23.08.2016, 13:02
Боевое крещение Ту-214Р в Сирии
Боевое крещение Ту-214Р в СирииМеждународная военная политика
Пожалуй, одно из главных событий, имеющих отношение к российской оборонке, за последнюю неделю — в Сирии удачно прошел боевую обкатку новый самолет-разведчик. Речь идет о «долгострое» Ту-214Р, выпуском которого пыталось и пытается заниматься Казанское авиационное производственное объединение имени Горбунова.

Неофициальные визиты

На самом деле, о возможном применении в Сирии таинственного и от того еще более грозного российского «разведчика», СМИ заговорили еще несколько месяцев назад. Если верить информагентству Regnum, в феврале 2016 года телеканал CNN со ссылкой на некого американского чиновника сообщил, что новейший российский самолет радиотехнической и оптико-электронной разведки Ту-214Р якобы прибыл на российскую базу в Латакии. В репортаже также отмечалось, что самолет-разведчик восхитил американских специалистов — в том числе и потому, что он «оснащен всепогодными радарными системами и электронно-оптическими сенсорами, которые дают аналогичные фотографиям изображения» и вообще, потенциально дает «русским больше возможностей отслеживать самолеты США в Сирии». В июле информагентства снова заговорили о появлении в Сирии российского Ту-214Р, но теперь уже со ссылкой на данные слежения международного авиатрекера Flightradar 24 — правда, был ли это уже второй такой самолет или речь шла все о том же, о котором до этого говорил CNN, не уточнялось. В любом случае, последние события позволяют говорить о том, что Миноборны РФ признало эффективным боевое применение Ту-214Р во время операции Военно-космических сил в Сирии. «Самолет показал себя только с лучшей стороны. Все поставленные командованием задачи были выполнены в полном объеме, а оборудование работало без серьезных отказов. По итогам операции машина признана полностью боеготовой», — сообщают «Известия» со ссылкой на свой источник в ведомстве. А ведь начиналась история этой новейшей стратегической «машины» достаточно мирно.

Встречая 90-е

Самолет-разведчик Ту-214Р разрабатывался на базе гражданского Ту-214, который, в свою очередь, был усовершенствованным вариантом среднемагистрального пассажирского Ту-204. Официально «двести четвертый» начал разрабатываться в конце 80-х. Но с другой стороны, не менее верным будет считать началом его биографии и 1973 год, время появления первых среднемагистральных «тушек», призванных заменить самый массовый советский реактивный пассажирский самолет Ту-154 (все же помнят фильм «Экипаж» со Жженовым и Филатовым?). Правда, тот, самый первый (скорее даже «нулевой») Ту-204 значительно отличался от будущего привычного нам самолета — по некоторым данным, он даже был трех- а не двухдвигательным и обладал «переразмеренным» двухпалубным фюзеляжем — вроде как в целях гибкого реагирования на сезонные изменения плотности пассажиропотока с помощью маневрирования соотношения пассажирской и грузовой загрузки. Так или иначе, но в основу «двести четвертого» были положены самые на тот момент современные решения и научные разработки — самолет получил электронно-цифровую систему управления двигателями с полной ответственностью, оборудование с цифровыми вычислителями и многое другое, чем аналоги предыдущих поколений похвастать не могли. В конструкции самолета широко применялись алюминиевые конструкционные сплавы с улучшенными физико-механическими и ресурсными характеристиками, современные композитные материалы на основе стеклоуглепластиков, гибридные материалы и т. д. И по сей день, Ту-204 считается, например, едва ли не единственным современным магистральным самолетом, крылья которого не требуют наличия противообледенительной системы на несущих поверхностях.

Переквалификация для президента

Серийно «204-й» начал выпускаться на заводе «Авиастар-СП» в Ульяновске в 1990 году — при том, что полный комплекс его испытаний закончился лишь в 93-м. Всего на сегодня выпущено порядка восьмидесяти самолетов, но полноценной заменой того самого «сто пятьдесят четвертого» он, увы, так и не стал. Кто-то объясняет такой парадокс обычным для 90-х смещением акцентов на пусть подержанную и не совсем качественную, но зато «импортную» технику. А кто-то ссылается на недостатки технической поддержки, сложность с запчастями и комплектующими. Впрочем, официально производство Ту-204 и по сей день не прекращено, а скорее «заморожено»…

Получается, пассажирский Ту-204 был в некотором роде «дедом» стратегического самолета-разведчика Ту-214Р. А непосредственно «отцом» его стал Ту-214, отличавшийся от «двести четвертого» увеличенными взлетной массой (со 103 до 110, 75 тонн) и максимальной коммерческой нагрузкой (от 21 до 25,2 тонн). Впервые он поднялся в небо в 1996 году — причем, если первые Ту-214 были собраны по традиции на все там же ульяновском «Авиастаре», то с 1997 года их производство было перенесено на Казанское авиастроительное производственное объединение имени Горбунова. Любопытно, что первым покупателем пассажирского лайнера Ту-214 была авиакомпания из Хабаровска, что, казалось бы, подтверждало эффективность использования этого самолета на трассах повышенной протяженности, но… С апреля 2010 года производство коммерческой версии Ту-214 было прекращено. Правда, практически одновременно с этим самолет был выбран в качестве базового для создания целого ряда спецбортов. Достаточно упомянуть самолеты-ретлянсляторы Ту-214СР, летающие пункты управления Ту-214ПУ и самолеты-узлы связи Ту-214СУС — все это было специально разработано по заказу администрации президента России.

Сирия все спишет

Что же касается непосредственно нашего героя — Ту-214Р, самолета для проведения комплексной оптико-радиотехнической разведки, то контракт на его создание общей стоимостью в 3,4 миллиарда рублей был заключен еще в 2002 году. По нему первые самолеты-разведчики должны были быть поставлены министерству обороны РФ (точнее заказчиком выступала московская войсковая часть, которую связывают с Главным разведывательным управлением Генштаба), до ноября 2008 года, однако этого не произошло. Первый Ту-214Р взлетел лишь в 2009 году, да и то, как сообщалось, «оказался очень нелегким в доработке и доводке».

Соответствующие претензии военные сначала попробовали предъявить непосредственно к «Туполеву», как исполнителю работ (Казанское АПО значилось изготовителем), потребовав выплатить 150 миллионов рублей штрафных санкций. Однако «Туполев» обвинил в срыве казанцев. Те в ответ заявили, что все зависело от объемов финансирования, к тому же «Туполев», по их словам, якобы постоянно вносил изменения в конкурсную документацию. Все же подав в 2012 году в суд на КАПО имени Горбунова, упомянутая выше воинская часть потребовала за срыв сроков исполнения заказа штраф в 1,24 миллиарда рублей. В итоге арбитражный суд Татарстана посчитал эти претензии обоснованными лишь частично — мол, часть вины лежит не на КАПО, а на других организациях — и снизил сумму штрафа до 180 миллионов рублей.

Известно, что комплекс бортового оборудования разведчика Ту-214Р включает в себя многочастотный радиотехнический комплекс МРК-411, в который входят несколько радиолокационных станций кругового и бокового обзора. Плюс оптико-электронная система высокого разрешения «Фракция»… Слишком сложно и «специально»? Попробуем попроще? Осенью прошлого года в СМИ прошла информация о том, что на Ту-214Р будет установлен сверхсекретный многочастотный локатор нового поколения, который вроде как позволяет в любое время суток разглядеть не только наземные объекты, но и сокрытые на несколько десятков метров под землей.

И последнее. До лета 2016 года сообщалось всего о двух самолетах-разведчиках, собранных на «горбуновском» АПО в Казани. Но, как заявил на днях президент Объединенной авиастроительной корпорации Юрий Слюсарь, после успеха ТУ-214Р в Сирии, Миноборны все же заключило контракт на поставку еще одной такой «машины».

Категория: Конфликты



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  24.02.2017
Недавно французское издание Air&Cosmos опубликовало схемы якобы перспективного российского легкого истребителя пятого поколения, разработкой которого занимается самолетостроительная корпорация «МиГ». Издание также привело краткие характеристики, которыми, по его мнению, будет обладать новый боевой самолет. Мы решили разобраться, почему не стоит доверять французским изображениям российского истребителя, что такое российская школа проектирования боевых самолетов и на какой летательный аппарат все же может быть похожа новая разработка «МиГа».
Мировой ВПК  20.02.2017
Приближение разведывательного корабля «Виктор Леонов» к побережью США – признак слабости России, а не силы, пишут американские СМИ, ссылаясь на свои источники в разведке. Источники попались с юмором, за «Виктора Леонова», охарактеризованного словом «бесполезный», даже становится обидно. Дело, однако, в том, что эти комментарии – непростительная чушь.
Мировой ВПК  20.02.2017
На англоязычном военном форуме Realitymod.com появилась информация, что некие западные компании решили создать так называемые «умные снаряды» против российского танка Т-14. Их назначение — не только обмануть активную защиту, но и поразить машину в уязвимых местах. И через несколько лет стальной кулак Путина потеряет угрожающую мощь.
Геополитика  20.02.2017
В НАТО намерены резко усилить свое военно-морское присутствие в Черном море. Об этом объявил генеральный секретарь Североатлантического альянса Йенс Столтенберг по итогам встречи министров обороны стран-союзников, завершившейся в Брюсселе. При этом генсек грозно добавил: «Диалог с позиции силы с РФ сработал в годы холодной войны, будет работать и сейчас».
Конфликты  17.02.2017
Российская система С-400 «Триумф» оказалась бессильна перед истребителем F-35: ЗРС не смогла ни остановить, ни распознать израильский истребитель пятого поколения в сирийской провинции Дамаск. В итоге самолет беспрепятственно поразил цели и «махнул русским крылом». Такая оценка С-400 сейчас активно раскручивается в Сети и педалируется некоторыми СМИ со ссылкой на авторитетное американское издание Defense News.
Конфликты  16.02.2017
Американское командование прорабатывает план начала сухопутной операции в Сирии. Ряд экспертов полагает, что если проект удастся провести через Конгресс, идея «маленькой победоносной войны» может заинтересовать Трампа. Как в случае начала «работы на земле» американцы будут выстраивать взаимодействие с многочисленными сторонами сирийского конфликта?
Конфликты  16.02.2017
Военнослужащие морской пехоты ВСУ, дислоцирующиеся в Широкино, всерьез ожидают наступления ополченцев ДНР на Мариуполь по льду Азовского моря. Об этом они рассказали в интервью Военному телевидению Украины. Насколько реально может быть в принципе такое наступление?