21.11.2016, 16:03
Причина падения МиГ-29К кроется в двигателях
Причина падения МиГ-29К кроется в двигателяхМеждународная военная политика
Истребитель МиГ-29К с авианосца «Адмирал Кузнецов» упал в море после внезапного отключения обоих двигателей. Как выяснилось, перед неудачной посадкой самолету пришлось уйти на второй круг из-за обрыва тросов авиафинишера на палубе корабля. При этом за штурвалом машины находился опытнейший летчик — начальник службы безопасности полетов авиации Северного флота.

У упавшего в Средиземное море МиГ-29КР с российского тяжелого авианесущего ракетного крейсера «Адмирал Кузнецов» во время полета отказали оба двигателя, рассказал источник в МО РФ, знакомый с организацией полетов на авианосце.

По его словам, катапультировавшийся с рухнувшей в море машины пилот — полковник, начальник службы безопасности полетов авиации Северного флота, ранее совершивший более 200 посадок на палубу «Адмирала Кузнецова».

В опыте этого летчика, как пилота палубной авиации, сомневаться нет никаких причин. Высокую квалификацию летчика подтвердил и источник в военном ведомстве, который назвал пилота «одним из самых подготовленных» в палубной авиации.

Технической неисправностью разбившегося самолета сразу после происшествия объяснили инцидент и в официальном комментарии департамента информации и массовых коммуникаций Минобороны.

Летчики авиакрыла ТАВКР «Адмирал Кузнецов» прошли полный цикл подготовки на УТК «НИТКА» ВМФ России в Крыму, который был недавно восстановлен и включен в состав ВМФ России, а также на борту крейсера на полигонах Баренцева моря. По результатам этой подготовки они были полностью допущены к полетам с палубы корабля.

Все началось с порванного финишера

Как рассказал источник, на палубе крейсера «Адмирал Кузнецов» располагаются четыре троса аэрофинишера «Светлана-2». При посадке самолетов они приподнимаются на 12 см. Первый трос расположен в 46 м от обреза полетной палубы, далее через 12 м друг от друга — еще два.

Пилоту, совершающему посадку, надо стараться зацепиться специальным тормозным крюком (гаком) самолета за второй трос, а еще лучше за третий (есть еще четвертый — резервный). Если пытаться зацепиться за первый, при посадке может произойти опасное касание гаком палубы корабля, особенно учитывая, что авианосец в море подвержен качке.

Таким образом, задача пилота палубной авиации — посадить самолет на участок длиной 36 м с отклонением от осевой линии полетной палубы не более 3 м. Более того, обычно от пилотов требуется точность с отклонением не более 1 м.

Таким образом, самолету МиГ-29К с нормальной взлетной массой около 18,5 т, размахом крыла более 11 м и длиной более 17 м надо попасть в прямоугольник очень небольшого размера.

На американских авианосцах первый трос аэрофинишера расположен в 56 м от края, а 10 м в этом случае — немало.

Угол снижения самолета, совершающего посадку на палубу авианосца, составляет 4 градуса. Посадка осуществляется на высоких оборотах двигателей самолета, на режимах, близких к взлетным. Самолет при этом не выравнивается, как при посадке на стационарную бетонную взлетно-посадочную полосу. Газ двигателей убирается только после того, как самолет зацепился хотя бы за один трос аэрофинишера. В противном случае для самолета исключается возможность ухода на второй круг.

На «Адмирале Кузнецове» уже был случай, когда самолет совершил посадку, зацепился за трос аэрофинишера, убрал газ и в этот момент трос порвался.

На прошлой неделе в публикации на сайте «Русской службы «Би-би-си», этот инцидент описали следующим образом: «В сентябре 2005 года в Северной Атлантике утонул не сумевший сесть на «Адмирала Кузнецова» Су-33». Свидетели ситуации, наоборот, уверяют, что пилот тогда исключительно точно посадил самолет, а причиной утраты истребителя стал порвавшийся трос аэрофинишера. Летчик тогда катапультировался и остался жив.

Самолет гражданской авиации производит посадку под углом в 2 градуса 40 минут. На высоте 10–12 метров летчик приступает к выравниванию машины, а затем плавно касается полосы. Непосредственно для посадки самолета ему отводится 300–500 метров.

На авианосце длина пробега самолета — всего 90 м. Посадочная скорость самолета Су-33 — 240 км/час. А МиГ-29К — 250 км/час. Когда самолет палубной авиации касается палубы, происходит сильный удар. Перегрузки в момент посадки составляют 4–5 g. Каждый раз пилот получает тяжелые нагрузки на позвоночник.

Профессиональное заболевание пилотов палубной авиации — отслаивание сетчатки глаза, в результате сильных ударов самолета о палубу.

Поэтому в день авиатор может совершать не более трех полетов, а желательно — не более двух.

Несмотря на сравнительно небольшое различие в скорости и значительно меньший посадочный вес по сравнению с Су-33, истребитель МиГ-29К гораздо чаще рвет посадочные тросы аэрофинишера авианосца, объяснил источник. Это и произошло в ходе выполнения полетов 13 ноября 2016 года.

В тот день с тяжелого авианесущего крейсера взлетело три МиГ-29КР. После выполнения полетного задания самолеты возвращались на авианосец. Посадка на палубу корабля в этом случае должна происходить с интервалом 3–4 минуты.

Первый истребитель произвел посадку без замечаний. Второй МиГ-29КР зацепился за второй трос аэрофинишера, порвал его и в конечном итоге зацепился только за резервный четвертый трос. Порванный второй трос запутался за третий и сделал невозможным использование его при посадке самолета.

Некоторое время посадка самолетов на авианосец была в принципе невыполнимой. В это время на глиссаде снижения находился третий истребитель МиГ-29КР. Поскольку команде авианосца потребовалось некоторое время, чтобы привести тросы аэрофинишеров в порядок, руководитель полетов дал команду пилоту третьего самолета уходить на второй круг. Уже во время нахождения самолета в зоне ожидания у него отказали оба двигателя. В них, по предварительной версии, перестало поступать топливо. В таких случаях реактивный самолет падает вниз как камень, а летчику остается только одно — успеть катапультироваться.

МиГ-29КР все еще на этапе испытаний

По мнению отдельных специалистов, МиГ-29КР/КУБР (в кодификации НАТО Fulcrum-D, «Точка опоры») вообще не стоило брать на боевую службу в Средиземное море. Машина находится еще на этапе испытаний, которые будут продолжаться до 2018 года. Истребитель, как говорят летчики, еще толком не «прописался» на «Адмирале Кузнецове».

Операция в Сирии и первая в истории возможность боевого применения палубной авиации поставили летчиков перед необходимостью взять в поход до конца не освоенный и не доведенный до нужных кондиций самолет. В корпорации «МиГ» предложили обращаться за комментариями по инциденту в Минобороны.

«Эти самолеты принадлежат Министерству обороны России, поэтому какие-либо выводы может делать только Минобороны и командование Военно-морского флота», — сообщили в пресс-службе корпорации «МиГ».

Ранее в Минобороны официально подтвердили, что летчик катапультировался и силами поисково-спасательной службы был доставлен на борт «Адмирала Кузнецова». Официально детали самого инцидента пока не разглашали.

Сейчас над точным установлением причин авиапроисшествия работает специальная комиссия, и военные предлагают считать все опубликованные в СМИ версии инцидента с Миг-29К домыслами, так как самолеты МиГ-29К и Су-33 прошли все необходимые испытания в соответствии с перечнем задач, возложенных на них в ходе боевой службы корабля. Результаты этих испытаний были соответствующим образом задокументированы.

Чтобы облегчить расследование происшествия, на самолетах палубной авиации существует специальное техническое решение для исследования параметрических и бортовых самописцев («черные ящики»).

С проблемой регулярной потери самолетов отечественная авиация ВМФ столкнулась во время эксплуатации палубного штурмовика Як-38 — первого в СССР самолета вертикального взлета и посадки. Машина получилась необычайно аварийной и унесла немало жизней летчиков. С тех пор все машины палубной авиации ВМФ оснащаются всплывающими буями, чтобы без промедления определить место, где затонул самолет, потерпевший аварию.

Так что, скорее всего, в ближайшее время в распоряжении военных будут точные ответы, по каким причинам произошла авария с МиГ-29КР 13 ноября 2016 года.

Категория: Мировой ВПК

Новости СМИ2


Mediametrics.ru

Читайте также:

Япония опасается ракетного удара с КурилМеждународная военная политика
Геополитика  23.11.2016
Россия развернула на Курильских островах новейшие береговые ракетные комплексы «Бал» и «Бастион», способные отразить атаку авианосной ударной группы. Об этом во вторник, 22 ноября, сообщила официальная газета Тихоокеанского флота (ТОФ) «Боевая вахта». Как пишет российское военное издание, береговой дивизион «Балов» уже перебазирован на Кунашир, а дивизион «Бастионов» заступил на боевое дежурство на острове Итуруп.
Что представляет собой ракетный комплекс «Бал»Международная военная политика
Мировой ВПК  23.11.2016
Министерство обороны РФ развернуло на Курильских островах противокорабельные ракетные комплексы «Бал» и «Бастион». Об этом сообщает официальная газета Тихоокеанского флота (ТОФ) РФ «Боевая вахта», в настоящее время береговой дивизион «Балов» был перебазирован на остров Кунашир, а дивизион «Бастионов» заступил на боевое дежурство на Итурупе.
В дискуссию о Южных Курилах включились комплексы «Бастион»Международная военная политика
Геополитика  23.11.2016
Россия объявила о размещении ракет «Бастион» и «Бал» на двух из четырех островов Курильской гряды, на которые претендует Япония: Итурупе и Кунашире. Как известно, два других острова – Шикотан и Хабомаи – теоретически могут стать предметом компромисса с Токио. Возможно, что само место размещения комплексов содержит в себе определенный политический намек для Японии.
«Джавелин» против «Корнета»: какой ПТРК страшнее для танковМеждународная военная политика
Мировой ВПК  22.11.2016
Начальник Ракетных войск и артиллерии Вооруженных сил России генерал-лейтенант Михаил Матвеевский сообщил ТАСС о предстоящей разработке противотанкового ракетного комплекса нового поколения. Это будет самоходный комплекс, в котором будет реализован принцип «выстрелил — забыл». То есть задачу наведения ракеты на цель будет решать не экипаж, а автоматика ракеты. «Развитие ПТРК, — уточнил Матвеевский, — идет в направлении повышения боевой производительности, помехоустойчивости ракет, автоматизации процесса управления противотанковыми подразделениями и увеличения могущества боевых частей».


Недолет «Адмирала Кузнецова» в СирииМеждународная военная политика
Конфликты  22.11.2016
Позади первая неделя боевых действий российской палубной авиации в сирийских провинциях Идлиб и Хомс. Увы, промежуточные итоги участия в операции авианосца «Адмирал Кузнецов» пока не совсем те, которых наверняка ожидало командование, отправляя огромный корабль с внушительным эскортом в Средиземное море. Почему?
Опасная работаМеждународная военная политика
Конфликты  17.11.2016
Боевые корабли ВМФ России снова участвуют в операции против террористов в Сирии. Удары по позициям боевиков нанесли фрегат «Адмирал Григорович» и палубная авиация с «Адмирала Кузнецова». Начало боевой работы, однако, было омрачено аварией истребителя МиГ-29К. Эксплуатация палубной авиации, к сожалению, связана с более высокой аварийностью, чем у «наземных» ВВС. За возможности мобильного аэродрома, позволяющего оперативно перемещать самолеты и наносить внезапные удары, приходится расплачиваться значительно большим риском, присущим летным операциям на малоразмерной подвижной платформе.
МиГ-31 развернуты на новой авиабазе в СирииМеждународная военная политика
Конфликты  16.11.2016
Истребитель-перехватчик МиГ-31БМ замечен в Сирии — соответствующий снимок опубликовал в Facebook пользователь Барья Салами (Barya Salami). Как отмечает военный блог bmpd, который ведут сотрудники Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ), на другой фотографии Салами запечатлены управляемые ракеты класса «воздух — воздух» большой дальности Р-33, которыми вооружены МиГ-31.