08.04.2015, 23:44
«Турецкий поток» снизит зависимость Греции от ЕС, а России – от Украины
«Турецкий поток» снизит зависимость Греции от ЕС, а России – от УкраиныМеждународная военная политика
Одной из главных тем на встрече греческого премьера Алексиса Ципраса с президентом России Владимиром Путиным стал «Турецкий поток». Афины не менее важный, чем Анкара, союзник Газпрома по этому проекту, который сулит Греции статус крупной транзитной страны и миллионы евро стабильного дохода. Это позволит грекам снизить свою зависимость от Брюсселя. Россия же получит возможность отказаться от транзитных услуг Украины.

«Естественно, мы обсудили перспективы реализации крупного инфраструктурного проекта, который мы называем «Турецкий поток», – ключевого проекта по транспортировке российского газа на Балканы, возможно, в Италию, в страны Центральной Европы», – сказал российский президент.

«Новый маршрут обеспечит потребности европейцев в топливе, а Греции позволит стать одним из основных энергораспределительных центров на континенте, поможет привлечь значительные капиталовложения в греческую экономику», – отметил Путин.

Главный вопрос, который обсуждался, – это строительство транзитного трубопровода от границы с Турцией по территории Греции для поставок российского топлива европейским потребителям. Греция заинтересована в изучении возможностей и инвестиционных инициатив для строительства такой трубы, уверил греческий премьер-министр Алексис Ципрас.

Однако конкретики по продлению «Турецкого потока» дальше по европейской территории пока нет, добавил российский президент. «Только от греческого правительства в результате проработки всех технических и экономических вопросов будет зависеть, примет ли Греция участие в реализации этого проекта или нет», – добавил Путин.


Интерес Греции

Греция второй после Турции главный бенефициар нового маршрута российского газа в Евросоюз.

Участие Греции в проекте «Турецкий поток», говорит Путин, «поднимает геополитический статус Греции, она становится крупной транзитной страной для всего юга Европы, может быть, даже и для Центральной Европы, и будет получать приличные деньги за транзит – речь идет о сотнях миллионов евро ежегодно просто так».

По «Турецкому потоку» Россия будет поставлять 63 млрд кубометров газа до турецко-греческой границы. Из них 13 млрд кубометров будет оставлять себе Турция, еще 2–3 млрд кубометров нужны Греции для собственных нужд. Остальной объем – более 40 млрд кубометров газа – это тот объем, который транзитом может идти через территорию Греции в другие страны ЕС до конечной точки – австрийского хаба в Баумгартене.

Это гарантированный объем транзита на десятилетия вперед. Отсюда и постоянные поступления в греческий бюджет за транзит. Как, например, Украина сейчас получает от Газпрома транзитные платежи за прокачку российского газа по украинской территории. Для сравнения: одобренный Брюсселем проект трубопровода TAP по европейской территории для поставки азербайджанского газа из Турции также пройдет через Грецию. Но для Афин этот проект не сулит таких выгод.

«Договор составлен так, что Греция дает свою территорию под трубу TAP, но ей за это ничего не платят. Это удивительно, но это факт – проект TAP реализуется именно на таких условиях. Грецию просто продавили в этом вопросе, мол, это общеевропейский проект для общего блага, поэтому Греции стыдно брать деньги. Ципрас, когда пришел к власти, тоже удивлялся, что за дурак этот Самарас (Антонис, лидер «Новой демократии»), зачем он подписывает такие соглашения», – рассказывает газете ВЗГЛЯД гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов.

С Россией такой ситуации не будет. «Естественно, мы платить будем транзитные платежи, тут вопросов никаких нет», – уверен Симонов. Поэтому участие Греции в «Турецком потоке» не только поднимет ее статус в ЕС, но и экономически выгодно. А уж дополнительный доход греческой экономике необходим как воздух. Это, опять же, ослабит зависимость греческой экономики от той денежной иглы, на которую ее подсадили экономические власти Брюсселя. 


Какой будет маршрут

В каком виде может быть реализован проект доставки российского топлива из газового хаба на турецко-греческой границе? Вариантов может быть два, говорит Симонов. Во-первых, можно расширить газопровод TAP (Трансадриатический газопровод), который идет через Грецию, Албанию и через море на юг Италии, плюс продолжить его через всю Италию до австрийского газового хаба Баумгартен.

Второй вариант – построить отдельный газопровод под российский газ. «Это то, что обсуждали Македония, Сербия, Венгрия, Греция вместе с Турцией в рамках подписания соглашения об энергетической кооперации. Все прекрасно понимают, что речь в соглашении идет о строительстве трубы под российский газ, который пойдет через эти страны в австрийский Баумгартен», – объясняет Симонов. Стоит пояснить, что конечной точкой в любом случае должен быть Баумгартен, потому что многие контракты заключены с поставкой газа именно в этот газовый хаб.


Где взять деньги?

Второй вопрос, который ЕС предстоит решить, – кто выступит инвестором создания газовой инфраструктуры на европейской территории для транспортировки российского газа.

«Газпром мог бы выступить таким инвестором, если бы не Третий энергопакет. ЕС запрещает нам строить трубы на территории Европейского союза», – говорит Симонов. Поэтому европейским странам придется самим искать инвесторов для строительства инфраструктуры, чтобы иметь возможность получать российский газ.

Сами страны Южной Европы бедны, и у них вряд ли найдутся деньги на такие проекты. Поэтому вариантов два: взять деньги из инвестиционного фонда Юнкера, созданного Еврокомиссией для развития инфраструктурных проектов на территории Европы. Там собрано 315 млрд евро. «Почему не потратить их на потенциальные газопроводы, тем более что газ в конечном итоге потребляют европейцы», – говорит собеседник газеты ВЗГЛЯД.

Второй вариант – собрать пул коммерческих инвесторов, которые заинтересованы в поставках российского газа. «Я не исключаю, что такой пул может быть собран. Страны, которые участвуют, довольно бедны. Скорее всего, инвесторами могут выступить акционеры бывшего «Южного потока». Это австрийская OMV, итальянская Eni, французская EDF», – говорит Симонов.

И, наконец, третий вариант, о котором рассказал сегодня Владимир Путин, – это кредит со стороны России для реализации крупных энергетических проектов в Греции. «Если мы будем реализовывать какой-то крупный проект, который будет приносить доход Греции, это значит, что из этих доходов могут быть осуществлены и погашения тех кредитов, о которых мы сегодня вскользь упоминали», – заявил Путин. Впрочем, прямо о «Турецком потоке» в этом контексте Путин не говорил.


«Путин не шутит, когда говорит про Украину»

Напомним, что, кроме «Турецкого потока» под российский газ, в Европе реализуется еще один проект трубопроводов для поставки в ЕС азербайджанского газа с месторождения Шах-Дениз в Каспийском море. Этот проект состоит из двух труб: сначала прокладывается TANAP через Азербайджан, Грузию и Турцию, а дальше по европейской территории идет трубопровод TAP.

Газпром хочет построить «Турецкий поток» к 2019 году, к этому же сроку должен быть реализован по плану и второй проект. Главное отличие двух проектов – в объемах топлива. Газпром гарантирует поставку 63 млрд кубометров газа в год: 13 млрд для Турции, остальные 50 млрд кубов – для европейских потребителей.

Азербайджан же гарантирует поставку только 16 млрд кубометров газа в год: 6 млрд кубов для Турции и остальные 10 млрд кубов – для европейцев. Сравнение реальных возможностей по доставке топлива в Европу показывает, что эти два проекта сложно назвать конкурирующими.

Брюссель пока может позволить себе относиться к «Турецкому потоку» вызывающе и даже пренебрежительно из-за политических амбиций только потому, что сейчас ЕС получает эти 50 млрд кубов газа транзитом через Украину. Однако в 2019 году у России и Украины заканчивается действие транзитного договора от 2009 года. И Москва уже заявила, что не имеет ни малейшего желания продлевать этот контракт или подписывать с Киевом новый. Газотранспортная система Украины опустеет, а весь объем российского газа, идущего сейчас через украинскую территорию, потечет по «Турецкому потоку».

Но Брюссель запретил Газпрому строить газопровод на европейской территории в рамках Третьего энергопакета. Поэтому Россия построит «Турецкий поток» только до турецко-греческой границы. ЕС должен будет сам позаботиться о том, как транспортировать из этого нового хаба российский газ к конечным потребителям.

«Надо исходить из того, что транзита газа через Украину в 2019 году не будет. А Европе надо как-то доставлять российский газ. Другого газа в таких объемах в Европе не появится. Поэтому я думаю, что сейчас они еще поистерят, но потом наконец поймут, что Путин не шутит, когда говорит про Украину. Остается 3,5 года, можно еще полгода им валять ваньку, но потом надо уже начинать строить. Иначе можно зимой и без газа остаться», – рассуждает Симонов.

«Сейчас в Брюсселе пляшут и поют на тему иранского газа. Но я с уверенностью заявляю, что иранского газа в 2019 году на турецко-греческой границе не будет. Потому что не успеет Тегеран вывести на нужный объем свою добычу», – добавляет Симонов. Брюссель верит в обратное, однако при этом ни слова не говорит о строительстве инфраструктуры для доставки этого газа.

Категория: Геополитика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  18.11.2017
The National Interest продолжает знакомит читателей с небывалыми качествами «чемодана без ручки». То есть неудачного легкого истребителя F-35, на который уже потрачено столько денег, что отказаться от него уже невозможно. Слабые летные характеристики компания «Локхид Мартин» уже давно пытается скомпенсировать мощным программным обеспечением, которое должно быть чуть ли ни умнее пилота. В статье говорится, что по-настоящему прекрасный истребитель появится в начале двадцатых годов, когда будет готов программный блок с индексом Block IV. А пока придется полетать на том, что имеем.
Геополитика  17.11.2017
Согласно текущим взглядам военно-политического руководства Соединенных Штатов, наземная компонента стратегических ядерных сил является главной составляющей американской ядерной триады. Это обусловливается следующими отличительными особенностями межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования: высокая готовность к нанесению ракетно-ядерных ударов в ходе любой стратегической наступательной операции и способность к реализации различных по характеру форм и способов боевого применения (превентивный, ответно-встречный или ответный ядерные удары в любых условиях текущей военно-политической и стратегической или оперативно-тактической обстановки); высокая надежность и всепогодность несения ими боевого дежурства и боевого применения по предназначению, а также способность обеспечить поражение с высокой точностью и эффективностью любых имеющих стратегическую важность различных по типу объектов противника. При этом атомные подводные ракетоносцы, вооруженные баллистическими ракетами, рассматриваются в первую очередь как средство для осуществления гарантированного ответного ядерного удара.
Мировой ВПК  16.11.2017
На Украине появилась вертолетостроительная промышленность. Об этом своим читателям поведал издающийся в Киеве еженедельник «Деловая столица». При этом продукция новоиспеченной промышленности называется в статье «смертоносными птицами» и «ракетоносцами».
Мировой ВПК  15.11.2017
У меня нет иллюзий относительно способности тех, кто еще смотрит ящик идиота, выйти из летаргического ступора благодаря предупреждениям Пола Крэга Робертса, Уильяма Энгдаля, Дмитрия Орлова, Андрея Мартьянова и моим. Но мы должны продолжать делать это потому, что партия войны (Единая Партия Неоконов), кажется, старается изо всех сил разжечь конфликт с Россией. Поэтому я и предлагаю объединить понятия «война с Россией» и «неотвратимые личные страдания», показав, что если на Россию нападут, два наиболее святых символа США — авианосцы и сам американский материк — будут немедленно атакованы и уничтожены.
Конфликты  13.11.2017
Разведкой ДНР отмечена ротация подразделений ВСУ на мариупольском направлении В связи с этим заместитель командующего оперативным командованием Донецкой народной республики Эдуард Басурин не исключает обострения ситуации. По словам представителя военного ведомства ДНР, отмечено прибытие на мариупольское направление 501 обМП (отдельного батальона морской пехоты) 36 обрМП (отдельной бригады морской пехоты) предположительно для ротации подразделений 1 обМП. Басурин убежден, что прибытие очередных военных только усугубит и «без того сложную ситуацию вблизи линии соприкосновения на Мариупольском направлении».
Конфликты  11.11.2017
Сирийские войска президента Башара Асада при поддержке ВКС России взяли последний оплот «Исламского государства" - Абу-Камаль. Часть террористов, удерживавших город, уничтожена, часть переправилась через Евфрат и движется в северном направлении. Об этом с пятницу, 10 ноября, заявил министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу на военной коллегии России и Белоруссии.
Конфликты  08.11.2017
Исламское государство уже практически не существует, и его некогда мощная армия постепенно превращается в разрозненные и деморализованные партизанские отряды. Они совершают вылазки, предпочитают диверсии, но больше не могут организовать полноценное наступление. Конечно, это еще не конец, но больше Исламское государство не будет угрожать территориальной целостности Сирии. Окончательно это стало ясно после полного освобождения от боевиков города Дэйр-эз-Зор. Вероятно, пару серьезных сражений они еще дадут, но скоро на востоке страны станет спокойно, по крайней мере, на время, пока не станет ясно, чего друг от друга хотят курды и официальное правительство.