23.03.2015, 14:05
Миротворцы ОДКБ на Украине: возможности и реальность
Миротворцы ОДКБ на Украине: возможности и реальностьМеждународная военная политика
Генеральный секретарь Организации Договора коллективной безопасности (ОДКБ) Николай Бордюжа 19 марта сообщил о готовности в случае принятия СБ ООН соответствующего решения, предоставить миротворцев ОДКБ для наведения порядка на Украине. Понятно, что заявление носит политико-дипломатический характер, и на данном этапе не предполагает практической реализации.

Сам механизм принятия соответствующего решения Совбезом ООН настолько сложен и труднореализуем, что у Украины как государства есть все шансы окончательно исчезнуть раньше, чем данный вопрос будет хотя бы поставлен на обсуждение.

Тем не менее, заявление Бордюжи не может быть недооценено. Фактически, ничего не говоря напрямую, не задействуя государственных чиновников и, таким образом, избегая претензий в свой адрес, Россия дала понять, что может использовать ОДКБ ровно так же, как США использовали НАТО.

С середины 90-х годов Вашингтон отработал схему, в которой сразу за принятием СБ ООН решения о необходимости провести миротворческую операцию (или предотвратить гуманитарную катастрофу) США и НАТО объявляли, что только они имеют необходимые силы, опыт и волю, и начинали, произвольно трактуя резолюции Совбеза, карать и миловать стороны конфликта по собственному произволу.

В заявлении Бордюжи легко читается, что если Совбез рискнет принять резолюцию, констатирующую необходимость введения миротворцев на Украину, российские миротворцы под эгидой ОДКБ могут появиться там раньше, чем остальной мир почешется.

Отрадно, разумеется, что ОДКБ начинает выходить за узкие рамки борьбы с контрабандой наркотиков, терроризмом и нелегальной миграцией. Это все, конечно, важно, но в рамках военного блока выглядит как стрельба из пушки по воробьям. Для решения данных проблем существуют спецслужбы и полицейские структуры. Но сегодня для ОДКБ акцентирование внимания на миротворческом потенциале, даже с таким подтекстом, как в данном заявлении Бордюжи, – вчерашний день.

После того, как процессы интеграции на постсоветском пространстве достигли уровней Таможенного союза и ЕАЭС, а в особенности после того, как экономическая интеграция стала перешагивать бывшие советские границы, создание параллельных политических и военных структур перешло в разряд насущной необходимости – и стало вопросом времени (желательно ближайшего), а не принципа. По факту ОДКБ из аморфной организации, обеспечивающей безопасность постсоветского пространства от угрозы воинствующего ислама, распространявшегося в Центральной Азии с начала 90-х годов, должна превратиться в полноценный военный блок, защищающий глобальные интересы создающегося евро-азиатского экономического объединения.

Намеки на такую роль ОДКБ появились уже в 2012 году, когда переговоры о вступлении в организацию начал Египет (после перерыва они продолжаются до сих пор). В 2013 году аналогичные переговоры начала Индия, правда, почти сразу их приостановила. Наконец, в декабре 2014 года переговоры о вступлении в ОДКБ начал Иран.

Надо отметить, что все три эти страны являются крупными региональными игроками, при этом Индия и Иран претендуют и на глобальную роль. То есть потенциальные партнеры рассматривают ОДКБ не только как механизм гарантирования безопасности и защиты экономических интересов на пространстве от Северной Африки до Дальнего Востока, но и как средство реализации глобальных политических амбиций.
Дальше возникают вопросы.

Во-первых, расширение числа участников, увеличение веса и рост возможностей ОДКБ выгодно всем его членам, в том числе и России. Но необходимо понимать, что вхождение в его состав таких держав, как Индия, Иран и Египет снизит возможности России по контролю данной структуры. Конечно, Москва останется главным военным зонтиком ОДКБ, и ее слово будет решающим. Но проще убедить в необходимости поддержать российскую позицию Таджикистан (чье существование обеспечивается наличием на его территории российской военной базы) или Армению (для которой база России служит дополнительной точкой опоры в подмороженном, но готовом в любой момент взорваться карабахском конфликте), чем ядерную Индию, обладающую одной из крупнейших и хорошо вооруженных армий мира, или Иран, успешно противостоящий американской группировке в Персидском заливе.

Во-вторых, между азиатскими государствами – партнерами России немало глубоких противоречий, неоднократно приводивших в последние 50 лет к войнам между ними. Только на поверхности лежат неоднократные индо-пакистанские и индо-китайские конфликты. Китай, принципиально избегающий вступления в любые военные блоки, может воспринять расширение ОДКБ как угрозу своим интересам в Азии. Совместить интересы Индии, Пакистана, Ирана и Афганистана в рамках одного военно-политического объединения не легче, чем снять армяно-азербайджанские противоречия. Ни первое, ни второе пока никому не удалось сделать.

Таким образом, объективный запрос на расширение ОДКБ и превращение его в своего рода евро-азиатское НАТО существует. Но клубок интересов, претензий и противоречий, требующих согласования, крайне велик. Проблема эта тем сложнее решаема, что НАТО создавалась как организация, в которой США предоставляли партнерам услугу по предоставлению военной безопасности, а те подчинялись их политическому диктату. В рамках же ОДКБ совершенно очевидно возникнет несколько центров силы.

Впрочем, успешное согласование противоречий в рамках Таможенного союза и ЕАЭС дает надежду на то, что наработанный опыт позволит и в рамках ОДКБ найти приемлемые решения. Во всяком случае, до сих пор ни одно экономическое объединение не обошлось без военно-политической крыши, а на пространстве Евразии ОДКБ является единственной работающей (хоть и не в полную силу) структурой коллективной безопасности.

В условиях резкого обострения международной обстановки и ускорения течения геополитических процессов, если ОДКБ не выйдет из полусонного состояния и не найдет для себя нишу в новой глобальной системе координат, то она повторит судьбу Западноевропейского союза, исчезновения которого в 2012 году никто не заметил.

Но свято место пусто не бывает, и если нишу структуры евро-азиатской безопасности не займет ОДКБ, такая структура все равно будет создана, только роль России в новой структуре будет ниже, поскольку в ОДКБ принимает она, а во вновь созданную структуру ее будут принимать наравне со всеми.

Категория: Конфликты



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  22.11.2017
В скором времени должны начаться испытания ракеты «воздух-поверхность», разработку которой долгое время держали в секрете. Известно, что она имеет заводское название «изделие 715» и индекс 9А5150. Ракета предназначена для сверхзвукового бомбардировщика Ту-22М3. Она должна существенно повысить его боевые возможности, приблизив по дальности пуска к ракетоносцу Ту-160. А, может быть, основная ракета «Белого лебедя» Х-101, имеющая дальность 5500 км, уступит по этому параметру «изделию 715» мировое первенство.
Геополитика  21.11.2017
Российский ответ на выход США из Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД) должен быть асимметричным. Он может заключаться в создании наземной группировки крылатых ракет стратегической дальности и супероружия – ракет с боевыми частями мегатонного класса.
Мировой ВПК  20.11.2017
Эта новость настолько огорчительна и неожидана, что требует хоть каких-нибудь внятных пояснений. По словам президента Объединенной судостроительной корпорации Алексея Рахманова, возник дефицит финансирования при строительстве атомного подводного ракетного крейсера стратегического назначения «Князь Олег» проекта 955А «Борей». В результате сроки спуска на воду «Князя Олега», посетовал глава ОСК, уже пришлось неоднократно откладывать.
Мировой ВПК  19.11.2017
На Казанском авиационном заводе имени Горбунова состоялась выкатка на летно-испытательную станцию модернизированного ракетоносца Ту-160. Самолет при большом стечении журналистов появился из нового ангара, специально построенного под проект глубокой модернизации «Белого лебедя», как называют в авиации Ту-160.
Конфликты  21.11.2017
События в Сирии, вместо того, чтобы уже подходить к завершению, продолжают развиваться. Как известно, вчера утром было обстреляно из минометов посольство России в Дамаске. Несмотря на это в Совете Безопасности ООН США заблокировали российский вариант заявления для прессы в связи с обстрелом, в очередной раз продемонстрировав двойной подход к ситуации.
Конфликты  20.11.2017
Это сообщение в Киеве комментируют под ликующими заголовками типа «Победа близка как никогда»: по сообщению телеканала ABC News, после долгих проволочек Совет национальной безопасности США одобрил грант в 47 миллионов долларов на закупку оружия для Украины. Теперь президенту Дональду Трампу будет предложено окончательно утвердить «покупку американского оборонного оружия, включая мощные противотанковые ракеты Javelin».
Конфликты  13.11.2017
Разведкой ДНР отмечена ротация подразделений ВСУ на мариупольском направлении В связи с этим заместитель командующего оперативным командованием Донецкой народной республики Эдуард Басурин не исключает обострения ситуации. По словам представителя военного ведомства ДНР, отмечено прибытие на мариупольское направление 501 обМП (отдельного батальона морской пехоты) 36 обрМП (отдельной бригады морской пехоты) предположительно для ротации подразделений 1 обМП. Басурин убежден, что прибытие очередных военных только усугубит и «без того сложную ситуацию вблизи линии соприкосновения на Мариупольском направлении».