24.12.2014, 12:48
Две с половиной задачи ОДКБ
Две с половиной задачи ОДКБМеждународная военная политика
ОДКБ в ближайшее время предстоит серьезная проверка на прочность. Ей предстоит решать две серьезные задачи. А если быть точнее, то две с половиной.

На проходившем 23 декабря очередном саммите Организации Договора о Коллективной Безопасности лидеры России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Армении обсудили ряд насущных вопросов и обозначили приоритетные для себя угрозы. Безусловно, речь не идет о таких глобальных и одновременно пустых вещах как «противостояние НАТО» или «сдерживание Китая». Во-первых, ОДКБ до таких масштабов просто не доросла структурно, и, во-вторых, эти угрозы существуют скорее в сознании некоторых политологов и генералов, привыкших мыслить чересчур абстрактно.

НАТО не собирается вторгаться в Среднюю Азию, на Кавказ и тем более в Белоруссию, а экспансия Китая направлены на юго-западное направление (отчасти поэтому Пекин больше всех стран ОДКБ заинтересован в спокойствии на своей северо-восточной периферии).

А вот угроза от «Исламского государства» вполне реальна. Да, теоретически ИГ находится далеко от границ стран ОДКБ, однако террористическая угроза все меньше и меньше зависит от территориального фактора. В ней все больше превалирует роль фактора «зеленого интернационала». «Она приобрела новое измерение за счет активности иностранных террористов-боевиков и усиления связи с транснациональной организованной преступностью. Терроризм укрепляется численно, идеологически и финансово, играя самостоятельную роль в региональных конфликтах и используя межконфессиональные и межэтнические противоречия», - говорится в совместном заявлении глав государств, входящих в ОДКБ. ИГ фактически превратилась в место прохождения практики для террористов со всего мира - стран Европы, Африки, Америки.

Однако особую роль в ней играют выходцы из стран постсоветского пространства - прежде всего России и государств Средней Азии. И когда-то они вернутся домой, где могут применить полученные знания. И не обязательно в рамках организации государственного переворота (хотя в том же Таджикистане обстоятельства для переворота могут и сложиться). Как известно, некоторые радикалы считают джихадом и подрыв магазинов, отелей с «неверными» и просто теракты против мирных граждан. ОДКБ не хочет видеть на своей территории такой вот «джихад», поэтому лидеры стран-членов группировки договорились принять «скоординированные меры в отношении лиц, возвращающихся на территорию государств – членов ОДКБ после участия в вооруженных конфликтах на стороне международных террористических организаций».

Понятно, что этого явно недостаточно, что для борьбы с терроризмом нужно ликвидировать прежде всего социально-экономическую почву для этого явления в виде низкого уровня жизни и отсутствия чувства сопричастности к государственной идее в стране, являющейся потенциальной жертвой. Однако важность сотрудничества по отлову недобитых в Сирии и Ираке «стажеров» не стоит недооценивать.

Вторая угроза - это ситуация в Афганистане. Да, в стране идут политические процессы, однако до стабильности этой стране далеко. Тем более что страна может быть одной из основных целей экспорта исламистов из ИГ. «Появляются отряды боевиков так называемого «Исламского государства», которые замахиваются на то, чтобы включить некоторые провинции Афганистана в так называемый исламский халифат», - говорит Владимир Путин. И если исламские экстремисты смогут захватить эту страну, то Таджикистан и, как следствие, Киргизия окажутся под угрозой.

Радикализация Афганистана станет катализатором для усиления позиций исламистов в этих странах. И это уже не говоря об угрозе наркотрафика - России и Средней Азии «посчастливилось» находиться по соседству со страной, которая поставляет на рынок более 90% мирового производства героина. Именно поэтому страны ОДКБ как никто другой заинтересованы в том, чтобы Афганистан вступил на путь поступательного развития, чтобы в нем открывались школы, создавались условия для роста среднего класса, снижался уровень коррупции. Именно поэтому они выразили готовность «оказывать всемерное содействие становлению ИРА (Исламской республики Афганистан - Эксперт Online) как независимой, мирной, нейтральной страны, свободной от терроризма и наркопреступности».

Наконец, «половинка» - это ситуация вокруг Нагорного Карабаха. В отличие от проблемы с ИГ или Афганистаном, Карабахский вопрос не является первостепенной или тем более неизбежной угрозой. К тому же формально ОДКБ не имеет отношение к Карабаху - юридически это не территория Армении, которую надо защищать. Однако сама возможность размораживания конфликта представляется крайне опасной для всего постсоветского пространства. В Баку действительно рассматривают возможность силового решения конфликта, поскольку а) несмотря на общую слабость Армении, шансы вернуть Нагорный Карабах дипломатическим путем с каждым годом уменьшаются и б) идея возврата Карабаха является одной из ключевых опор легитимности Ильхама Алиева, поэтому отказаться он от нее не может. В этом плане последние провокации Азербайджана (включая уничтожение армянского вертолета) можно расценивать не только как своего рода демонстрацию флага, но и как разведку боем. Причем не разведку не столько армянских сил и возможностей, сколько готовности России вмешаться в конфликт по «грузинскому варианту образца августа 2008 года». Соответственно, проявление Россией слабости (в том числе и в украинском кризисе) может стать для Азербайджана «зеленым светом». Именно поэтому все страны ОДКБ заинтересованы, чтобы конфликт так и находился в замороженном состоянии. Да, в итоговом заявлении они затронули Карабах по касательной, однако осторожность в формулировках была вызвана именно юридической сложностью в определении Карабаха как вопроса, касающегося ОДКБ, а также нежеланием провоцировать Азербайджан на дальнейшую эскалацию.

Решение этих двух с половиной проблем а также других вопросов помельче требует углубления интеграции, о чем и договорились стороны на нынешнем саммите. В частности, они подписали соглашение о создании Коллективных авиационных сил, общую антинаркотическую стратегию и почти два десятка других документов. При этом ОДКБ приглашает поучаствовать в ликвидации угроз и другие заинтересованные стороны.

Именно поэтому Нурсултан Назарбаев заявил, что «организация открыта для конструктивного взаимодействия с другими странами и международными организациями». В ОДКБ рассчитывают, например, на содействие Ирана и даже в каких-то вопросах НАТО. Не стоит забывать, что решение общих проблем совместными усилиями всегда способствует росту понимания и доверия между участниками. А доверия - это именно то, чего не хватает в современном мире.

Категория: Геополитика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  14.07.2017
Мощные и дорогие корабли Королевского флота могут быть повреждены или разрушены сравнительно дешевыми ракетами, например, российского или иранского производства, пишет британское издание Daily Mail. Поэтому Великобритании стоит переключиться на разработку оборонительных мощностей кораблей, чтобы они не уступали наступательным.
Мировой ВПК  14.07.2017
С американским истребителем F-35 происходят удивительные трансформации. Нет, лучше он не становится. Самолет, который в ограниченном количестве находится в опытной эксплуатации, еще неизвестно когда доведут до ума. То есть до того уровня, который обещан корпорацией Lоckheed Martin как Пентагону, так и целому ряду стран, входящих в НАТО. Журнал National Interest в пространной статье рассказывает о модернизации пока еще как следует не вставшего «на крыло» многоцелевого истребителя пятого поколения.
Мировой ВПК  13.07.2017
После того как американские эсминцы разбомбили сирийскую авиабазу «Томагавками» — крылатыми ракетами, умеющими скрытно, на малой высоте подбираться к цели, оживились дискуссии о средствах противодействия этому коварному оружию. Среди таких средств особое место занимает МиГ-31, один из самых интересных боевых самолетов, созданных в нашей стране.
Мировой ВПК  07.07.2017
«Вестник Мордовии» на днях сообщил о том, что в Сирии танки Т-72Б3 впервые использовали танковые управляемые ракеты комплекса 9К119М «Рефрекс-М», которые по классификации НАТО имеют обозначение АТ-11 «Снайпер». «Рефлекс-М» и его предшествующую модификацию — 9К119 «Рефлекс» — принято называть противотанковым ракетным комплексом (ПТРК). Однако это не в полной мере отражает реальность", поскольку комплекс способен поражать не только танки, но и вертолеты, другие низколетящие цели, инженерные сооружения, уничтожать живую силу противника.
Конфликты  04.07.2017
На Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге тульское НПО «Сплав» представило модернизированные противолодочные ракеты для комплекса РПК-8 «Запад». Ракеты, получившие индекс 90Р1, уже запущены в серийное производство и начинают поступать на боевые корабли ВМФ России.
Конфликты  04.07.2017
Риски прямого военного конфликта России и США на сирийской территории неумолимо возрастают, прогнозируют западные аналитики. Все плотнее «увязают» в сирийской пустыне и другие державы — Иран, Турция, Израиль, которые мечтают безраздельно властвовать на этой территории. У кого из генералов первым не выдержат нервы, чтобы отдать приказ на атаку вчерашних союзников?
Конфликты  04.07.2017
Интернет звенит о том, какой может быть конфронтация между РФ и США. Внесу свой вклад и я. Диспозиция глазами Stratfor и иже с ними: хоть у России в Сирии и имеются ракетные системы класса «земля-воздух» и юркие истребители, все это неспособно выстоять в короткой и жестокой войне против США.