22.02.2015, 18:50
Покупатели слетаются на пятое поколение российских истребителей
Покупатели слетаются на пятое поколение российских истребителейМеждународная военная политика
В среду, 18 февраля, руководитель российской делегации на международной аэрокосмической выставке "Аэро Индия-2015" заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Анатолий Пунчук сделал важное заявление. По его словам, Россия и Индия планируют разработать двухместный вариант совместного перспективного многофункционального истребителя FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft; то есть истребитель пятого поколения).

На сегодняшнем этапе он создается на базе российского перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации (ПАК ФА) в одноместной конфигурации. Однако по просьбе индийской стороны самолет будет сделан двухместным; модернизация коснется и некоторых других узлов.

Но прежде, чем перейти к анализу этой новости, рассмотрим – что же это такое, "поколения истребителей”.

В общем то, единой общепринятой классификации в этой сфере не существует. Есть, например, такая, согласно которой выделяется два поколения "дозвуковых” реактивных самолетов – и пять сверхзвуковых. Правда, и создавалась она еще на рубеже веков. А ныне, когда первые представители крылатых машин без привычных пропеллеров кажутся уже "динозаврами” – их решили "объединить” с более поздними представителями. А потому сейчас более востребованным является разделение машин для воздушных боев на 5 поколений. Шестое – пока только перспективное. Кратко пройдемся по истории реактивной авиации.

Итак, первое поколение – "пионеры” с реактивным двигателем, совсем недалеко ушедшие от лучших винтовых самолетов Второй Мировой, еще не умеющие летать со сверхзвуковой скоростью (свыше 1200 км/час). К ним относится Messerschmitt Me.262, сделанный немцами в конце войны, советские Миг-9 и Як-15, британский DH100 Vampire и так далее. 


    

Советский МиГ-9 и немецкий Messerschmitt Me.262


Вооружены они были лишь пушечным вооружением – да неуправляемыми ракетами типа тех, что использовались в знаменитых "Катюшах”. Маневренность, оснащенность радиолокаторами также оставляли желать лучшего. Крылья у этого типа были практически те же, что и у нереактивных предшественников – прямые.

Второе поколение (50-е – 60-е годы) – это уже более привычное для современного человека стреловидное крыло, вытянутое назад, возможность полета на небольшом сверхзвуке (обычно – сравнительно короткое время, на форсаже), более частое наличие радиолокатора, появление на вооружении самонаводящихся ракет "воздух-воздух” – для борьбы с самолетами противника. 


    

Советский МиГ-19 и американский F-86 Sabre


Третье поколение (между 55-м и 80-м годом) – значительно возросшая (до двух звуковых и даже чуть выше) скорость на форсаже, обязательное оснащение радиолокатором, возросший универсализм (возможность достаточно большой ракетно-бомбовой нагрузки), треугольное крыло. 


    

Советский МиГ-21 и американский F-4 Phantom II


Четвертое поколение (с 75 года – и по наши дни) – наметившееся разделение на высокоскоростные "перехватчики” (скорость до трех звуковых) и более тяжелые истребители-бомбардировщики, крыло изменяемой стреловидности, возросшая маневренность, наличие управляемых ракет, способность вести ими огонь одновременно по более чем десятку целей – за счет совершенной бортовой электроники. 


    

Российский Су-27 (слева) и американский F-15 Eagle


Фактически, именно это поколение истребителей находится сейчас на вооружении армий мало-мальски развитых стран. Наиболее совершенные образцы (как, например, российский Су-35С или французский "Рафаль”) принято относить к поколению 4+ (или 4,5)

Пятое поколение представляет собой сочетание лучших качеств предшественников – плюс технологии "Стелс” (то есть пониженной видимости на экранах вражеских радиолокаторов), еще лучшая маневренность, крыло обратной стреловидности, крейсерская (то есть долговременно-экономическая) скорость на сверхзвуке, автоматизация очень многих процессов, ранее относившаяся к ведению пилота. 


    

Российский Т-50 ПАК ФА и американский F-22 Raptor


На таких самолетах обязательно должная быть установлена "фазированная” бортовая РЛС – луч которой может мгновенно изменять свое направление без помощи традиционной и медлительной поворачивающейся антенны. А потому летчик видит на экране локатора изменения вокруг себя тоже практически мгновенно – а не с промежутком в несколько секунд, как при устаревших технологиях.

В настоящее время единственный серийный истребитель пятого поколения, F/A-22A "Рэптор” с 2003 года находится на вооружении военно-воздушных сил США. Остальные – Россия, Евросоюз, Япония, Китай – свои "пятерки” только испытывают.

Причем успехи, мягко говоря, неоднозначны. Так, заявленный "прорыв" КНР по созданию своей "пятерки" J-20 «Черный орел» (правда, созданный на базе российского МиГ «1.44»), многими экспертами подвергается большому сомнению.

Российский Т-50 совершил свой первый полет в 2010 году - первые поставки в войска ожидаются в 2016 году.

Японский Mitsubishi ATD-X Shinshin, весьма напоминающий американский "Рэптор", в 2015 году планируют только начать испытывать.

А европейцы, вообще, решили "схитрить” – и объявили, что собираются "перескочить” через пятое поколение – взявшись сразу за шестое. Впрочем, в планах РФ тоже создать такую "технику будущего” к 2025 году.

Тем не менее, представлять действующий американский "Рэптор” этаким "вундерваффе” тоже не стоит. Из 183 этих машин доселе ни одна так и не была использована в реальных боевых действиях – несмотря на потраченные на их создание 60 миллиардов долларов.

Тем не менее, "виртуальные” бои с ними проводятся. И, по мнению экспертов, против пока еще доводимого до ума российского Т-50 (или "Перспективного авиационного комплекса фронтовой авиации” - ПАК ФА) шансов у американской машины маловато. Больно штатовцы понадеялись на ее уникальность – позволяющую замечать противника еще тогда, когда сам F-22 остается для него незамеченным. Что дает возможность раньше выпустить убийственную ракету. А потому конструкторы и не придали своему самолету достаточной маневренности.

Но если против "американца” выступит такой же "невидимка”, как и он сам, но только более маневренный – первому придется очень туго, все его преимущества нивелируются.

Впрочем, даже в условиях столкновения с российскими самолетами поколения 4+ шансы последних на победу тоже достаточно высоки. Причина – хотя на расстоянии 150-180 км "Рэптор” и невидим для Су-35 – но не имеет ракет "воздух-воздух” такой дальности. А когда дистанция сокращается для возможности пуска, 110 километров – оптико-радиолокационная станция "сушки” уже способна увидеть даже такого якобы "невидимку” – что достаточно для ответных эффективных мер.

А вообще, ни один известный в мире "невидимка” не способен преодолеть зону ответственности даже российских комплексов ПВО С-300, не говоря уже о более совершенных С-400 и С-500…

Но вернемся к российско-индийскому сотрудничеству по созданию истребителя пятого поколения. По большому счету, особой сенсации в заявлении российского авиачиновника не содержится – сотрудничество между нашими странами в этой области длится не один год. Другое дело, что время от времени его пытаются "торпедировать” – и не только "заклятые друзья” с Запада. Так, в начале нынешнего года высказать свое "фэ” попытались представители индийских ВВС – начав критиковать вышеуказанный проект по самым разным поводам. Дескать, и россияне не хотят индийским летчикам полную техдокументацию на будущие самолеты отдавать, и степень участия индийской стороны слишком низкая, и, вообще, сам самолет (которого еще, в общем-то, и нет) плохой.

Подоплека этой возни стала ясна, когда индийские генералы предложили альтернативу – покупку 120 с лишним французских истребителей "Рафаль”. Что поделаешь, даже в России при нынешнем сплочении людей вокруг власти, находится немало "агентов лучших друзей россиян” из-за рубежа. Ну, а Индия – страна развивающаяся, и курорты типа Ниццы для всевозможных "симпозиумов” и прочих элементов легального подкупа заинтересованных лиц там все ж таки котируются повыше, чем Сочи…

Однако вышеописанное якобы "рациональное предложение” индийским правительством поддержано не было. Во-первых, "Рафали”, несмотря на их относительную актуальность – уже уходящий день, это поколение 4+. А мощной и растущей региональной державе нужна самая современная техника, в том числе истребители пятого поколения.

А, во-вторых, связываться с Францией после истории с "Мистралями” уважающим себя государствам как-то не с руки. Собственно, об окончательном разрыве сделки с "Рафалями” и было объявлено после некрасивой истории с "санкциями” вокруг уже оплаченных и готовых к отправке в Россию вертолетоносцев.

После такого всему миру стало ясно: даже якобы "независимый” Париж все равно в стратегических вопросах "пляшет” под дудку США. У которых есть свои интересы в зоне Индийского океана – недаром там торчит их Пятый Флот. Да и базы в Пакистане тоже не стоит сбрасывать со счетов. Лучше уж покупать оружие у страны, которая точно никогда не угрожала Индии конфронтацией – а ныне является надежным стратегическим союзником по БРИКС.

Да, индийские военные действительно пока рассчитывают на выполнение около 13% от общего объема работ – при запрошенных ими 25%. И полную техдокументацию им тоже вряд ли предоставят в обозримом будущем. Ну, так что ж поделать – неужто даже у друзей не может быть маленьких секретов друг от друга? Особенно в столь деликатной сфере, как суперсовременные виды вооружений. Можно подумать, что та же Франция допустила бы индийцев до хотя бы 13% в производстве своих устаревающих "Рафалей” – или США согласились бы сотрудничать с Нью-Дели в разработке новой модели пятого поколения, F-35.

Но и со стороны России речь не идет о какой-то "благотворительности”. Проект предусматривает продажу Индии 200 самолетов – на 30 миллиардов долларов. Или, если эта валюта до того времени заслуженно превратится в просто "зеленые бумажки” – эквивалент этой суммы в чем-то реально ценном. Что, понятное дело, станет немалым подспорьем и для российского ВПК в частности, и для бюджета страны в целом.

Тем более, опять же, в отличии от некоторых других нынешних союзников России (не будем показывать пальцем) Индия всегда находилась с нами в дружеских отношениях – при непересекающихся интересах. Так что торговля с ней оружием – сочетание полезного с приятным.

В общем, истребитель пятого поколения в условиях стремительно накаляющейся международной обстановки станет веским аргументом для России при общении и с "партнерами" на западе, и с союзниками на востоке. А потому – в добрый путь!

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  27.02.2017
Глава Минпромторга России Денис Мантуров сообщил, что проходящая в ОАЭ выставка вооружения и военной техники IDEX-2017 принесла успех российским производителям танков. Представители одной из ближневосточных стран заявили о намерении заключить крупный контракт на приобретение танков Т-90МС. При этом страна, решившая усилить свои сухопутные силы российской бронетехникой, не называется.
Мировой ВПК  27.02.2017
Первенство в создании самолёта пятого поколения осталось за Америкой. Россия лишь вторая. Что удалось нашим авиаконструкторам извлечь из этого проигрыша и есть ли в "кармане" у ПАК ФА козыри, способные удивить американского "хищника"? Первым быть почётно, первых помнят, о них говорят. Первый человек в космосе, первый на Луне. Попроси вспомнить второго, и собеседник начинает мяться и судорожно вспоминать то, что не задержалось в голове и на минуту. Да, США действительно первые создали истребитель пятого поколения. И тут уже ничего не поделать. В 1997 году первый "хищник" F-22 Raptor уже взмыл в демократическое небо Америки, в то время как до начала работ по Т-50 — истребителю пятого поколения (боевому авиационному комплексу нового поколения И-21) — оставалось ещё два года.
Мировой ВПК  24.02.2017
Недавно французское издание Air&Cosmos опубликовало схемы якобы перспективного российского легкого истребителя пятого поколения, разработкой которого занимается самолетостроительная корпорация «МиГ». Издание также привело краткие характеристики, которыми, по его мнению, будет обладать новый боевой самолет. Мы решили разобраться, почему не стоит доверять французским изображениям российского истребителя, что такое российская школа проектирования боевых самолетов и на какой летательный аппарат все же может быть похожа новая разработка «МиГа».
Мировой ВПК  20.02.2017
Приближение разведывательного корабля «Виктор Леонов» к побережью США – признак слабости России, а не силы, пишут американские СМИ, ссылаясь на свои источники в разведке. Источники попались с юмором, за «Виктора Леонова», охарактеризованного словом «бесполезный», даже становится обидно. Дело, однако, в том, что эти комментарии – непростительная чушь.
Конфликты  27.02.2017
В середине февраля информационные агентства облетела новость: писатель Захар Прилепин собрал в ДНР свой батальон и получил от лидера республики Александра Захарченко погоны майора. Сам Прилепин сообщил, что он служит в должности замкомбата по работе с личным составом – проще говоря, «замполита» или «политрука».
Конфликты  17.02.2017
Российская система С-400 «Триумф» оказалась бессильна перед истребителем F-35: ЗРС не смогла ни остановить, ни распознать израильский истребитель пятого поколения в сирийской провинции Дамаск. В итоге самолет беспрепятственно поразил цели и «махнул русским крылом». Такая оценка С-400 сейчас активно раскручивается в Сети и педалируется некоторыми СМИ со ссылкой на авторитетное американское издание Defense News.
Конфликты  16.02.2017
Американское командование прорабатывает план начала сухопутной операции в Сирии. Ряд экспертов полагает, что если проект удастся провести через Конгресс, идея «маленькой победоносной войны» может заинтересовать Трампа. Как в случае начала «работы на земле» американцы будут выстраивать взаимодействие с многочисленными сторонами сирийского конфликта?