25.10.2014, 12:23
5 фактов о бюджете России на 2015 год
5 фактов о бюджете России на 2015 годМеждународная военная политика
В пятницу, 24 октября, Госдума Россия начала рассмотрение федерального бюджета на 2015-2017 гг. Уже ясно, что при текущих параметрах бюджет ожидают как минимум горячие дискуссии.

Федеральный бюджет на 2015 - 2017 гг. во многих отношениях первый. Первый, где учитывается уже российский Крым, первый в условиях санкций.

"Впервые работать над проектом трехлетнего бюджета пришлось в таких сложных обстоятельствах, когда замедление экономического роста усугубилось введением санкций в отношении отдельных отраслей нашей экономики", - сказал премьер-министр Дмитрий Медведев.

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ БЮДЖЕТА

Доходы бюджета в 2015 г. составят 15 трлн 82,4 млрд руб. (19,5% ВВП), в 2016 г. - 15 трлн 795,5 млрд руб. (19% ВВП), в 2017 г. - 16 трлн 547,8 млрд руб. (18,4% ВВП) 

Расходы бюджета в 2015 г. составят 15 трлн 513,1 млрд руб. (20% ВВП), в 2016 г. - 16 трлн 271,8 млрд руб. (19,6%ВВП), в 2017 г. - 17 трлн 88,7 млрд руб. (19% ВВП)

Дефицит бюджета в 2015 г. составит 430,7 млрд руб. (0,6% от объема ВВП), в 2016 г. - 476,3 млрд руб. (0,6% ВВП), в 2017 г. - 540,9 млрд руб. (0,6% ВВП). Но эти параметры могут еще измениться во время принятия бюджета парламентом, так как корректировки еще могут быть внесены. При этом некоторые депутаты и представители других ведомств уже критикуют проект.

Стоимость нефти на уровне $100

При составлении бюджета учитывался прогноз цены на нефть марки Urals на уровне $100 за баррель. И прогноз на все три года вообще не меняется.

Конечно, прогноз сейчас влияет на параметры уже не так сильно, поскольку действует бюджетное правило, согласно которому и должны формироваться параметры.

Правило впервые появилось в бюджете 2013 г., и тогда оно учитывало среднюю цену нефти за 5 лет. Ежегодно расчетный период увеличивается на 1 год до достижения 10 лет.

Если фактическая цена на нефть будет превышать базовую ($96 в 2014 г.), то дополнительные доходы, в соответствии с текущими правилами, должны направляться в Резервный фонд, до того момента как его объем составит 7% ВВП. 

Но с 2015 г. дополнительные доходы от продажи нефти будут напрямую направляться на финансирование дефицита, поэтому от стоимости нефти напрямую зависит как минимум текущий объем средств Резервного фонда, который будет использован для финансирования дефицита при его исполнении.

Сейчас нефть ощутимо ниже $100 за баррель. Стоимость Brent составляет $86,4, WTI – $81,6 за баррель.

Конечно, вероятность возвращения котировок к уровням $100 есть, но предсказать это достаточно сложно, так как ситуация на рынке, особенно в части баланса спроса и предложения, может меняться весьма активно.

Тем не менее власти все же рассматривают возможность шокового сценария. Банк России не исключает, что включит кризисный сценарий падения цен на нефть в проект денежно-кредитной политики (ДКП).

Он может предполагать падение цен до $60 за баррель. Регулятор отмечает, что в случае если сформируется долгосрочная тенденция к снижению цен на нефть, замедление роста отечественной экономики будет носить также структурный характер.

Радует то, что постепенно Россия снижает свою зависимость от экспорта "черного золота". Так, доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов бюджета в 2015 г. составит 51%, а уже к 2017 г. снизится до 49,6%.


Средний курс доллара - 37,7 руб.

Бюджет на ближайшие годы предусматривает достаточно слабый рубль. 

Курс рубля, заложенный в бюджет
2014 г.35,5
2015 г.37,7
2016 г.38,7
2017 г.39,5

Как видно из таблицы, укрепление курса рубля даже не рассматривается. Более того, уже в 2017 г. в бюджете заложен курс почти в 40 руб. за одну единицу валюты.

Это свидетельствует о сильных изменениях, которые в текущем году произошли. Фактически это означает, что в том виде, в котором российская экономика существовала ранее, она существовать, похоже, уже не будет. 

Стоит отметить ослабление рубля, которое вызвано падением цен на нефть, что также приводит к дополнительным доходам бюджета. По подсчетам экспертов, ослабление курса на 1 руб. в текущих экономических условиях увеличивает экспортную выручку на 180 млрд руб. 

Дело в том, что экспортная выручка приходуется в валюте, а вот в бюджет попадает выраженной в рублях. Поэтому относительная слабость рубля выгодна российской экономике, ориентированной на экспорт. 


Рост расходов на оборону

Расходы на национальную оборону увеличатся с 3,4% ВВП в 2014 г. до 4,2% ВВП в 2015 г. с дальнейшим снижением до 3,6-3,7% ВВП в 2016-2017 гг. 

При этом только в 2015 г. расходы по разделу "Национальная оборона" вырастут на 21,2% и достигнут 3,032 трлн руб. Всего на оборону потратят около 3,28 трлн руб., а это рост более чем на 30% по сравнению с текущим годом.

При этом 21% расходов засекречен на 2015 г., а в 2017 г. этот показатель составит 24,6%. Большая часть "закрытых" статей приходится как раз на расходы на национальную оборону.

Именно эту статью расходов критикуют чаще всего. 

Деньги планируется направить на переоснащение вооруженных сил военной техникой и модернизацию. Судя по всему, это плановый процесс.

Кроме того, в условиях осложнения геополитической ситуации растут риски для национальной обороны, что также должно быть заложено в бюджет.


Инфляция будет замедляться

Основные параметры бюджета рассчитывались при инфляции на 2015 г. на уровне 5,5%, 2016 г. – 4,5%, 2017 г. – 4%.

При этом сейчас инфляция в годовом выражении уже составляет 8,3% и, судя по тенденции, в текущем году все же превысит 8%.

Если даже прогнозы по замедлению инфляции оправдаются, что пока кажется маловероятным при текущей денежно-кредитной политике и ставках Банка России, а также учитывая ослабление рубля, то ошибка или неточность при определении инфляции может существенно повлиять на параметры бюджета.

Так, например, глава Счетной палаты РФ Татьяна Голикова сказала, что прогноз по инфляции в 2014 г. на уровне 7,5% слишком оптимистичен. В результате параметры, которые использовались для прогноза инфляции 2015-2017 гг., "скорее всего, не будут выдержаны".


Изменение бюджетного правила

Как уже отмечалось, бюджетное правило на ближайшее время изменено. Хотя формально оно не отменено, фактически оно уже не будет действовать в части аккумуляции дополнительных нефтегазовых доходов.

По оценкам чиновников, это даст возможность использовать около 500 млрд руб. в виде дополнительных доходов в 2015 г.

Конечно, это несколько снижает возможности для использования средств Резервного фонда в будущем, так как их просто будет меньше. При этом, хотя подобная "финансовая подушка" помогла смягчить последствия последнего мирового финансового кризиса, накопление средств, а не их направление на программы развития, вызывало немало критики.

Сейчас использование дополнительных доходов позволит сократить объем новых государственных заимствований. В ближайшие три года ежегодно планируется привлекать около $7 млрд, но большая часть будет также направляться на погашение внешнего долга и его обслуживание. В 2015 г. показатель составит $3,696 млрд, в 2016 г. – $5,686 млрд, в 2017 г. – $3,729 млрд.

Кстати, в 2014 г. Россия вообще обошлась без внешних займов.
Категория: В России



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  15.05.2017
В перестроечные времена в ряде публикаций центральной прессы, посвященных перипетиям освоения целинных земель, некоторые авторы в пылу творческого задора позволили себе недопустимую вольность, сошедшую им с рук. Времена тогда наступали такие, что пишущая братия воспринимала древнегреческую поговорку «Чаще поворачивай свой стиль» буквально. Казахстан эпохи «битвы за урожай» перестроечные инженеры человеческих душ поэтически сравнили с «цветком душистых прерий», проведя аналогию с эпопеей освоения Дикого Запада на Североамериканском континенте. Интересно, какая метафора сегодня пришла бы им на ум при соприкосновении с реалиями казахстанской современности?
Мировой ВПК  12.05.2017
Американский журнал The National Interest решил провести ревизию отечественной истребительной авиации. При этом, разумеется, для определения уровня ее боевых возможностей использовано сравнение с самолетами «вероятного противника». Каковых у США с определенного времени уже два — Россия и Китай. В качестве истребителей, которые должны обеспечивать в небе американское господство, выступают F-22 Raptor и F-35 Lightning II.
Мировой ВПК  04.05.2017
Создаваемый в России многофункциональный авиационный комплекс дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-100 будет способен обнаруживать новые классы целей, включая оперативно-тактическую авиацию нового поколения, — сообщил на селекторном совещании в военном ведомстве министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу.
Геополитика  04.05.2017
Покамест эта программа касается только русского флота. В ближайшее время он сможет нейтрализовать нынешнее подавляющее преимущество американского флота по численности и вооружению. А в перспективе это может стать проектом надевания наручников на западных варваров, когда им станет просто опасно грозить кому-то силою или навязывать свою волю "томагавками". Ибо ответ может быть быстрым, разрушительным, а главное - решительно от кого угодно!
Конфликты  19.05.2017
Западные СМИ, ссылаясь на своих экспертов, все чаще публикуют материалы, в которых красной нитью проходит мысль, что Россия завязла в сирийской войне и уже не знает, как из нее выйти. В действительности ситуация в Сирии сейчас складывается не совсем благоприятно для Дамаска, а следовательно, и для Москвы. С одной стороны, правительственным войскам и поддерживающим их силам сопутствует определенный военный успех, с другой стороны, действия Вашингтона, направленные против Башара Асада и его союзников, тоже имеют определенный эффект.
Конфликты  04.05.2017
Сенсационным результатом закончилась встреча Путина и Эрдогана. По ее итогам оба лидера заявили, что достигнуто – в том числе и с Трампом – соглашение о создании в Сирии так называемых зон безопасности. Это кардинальное изменение позиции Москвы. Означает ли оно ту самую «большую сделку» между Россией и США, о которой так много говорят в последнее время?
Конфликты  02.05.2017
С начала гражданской войны в Сирии режим Б. Асада проводил мероприятия по адаптации лояльных ему вооруженных формирований к условиям внутреннего конфликта, к которому они оказались абсолютно не готовы. В частности, в Сирийской арабской армии (САА) преобладали исключительно тяжелые бронетанковые и механизированные дивизии. Всего таких соединений было одиннадцать (а также две дивизии «специальных сил» — 14-я и сформированная непосредственно перед началом гражданской войны 15-я).