29.07.2016, 20:07
Ударные ледоколы встанут на стражу Арктики
Ударные ледоколы встанут на стражу АрктикиМеждународная военная политика
К флоту военных ледоколов, которые создает Россия, могут добавиться ударные корабли ледового класса. Об этом заявил «Известиям» советник гендиректора Крыловского государственного научного центра в Санкт-Петербурге Валерий Половинкин. По его словам, облик такого корабля еще обсуждается с военными, но «уже сейчас можно сказать, что многое он возьмет от нового ледокола ЛК-110Я „Лидер"».

Поясним: «Лидер» — первое судно ледового класса, на котором будут установлены два атомных реактора нового поколения РИТМ-400, выдающих по 60 МВт мощности. В результате судно сможет идти сквозь двухметровый лед с невиданной скоростью — 14 узлов. А с меньшей скоростью — преодолеть лед толщиной до 4,5 метра. Обычные ледоколы, заметим, пробивают двухметровый лед со скоростью не более двух узлов.

Как отметил Половинкин, ударный ледокол будет нести как артиллерийское, так и ракетное вооружение.

«Недавние учения Вооруженных сил по высадке десанта на остров Котельный в Арктике при поддержке кораблей Северного флота показали, что даже при поддержке ледокольного флота обычные боевые корабли не могут свободно действовать в арктических широтах. Толщины бортов даже самых современных из них не хватает для того, чтобы выдержать воздействие колотого льда. Вместе с тем, стоит задача постоянного присутствия в регионе», — рассказал «Известиям» Половинкин.

Он напомнил, что военное присутствие в Арктике необходимо не только ради защиты экономических интересов РФ, транзита грузов из Европы в Азию и обратно, но и потому, что Арктика представляет собой зону повышенной опасности.

«Размещение в этом регионе американских кораблей с крылатыми ракетами большой дальности BGM-109 Tomahawk позволяет простреливать три четверти нашей территории, недоступной ни с одного другого направления. Это одна из главных причин активного развития военной инфраструктуры на севере страны и архипелагах арктических морей. Собственно для ее обеспечения и необходимо круглогодичное морское сообщение, которое может обеспечить сегодня только ледокольный флот», — сказал Валерий Половинкин.

Напомним: боевые корабли ледового класса, способные действовать в связке с ледоколами, есть у Норвегии, США, Швеции и Канады. А первой о планах военного патрулирования Арктики объявила Канада в далеком 2007 году. Тогда речь шла о ледоколах проекта «Полар» — такие стоят на вооружении Береговой охраны США. Впоследствии канадцы решили построить восемь патрульных кораблей с возможностями ледокола, по образцу норвежских патрульных кораблей-ледоколов типа «Свальбард».

Но российский проект ударного ледокола обещает оставить далеко позади всех конкурентов. Достаточно сказать, что тот же «Свальбард» едва способен преодолевать метровые ледяные заторы, и имеет на борту только весьма слабую артиллерии.

Получит ли Россия ударный боевой ледокол?

— Ледокол «Лидер» — это огромный корабль водоизмещением 55600 тонн, — отмечает президент Академии геополитических проблем, доктор военных наук, капитан 1 ранга Константин Сивков. — По всей видимости, он будет перепроектирован с тем, чтобы интегрировать в его корпус, с двумя ядерными реакторами, различные системы оружия.

Шансы, что ударный корабль ледового класса будет построен, высокие. На мой взгляд, на полный цикл проектировочных работ понадобится три-четыре года. Поэтому реальная закладка корабля по этому проекту может состояться через четыре-пять лет. Прибавьте еще пять-шесть лет на строительство корабля — и получится, что примерно через 10 лет ВМФ сможет ввести его в строй.

Насколько такой корабль нужен нам в Арктике?

— Сейчас идет активный передел Арктики. Значительную часть года эти широты покрыты льдом, поэтому контроль Севморпути и экономической зоны России в арктическом бассейне может надежно осуществляться только с помощью боевых ледоколов. В этом направлении мы, собственно, и движемся.

Смогут ли нашему ударному ледоколу противостоять боевые корабли ледового класса Норвегии, США, Швеции и Канады?

— Все эти корабли, по сути, являются ледоколами с ограниченными возможностями. В основном, используются в рамках вспомогательных флотов соответствующих стран. У всех подобных кораблей, при водоизмещении 3000−10000 тонн, имеется в лучшем случае одна артиллерийская установка среднего калибра (от 76 мм), плюс пара зениток для решения задач ПВО. Какие-то другие системы оружия на них, как правило, не устанавливаются.

Будут ли США строить ударный корабль, который способен действовать в Арктике?

— Думаю, да. И хотя у России будет преимущество в сфере раздела Арктики, мы не слишком опередим американцев в плане создания ударных кораблей ледового класса. Если США всерьез займутся созданием такого корабля, они построят его довольно быстро, с учетом мощи американской военной промышленности…

— ВМФ России вряд ли будет заказывать ударный корабль на базе ледокола «Лидер», — считает полковник запаса, член Экспертного совета коллегии Военно-промышленной комиссии РФ Виктор Мураховский. — Просто потому, что такой корабль по стоимости будет как минимум в 1,5 раза дороже обычного боевого корабля такого же класса.

Кроме того, ударная мощь такого корабля в Арктике не нужна. Потому как иностранных корабельных или ударных авианосных групп там нет.

Получается, противостоять в Арктике некому?

— Естественно. Нельзя же по белым медведям стрелять морской сверхзвуковой противокорабельной крылатой ракетой 3М54.

А ледокол «Лидер» будет построен?

— Скорее всего, будет. Руководство страны поставило задачу обеспечить круглогодичную навигацию по Севморпути. Для этого, по подсчетам экспертов того же Крыловского государственного научного центра, необходимо пять-шесть атомных ледоколов. В этом случае они обеспечивают не только бесперебойные гражданские перевозки, но и межтеатровую переброску корабельных группировок.

Почему вообще появилась информация о возможном строительстве ударного боевого ледокола?

— Не знаю. Может быть, в мечтах судостроители хотели бы «освоить» крупные подряды на создание такого корабля. Но, я считаю, российским ВМФ командуют прагматичные флотоводцы, и они такой проект не поддержат.

Почему США, Норвегия, Канада не держат крупных боевых кораблей в Арктике, хотя все говорят, что начался передел этого региона?

— А зачем? Корабли нужны для обеспечения морских коммуникаций. В первую очередь -торговых, во вторую — тех, которые позволяют проецировать военную силу далеко за пределы национальных территорий.

Если теперь мы посмотрим на глобус, то увидим: основные торговые потоки, и основные коммуникации, которые будут важны в случае развертывания военных конфликтов, находятся в Атлантике и Тихом океане.

Если же мы обратимся к опыту прошедших войн и боевых действий, то поймем, что в арктическом регионе были лишь эпизодические отдельные столкновения. Которые на фоне боевых действий на других морских театрах — в Тихом океане, в Атлантике, в атлантических морях, выглядят просто мизерными. Как по масштабу, так и по влиянию на ход боевых действий.

Сейчас, должен заменить, в геостратегическом смысле ситуация никак не изменилась.

Есть ли смысл нам вообще создавать флот океанской зоны — например, такой, как во времена СССР?

— С военной точки зрения, такой смысл есть. Но с гарантией 100% могу утверждать: Россия со своими нынешними экономическими возможностями океанский флот не потянет. Кроме того, РФ придерживается оборонительной стратегии — в этом случае в океанском флоте объективно нет необходимости.

В СССР ситуация была совершенно другой. Его военная доктрина была, в определенной мере, отражением стратегии на поддержку социалистических стран — бывших колоний разных держав. Поэтому СССР развивал возможности проекции военной силы далеко за пределы своих границ. И неоднократно эти возможности демонстрировал — достаточно вспомнить Эфиопию, Сомали, Кубу, Никарагуа, Анголу…

Сейчас в такой проекции необходимости нет: мы придерживаемся вполне прагматичной внешней политики. Из тех флотских военноначальников, с которыми я говорил, большинство придерживается такой позиции: давайте не будем на всех порах нестись в будущее, если для этого нужно портить настоящее.

По их мнению, необходимо сосредоточиться на строительстве достаточно крупных серий кораблей прибрежной зоны (корветов, малых ракетных кораблей), кораблей дальней морской зоны (фрегатов), а также подводных лодок. А все остальные проекты можно, как выражаются промышленники, смело «сдвигать вправо». К таким проектам, я считаю, относятся авианосцы, ядерные эсминцы, а теперь и ударные корабли ледового класса.

Прежде чем строить ударный ледокол, полезно вспомнить простую истину: если начать разбрасывать средства по всем направления — точно не хватит на самое необходимое…

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  27.04.2017
Турецкие водолазы уже в первые часы после кораблекрушения могли «покопаться» в секретной начинке «Лимана», опасаются российские адмиралы. Российский корабль оснащен радиолокационной и гидроакустической системой, а также аппаратурой радиоразведки. Уже можно сделать выводы и о том, кто виноват в потере корабля российского Черноморского флота.
Мировой ВПК  27.04.2017
Новая российская противокорабельная ракета «Циркон» достигла на испытаниях восьми скоростей звука, сообщило агентство ТАСС со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе России. В ходе испытаний было подтверждено, что маршевая скорость ракеты в восемь раз превышает скорость звука. Ракета может запускаться с универсальных корабельных пусковых установок 3С14, которые также используются для ракет «Калибр» и «Оникс».
Геополитика  27.04.2017
ПРО США способна сбивать межконтинентальные баллистические ракеты (МБР) России на 150-й секунде полета. Об этом в среду, 26 апреля, заявил начальник Центрального НИИ Войск воздушно-космической обороны РФ Сергей Ягольников. «Период подготовки применения ПРО США обеспечивает достаточный баланс времени для обстрела российских межконтинентальных баллистических ракет на восходящем активном участке траектории их полета. Получаются цифры такие. При использовании внешнего целеуказания от космического аппарата пуск противоракет возможен уже на 85-й секунде после старта МБР.
Мировой ВПК  27.04.2017
Аналитическое издание National Interest опубликовало статью «Почему Америка должна заставить Россию не нарушать договор РСМД (Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности -авт.)». Суть публикации сводится к тому, что «слабый президент» Обама не смог принудить Кремль вернуться к соблюдению буквы и духа этого соглашения, подписанного почти тридцать лет назад генсеком Горбачевым и президентом Рейганом. В статье признается, что в сохранении договора заинтересованы, прежде всего, американцы. Но для того, чтобы Путин взял под козырек, Вашингтону нужен эффективный рычаг давления на Россию.
Конфликты  27.04.2017
Начальник Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ генерал-полковник Сергей Рудской заявил, что Россия вывела почти половину своей авиагруппировки, которая располагалась на авиабазе Хмеймим в Сирии. В своем выступлении на VI Московской международной конференции по безопасности он пояснил, что военное руководство России посчитало возможным сократить количество российских самолетов в Сирии, поскольку «число террористических формирований в стране за последнее время уменьшилось».
Конфликты  25.04.2017
За последнюю неделю правительственные войска Сирии незаметно для всего мира одержали две крупные победы, стратегически сравнимые с возвращением Пальмиры. Новая конфигурация фронта позволяет назвать следующую крупную цель Дамаска – это находящаяся в центре химического скандала провинция Идлиб. Но причины для радости на этом не заканчиваются.
Конфликты  20.04.2017
С принятием Белым домом решения на агрессию против КНДР начнется период подготовки войны. Его цель – создание политических, международно-правовых, морально-психологических и военно-стратегических условий, обеспечивающих возможность и успех кампании. Развернется масштабная информационная операция по дискредитации руководства КНДР на международной арене, в государствах-союзниках и среди населения самой Северной Кореи. Особое внимание будет уделено поиску лиц из числа военных и партийных руководителей КНДР разных уровней, готовых к измене ради гарантий безопасности и денежного вознаграждения.