14.02.2015, 15:27
Накрыло войной
Накрыло войнойМеждународная военная политика
Сегодня ровно в полночь стороны украинского конфликта должны прекратить огонь и отвести тяжелые вооружения с линии соприкосновения в полном соответствии с минскими соглашениями 2.0, которых достигли президенты России, Франции и Украины и канцлер ФРГ в белорусском Дворце Независимости в ночь на 12 февраля. Мы изучили ход дипломатической борьбы от первых минских соглашений до вторых и сомневаемся в том, что мир в Донбассе продержится долго.


Недооценка

Если оценивать конфликт на Украине, ведя отсчет от первых минских соглашений, обнаруживается сразу несколько переломных моментов по отношению к боевым действиям в Донбассе.

Особенно наглядно позиция европейской дипломатии проявилась, как ни странно, в ходе первого (в конце августа) заседания в Минске, где по одну сторону стола оказались лидеры Евразийского союза во главе с Россией, а по другую — украинский президент Петр Порошенко в компании с комиссаром ЕС по внешней политике Кэтрин Эштон и ее коллегой по торговле Карелом де Гюхтом. Фигуры, а главное, статус европейских посланников выдавали заинтересованность Брюсселя в разрешении локального конфликта. Партнеры России явно сосредоточились на последствиях экономической блокады.

Однако 20 ноября ситуация поменялась полностью. В этот день влиятельный помощник президента США Энтони Блинкен впервые заговорил публично о поставках летального оружия на Украину. Уже было более или менее понятно, что боевые действия продолжаются, и одной из причин, по которым Вашингтон завел речь о поставках вооружения, было, по версии помощника, «нарушение Россией минского соглашения».

«Единственное, что заставит их подумать дважды и удержаться от дальнейших действий, — это укрепление потенциала украинских сил, в том числе с помощью оборонительного летального вооружения», — сообщил Блинкен Конгрессу. 



Владимир Путин, Александр Лукашенко и Нурсултан Назарбаев во время рабочей встречи в Минске 


Хотя из выступления американского чиновника не было понятно, действительно ли США намерены предоставлять Украине военную помощь в серьезных объемах, новость вызвала широкий резонанс, поскольку даже гипотетические намерения США вмешаться в конфликт резко изменили его значение, превратив «спор славян между собою» в реальную угрозу безопасности Европы.

Окончательно же европейские политики изменили свое представление о природе конфликта в Донбассе после нескольких внешнеполитических шагов Москвы, когда Кремль демонстративно обозначил изменение приоритетов, отказавшись от строительства «Южного потока», активизировав восточное направление своей политики. Вовлечение в игру Турции и Индии, воспринимавшейся если не периферией большой политики, то точно не ее центром, вкупе с обозначенным разворотом России на Восток серьезнейшим образом сказались на восприятии Западом украинского конфликта: получалось, что Россия готова к противостоянию с европейцами в борьбе за свою «стратегическую глубину».


Объективная оценка

Конец 2014 года и начало 2015-го выдались на редкость продуктивными. Несмотря на дипломатические выволочки вроде ноябрьского саммита G-20 в Австралии, где из Владимира Путина постарались сделать диктатора третьего мира, аналитические центры европейских государств, похоже, пришли к единой позиции — формат эскалации даже на вербальном уровне был изменен на попытку договориться.

В политике ЕС это стало заметно уже в начале декабря, когда к процессу неожиданно подключился французский лидер Франсуа Олланд, явно попытавшийся создать новый формат переговоров с помощью давнего партнера России — Казахстана. Его резкий разворот и неожиданный визит из Астаны в Москву обозначили новый вектор дипломатического развития ситуации.

О смене Минска на Астану заговорил даже Петр Порошенко, принявший в Киеве под самый занавес 2014 года своего казахстанского коллегу Нурсултана Назарбаева. Очень похоже, что разработка нового дипломатического направления натолкнулась на сопротивление США и Германии. Меркель выступала за сохранение минского протокола и его расширение, что означало отказ от уступок Москве. 



Петр Порошенко на заседании Конгресса США 


Пока шли дипломатические игры, боестолкновения в Донбассе развернулись с новой силой, к 20-м числам января противостояние вылилось в новый виток войны — с активным применением тяжелой военной техники и мощной артиллерийской поддержкой. За один только январь, по данным министерства обороны ДНР, погибли 242 мирных жителя, а потери Вооруженных сил Украины (ВСУ) превысили полторы тысячи солдат и офицеров. Понятно, что цифры, озвучиваемые одной из сторон конфликта, нуждаются в независимой экспертизе, однако масштабы боев были очевидны для всего мира.

Политика государств ЕС, прежде всего, Германии и Франции, снова претерпела изменения. В полной мере их можно было прочувствовать в ходе знаменитой конференции по безопасности, состоявшейся с 6 по 8 февраля в Мюнхене. Именно здесь обозначились основные диспозиции сторон — европейцы устами Ангелы Меркель совершенно четко проговорили основные риски эскалации украинского кризиса, к которым канцлер отнесла поставки Киеву летального вооружения со стороны США.

Также в Мюнхене стало понятно, что архитектуру европейской безопасности в ближайшее время намерены определять Брюссель совместно с Москвой. В те же дни Франсуа Олланд жестко озвучил тезис о нежелательности вступления Украины в НАТО — фактически, главную идеологему, отстаиваемую Россией с момента бегства президента Виктора Януковича из страны. Так запускались повторные минские переговоры. К их началу слово «война» хотя бы по разу, но срывалось с уст главных действующих лиц этой исторической драмы. И речь шла не только о войне на Украине.


Переоценили

Однако, как ни странно, даже после такой подготовки 16-часовые переговоры в «нормадском формате», то есть с участием лидеров России, Германии, Франции и Украины, не привели к ощутимому прорыву. Стороны пытались нащупать точки соприкосновения по многим вопросам — не зря же обсуждалась даже текущая военная обстановка, тот самый дебальцевский котел. Однако если сравнить затраченные усилия и конечный результат, придется признать провал минского формата.

Дело в его «родовых травмах», главные из которых отмечались экспертами еще при подготовке первой встречи в сентябре. Прежде всего — отсутствие среди переговорщиков лидеров Новороссии, фактическое признание России стороной конфликта и очевидная неспособность Петра Порошенко контролировать ситуацию в Киеве. Буквально на следующий после переговоров день МИД Украины, а следом и некоторые лидеры признанных в России незаконными военизированных группировок поспешили заявить о невыполнимости ряда условий минского соглашения.

С большой долей скепсиса к минскому миру относятся и многочисленные аналитики, разбирающие в эти дни все детали текста соглашения. Указывают на несоответствия, которые сводят любые миротворческие усилия к нулю. Например, по данным коллег, уже сталкивавшихся с разграничением конфликтов, одной из причин возобновления войны может стать как раз дебальцевский котел. Дело в том, что для эффективного контроля линия разграничения должна быть максимально выпрямлена, без котлов и клинов, а как раз это ключевое условие и не соблюдается.

Ничего не изменилось по части формирования минской контактной группы, которая по результатам переговоров глав государств составила и подписала соглашение. До сих пор, к примеру, неясен статус того, кто завизировал документ от украинской стороны. Несмотря на заявления Киева о полномочиях Кучмы, он подписывается под документом как второй президент Украины, а не в качестве официального лица. А действующие президенты — и это каждый подчеркнул отдельно — ничего не подписывали. 




Собственно, даже это плюс краткий экскурс в историю минских соглашений позволяет говорить о том, что перемирие на Украине вряд ли будет долгим. Это важно иметь в виду в свете того, что планы ополчения — достичь административных границ Луганской и Донецкой областей — в последние перед Минском-2 недели реализовывались ускоренными темпами. Другой вопрос — какими будут последствия продолжения войны на Украине. Частично на него ответила Ангела Меркель, заявившая, что санкции против России не отменяются — 16 февраля следующий пакет вступит в силу. Однако как действовать ЕС, когда торговые аргументы будут исчерпаны, не знает, похоже, даже она.

Тем временем законопроект о поставках летального оружия на Украину накануне внесен в Конгресс США.

Категория: Геополитика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  27.04.2017
Новая российская противокорабельная ракета «Циркон» достигла на испытаниях восьми скоростей звука, сообщило агентство ТАСС со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе России. В ходе испытаний было подтверждено, что маршевая скорость ракеты в восемь раз превышает скорость звука. Ракета может запускаться с универсальных корабельных пусковых установок 3С14, которые также используются для ракет «Калибр» и «Оникс».
Геополитика  27.04.2017
ПРО США способна сбивать межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) России на 150-й секунде полета. Об этом в среду, 26 апреля, заявил начальник Центрального НИИ Войск воздушно-космической обороны РФ Сергей Ягольников. «Период подготовки применения ПРО США обеспечивает достаточный баланс времени для обстрела российских межконтинентальных баллистических ракет на восходящем активном участке траектории их полета. Получаются цифры такие. При использовании внешнего целеуказания от космического аппарата пуск противоракет возможен уже на 85-й секунде после старта МБР.
Мировой ВПК  27.04.2017
Аналитическое издание National Interest опубликовало статью «Почему Америка должна заставить Россию не нарушать договор РСМД (Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности -авт.)». Суть публикации сводится к тому, что «слабый президент» Обама не смог принудить Кремль вернуться к соблюдению буквы и духа этого соглашения, подписанного почти тридцать лет назад генсеком Горбачевым и президентом Рейганом. В статье признается, что в сохранении договора заинтересованы, прежде всего, американцы. Но для того, чтобы Путин взял под козырек, Вашингтону нужен эффективный рычаг давления на Россию.
Мировой ВПК  27.04.2017
В ночь на 7 апреля американские боевые корабли нанесли внезапный массированный ракетный удар по сирийской авиабазе Шайрат. А 25 апреля президент России Владимир Путин в Рыбинске провел заседание Военно-промышленной комиссии РФ и дал старт производству в нашей стране корабельных газотурбинных двигателей. Эти события, на первый взгляд, такие разные, настолько далеко разнесены во времени и пространстве, что совершенно не связаны между собой. На самом деле связь есть. И самая прямая.
Конфликты  27.04.2017
Начальник Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ генерал-полковник Сергей Рудской заявил, что Россия вывела почти половину своей авиагруппировки, которая располагалась на авиабазе Хмеймим в Сирии. В своем выступлении на VI Московской международной конференции по безопасности он пояснил, что военное руководство России посчитало возможным сократить количество российских самолетов в Сирии, поскольку «число террористических формирований в стране за последнее время уменьшилось».
Конфликты  25.04.2017
За последнюю неделю правительственные войска Сирии незаметно для всего мира одержали две крупные победы, стратегически сравнимые с возвращением Пальмиры. Новая конфигурация фронта позволяет назвать следующую крупную цель Дамаска – это находящаяся в центре химического скандала провинция Идлиб. Но причины для радости на этом не заканчиваются.
Конфликты  20.04.2017
С принятием Белым домом решения на агрессию против КНДР начнется период подготовки войны. Его цель – создание политических, международно-правовых, морально-психологических и военно-стратегических условий, обеспечивающих возможность и успех кампании. Развернется масштабная информационная операция по дискредитации руководства КНДР на международной арене, в государствах-союзниках и среди населения самой Северной Кореи. Особое внимание будет уделено поиску лиц из числа военных и партийных руководителей КНДР разных уровней, готовых к измене ради гарантий безопасности и денежного вознаграждения.