23.03.2015, 14:05
Миротворцы ОДКБ на Украине: возможности и реальность
Миротворцы ОДКБ на Украине: возможности и реальностьМеждународная военная политика
Генеральный секретарь Организации Договора коллективной безопасности (ОДКБ) Николай Бордюжа 19 марта сообщил о готовности в случае принятия СБ ООН соответствующего решения, предоставить миротворцев ОДКБ для наведения порядка на Украине. Понятно, что заявление носит политико-дипломатический характер, и на данном этапе не предполагает практической реализации.

Сам механизм принятия соответствующего решения Совбезом ООН настолько сложен и труднореализуем, что у Украины как государства есть все шансы окончательно исчезнуть раньше, чем данный вопрос будет хотя бы поставлен на обсуждение.

Тем не менее, заявление Бордюжи не может быть недооценено. Фактически, ничего не говоря напрямую, не задействуя государственных чиновников и, таким образом, избегая претензий в свой адрес, Россия дала понять, что может использовать ОДКБ ровно так же, как США использовали НАТО.

С середины 90-х годов Вашингтон отработал схему, в которой сразу за принятием СБ ООН решения о необходимости провести миротворческую операцию (или предотвратить гуманитарную катастрофу) США и НАТО объявляли, что только они имеют необходимые силы, опыт и волю, и начинали, произвольно трактуя резолюции Совбеза, карать и миловать стороны конфликта по собственному произволу.

В заявлении Бордюжи легко читается, что если Совбез рискнет принять резолюцию, констатирующую необходимость введения миротворцев на Украину, российские миротворцы под эгидой ОДКБ могут появиться там раньше, чем остальной мир почешется.

Отрадно, разумеется, что ОДКБ начинает выходить за узкие рамки борьбы с контрабандой наркотиков, терроризмом и нелегальной миграцией. Это все, конечно, важно, но в рамках военного блока выглядит как стрельба из пушки по воробьям. Для решения данных проблем существуют спецслужбы и полицейские структуры. Но сегодня для ОДКБ акцентирование внимания на миротворческом потенциале, даже с таким подтекстом, как в данном заявлении Бордюжи, – вчерашний день.

После того, как процессы интеграции на постсоветском пространстве достигли уровней Таможенного союза и ЕАЭС, а в особенности после того, как экономическая интеграция стала перешагивать бывшие советские границы, создание параллельных политических и военных структур перешло в разряд насущной необходимости – и стало вопросом времени (желательно ближайшего), а не принципа. По факту ОДКБ из аморфной организации, обеспечивающей безопасность постсоветского пространства от угрозы воинствующего ислама, распространявшегося в Центральной Азии с начала 90-х годов, должна превратиться в полноценный военный блок, защищающий глобальные интересы создающегося евро-азиатского экономического объединения.

Намеки на такую роль ОДКБ появились уже в 2012 году, когда переговоры о вступлении в организацию начал Египет (после перерыва они продолжаются до сих пор). В 2013 году аналогичные переговоры начала Индия, правда, почти сразу их приостановила. Наконец, в декабре 2014 года переговоры о вступлении в ОДКБ начал Иран.

Надо отметить, что все три эти страны являются крупными региональными игроками, при этом Индия и Иран претендуют и на глобальную роль. То есть потенциальные партнеры рассматривают ОДКБ не только как механизм гарантирования безопасности и защиты экономических интересов на пространстве от Северной Африки до Дальнего Востока, но и как средство реализации глобальных политических амбиций.
Дальше возникают вопросы.

Во-первых, расширение числа участников, увеличение веса и рост возможностей ОДКБ выгодно всем его членам, в том числе и России. Но необходимо понимать, что вхождение в его состав таких держав, как Индия, Иран и Египет снизит возможности России по контролю данной структуры. Конечно, Москва останется главным военным зонтиком ОДКБ, и ее слово будет решающим. Но проще убедить в необходимости поддержать российскую позицию Таджикистан (чье существование обеспечивается наличием на его территории российской военной базы) или Армению (для которой база России служит дополнительной точкой опоры в подмороженном, но готовом в любой момент взорваться карабахском конфликте), чем ядерную Индию, обладающую одной из крупнейших и хорошо вооруженных армий мира, или Иран, успешно противостоящий американской группировке в Персидском заливе.

Во-вторых, между азиатскими государствами – партнерами России немало глубоких противоречий, неоднократно приводивших в последние 50 лет к войнам между ними. Только на поверхности лежат неоднократные индо-пакистанские и индо-китайские конфликты. Китай, принципиально избегающий вступления в любые военные блоки, может воспринять расширение ОДКБ как угрозу своим интересам в Азии. Совместить интересы Индии, Пакистана, Ирана и Афганистана в рамках одного военно-политического объединения не легче, чем снять армяно-азербайджанские противоречия. Ни первое, ни второе пока никому не удалось сделать.

Таким образом, объективный запрос на расширение ОДКБ и превращение его в своего рода евро-азиатское НАТО существует. Но клубок интересов, претензий и противоречий, требующих согласования, крайне велик. Проблема эта тем сложнее решаема, что НАТО создавалась как организация, в которой США предоставляли партнерам услугу по предоставлению военной безопасности, а те подчинялись их политическому диктату. В рамках же ОДКБ совершенно очевидно возникнет несколько центров силы.

Впрочем, успешное согласование противоречий в рамках Таможенного союза и ЕАЭС дает надежду на то, что наработанный опыт позволит и в рамках ОДКБ найти приемлемые решения. Во всяком случае, до сих пор ни одно экономическое объединение не обошлось без военно-политической крыши, а на пространстве Евразии ОДКБ является единственной работающей (хоть и не в полную силу) структурой коллективной безопасности.

В условиях резкого обострения международной обстановки и ускорения течения геополитических процессов, если ОДКБ не выйдет из полусонного состояния и не найдет для себя нишу в новой глобальной системе координат, то она повторит судьбу Западноевропейского союза, исчезновения которого в 2012 году никто не заметил.

Но свято место пусто не бывает, и если нишу структуры евро-азиатской безопасности не займет ОДКБ, такая структура все равно будет создана, только роль России в новой структуре будет ниже, поскольку в ОДКБ принимает она, а во вновь созданную структуру ее будут принимать наравне со всеми.

Категория: Конфликты



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  23.03.2017
Китай продолжает очередную масштабную реформу Народно-освободительной армии (НОАК). Вслед за реорганизацией органов центрального военного управления объявлено очередное сокращение численности НОАК. Китайцы опять режут Сухопутные войска (СВ). И опять в пользу флотской компоненты, а также ВВС. Столь последовательная и долгосрочная политика ясно показывает приоритеты Китая в направлении своего военного развития и выбора противников.
Мировой ВПК  21.03.2017
Генеральный конструктор, вице-президент по инновациям Объединенной самолетостроительной корпорации (ОСК) Сергей Коротков сообщил о том, что корпорация проводит работы по созданию перехватчика нового поколения МиГ-41, который должен прийти на смену МиГ-31. Причем самолет разрабатывают не только конструкторы РСК «МиГ», но и специалисты других компаний, входящих в состав РСК.
Геополитика  20.03.2017
8 марта 2017 года вице-председатель американского Объединенного комитета начальников штабов генерал Пол Селва в выступлении в комитете Палаты представителей Конгресса США впервые публично обвинил Россию в нарушении бессрочного Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД), заключенного в 1987 году президентом США Рональдом Рейганом и генеральным секретарем ЦК КПСС Михаилом Горбачевым. Селва объявил, что Россия поставила на вооружение крылатую ракету наземного базирования (в классификации НАТО — SSC-8), чем нарушила «дух и смысл» соглашения о контроле над вооружениями, сделав это с целью создать угрозу для НАТО.
Геополитика  20.03.2017
На сайте Стратегического командования США появилось сообщение о проведении учений под кодовым названием Global Lightning 2017. Мероприятие могло бы остаться рутинным, если бы не три любопытных новшества. Во-первых, в этот раз «молнию» встроили в глобальные учения Европейского командования ВС США Austere Challenge 2017, которые по сути являются командно-штабными учениями (КШУ) армий всего Североатлантического альянса. Во-вторых, как заявил глава U.S. Strategic Command генерал Джон Хиттен, они впервые за четверть века не ограничились компьютерным моделированием.
Конфликты  23.03.2017
«На границе тучи ходят хмуро…» — это сегодня про израильский Север. Про тучи, которые следует развеять, а заодно и вызванный ими туман, про назревающую грозу на северной границе. Напряжение там, ставшее очевидным после обмена ударами между Израилем и Сирией в конце прошлой недели, — не локальное кратковременное обострение ситуации, а отражение новой реальности, которая определит будущее региона в ближайшей перспективе.
Конфликты  22.03.2017
Израиль пообещал продолжить авиаудары по оружейным конвоям «Хезболлы» в Сирии. Атаки будут продолжаться в случае «возможности с разведывательной и военной точек зрения», - подчеркнул премьер- министр страны Биньямин Нетаньяху. Он отметил, что проинформировал президента России Владимира Путина о своих намерениях. Кроме того, израильский премьер опроверг сообщения о том, что Россия настаивает на прекращении Израилем военных операций на сирийской территории. «У России имеется выработанная политика (по отношению к позиции Израиля на Ближнем Востоке), и она не изменилась», - цитирует заявление Нетаньяху израильское издание The Jerusalem Post.
Конфликты  22.03.2017
Швейцарский военный ресурс «Offiziere.ch» опубликовал статью канадского военного эксперта Пола Прайса «Strategic Spillover: The Emirates in Africa» («Стратегическая экспансия Эмиратов в Африке»). Автор, ранее работавший в аналитических структурах НАТО и ОБСЭ, комментирует создание Объединенными Арабскими Эмиратами двух военных баз на территории Африки.