30.05.2016, 14:34
Россия создает «самолеты-смертники»
Россия создает «самолеты-смертники»Международная военная политика
ТАСС со ссылкой на источник в оборонно-промышленном комплексе распространило информацию о разработке на базе существующего и эксплуатирующегося беспилотника самолета-камикадзе.

Информация крайне скупая. Не сообщается ни о типе БПЛА, который будет играть роль крылатой бомбы, ни о предприятии-разработчике. Соответственно, ничего неизвестно о летно-технических характеристиках новинки, а также о мощности заряда. Сообщается лишь о том, что БПЛА функционально может быть близок к израильской разработке Harop. Этот беспилотник может самостоятельно вернуться на базу, если во время полета получит команду, отменяющую подрыв цели.

Зарубежный опыт

Harop — не первый израильский беспилотный камикадзе. Значительно раньше него концерн Israel Aerospace Industries, выпускающий лучшие в мире БПЛА, создал аналогичную крылатую машину Harpy. Первый полет «Гарпия» совершила еще в 1989 году. А в начале 90-х начала поступать в армию Израиля. Вскоре этот БПЛА начал ажиотажно закупать ряд стран, среди которых Китай, Индия, Турция и Южная Корея.

Harpy имеет существенный недостаток по отношению к Harop. Взлетев в небо, он непременно должен что-нибудь взорвать, поскольку разработчики не оснастили его возможностью возвращения на базу в случае отмены боевого задания. Это обстоятельство свидетельствует отнюдь не об ошибках проектирования, а о дешевизне производства этого самолета, который не жалко подорвать просто так.

Максимальная взлетная масса «Гарпии» — 125 кг. Полезная нагрузка достигает 70 кг. К ней относится не только взрывчатое вещество, но и аппаратура наведения. Это прежде всего радар, поскольку самолет в первую очередь рассчитан на уничтожение РЛС противника, входящих в состав ПВО. Захватив излучение РЛС, «Гарпия» пикирует точно на цель.

Дальность действия достигает 400 км. Максимальная скорость полета, которую обеспечивает турбореактивный двигатель, — 250 км/ч. Практический потолок — 3000 м. Габариты таковы: длина — 230 см, размах крыла — 200 см, высота — 36 см.

Главная задача БПЛА Harop — также борьба со средствами ПВО противника. Правда, известны случаи, когда самолет-снаряд применялся для поражения живой силы и техники. Как утверждают разработчики, при его создании был максимально изучен и использован опыт эксплуатации «Гарпии». Соответственно, возросла результативность новой машины.

Максимальная скорость была снижена до 185 км/ч, но при этом возросла дальность, которая превышает 1000 км. Самолет обладает большой автономностью действия. Связь с командным пунктом осуществляется при помощи спутниковой коммуникации. Однако операторы работают с Harop лишь до момента выхода беспилотника в район выполнения задачи. После чего он, барражируя в воздухе, дожидается удобного момента для нанесения удара: включения РЛС противника, выхода ракеты из шахты. Это достигается наличием на борту не только радара, но и оптико-электронных средств обнаружения. Harop способен работать и на море, уничтожая малотоннажные суда.

В случае неудачной охоты на военную технику противника, которую не удалось обнаружить, или при получении команды об отмене атаки Harop возвращается на базу. Посадка осуществляется на шасси. Стартует беспилотник из передвижного пускового контейнера.

Этот самолет-снаряд был разработан в середине нулевых годов. Впервые представлен на международной авиационной выставке в Индии в 2009 году. Известно, что помимо Израиля эксплуатируется еще как минимум в одной стране. Во время вооруженного столкновения в Нагорном Карабахе в начале апреля нынешнего года этот БПЛА, принадлежащий Армении, уничтожил автобус с азербайджанскими добровольцами, направлявшимися в зону конфликта. Погибли 6 человек.

ЛТХ Harop

Длина — 230 см
Размах крыльев — 300 см
Масса — 135 кг

Скорость — 185 км/ч
Дальность полета — более 1000 км
Максимальное время полета — 6 ч.

Необходимо сказать, что и этот, и другие отличные БПЛА (разведывательные и ударные), делает отнюдь не группа энтузиастов, зарегистрировавшаяся лет 5−6 назад, а очень солидная компания. В Israel Aerospace Industries работают более 16 тыс. человек. Помимо беспилотников компания выпускает истребители и транспортные самолеты, приборное оборудование для военной авиации и космоса. Создана в 1953 году. Одним из ее основателей был Шимон Перес, занимавший в то время пост генерального директора Министерства обороны Израиля.

Отечественный опыт

Идея превращения самолета в бомбу не нова. Конструкторы начали мыслить в этом направлении задолго до того, как во время Второй мировой войны японцы стали использовать в бомбардировочных налетах камикадзе.

Впечатляющие результаты на этом пути в 30-е годы получила группа конструкторов Особого конструкторского бюро Наркомата вооружений РККА (впоследствии — Опытный завод № 379 Авиапрома). Работы были начаты в 1932 году. В процессе разработки «самолета-торпеды», как в то время назывался сверхсекретный проект, несколько раз менялась концепция и существенно улучшались характеристики изделия. Вначале предполагалось, что тяжелый бомбардировщик ТБ-3 с аппаратурой радиоуправления должен сопровождать средний бомбардировщик ТБ-1, начиненный взрывчаткой, и направлять его полет. Дальность радиоуправления достигала 10 километров. При этом «торпеду» поднимал в воздух пилот, который выпрыгивал с парашютом при достижении устойчивого горизонтального полета.

В 1940 году после успешных испытаний Советом по обороне было принято решение о серийном выпуске «телемеханических самолетов», которые, по сути, были беспилотными летательными аппаратами. В последней версии разработки удалось добиться полностью беспилотного полета бомбардировщика ТБ-3 с дистанционным управлением всеми этапами полета: взлетом, полетом до цели, бомбометанием, возвращение на аэродром и посадкой. При этом полетом можно было управлять как с самолета сопровождения, так и с земли. Дистанция управления была доведена до 100 километров и достигнута необходимая точность поражения целей.

Однако проект был свернут в связи с началом войны.

После войны он не был возобновлен потому, что перед бомбардировочной авиацией стояли уже другие задачи. В 1949 году у Советского Союза появилась атомная бомба, которую необходимо было доставить на другой материк. Ну, или хотя бы на территорию Западной Европы. Стоявшие тогда на вооружении баллистические ракеты Р-5 с этой задачей не справлялись, поскольку имели дальность 1200 километров. Правда, были стратегические бомбардировщики Ту-95. Но их решили подстраховать другим средством доставки — «одноразовым» самолетом Ту-121. Он должен был стоить существенно меньше, чем Ту-95. И быть более простым технологически, что позволяло бы быстро накопить необходимое количество беспилотных ударных самолетов.

Для ядерной бомбы большая точность бомбометания не требовалось. Но использование автономной инерциальной системы управления полетом давало ошибку в 60 км при дальности в 4000 км. Поэтому самолет вела система астронавигации, ориентирующаяся по звездам. Это снижало отклонение от цели до 10 км.

Управление самолетом на начальном этапе полета осуществлял традиционный автопилот. А затем происходило включение системы астрокоррекции. Для Ту-121 был специально разработан малоресурсный двигатель со сроком службы в 15 часов. Еще одна его особенность заключалась в том, что он от начала и до конца работал в форсированном режиме, обеспечивая скорость полета около 3 М. Что требовало дополнительных мероприятий по охлаждению и двигателя, и приборных отсеков. Для этого была использована система кондиционирования, в которой воздух охлаждался до минус 35 градусов. Боезаряд самолета-бомбы превышал 100 килотонн.

Самолет был мобильным. Он транспортировался на пусковой установке на базе тягача МАЗ-535 В. Крыло, хвостовые стабилизаторы и твердотопливные ускорители перевозились отдельно в отстыкованном виде. После сборки запуск осуществлялся с направляющих пусковой установки. Вначале включались твердотопливные ускорители и через 2 сек. — маршевый двигатель. Последовательность отработки систем самолета была следующая:

— через 5 сек. при скорости 600 км/ч на высоте 100 м отделяются отработанные стартовые ускорители;
— через 5 мин на высоте 12 км происходит захват телескопом звезды ориентации, включается система астрокоррекции;
— на высоте 20 км и расстоянии 200−300 км от места старта при скорости 2660 км/ч начинается маршевый участок;
— на высоте 25 км при скорости 2775 км/ч на расстоянии 46 км до цели начинается баллистическое пикирование под углом 50 градусов;
— на высоте 2 км при скорости 2000 км/ч происходит подрыв боевого заряда.

25 августа 1959 года прототип Ту-121 совершил первый полет. Были и еще четыре удачных пуска самолета. Однако проект в конце года закрыли, поскольку МБР Р-7 готовилась к принятию на вооружение. Ракета превосходила одноразовый самолет по всем параметрам. Разве что максимальное отклонение от цели у нее было точно таким же, как и у Ту-121.

Однако проект все же получил продолжение. На его базе был создан невозвращаемый самолет-разведчик Ту-123.

ЛТХ Ту-121

Длина — 24,7 м
Высота — 4,6 м
Диаметр фюзеляжа — 1,7 м
Размах крыла — 8,4 м
Площадь крыла — 61,2 кв.м.
Стартовая масса — 32600 кг

Тяга двигателя — 10 тс
Максимальная скорость — 2775 км/ч
Высота полета — 25 км
Дальность — 4000 км
Максимальное время полета — 100 мин
Круговое вероятное отклонение от цели — 10 км.

Категория: Мировой ВПК

Новости СМИ2


Mediametrics.ru

Читайте также:

В 2035 году США и Россия будут союзникамиМеждународная военная политика
Геополитика  06.08.2016
Вице-адмирал ВМС США, директор по развитию Объединенных сил Кевин Скотт опубликовал 50-ти страничный доклад о миропорядке в 2035 году. «Этот документ описывает будущую среду безопасности и прогнозирует возможные угрозы для США, чтобы власти могли подготовиться к потенциальным конфликтам», — говорится в предисловии.
ВМФ РФ: «Каракурт» кусает навернякаМеждународная военная политика
Мировой ВПК  06.08.2016
В конце недели в администрации Зеленодольского завода им. Горького сообщили, что в период с 2018 по 2021 год предприятие построит 5 малых ракетных кораблей (МРК) проекта 22800 «Каракурт». Еще 3 МРК будут построены на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла», один — на судостроительном заводе «Море» в Феодосии. 3 корабля совместно построят заводы «Пелла» и «Море». Место постройки еще шести пока не определено. Таким образом, Черноморский, Балтийский и Тихоокеанские флоты пополнятся 18-ю МРК «Каракурт». Первый из них, названный «Ураганом», будет принят на вооружение ЧФ в следующем году. Три следующих корабля также уже имеют имена, довольно грозные, — «Тайфун», «Шторм», «Шквал».
Ракетный «Гром» в украинском небеМеждународная военная политика
Мировой ВПК  04.08.2016
На Украине новый скандал. Как сообщили днепропетровские СМИ, в тот момент, когда на финишную прямую вышла «уникальная разработка оборонной промышленности», Киев начал «выкручивать руки» ракетостроителям из КБ «Южное» и Павлоградского химического завода (ПХЗ). А речь будто бы идет — ни много ни мало! - о якобы местном аналоге знаменитого российского оперативно-тактического ракетного комплекса «Искандер-М» — проекте «Гром».
Россия вдохновила Китай на «народную войну»Международная военная политика
Геополитика  04.08.2016
Министр обороны Китая Чан Ваньцюань призвал своих сограждан готовиться к «народной войне на море для защиты суверенитета страны». «Армия, полиция и народ должны готовиться к мобилизации на защиту суверенитета и территориальной целостности страны», — призвал глава военного ведомства. При этом призвал продвигать в народ идею о массовых занятиях по гражданской обороне.


Донбасс подорвут уже в августеМеждународная военная политика
Конфликты  05.08.2016
В Минске состоялось очередное заседание контактной группы по Донбассу. Как сообщил уполномоченный представитель ЛНР Владислав Дейнего, сторонам снова не удалось договориться о разведении сил. И от политиков посыпались прогнозы того, как теперь станут развиваться события в регионе. Прогнозы, надо заметить, один тревожней другого. Полномасштабные боевые действия в Донбассе могут возобновиться, если Киев не начнет выполнять первые три пункта Минских соглашений. Как заявил полпред ДНР в контактной группе в Минске Денис Пушилин, в этом случае произойдет возобновление интенсивных боевых действий по вине Киева.
Вашингтон просит Москву забыть про местьМеждународная военная политика
Конфликты  02.08.2016
Как уже сообщалось, 1 августа над сирийской провинцией Идлиб огнем с земли сбит возвращавшийся после гуманитарной миссии в Алеппо российский вертолет Ми-8, на борту которого находились три члена экипажа и два офицера Центра по примирению. Никто не выжил. Как сообщил начальник Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ генерал-лейтенант Сергей Рудской, территории, над которыми был проложен последний маршрут Ми-8, находятся под контролем группировки «Джебхат ан-Нусра» и примкнувшей к ней «умеренной оппозиции», которые теперь составляют коалицию «Джейш аль-Фатх».
Москва втягивается в сирийскую войнуМеждународная военная политика
Конфликты  01.08.2016
В Минобороны РФ подтвердили, что в сирийской провинции Идлиб сбит российский военно-транспортный вертолет Ми-8. — Первого августа в провинции Идлиб в результате обстрела с земли сбит возвращавшийся на авиабазу Хмеймим после доставки гуманитарной помощи в городе Алеппо российский военно-транспортный вертолет Ми-8, — отмечается в сообщении. По уточненным данным, на борту вертолета находились три члена экипажа и два офицера российского Центра примирения враждующих сторон в Сирии. Их судьба в настоящее время выясняется. Ранее в Твиттере Syria Today появились фотографии, на которых изображены документы, предположительно, принадлежащие россиянам со сбитого вертолета.