02.12.2014, 20:48
«Мистраль» станет французским «Титаником»
«Мистраль» станет французским «Титаником»Международная военная политика
Из-за вертолетоносцев Париж может потерять крупнейший контракт на поставку истребителей.

Глава Пятой республики Франсуа Олланд отказался передавать России законтрактованные вертолетоносцы класса «Мистраль» до разрешения украинского кризиса.

Об этом сообщила в понедельник пресс-служба Елисейского дворца. В свою очередь, посол Франции в РФ Жан-Морис Рипер подтвердил перенос на неопределенный срок поставки первого корабля «Владивосток». Напомним, по контракту между французской компанией DCNS и «Рособоронэкспортом» судно должно было быть передано России ещё 14 сентября, однако это событие постоянно откладывалось на протяжении двух месяцев. В качестве последней согласованной даты стороны называли 14 ноября. Второй вертолетоносец «Севастополь» должен быть передан российскому ВМФ чуть позже – в 2015 году. Контракт стоимость 1,2 млрд. евро на поставку двух «Мистралей» был заключен еще в 2011 году.

В политических и деловых кругах Франции отреагировала на очевидную попытку своего лидера выслужиться перед Вашингтоном довольно резко. Так, известный политолог, научный сотрудник Института стратегии и конфликтов Оливье Зажеч в интервью журналу Marianne признал, что решение по «Мистралям» ослабит оборонную промышленность страны. Поскольку «одним из главных преимуществ французского предложения в области вооружений всегда была альтернатива технологической и нормативной вассализации США». Аналитик также назвал решение Франсуа Олланда «политически недальновидным и мазохистским». Учитывая, что Франция «имеет долгосрочные интересы в выстраивании более зрелых отношений с Россией».

Как заметил Оливье Зажеч, действия главы Франции могут порадовать лишь «закостенелых атлантистов, а мы демонстрируем приверженность стратегической позиции, которая противоречит нашим собственным интересам (причем не только французским, но и европейским)».

Другие эксперты указывают на то, что контракт на постройку «Мистралей» создал во Франции много рабочих мест. В случае окончательного срыва поставки (что в свете развития украинского кризиса более чем вероятно), французским налогоплательщикам придется не просто вернуть РФ сумму контракта, но и выплатить штраф в качестве неустойки. Кроме того, как стало известно, задержка передачи Францией России первого вертолетоносца типа «Мистраль» потребует дополнительных финансовых расходов для судоверфи STX. Вынужденной оплачивать стоянку судна в порту Сен-Назера в течение неопределенного срока.

Французские СМИ уже посчитали общую сумму потерь – она составит €3 млрд., включая стоимость контракта (€1,2 млрд.), а также по €800 млн. за корабль.

Франсуа Олланд лишний раз доказал, что находится под внешним управлением из Вашингтона, считает президент Международного центра геополитического анализа Леонид Ивашов.

– Решение, которое противоречит национальным интересам, может быть принято только под давлением извне. Оно служит интересам атлантического блока, а не Франции. В свою очередь, России следует запустить юридический процесс по выходу из этого соглашения с требованием выплатить неустойку.

Но надо иметь в виду, что французы, скорее всего, не заплатят нам сразу. Это будет длительная судебная тяжба с неявным исходом. В нормальной ситуации выплата неустойки была бы очевидна – не поставил товар вовремя, платишь. В данном случае французы будут ссылаться на политический форс-мажор.

— Но ведь имеется контракт, в котором четко оговорены условия и сроки поставки.

– Совершенно верно. Париж не отдает корабли, а мы обращаемся в арбитраж. Понятно, что французская сторона будет использовать события на Украине как аргументы в свою пользу (дескать, Россия вовлечена в этот конфликт, и ей нельзя поставлять вооружение). Нашим правоохранительным органам нужно назначать расследование, кто и каким образом заключал этот контракт.

Кто вообще решил, что нашему флоту нужны вертолетоносцы? Они никак не вписываются в нашу военно-морскую стратегию. Непонятно, какие задачи должны решать эти «Мистрали». Поэтому их сначала хотели определить на Северный флот, а когда североморцы отказались, еще не построенные и не поставленные корабли перевели на Дальний Восток.

— Может, прикрывать Курилы?

– В том то и дело, что «Мистрали» нужны для того, чтобы высаживать десант. Японию мы, вроде, не собираемся завоевывать. А для защиты Курил такие дорогие «игрушки» не нужны. На мой взгляд, этот контракт был составлен без учета рисков и интересов национальной безопасности. В результате нам могут частично компенсировать потери или вообще ничего не заплатить. Но самое смешное, что даже несмотря на потери, нам не выгодно покупать эти вертолетоносцы. Поскольку их эксплуатация влетит в копеечку. Французы, например, откажутся поставлять запчасти, мотивируя это санкциями или политической ситуацией, и «Мистрали» превратятся в огромные плавающие «корыта». Не стоит забывать, что регламентные работы также должны проводить французы. Это ниточка, за которую нас постоянно будут дергать.

— Какие выводы можно сделать из этой истории?

– На мировом рынке вооружений Россию ждут только в качестве продавца. Если нам самим чего-то не хватает, нужно заниматься импортозамещением, но эта задача решается не за один год. Если у нас вся технологическая цепочка на 80% связана с импортным оборудованием (станки, элементная база), избавиться от такой зависимости не так просто. Без «Мистралей» мы обойдемся, а без электроники нет.

Возвращаясь к теме: ничего страшного не произошло, вертолетоносцы нашим морякам навязали с помощью бывшего министра обороны г-на Сердюкова, начальника Генштаба Макарова и тогдашнего президента Медведева. С них и нужно спрашивать. Если бы власти вложили такую сумму (более $3 млрд.) в нашу судостроительную промышленность, толку было бы намного больше.

Директор Центра стратегической конъюнктуры Иван Коновалов назвал решение французского президента «имиджевым самоубийством по политическим мотивам».

– Это полный абсурд называть разрешение украинского кризиса в качестве условия поставки «Мистралей». Тем более что в Москве, Вашингтоне, Донецке, Луганске и Киеве это понимают по-разному. Учитывая, что Франция - член НАТО, которая разделяет атлантистский подход к решению украинского вопроса, корабли нам будут переданы только в случае полной капитуляции ДНР и ЛНР.

Согласно контракту, у французов остается меньше трех месяцев для принятия какого-то решения. До тех пор Москва не может выставлять какие-либо штрафные санкции. При этом очевидно, что через три месяца Новороссия не выбросит «белый флаг». Следовательно, Москве придется судиться с Парижем за «Мистрали».

— Чем обернется срыв контракта для французского ОПК? Кто из конкурентов сможет воспользоваться ситуацией, чтобы потеснить Париж на мировом рынке вооружений?

– Я бы сказал, что для французов демарш имени Олланда - это своего рода Рубикон. Раньше они представляли альтернативу американцам, которые продают оружие только своим союзникам, если не сказать геополитическим вассалам. Это именно западное, высокотехнологичное вооружение, но без маркетинговых ограничений по политическому принципу.

То есть, если ты не дружишь с США, но хочешь приобрести оружие западного типа, то можно было обратиться к французам. На самом деле мировой рынок вооружений «держат» буквально несколько стран – США, Россия, Франция, Великобритания. У Германии много ограничений по производству, дальше идет Израиль. У каждого производителя из топ-группы есть своя «фишка». Например, Россия продает технику хорошего качества за невысокую цену. Это главное, что привлекает наших клиентов.

Французы - это альтернатива американскому оружию, но все же оружие западное. Благодаря такому бренду они всегда держались на 3-4 месте в мировой оружейной «табели о рангах» среди поставщиков.

— Получается, США снова главный бенефициар, который зарабатывает барыши на антироссийской санкционной истерике?

– В ситуации с «Мистралями» проигрывает только Франция. Потому что Россия может получить назад деньги и отказаться от кораблей, необходимость в которых и раньше вызывала большие сомнения.

«Мистраль» - корабль проекции силы, то есть экспедиционное судно. В этом качестве он нам изначально не был нужен. Интересы России сосредоточены на сухопутных направлениях. Это, прежде всего, защита рубежей СНГ от враждебных посягательств извне.

Франции «Мистрали» необходимы, поскольку она сохраняет свои интересы в бывших африканских колониях и нуждается в быстрой переброске войск. Потеря лица в глазах покупателей вооружений может быть чревата срывом других контрактов. Или неподписанием тех соглашений, на которые делает ставку Париж.

Министр обороны Франции Жан-Ив Ле Дриан сейчас отчаянно пытается спасти ситуацию с поставками истребителей «Рафаль» для индийских ВВС. Предполагалось заключить грандиозный контракт, который до сих пор не подписан. Несмотря на то, что французы выиграли тендер на поставку 126 самолетов, оттеснив Россию и США. Не исключено, что конкурс будет проводиться по-новому, и французы вообще могут из него вылететь.

— Это дает шанс российским авиастроителям.

– Безусловно, тем более что Индия один из главных наших партнеров по БРИКС. Пока Дели не занимает определенную позицию по Украине. Просто не до нее – и своих кризисов хватает. Так или иначе, индийцы, наверняка, отреагируют на срыв контракта по поставкам «Мистраля». Это может стать решающим фактором для определения своих предпочтений. Производство истребителей «Рафаль» уже давно налажено, но ни одного контракта до сих пор не заключено. И вряд ли кто будет приобретать машины у такого ненадежного поставщика.

Страны Северной Африки, которые тесно сотрудничали в военно-технической сфере с французами, наверняка, резко пересмотрят свои предпочтения. Алжирский рынок и раньше был диверсифицирован. Можно ожидать, что Россия получит на нем еще больше пространства для маневра.

— А как отразится срыв поставки вертолетоносцев на политической ситуации во Франции?

– Не сомневаюсь, что рейтинг президента будет падать до тех пор, пока Франсуа Олланд в этом отношении не станет копией Джорджа Буша-младшего. Для американцев это пример худшего президента, который только может быть.

Если Тони Блэра в свое время называли «пуделем Буша», то британцы это еще могли пережить. Все-таки в Великобритании глава государства - это королева, они менее болезненно относятся к тому, какую политику проводит очередной постоялец резиденции премьера на Даунинг-стрит.

В президентской республике выходка Олланда не останется незамеченной. Он станет «притчей во языцех» как трус, слабак и человек, опозоривший Францию. Напомню, это страна, которую в свое время возглавлял такой великий деятель мирового масштаба как генерал Шарль де Голль. С которого французские политики до сих пор берут пример. Думаю, вектор политический предпочтений французов теперь снова качнется в сторону политиков типа де Голля и к его принципам: Франция должна быть сильной и независимой страной. Никакого слепого подчинения разнарядкам США и НАТО. А Олланд теперь стал антигероем, на политической карьере которого можно ставить крест.

Категория: Геополитика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  24.02.2017
Недавно французское издание Air&Cosmos опубликовало схемы якобы перспективного российского легкого истребителя пятого поколения, разработкой которого занимается самолетостроительная корпорация «МиГ». Издание также привело краткие характеристики, которыми, по его мнению, будет обладать новый боевой самолет. Мы решили разобраться, почему не стоит доверять французским изображениям российского истребителя, что такое российская школа проектирования боевых самолетов и на какой летательный аппарат все же может быть похожа новая разработка «МиГа».
Мировой ВПК  20.02.2017
Приближение разведывательного корабля «Виктор Леонов» к побережью США – признак слабости России, а не силы, пишут американские СМИ, ссылаясь на свои источники в разведке. Источники попались с юмором, за «Виктора Леонова», охарактеризованного словом «бесполезный», даже становится обидно. Дело, однако, в том, что эти комментарии – непростительная чушь.
Мировой ВПК  20.02.2017
На англоязычном военном форуме Realitymod.com появилась информация, что некие западные компании решили создать так называемые «умные снаряды» против российского танка Т-14. Их назначение — не только обмануть активную защиту, но и поразить машину в уязвимых местах. И через несколько лет стальной кулак Путина потеряет угрожающую мощь.
Геополитика  20.02.2017
В НАТО намерены резко усилить свое военно-морское присутствие в Черном море. Об этом объявил генеральный секретарь Североатлантического альянса Йенс Столтенберг по итогам встречи министров обороны стран-союзников, завершившейся в Брюсселе. При этом генсек грозно добавил: «Диалог с позиции силы с РФ сработал в годы холодной войны, будет работать и сейчас».
Конфликты  17.02.2017
Российская система С-400 «Триумф» оказалась бессильна перед истребителем F-35: ЗРС не смогла ни остановить, ни распознать израильский истребитель пятого поколения в сирийской провинции Дамаск. В итоге самолет беспрепятственно поразил цели и «махнул русским крылом». Такая оценка С-400 сейчас активно раскручивается в Сети и педалируется некоторыми СМИ со ссылкой на авторитетное американское издание Defense News.
Конфликты  16.02.2017
Американское командование прорабатывает план начала сухопутной операции в Сирии. Ряд экспертов полагает, что если проект удастся провести через Конгресс, идея «маленькой победоносной войны» может заинтересовать Трампа. Как в случае начала «работы на земле» американцы будут выстраивать взаимодействие с многочисленными сторонами сирийского конфликта?
Конфликты  16.02.2017
Военнослужащие морской пехоты ВСУ, дислоцирующиеся в Широкино, всерьез ожидают наступления ополченцев ДНР на Мариуполь по льду Азовского моря. Об этом они рассказали в интервью Военному телевидению Украины. Насколько реально может быть в принципе такое наступление?