10.04.2015, 16:23
Для F-35 просят еще $400 млрд
Для F-35 просят еще $400 млрдМеждународная военная политика
Пентагон планирует модернизацию новейшего истребителя, который пока проигрывает российскому Т-50.

ВВС США уже планируют модернизацию новейшего истребителя Lockheed Martin F-35 Lightning II (рус. «Локхид-Мартин» Ф-35 «Молния» II), который еще не поступил на вооружение. Об этом на днях сообщило специализированное издание defense-aerospace.com.

Сам факт модернизации является косвенным признаком того, что самолет уже начинает устаревать. Так, на днях в интервью агентству Reuters руководитель программы F-35 ВВС США генерал Джеффри Харриган заявил, что самолет может получить новые системы авионики, радиолокации, более экономичный двигатель и даже лазерное оружие. Сообщается, что модернизация истребителей обойдется американской казне в 400 млрд. долларов.

Генерал Джеффри Харриган объяснил модернизацию самолетов необходимым шагом, так как «потенциальные противники быстро развивают свои технологии, и F-35 должен отвечать вызовам будущего».

- Первоначальная оперативная готовность самолета версии F-35A для ВВС США намечена на август-сентябрь 2016 года, эти планы не изменились, - сказал Харриган. - Мы должны еще много сделать по разработке программного обеспечения, подготовить много специалистов по обслуживанию F-35, и мы уверены, что первоначальная боеготовность самолета будет достигнута в запланированный срок.

Отметим, что самолет, как заявляют американцы, пятого поколения Lockheed Martin F-35 Lightning II совершил первый полет в 2006 году. С 2012 эксплуатируется в учебных целях. Разрабатывается в трёх вариантах: для нужд ВВС США (наземный истребитель — CTOL), для Корпуса морской пехоты США и ВМС Великобритании (истребитель с укороченным взлетом и вертикальной посадкой — STOVL), и для нужд ВМС США (палубный истребитель — CV). Средняя цена истребителя любой модификации на сегодняшний день превышает 100 млн. долларов.

- Чем больше Соединенные Штаты будут разрабатывать и совершенствовать свой самолет, тем для нас лучше, - замечает член Экспертного совета председателя Военно-промышленной комиссии при правительстве РФ, полковник запаса Виктор Мураховский. - Американцы думали создать относительно дешевый вариант истребителя пятого поколения, но обладающий серьезными возможностями по сравнению с основной машиной F-16, которую он и был призван заменить. В итоге эти задачи не были выполнены. Истребитель получился чудовищно дорогим – по сути дела, за один F-35 можно купить три F-16. В то же время затягивание разработки привело к тому, что некоторые элементы истребителя на сегодняшний день действительно устарели, например, авионика.

Что касается боевых возможностей F-35, то истребитель не получил радикально новых свойств даже по сравнению с существующими самолетами, которые называются поколением «4+».

— Однако ближайшие союзники США, например, Великобритания, Израиль, подписали контракт на закупку F-35…

- Да, но не секрет, что в связи с возрастанием стоимости этих истребителей некоторые другие страны решили существенно сократить объем закупок. В некоторых случаях - в разы. Во многом проект получился, как я считаю, неудачным из-за того, что была поставлена следующая задача – сделать F-35 основным и массовым самолетом для стран НАТО и некоторых союзников вне Североатлантического блока.

К слову, аналитики авторитетного центра Air Power Australia еще несколько лет назад признали F-35 истребителем поколения «4+», хотя производитель и разработчик корпорация Lockheed Martin позиционирует самолет как машину пятого поколения. Австралийские аналитики указывают на малую тяговооруженность самолета и, как следствие, - на невозможность сверхзвукового полета без включения форсажа. Также они говорят о его сравнительно низкой живучести и маневренности и о том, что эффективная поверхность радиолокационного отражения не соответствует требованиям к истребителям пятого поколения. Кроме того, австралийцы сообщили об итогах виртуального воздушного боя между F-35 и нашим Су-35 поколения «4++» - американский самолет не показал всего того, что должен был продемонстрировать.

— А что касается оснащения F-35 лазерным оружием… Скажем, программу по экспериментальному самолету Boeing YAL-1 с лазером на борту США закрыли в 2011 году, хотя тогда их Агентство противоракетной обороны (MDA) сообщало, что ему удалось уничтожить набирающие скорость баллистические ракеты…

- Насколько эта информация соответствовала действительно - неизвестно. Но беспилотники и некие аэродинамические крылатые ракеты Boeing YAL-1 действительно сбивал. Однако испытания проводились в полигонных условиях, по известной цели, а самое главное – при идеальных погодных условиях. Малейшее изменение прозрачности атмосферы, наличие водяных паров и эффективность такого вооружения падает не просто в разы, а на порядки. Кроме того, половину этого Boeing занимала энергетика лазера. Так что установка лазерного оружия на F-35 предполагала бы оснащение самолета аккумуляторами, по размеру сопоставимые с размером двигателя…. Поэтому подобные заявления о лазерном оружии – это полная профанация. К примеру, советский самоходный лазерный комплекс 1К17 «Сжатие», разработанный на шасси танка, в лучшем случае обеспечивал ослепление оптики и зрения человека, на большее он был не способен. Сегодняшние лазерные системы по сравнению с тем временем далеко не продвинулись.

— Джеффри Харриган объяснил модернизацию самолетов необходимым шагом, отметив, что «потенциальные противники быстро развивают свои технологии, и F-35 должен отвечать вызовам будущего». Под «технологиями потенциальных противников» подразумевают наш ПАК ФА (Т-50)?

- F-35 – это легкий истребитель, в то время как Т-50 – тяжелый. Но если сравнить технологии, то российский самолет превосходит его по всем параметрам. Наверное, только американцы могут позволить себе принимать на вооружение серийный истребитель стоимостью больше 100 млн. долларов за единицу. По характеристикам ПАК ФА, грубо говоря, кроет F-35 по всем параметрам – по тяговооруженности, оснащенности авиационными средствами поражения, маневренности. Единственный момент, который пока остается непроясненным - это авианока на нашем самолете.

Однако заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин говорит, что F-35 пока все равно сложно дать однозначную оценку.

- Американские летчики, к примеру, об этом истребителе хорошо отзываются. Не один самолет не был потерян в катастрофах, только один сгорел на земле. При этом понятно, что машина имеет много проблем, главная из которых – его цена: истребитель не может быть таким дико дорогим. Но, с другой стороны, в США альтернативы ему все равно нет, и программу «Единый ударный истребитель» (в рамках нее и реализуется F-35 Lightning II) американцы доведут до конца любой ценой во всех смыслах.

Думаю, что к словам генерала ВВС США нельзя серьезно относиться, их цель – очередное выбивание денег. Это стандартное поведение любого военного в отношении политиков. Что касается лазера, то на данный момент это также однозначно популистское заявление. Лазер на борту такого самолета может использоваться разве только для ослепления оптических приборов противника. Но я не знаю, стоит ли игра свеч, по крайней мере, на данном этапе развития технологий.

Военный эксперт Владимир Щербаков говорит, что модернизация самолета была предусмотрена еще в самом начале реализации программы.

- Все модификации F-35 на сегодняшний момент испытаны, и самолет уже начал поступать в войска на опытную эксплуатацию. Но «Единый ударный истребитель» - это комплексная программа, ее реализация идет поэтапно. И на каждом таком этапе самолет будет модернизироваться – по бортовым системам, по вооружению и т.д. Грубо говоря, каждый последующий самолет будут лучше, чем предыдущий. Соответственно, предыдущий будет модернизироваться и подгоняться под новый стандарт.

Скажем, появляется новая модификация ракет, их надо включать в этап вооружения. Для этого придется определенным образом дорабатывать программное обеспечение, систему управление вооружением и т.д. Вот такая непрерывная цепочка задумана американцами, которая объясняется совершенствованием характеристик, уменьшением массы некоторых систем, двигателя и т.д. В принципе это не новая практика. Скажем, российские корветы проекта 20380 «Сообразительный» и «Бойкий» по характеристикам существенно отличаются от головного корабля «Стерегущий».

Что касается качества F-35, то пока тут сложно давать оценку, потому что в самолет внедрено не все, что планировалось изначально. Думаю, к 2019-2020 годам можно будет делать выводы. Но на мой взгляд, американцам все-таки удалось добиться той универсальности самолета, которую они и планировали: поставлять самолет и в ВВС, и в ВМС, и для нужд Корпуса морской пехоты. То есть единая платформа самолета у них есть.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  20.11.2017
Эта новость настолько огорчительна и неожидана, что требует хоть каких-нибудь внятных пояснений. По словам президента Объединенной судостроительной корпорации Алексея Рахманова, возник дефицит финансирования при строительстве атомного подводного ракетного крейсера стратегического назначения «Князь Олег» проекта 955А «Борей». В результате сроки спуска на воду «Князя Олега», посетовал глава ОСК, уже пришлось неоднократно откладывать.
Мировой ВПК  19.11.2017
На Казанском авиационном заводе имени Горбунова состоялась выкатка на летно-испытательную станцию модернизированного ракетоносца Ту-160. Самолет при большом стечении журналистов появился из нового ангара, специально построенного под проект глубокой модернизации «Белого лебедя», как называют в авиации Ту-160.
Мировой ВПК  18.11.2017
The National Interest продолжает знакомит читателей с небывалыми качествами «чемодана без ручки». То есть неудачного легкого истребителя F-35, на который уже потрачено столько денег, что отказаться от него уже невозможно. Слабые летные характеристики компания «Локхид Мартин» уже давно пытается скомпенсировать мощным программным обеспечением, которое должно быть чуть ли ни умнее пилота. В статье говорится, что по-настоящему прекрасный истребитель появится в начале двадцатых годов, когда будет готов программный блок с индексом Block IV. А пока придется полетать на том, что имеем.
Геополитика  17.11.2017
Согласно текущим взглядам военно-политического руководства Соединенных Штатов, наземная компонента стратегических ядерных сил является главной составляющей американской ядерной триады. Это обусловливается следующими отличительными особенностями межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования: высокая готовность к нанесению ракетно-ядерных ударов в ходе любой стратегической наступательной операции и способность к реализации различных по характеру форм и способов боевого применения (превентивный, ответно-встречный или ответный ядерные удары в любых условиях текущей военно-политической и стратегической или оперативно-тактической обстановки); высокая надежность и всепогодность несения ими боевого дежурства и боевого применения по предназначению, а также способность обеспечить поражение с высокой точностью и эффективностью любых имеющих стратегическую важность различных по типу объектов противника. При этом атомные подводные ракетоносцы, вооруженные баллистическими ракетами, рассматриваются в первую очередь как средство для осуществления гарантированного ответного ядерного удара.
Конфликты  20.11.2017
Это сообщение в Киеве комментируют под ликующими заголовками типа «Победа близка как никогда»: по сообщению телеканала ABC News, после долгих проволочек Совет национальной безопасности США одобрил грант в 47 миллионов долларов на закупку оружия для Украины. Теперь президенту Дональду Трампу будет предложено окончательно утвердить «покупку американского оборонного оружия, включая мощные противотанковые ракеты Javelin».
Конфликты  13.11.2017
Разведкой ДНР отмечена ротация подразделений ВСУ на мариупольском направлении В связи с этим заместитель командующего оперативным командованием Донецкой народной республики Эдуард Басурин не исключает обострения ситуации. По словам представителя военного ведомства ДНР, отмечено прибытие на мариупольское направление 501 обМП (отдельного батальона морской пехоты) 36 обрМП (отдельной бригады морской пехоты) предположительно для ротации подразделений 1 обМП. Басурин убежден, что прибытие очередных военных только усугубит и «без того сложную ситуацию вблизи линии соприкосновения на Мариупольском направлении».
Конфликты  11.11.2017
Сирийские войска президента Башара Асада при поддержке ВКС России взяли последний оплот «Исламского государства" - Абу-Камаль. Часть террористов, удерживавших город, уничтожена, часть переправилась через Евфрат и движется в северном направлении. Об этом с пятницу, 10 ноября, заявил министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу на военной коллегии России и Белоруссии.