26.01.2017, 10:05
Битва в ближней воде: какой вызов бросят субмарины 5-го поколения
Битва в ближней воде: какой вызов бросят субмарины 5-го поколенияМеждународная военная политика
Россия вплотную приблизилась к созданию подводных лодок (с неатомной энергетической установкой) следующего по очереди, пятого поколения. Информация об этом появилась со ссылкой на руководство Объединенной судостроительной корпорации. В ОСК не скрывают: основа для таких разработок есть. В частности, по сведениям входящего в состав корпорации Центрального конструкторского бюро морской техники «Рубин», базой для обновленных субмарин могут стать лодки предыдущего класса – проект под индексом 677 и с именем «Лада», который ранее разрабатывался этим ЦКБ.

Интересно, что сегодня в мире не стихают разговоры о целесообразности присутствия в составе флота дизель-электрических подводных кораблей, в то время как, казалось бы, балом должны полностью править их более мощные и представительные во всех отношениях атомные собратья. Однако тактика применения военно-морских сил показывает, что отказываться от этого вида субмарин пока преждевременно.

Невидимки «Лада» и «Варшавянка»

После Великой Отечественной войны по разработанным ЦКБ МТ «Рубин» проектам были построены три поколения дизель-электрических подводных лодок для отечественного ВМФ. Нынешний, третий проект под именем «Варшавянка» известен всему миру благодаря своим уникальным тактико-техническим характеристикам, прежде всего исключительной малошумности, достигаемой за счет однокорпусной конструкции, уменьшения габаритов корабля, применения особого электродвигателя и виброизоляторов.

Субмарины этого класса даже получили прозвище «черной дыры в океане»: обнаружить ее акустическими средствами противника до того момента, как сама лодка вскроет того, кто за ней следит, еще не удавалось никому.

Четвертое поколение отечественных подводных лодок, также разработанное на «Рубине», носит наименование «Проект 677 «Лада». Первый корабль этого класса был спущен на Адмиралтейских верфях в 2004 году и под именем «Санкт-Петербург» был направлен на Северный флот. Эти субмарины, так же как и лодки 636-го проекта, обеспечивают гарантированное упреждающее обнаружение кораблей противника, а входящий в арсенал «Лады» набор вооружения делает ее грозным стражем морей.

В состав боевых средств подлодки входят не только торпеды и мины, но и противокорабельные ракеты. За точность позиционирования отвечает навигационный комплекс с инерциальной системой. Уникальна здесь и силовая установка: дизель-генераторы во время нахождения корабля в перископном положении выполняют не только обычную зарядку аккумуляторов, но и способны обеспечить режим ускоренной зарядки.

Дальность плавания «Лад» может составлять до 650 миль без всплытия и до 16 тысяч с подзарядками. Внушительна у этого дизель-электрохода и скорость, в том числе подводная, – свыше 20 узлов. Глубина, на которую корабль может погружаться при выполнении задач, составляет 250 метров. При этом 677-й проект усилил «традиции» малошумности лодок предыдущего поколения. И без того низкий уровень заметности корабля увеличивается здесь благодаря применению нового противогидролокационного покрытия корпуса, а также внедрению различных инновационных технологий и материалов.

Физические поля в океане

В ЦКБ МТ «Рубин» говорят, что лодки 677-го проекта способны эффективно решать задачи, стоящие перед современными неатомными субмаринами, как в океанской, так и, что немаловажно, в прибрежной зоне. В бюро особенно гордятся тем, что в процессе создания этого корабля было выполнено свыше 200 научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Их итогом стало, к примеру, внедрение комплекса радиоэлектронного вооружения, отличающегося минимальным энергопотреблением, использование новой комплексной автоматизированной системы управления техническими средствами и оружием корабля.

«Лодка проекта 677 аккумулировала в себе новейшие достижения кораблестроительной науки и техники, – уверен гендиректор «Рубина» доктор технических наук Игорь Вильнит. – Полученные в ходе опытной эксплуатации результаты соответствуют нашим ожиданиям и подтверждают широкие перспективы для кораблей этого класса. Заказ Минобороны России на две "Лады" свидетельствует о том, что флот поставил задачу повышения потенциала неатомных подводных сил, которую мы обязаны выполнить».

Именно на базе «Лады» и будет создаваться перспективная серия усовершенствованных кораблей, говорит Игорь Вильнит. По его словам, корабль пятого поколения будет гораздо менее заметен, чем даже нынешние лодки. «Причем эта малозаметность коснется и тех физических полей, которым ранее уделялось сравнительно мало внимания, – подчеркивает глава «Рубина». – Что касается силовой установки, то она может быть нового типа, в том числе полностью электрической. Изменения могут коснуться и других подсистем, которые на кораблях пятого поколения могут изменить свой традиционный облик. Важным отличием нового поколения станет широкое использование необитаемых подводных аппаратов. Размеры лодок, как и ранее, определят требования к их характеристикам со стороны ВМФ России».

Битва в ближней зоне

Одним из элементов «реновации» 677-го проекта в будущей лодке нового типа станет применение воздухонезависимой энергетической установки (ВНЭУ). Она должна продлить время непрерывного пребывания корабля в подводном положении. По информации «Рубина», экспортный вариант «Лады» – подводная лодка «Амур 1650» – уже предлагается в варианте с ВНЭУ, предусматривающем использование топливных элементов и переработки дизельного топлива для производства водорода (как топлива) непосредственно на борту. «Это хорошая перспектива для развития проекта», – уверен гендиректор ЦКБ МТ.

Что интересно, корабли, которые будут строиться в комплектации с такой энергетической установкой, не нуждаются в больших переделках: речь идет лишь о врезке дополнительного отсека в серийный корпус.

Работу по созданию ВНЭУ ведет и Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит». Причем, по словам его генерального директора Владимира Дорофеева, речь идет об энергоустановке именно для неатомных субмарин. «Мы создали действующий стендовый образец. Например, он имитирует работу установки под водой по замкнутому циклу. Стенд должен подтвердить реальную работу установки при различных моделях эксплуатации, в том числе длительной», – отмечает Владимир Дорофеев.

В целом у российских разработчиков подводной техники нет сомнений, что дизель-электрические субмарины будут и дальше востребованы флотом наравне с атомными кораблями. Тот же Игорь Вильнит отмечает, что если атомные стратегические ракетоносцы – морская составляющего нашего ядерного щита –представляют собой наиболее жизнеспособную составляющую ядерной триады, то эффективные противолодочные средства востребованы в ближней морской зоне.

«В отличие от США, Великобритании и Франции для нас важны закрытые и окраинные моря, такие как Баренцево, Охотское, Японское, где применять атомные лодки избыточно дорого и не всегда разумно, – отмечает глава «Рубина». – Здесь нужны компактные, скрытные и имеющие высокий поисковый потенциал неатомные подлодки, такие как «Лада». Кроме того, они нужны в Балтийском и Черном морях, имеющих статус безъядерных».

О том, что развитие современных дизель-электрических подводных лодок дает стране, обладающей субмаринами этого класса, весомый аргумент в гипотетическом конфликте, написало не так давно и популярное американское издание The National Interest.

В своей статье с символичным названием «Они могут утопить ВМС США: смертоносные невидимые субмарины» автор публикации, эксперт Центра национальных интересов Гарри Дж. Казианис, отмечает, что новые дизель-электрические лодки разработкой проектов которых занимается Россия, «будут еще опаснее, чем существующие».

В частности, как обращает внимание американский эксперт, новая воздухонезависимая энергетическая установка позволит лодке оставаться в подводном положении до 25 суток. По мнению автора публикации, ответить на этот новый вызов Военно-морские силы Соединенных Штатов должны в том числе путем строительства собственных дизель-электрических подлодок с акцентом на изготовление прежде всего «сверхтихих» образцов.

Автор: Дмитрий Сергеев
Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  27.04.2017
Турецкие водолазы уже в первые часы после кораблекрушения могли «покопаться» в секретной начинке «Лимана», опасаются российские адмиралы. Российский корабль оснащен радиолокационной и гидроакустической системой, а также аппаратурой радиоразведки. Уже можно сделать выводы и о том, кто виноват в потере корабля российского Черноморского флота.
Мировой ВПК  27.04.2017
Новая российская противокорабельная ракета «Циркон» достигла на испытаниях восьми скоростей звука, сообщило агентство ТАСС со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе России. В ходе испытаний было подтверждено, что маршевая скорость ракеты в восемь раз превышает скорость звука. Ракета может запускаться с универсальных корабельных пусковых установок 3С14, которые также используются для ракет «Калибр» и «Оникс».
Геополитика  27.04.2017
ПРО США способна сбивать межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) России на 150-й секунде полета. Об этом в среду, 26 апреля, заявил начальник Центрального НИИ Войск воздушно-космической обороны РФ Сергей Ягольников. «Период подготовки применения ПРО США обеспечивает достаточный баланс времени для обстрела российских межконтинентальных баллистических ракет на восходящем активном участке траектории их полета. Получаются цифры такие. При использовании внешнего целеуказания от космического аппарата пуск противоракет возможен уже на 85-й секунде после старта МБР.
Мировой ВПК  27.04.2017
Аналитическое издание National Interest опубликовало статью «Почему Америка должна заставить Россию не нарушать договор РСМД (Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности -авт.)». Суть публикации сводится к тому, что «слабый президент» Обама не смог принудить Кремль вернуться к соблюдению буквы и духа этого соглашения, подписанного почти тридцать лет назад генсеком Горбачевым и президентом Рейганом. В статье признается, что в сохранении договора заинтересованы, прежде всего, американцы. Но для того, чтобы Путин взял под козырек, Вашингтону нужен эффективный рычаг давления на Россию.
Конфликты  27.04.2017
Начальник Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ генерал-полковник Сергей Рудской заявил, что Россия вывела почти половину своей авиагруппировки, которая располагалась на авиабазе Хмеймим в Сирии. В своем выступлении на VI Московской международной конференции по безопасности он пояснил, что военное руководство России посчитало возможным сократить количество российских самолетов в Сирии, поскольку «число террористических формирований в стране за последнее время уменьшилось».
Конфликты  25.04.2017
За последнюю неделю правительственные войска Сирии незаметно для всего мира одержали две крупные победы, стратегически сравнимые с возвращением Пальмиры. Новая конфигурация фронта позволяет назвать следующую крупную цель Дамаска – это находящаяся в центре химического скандала провинция Идлиб. Но причины для радости на этом не заканчиваются.
Конфликты  20.04.2017
С принятием Белым домом решения на агрессию против КНДР начнется период подготовки войны. Его цель – создание политических, международно-правовых, морально-психологических и военно-стратегических условий, обеспечивающих возможность и успех кампании. Развернется масштабная информационная операция по дискредитации руководства КНДР на международной арене, в государствах-союзниках и среди населения самой Северной Кореи. Особое внимание будет уделено поиску лиц из числа военных и партийных руководителей КНДР разных уровней, готовых к измене ради гарантий безопасности и денежного вознаграждения.