29.07.2016, 20:07
Ударные ледоколы встанут на стражу Арктики
Ударные ледоколы встанут на стражу АрктикиМеждународная военная политика
К флоту военных ледоколов, которые создает Россия, могут добавиться ударные корабли ледового класса. Об этом заявил «Известиям» советник гендиректора Крыловского государственного научного центра в Санкт-Петербурге Валерий Половинкин. По его словам, облик такого корабля еще обсуждается с военными, но «уже сейчас можно сказать, что многое он возьмет от нового ледокола ЛК-110Я „Лидер"».

Поясним: «Лидер» — первое судно ледового класса, на котором будут установлены два атомных реактора нового поколения РИТМ-400, выдающих по 60 МВт мощности. В результате судно сможет идти сквозь двухметровый лед с невиданной скоростью — 14 узлов. А с меньшей скоростью — преодолеть лед толщиной до 4,5 метра. Обычные ледоколы, заметим, пробивают двухметровый лед со скоростью не более двух узлов.

Как отметил Половинкин, ударный ледокол будет нести как артиллерийское, так и ракетное вооружение.

«Недавние учения Вооруженных сил по высадке десанта на остров Котельный в Арктике при поддержке кораблей Северного флота показали, что даже при поддержке ледокольного флота обычные боевые корабли не могут свободно действовать в арктических широтах. Толщины бортов даже самых современных из них не хватает для того, чтобы выдержать воздействие колотого льда. Вместе с тем, стоит задача постоянного присутствия в регионе», — рассказал «Известиям» Половинкин.

Он напомнил, что военное присутствие в Арктике необходимо не только ради защиты экономических интересов РФ, транзита грузов из Европы в Азию и обратно, но и потому, что Арктика представляет собой зону повышенной опасности.

«Размещение в этом регионе американских кораблей с крылатыми ракетами большой дальности BGM-109 Tomahawk позволяет простреливать три четверти нашей территории, недоступной ни с одного другого направления. Это одна из главных причин активного развития военной инфраструктуры на севере страны и архипелагах арктических морей. Собственно для ее обеспечения и необходимо круглогодичное морское сообщение, которое может обеспечить сегодня только ледокольный флот», — сказал Валерий Половинкин.

Напомним: боевые корабли ледового класса, способные действовать в связке с ледоколами, есть у Норвегии, США, Швеции и Канады. А первой о планах военного патрулирования Арктики объявила Канада в далеком 2007 году. Тогда речь шла о ледоколах проекта «Полар» — такие стоят на вооружении Береговой охраны США. Впоследствии канадцы решили построить восемь патрульных кораблей с возможностями ледокола, по образцу норвежских патрульных кораблей-ледоколов типа «Свальбард».

Но российский проект ударного ледокола обещает оставить далеко позади всех конкурентов. Достаточно сказать, что тот же «Свальбард» едва способен преодолевать метровые ледяные заторы, и имеет на борту только весьма слабую артиллерии.

Получит ли Россия ударный боевой ледокол?

— Ледокол «Лидер» — это огромный корабль водоизмещением 55600 тонн, — отмечает президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук, капитан 1 ранга Константин Сивков. — По всей видимости, он будет перепроектирован с тем, чтобы интегрировать в его корпус, с двумя ядерными реакторами, различные системы оружия.

Шансы, что ударный корабль ледового класса будет построен, высокие. На мой взгляд, на полный цикл проектировочных работ понадобится три-четыре года. Поэтому реальная закладка корабля по этому проекту может состояться через четыре-пять лет. Прибавьте еще пять-шесть лет на строительство корабля — и получится, что примерно через 10 лет ВМФ сможет ввести его в строй.

Насколько такой корабль нужен нам в Арктике?

— Сейчас идет активный передел Арктики. Значительную часть года эти широты покрыты льдом, поэтому контроль Севморпути и экономической зоны России в арктическом бассейне может надежно осуществляться только с помощью боевых ледоколов. В этом направлении мы, собственно, и движемся.

Смогут ли нашему ударному ледоколу противостоять боевые корабли ледового класса Норвегии, США, Швеции и Канады?

— Все эти корабли, по сути, являются ледоколами с ограниченными возможностями. В основном, используются в рамках вспомогательных флотов соответствующих стран. У всех подобных кораблей, при водоизмещении 3000−10000 тонн, имеется в лучшем случае одна артиллерийская установка среднего калибра (от 76 мм), плюс пара зениток для решения задач ПВО. Какие-то другие системы оружия на них, как правило, не устанавливаются.

Будут ли США строить ударный корабль, который способен действовать в Арктике?

— Думаю, да. И хотя у России будет преимущество в сфере раздела Арктики, мы не слишком опередим американцев в плане создания ударных кораблей ледового класса. Если США всерьез займутся созданием такого корабля, они построят его довольно быстро, с учетом мощи американской военной промышленности…

— ВМФ России вряд ли будет заказывать ударный корабль на базе ледокола «Лидер», — считает полковник запаса, член Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ Виктор Мураховский. — Просто потому, что такой корабль по стоимости будет как минимум в 1,5 раза дороже обычного боевого корабля такого же класса.

Кроме того, ударная мощь такого корабля в Арктике не нужна. Потому как иностранных корабельных или ударных авианосных групп там нет.

Получается, противостоять в Арктике некому?

— Естественно. Нельзя же по белым медведям стрелять морской сверхзвуковой противокорабельной крылатой ракетой 3М54.

А ледокол «Лидер» будет построен?

— Скорее всего, будет. Руководство страны поставило задачу обеспечить круглогодичную навигацию по Севморпути. Для этого, по подсчетам экспертов того же Крыловского государственного научного центра, необходимо пять-шесть атомных ледоколов. В этом случае они обеспечивают не только бесперебойные гражданские перевозки, но и межтеатровую переброску корабельных группировок.

Почему вообще появилась информация о возможном строительстве ударного боевого ледокола?

— Не знаю. Может быть, в мечтах судостроители хотели бы «освоить» крупные подряды на создание такого корабля. Но, я считаю, российским ВМФ командуют прагматичные флотоводцы, и они такой проект не поддержат.

Почему США, Норвегия, Канада не держат крупных боевых кораблей в Арктике, хотя все говорят, что начался передел этого региона?

— А зачем? Корабли нужны для обеспечения морских коммуникаций. В первую очередь -торговых, во вторую — тех, которые позволяют проецировать военную силу далеко за пределы национальных территорий.

Если теперь мы посмотрим на глобус, то увидим: основные торговые потоки, и основные коммуникации, которые будут важны в случае развертывания военных конфликтов, находятся в Атлантике и Тихом океане.

Если же мы обратимся к опыту прошедших войн и боевых действий, то поймем, что в арктическом регионе были лишь эпизодические отдельные столкновения. Которые на фоне боевых действий на других морских театрах — в Тихом океане, в Атлантике, в атлантических морях, выглядят просто мизерными. Как по масштабу, так и по влиянию на ход боевых действий.

Сейчас, должен заменить, в геостратегическом смысле ситуация никак не изменилась.

Есть ли смысл нам вообще создавать флот океанской зоны — например, такой, как во времена СССР?

— С военной точки зрения, такой смысл есть. Но с гарантией 100% могу утверждать: Россия со своими нынешними экономическими возможностями океанский флот не потянет. Кроме того, РФ придерживается оборонительной стратегии — в этом случае в океанском флоте объективно нет необходимости.

В СССР ситуация была совершенно другой. Его военная доктрина была, в определенной мере, отражением стратегии на поддержку социалистических стран — бывших колоний разных держав. Поэтому СССР развивал возможности проекции военной силы далеко за пределы своих границ. И неоднократно эти возможности демонстрировал — достаточно вспомнить Эфиопию, Сомали, Кубу, Никарагуа, Анголу…

Сейчас в такой проекции необходимости нет: мы придерживаемся вполне прагматичной внешней политики. Из тех флотских военноначальников, с которыми я говорил, большинство придерживается такой позиции: давайте не будем на всех порах нестись в будущее, если для этого нужно портить настоящее.

По их мнению, необходимо сосредоточиться на строительстве достаточно крупных серий кораблей прибрежной зоны (корветов, малых ракетных кораблей), кораблей дальней морской зоны (фрегатов), а также подводных лодок. А все остальные проекты можно, как выражаются промышленники, смело «сдвигать вправо». К таким проектам, я считаю, относятся авианосцы, ядерные эсминцы, а теперь и ударные корабли ледового класса.

Прежде чем строить ударный ледокол, полезно вспомнить простую истину: если начать разбрасывать средства по всем направления — точно не хватит на самое необходимое…

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  18.02.2017
В США сенаторы и конгрессмены предложили принять закон, разрешающий начать поставки ракет средней и малой дальности (РСМД) в Европу и другим союзникам Вашингтона. По их словам, эта инициатива стала ответом на нарушения Россией двустороннего соглашения об этих вооружениях. Авторы законопроекта хотят «дать президенту Трампу инструменты», позволяющие вернуться к концепции бывшего президента США Рональда Рейгана «мир через силу».
Мировой ВПК  18.02.2017
Начиная еще с августовской войны 2008 года одним из насущных вопросов современности стало сравнение боевых и технических возможностей вооруженных сил России с армиями НАТО, прежде всего по ключевым направлениями. Одним из них является авиация и поступающий на вооружение США новейший многоцелевой истребитель F-35 Lightning II. Сегодня это, пожалуй, самая запутанная и неоднозначная тема. Открытые источники полны как дифирамбов, так и не менее разгромной критики, что не позволяет сформировать достаточно законченное мнение о боевой машине, которая, по заявлениям Пентагона, должна стать основным военным инструментом по меньшей мере до середины нынешнего века.
Геополитика  17.02.2017
14 февраля в газете The New York Times была опубликована статья, в которой со ссылкой на представителей американской администрации утверждалось, что Россия в нарушение Договора о ракетах средней и меньшей дальности (РСМД) развернула наземные пусковые установки стратегических крылатых ракет. Научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий Михаил Барабанов разъяснил, о чем именно ведут речь американские чиновники.
Геополитика  16.02.2017
Турецкое агентство «Анадолу» опубликовало статью политолога Хасан Басри, в которой тот предостерегает Россию от ошибки, которую «Москва неднократно совершала ранее, пытаясь сохранить отношения с Турцией путем угроз». Собственного говоря, турецкий политолог, который, как нетрудно догадаться, озвучивает то, что официальные политики не могут говорить открыто.
Конфликты  17.02.2017
Российская система С-400 «Триумф» оказалась бессильна перед истребителем F-35: ЗРС не смогла ни остановить, ни распознать израильский истребитель пятого поколения в сирийской провинции Дамаск. В итоге самолет беспрепятственно поразил цели и «махнул русским крылом». Такая оценка С-400 сейчас активно раскручивается в Сети и педалируется некоторыми СМИ со ссылкой на авторитетное американское издание Defense News.
Конфликты  16.02.2017
Американское командование прорабатывает план начала сухопутной операции в Сирии. Ряд экспертов полагает, что если проект удастся провести через Конгресс, идея «маленькой победоносной войны» может заинтересовать Трампа. Как в случае начала «работы на земле» американцы будут выстраивать взаимодействие с многочисленными сторонами сирийского конфликта?
Конфликты  16.02.2017
Военнослужащие морской пехоты ВСУ, дислоцирующиеся в Широкино, всерьез ожидают наступления ополченцев ДНР на Мариуполь по льду Азовского моря. Об этом они рассказали в интервью Военному телевидению Украины. Насколько реально может быть в принципе такое наступление?