20.09.2015, 09:14
Истребитель Су-30СМ опровергает законы физики
Истребитель Су-30СМ опровергает законы физикиМеждународная военная политика
Высокоманевренный многоцелевой истребитель поколения 4++ Су-30СМ называют одним из самых успешных проектов отечественного авиастроения последних лет. Предназначенный для широкого спектра боевых задач, в основе которых — уничтожение воздушных и наземных целей, он способен еще и управлять групповыми действиями авиации, вести разведку, действовать над морем.

При этом самолет получил возможность более длительного нахождения в воздухе: дальность и продолжительность полета у него увеличены. По мнению экспертов, по своим боевым и пилотажным качествам российский истребитель превосходит новейший штатовский истребитель F-22 Raptor, а ведь это машина, которую причисляют к самолетам уже следующего, пятого поколения.


Зависнуть в небе

Су-30СМ называют «золотой серединой» боевой авиации. Этот самолет совместил в себе функции и истребителя, и штурмовика, и бомбардировщика. Он может с одинаковой эффективностью наносить удары по воздушным целям, поражать наземные и надводные объекты, применять современное и перспективное высокоточное вооружение. Ключевая «фишка» этой боевой машины — в ее сверхманевренности.

Герой России, заслуженный летчик-испытатель РФ Вячеслав Аверьянов — первый, кто поднял в небо Су-30СМ. Он уверяет: то, что для других самолетов — падение, для этой машины — обычный полет. К примеру, для Су-30СМ нет такого понятия как «штопор». Возможности самолета превращают этот опасный маневр в фигуру пилотажа, выполняемую и управляемую по указанию летчика. В числе виражей, выполняемых на этой машине, есть и поистине уникальные. Например, самолет может лететь хвостом вниз, причем машина в таком положении управляема. А еще Су-30СМ может «потерять» скорость и даже… остановиться в небе на какое-то время, после чего опуститься вниз. 


    


Сверхманевренность достигается здесь среди прочего за счет двигателей с управляемым вектором тяги, а также наличия переднего горизонтального оперения. Раскрыть все возможности истребителя, «обучить» его воздушным маневрам — главная задача летчиков-испытателей. В их числе и Вячеслав Аверьянов — один из лучших воздушных асов страны, удостоенный за испытания перспективной боевой техники для российской армии Золотой Звезды Героя.


Тактика «дальнего боя»

Производство самолета организовано на Иркутском авиационном заводе — филиале ПАО «Корпорация «Иркут». Процесс создания одной машины занимает 18 месяцев. При этом еще на этапе создания самолет подвергают довольно жестким испытаниям. Например, отрабатываются возможности 30-мм авиационной пушки. Дело в том, что отдача, возникаемая при стрельбе из этого оружия, измеряется зачастую тоннами. Бывали случаи, когда машина получала повреждения от применения своего же вооружения. С этой целью Су-30СМ в паре с авиационным стрелковым оружием испытывается еще на земле, в специальном заводском тире.

Нельзя не упомянуть и того, что на этом самолете применен самый широкий спектр не только авиационного вооружения, но и средств радиолокации, радиосвязи, государственного опознавания. Любая цель вскрывается с помощью бортовых радиолокационных средств заранее, то есть используется тактика «дальнего боя». Видеть обстановку в небе на сотни километров вокруг позволяет активная фазированная решетка. По четкому алгоритму выполняются все действия по опознаванию объекта и выбору оружия, после чего осуществляется запуск ракет средней либо большой дальности. Ракета ближнего маневренного воздушного боя, комплектом которых оснащен этот самолет, может поражать цели на расстоянии 10 километров, а ракета средней дальности — от 10 до 20 км. Имеется на Су-30СМ и ракетное вооружение большой дальности, однако его боевые характеристики засекречены. Военные говорят просто: «возможны различные комбинации управляемого и неуправляемого вооружения различного класса».


Вираж, еще вираж!

Некоторые фигуры высшего пилотажа, выполняемые летчиками Краснознаменного центра войсковых испытаний и подготовки персонала Военно-воздушных сил имени В. П. Чкалова на Су-30СМ, не могут повторить пилоты ни одной другой авиации мира. В иных воздушных комбинациях двигатель этого самолета без снижения оборотов работает в режиме форсажа по полчаса, а это поистине рекордная нагрузка, и эта машина справляется с ней. По словам командира пилотажной группы «Соколы России», заслуженного военного летчика РФ генерал-майора Александра Харчевского, все эти эффектные фигуры придуманы не ради красоты. За каждым маневром стоит кропотливая работа по отработке тактики воздушного боя.

Возможности самолета (не летчика, а именно машины) выдерживать перегрузки при выполнении воздушных виражей, также закладываются и испытываются еще на производстве. На Иркутском авиационном заводе имитируются условия полета с жесткими вибронагрузками, проводятся испытания систем управления, проверяется правильность конструкторских и производственных решений. Кроме того, каждая без исключения машину проверяется на герметичность. Все эти проверки необходимы для дальнейшей эксплуатации самолета, для определения его надежности и ресурсных возможностей.

В числе преимуществ Су-30СМ есть и возможность длительного нахождения в воздухе. Без дозаправки и подвесных баков машина преодолевает до 3 тысяч километров, а с дозаправкой этот самолет может осуществить беспосадочный перелет, скажем, из Читы в Калининград. Наличие же штанги для дозаправки в воздухе и соответствующей системы позволяет Су-30СМ находиться в воздухе до 8 часов. 


    


Неудивительно, при этом, что самолеты этого семейства востребованы в странах, обладающих значительными территориями. Среди них – Индия и Казахстана. К слову, в этом году военное ведомство Казахстана получило первую партию новых российских самолетов, поставленных в рамках военно-технического взаимодействия и предназначенных для повышения боевого потенциала казахстанских ВВС. С апреля группа Су-30СМ дислоцируются на авиационной базе в Талдыкоргане, а в мае новые самолеты принимали участие в параде войск в Астане, посвященном 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.


Контракты на успех

Для этого самолета нет разницы, в какое время выполнять боевое задание: днем или ночью. Он отлично ориентируется в любой обстановке, «цепляет» цель, находясь в любом положении в воздухе. Возможности по уничтожению воздушных объектов, поражению наземных и морских целей ставят эту машину на первое место в сегодняшнем рейтинге российской военной авиации.

В соединения и воинские части Вооруженных Сил России в обозримой перспективе будет поставлена партия из восьми многоцелевых истребителей Су-30СМ. Об этом недавно сообщил заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов, подчеркнув, что эти машины предназначены для авиации ВМФ. Условия контракта подразумевают поставку самолетов в течение 2016-2017 годов. К слову, в 2012-2014 годах российская военная авиация уже получила 18 Су-30СМ. В частности, несколько таких машин сейчас дислоцированы на авиабазе Домна Восточного военного округа в Забайкальском крае.

На флоте Су-30СМ не новичок. Несколько таких машин получил в этом году отдельный морской штурмовой авиационный полк Черноморского флота. Новые самолеты должны поэтапно заменить фронтовые бомбардировщики Су-24, которые сейчас составляют основу самолетного парка морской авиации ЧФ. Не так давно экипажи «черноморских» Су-30СМ отработали практическое бомбометание по наземным целям, нанеся удары авиационными средствами поражения по мишенным позициям в районе морского десантного полигона Опук в Крыму. По отзывам командования, задачи, определенные планом тренировки, были отработаны успешно.

Дмитрий Сергеев
Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  08.12.2016
Спецоперация «Потрясти мир продажей пакета акций «Роснефти»» успешно завершена. Произведенный эффект превзошел все ожидания. Но за экономическими деталями соглашения скрывается не менее интересный политический подтекст. Трудно найти более знаковые структуры, нежели Glencore и Суверенный фонд Катара, символизирующие новое качество России как великой державы. Продажа 19,5% акций «Роснефти» международному консорциуму имела все признаки сложнейшей спецоперации.
Мировой ВПК  08.12.2016
На днях немецкие СМИ разразились настоящей истерикой, через которую явно проглядывается постепенно нарастающее паническое состояние. Поводом к этому стали недавние испытания российского боевого железнодорожного комплекса (БЖРК) «Баргузин», или, попросту говоря, ядерного поезда. Так, журналисты влиятельного немецкого издания Die Welt заявили, что «Баргузин» – это российское оружие, которое, пожалуй, больше всего внушает страх Западу со времен окончания Холодной войны.
Геополитика  07.12.2016
Слова президента Казахстана о колониальном прошлом страны вызвали бурную реакцию в России и были расценены как антироссийские. Безусловно являясь таковыми по сути, они отражают крайнюю сложность ситуации, в которой оказался и Назарбаев, и его молодое государство. Как Россия должна относиться к подобным высказываниям?
Мировой ВПК  06.12.2016
Как можно было потерять за короткий срок два самолета из авиакрыла «Адмирала Кузнецова», да еще и по схожей причине — порвавшихся тросов авиафинишера? Defence.ru разбирается вместе с обозревателем Lenta.ru Ильей Крамником.
Конфликты  08.12.2016
Если раньше Алеппо «умирал, но не сдавался», то теперь даже пропагандистские СМИ джихадистов сменили репертуар: да, мы вынуждены отступить, но «война только начинается». В этом с боевиками согласен Госдеп, и война действительно «началась»: атаковав анклавы шиитов, исламисты нарушили режим перемирия в Идлибе и оформили тем самым новый серьезный вызов сирийской армии.
Конфликты  07.12.2016
Банды боевиков полностью выбиты из старых кварталов Алеппо. «Противник разгромлен и бежит в южные кварталы», – сообщают сирийские военные. По их словам, освобождение восточного Алеппо будет завершено к концу недели. Помощь армии Сирии оказывают российские военные советники, одним из которых был погибший командир 5-й гвардейской танковой бригады полковник Руслан Галицкий. «Танкист мог вести управление сухопутным боем», – предполагает бывший замглавкома сухопутных войск России генерал-лейтенант Сергей Скоков.
Конфликты  07.12.2016
В конце ноября абсолютно незаметно для широкой общественности состоялся весьма примечательный, как теперь выясняется, визит иностранного гостя в Москву. Не особо афишируя свои намерения, в Россию приезжал главнокомандующий ливийской армией фельдмаршал Халифа Хафтар. Его принимали в наших МИД, Минобороны и в Совете Безопасности. Высокий гость уехал, и вдруг выяснилось, что в нашей столице фельдмаршал обсуждал чрезвычайно чувствительные не только для России темы.