бомбовых ударов и противовоздушной обороны. Развитие корабельной авиации было прервано последовавшей революций и гражданской войной. Следующий шаг — переход к строительству кораблей, предназначенных для взлета и посадки самолетов непосредственно с палубы, — был сделан уже много десятилетий спустя.


На этом фоне пуск крылатых ракет 3М14 комплекса «Калибр» с фрегата «Адмирал Григорович» привлек меньше внимания. Ракеты этого типа раньше уже применялись в ходе кампании. Вместе с тем этот пуск доказывает, что «Калибр» прочно вошел в арсенал ВМФ. Малозамеченным осталось и первое боевое применение береговых ракетных комплексов «Бастион», обстрелявших объекты террористов сверхзвуковыми ракетами «Оникс».


Самолеты судного дня

Еще одно интересное событие нового этапа сирийской кампании — возможное появление на авиабазе Хмеймим истребителей-перехватчиков МиГ-31. Официально развертывание этих самолетов в Сирии пока не подтверждается, но если данная информация соответствует действительности, то это означает качественное усиление российской группировки с формированием полноценного (хотя и не очень крупного) района ПВО в прибрежных районах Сирии, объединяющего возможности наземных зенитных ракетных систем и радиолокационных станций, корабельной ПВО и специализированных истребителей-перехватчиков.

Задачи МиГ-31 в этом районе вызывают вопросы. Эти самолеты, в свое время разработанные специально для перехвата стратегических бомбардировщиков, самолетов-разведчиков и крылатых ракет, не вписываются в картину операции против бандформирований, не имеющих авиатехники в принципе (если не считать эпизодическое использование легких коммерческих дронов для тактической разведки). Появление в Сирии самолетов данного типа может означать либо опасения насчет возможного удара по российским военным объектам в этой стране со стороны кого-то обладающего боевыми самолетами, либо желание прикрыть от такого удара непосредственно сирийские военные объекты. Учитывая, что в сложившейся политической ситуации нанести такой удар могут либо США, либо кто-то из их сателлитов, можно предположить, что в Москве опасаются резких движений со стороны уходящей американской администрации.

Есть, впрочем, и другое объяснение. МиГ-31 могут применяться в качестве самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления, благо данный функционал прописан в их оборудовании с самого начала. По мнению специалистов, использование этих машин в условиях достаточно ограниченного числа задействованных в боевых действиях в регионе самолетов более оправданно, чем боевое дежурство специализированных «летающих радаров» А-50, регулярно наведывающихся в сирийское небо. «Потенциал А-50, обеспечивающего одновременное отслеживание и сопровождение многих сотен воздушных целей, в Сирии просто избыточен, а регулярно гонять с российских аэродромов тяжелые четырехмоторные машины не слишком дешево», — отметил в беседе с корреспондентом «Ленты.ру» источник в российских силовых структурах.

Игры под водой

Одна из главных загадок похода корабельной авианосной группы Северного флота к сирийским берегам — состав ее подводного сопровождения. В его наличии сомневаться не приходится: крупные отряды боевых кораблей всегда сопровождаются атомными субмаринами, хотя военные ведомства и России, и США традиционно и принципиально не комментируют операции подводных сил флота.

Относительно возможных подводных участников похода высказывались различные предположения. В частности, СМИ сообщали о вероятном выходе в Средиземное море АПЛ К-119 «Воронеж». Этот «охотник за авианосцами» может действовать и против наземных целей — что показали недавние стрельбы крылатыми ракетами П-700 комплекса «Гранит» однотипного К-410 «Смоленск» по Новоземельскому полигону. Разумеется, то же нужно учитывать в связи с тяжелым атомным ракетным крейсером «Петр Великий» и самим «Адмиралом Кузнецовым» — по крайней мере, официальных подтверждений демонтажа ракетного комплекса на этом корабле пока нет.

Возвращаясь к собственно подлодкам, можно отметить, что наиболее логичные предположения сводятся к «тактической паре» в составе ракетоносца проекта 949А («Воронеж»?) и сопровождающей его многоцелевой АПЛ, а также еще одной многоцелевой атомной субмарины, сопровождающей собственно надводные корабли. Не исключено и прибытие на театр военных действий одной-двух модернизированных дизельных субмарин проекта 877, оснащенных ракетным комплексом «Калибр». Подлодки проекта 636 новой постройки с этим оружием уже находятся либо в Черном море, либо еще проходят испытания на Балтике, и их перемещение в Средиземноморье не прошло бы незамеченным.

Интриги в происходящее добавила британская новость о масштабной противолодочной операции Королевского флота к западу от Шотландии с задействованием надводных кораблей, береговой авиации и атомных подлодок. По сообщениям СМИ, британцы ведут охоту за группой в составе нескольких (!) российских атомных субмарин. Верить СМИ в данной ситуации на слово не приходится, однако компетентные источники в российском военном ведомстве отмечают, что одна (или несколько) подлодок могли быть развернуты в Северной Атлантике как для прикрытия отряда на переходе (с учетом непростой политической обстановки в предшествовавшие месяцы), так и для последующих демонстративных действий с целью оттягивания на себя «свободных» сил НАТО.

***

Происходящее в Средиземном море вновь заставляет обратить внимание на ограниченные возможности ВМФ России в его нынешнем состоянии. Нехватка кораблей и старение боевых единиц советской постройки могут в обозримом будущем лишить флот возможности действовать вдали от побережья и критически отразиться на обороноспособности страны в целом. Учитывая длительность процессов в военном кораблестроении и строительстве ВМФ как структуры и их инерционность (флот — вид вооруженных сил с самыми длительными сроками планирования), для того чтобы в 2040-х годах у России было чем защищать свои интересы на море, действовать нужно уже сейчас.

Категория: Конфликты



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  15.06.2017
Близится к завершению одна госпрограмма вооружения — ГПВ-2020, грядет следующая — ГПВ-2025. Мы поговорили с президентом Объединенной судостроительной корпорации Алексеем Рахмановым о том, как обстоят дела с гособоронзаказом, финансированием и смежниками.
Мировой ВПК  14.06.2017
Дальневосточный вояж заместителя министра обороны Юрия Борисова ежедневно приносит новости о том, как продвигается перевооружение российской армии. И каким образом совершенствуется военная техника, даже успешно пройдя государственные испытания. На днях Борисов, выступая в Комсомольске-на-Амуре во время посещения авиационного завода им. Гагарина, заявил о необходимости доработки истребителя Су-35С.
Мировой ВПК  14.06.2017
Продукция корпорации «Тактическое ракетное вооружение» (КТРВ) в ходе проведения операции в Сирии хорошо зарекомендовала себя и показала высокое качество. Такое мнение высказал вице-премьер Дмитрий Рогозин на юбилее знаменитой не только в нашей стране корпорации в подмосковном Королёве. «Это только начало большой работы, которая сейчас проходит испытания в Сирии, где все то, что производится вами, или большая часть того, испытывается, дорабатывается, доводится до ума, но показывает высокий класс. Это фактически переводит нашу армию, наш флот в другую лигу», — сказал Рогозин.
Мировой ВПК  14.06.2017
Радиотехнические войска ВКС планируют провести модернизацию радиолокационного комплекса «Небо-М», сообщил начальник РТВ генерал-майор Андрей Кобан. Комплекс достаточно молод, пришел в войска всего лишь пять лет назад, однако, как заявил Кобан: «У нас задан ряд работ по модернизации вооружения, которое имеется. Мы понимаем после 3−5-годичной технической эксплуатации, какой у нас имеется модернизационный потенциал — простым языком говоря, что можно было бы улучшить. На сегодняшний день такая работа активно ведется».
Конфликты  26.06.2017
В понедельник противостояние между ЦАХАЛ и некими вооруженными силами на сирийской территории продолжилось. В ход вновь пошла артиллерия, есть погибшие и раненые. Обстоятельства этих инцидентов, как и всех предыдущих, крайне запутаны. В то же время геополитики в них гораздо меньше, чем принято считать.
Конфликты  20.06.2017
Судя по сводкам, авиация коалиции США больше не пересекает линию, за которой ее самолеты станут целями российских средств ПВО. Впервые со времен «броска на Приштину» США пришлось уступить под нажимом российских военных. Австралия и вовсе отказалась поднимать свои самолеты в сирийское небо. Теперь вопрос в том, будут ли зоны военного влияния в Сирии совпадать с политическими.
Конфликты  19.06.2017
Минобороны объявило, что «любые воздушные объекты (включая самолеты и беспилотные аппараты международной коалиции), обнаруженные западнее реки Евфрат, будут приниматься на сопровождение российскими наземными средствами ПВО в качестве воздушных целей». Это решение – следствие уничтожения американским самолетом сирийского Су-22. Что оно означает с практической точки зрения?