03.06.2016, 13:13
«Свидомые» истребители грозят российским Су и МиГам
«Свидомые» истребители грозят российским Су и МиГамМеждународная военная политика
Украинское госпредприятие «Антонов» получило заказ от Вооруженных сил Украины на разработку боевого самолета. Об этом на пресс-конференции сообщил заместитель начальника вооружения ВСУ полковник Владислав Шостак. Ни о том, что это будет за самолет — истребитель, штурмовик, бомбардировщик — не было сказано ни слова. Неизвестна и стоимость проекта, и сроки его окончания.

Надо сказать, что украинские военные и силовые министры делают такого рода заявления с пугающей частотой. И рассказывают в основном о том, какой громадный скачок совершат ВВС Украины в самом скором времени. Все уже запутались: что армии уже обещано, а что еще не успели пообещать.

При этом почти в каждом таком заявлении упоминается ОКБ Антонова. Поскольку называть больше некого. Это единственное украинское предприятие, способное создавать самолеты.

В феврале мы с удивлением узнали, что антоновцы создают ударный беспилотник. Разумеется, один из лучших в мире. И появится он либо в конце этого года, либо в начале следующего. Рассказал об этом Александр Турчинов. И это заявление на 17-м украинском телеканале в процессе общения с профессионалами авиапрома было квалифицировано как откровенная ложь. Не способно ОКБ, создававшее такие гиганты как «Руслан» и «Мрия», сделать миниатюрную крылатую машину, которая весит в пределах тонны.

В апреле Петр Порошенко поведал о создании многоцелевого истребителя, который будет с легкостью расправляться в воздухе с российскими МиГ и Су. И тут обнаружились две вопиющие несуразности. Во-первых, заявление было сделано на запорожском заводе «Прогресс», который специализируется на выпуске двигателей, тяга которых не позволяет развивать сверхзвуковые скорости. Во-вторых, на телекартинке специалистам было видно, как Порошенко склонился с запорожскими инженерами над эскизом истребителя явно не украинского — МиГ-29.

В середине мая мы узнали о том, что на выставке военной техники в Малайзии DSA-2016 ОКБ Антонова, наконец-то, предъявило миру первый реальный украинский ударный самолет. Правда, не сам самолет, а макет. Он называется Ан-148−300МР. Это морской патрульный самолет, ударную функцию которого будут реализовывать две дозвуковые противокорабельные крылатые ракеты.

Его предполагается создать на базе пассажирского самолета Ан-148. Самолета дозвукового, лишенного возможности совершать маневры и являющегося прекрасной мишенью даже для самых примитивных средств ПВО. Поэтому возникает большой вопрос относительно того, сможет ли Ан-148−300МР потопить какой-либо легчайший катер с парой ПЗРК на борту. Так что очень похоже, что эта работа имеет не практический, а сугубо пропагандистский смысл: есть первый украинский ударный! Правда, непонятно, когда эта фраза будет произнесена. И будет ли произнесена хоть когда-нибудь. Поскольку деньги на Украине таят значительно скорее, чем реализуются амбициозные проекты.

Однако следует признать, что вот именно такой самолет ОКБ Антонова создать в состоянии. Даже теперь, когда предприятие лихорадит. Что подчас приводит к нелепым ошибкам и просчетам при конструировании. Так, например, при проектировании своей главной разработки постсоветского периода — военно-транспортного самолета Ан-178 — ошиблись с центровкой машины. В связи с чем самолет отправили на авиасалон Ле Бурже, а затем на выставку в Дубай с балластным грузом массой 1,32 тонны. 15 стальных плит расположили сразу за кабиной экипажа. По прибытии на смотрины плиты тайно убрали, чтобы не произвести на потенциальных покупателей «неблагоприятное впечатление».

И вот сейчас мы узнаем, что ОКБ Антонова собирается создать новое чудо военной техники. Надо полагать, что финансирование проекта уже началось или совсем скоро начнется.

И в этой ситуации совершенно непонятно, почему на этот вопиющий факт никак не прореагировала украинская прокуратура?

Ведь это не патрульный самолет с двумя ракетами, который уже получил название — Ан-148−300МР. А именно современный истребитель, который антоновцы сделать не в состоянии. Все на Украине это прекрасно понимают. И военные. И госчиновники. И экономисты. И журналисты. И, разумеется, сами авиаконструкторы.

Потому что компания, в советский период прославившаяся на весь мир созданием самых мощных транспортных самолетов, даже в лучшие свои времена не имела ни специалистов, ни опыта для того, чтобы конструировать скоростные и маневренные самолеты, каковым должен быть истребитель. Ведь даже для того, чтобы перейти с околозвуковых скоростей на сверхзвуковые конструкторам необходимо осваивать новые материалы, существенно повышать прочность планера и всех систем самолета. Эксплуатационная перегрузка современных истребителей достигает 9g и выше. Но ОКБ Антонова за весь период своего существования не имел дела с перегрузками, превышающими 3g. Пока конструкторы, не имеющие опыта, методом проб и ошибок найдут правильное соотношение между прочностью самолета и его маневренностью, не один десяток прототипов разобьется.

Также необходимо учитывать, что на Украине никто, включая знаменитый концерн «Мотор Сич», никогда не выпускал необходимых двигателей. Чтобы с форсажной камерой, с переменным вектором тяги, с возможностью обеспечивать сверхзвуковой полет, с электронным управлением. Что же касается систем управления авиационным вооружением, то и тут для украинских конструкторов сплошное белое пятно.

Да и с современными боеприпасами тоже беда. То, что делают в киевском КБ «Луч», сопровождая помпезной рекламой, при ближайшем рассмотрении оказывается копиями советских ракет 70-х-80-х годов с незначительными изменениями.

Из своей нынешней продукции «Луч» может предложить некорректируемые и корректируемые ракеты «воздух-поверхность» — АР-8 и АР-8Л. Но они не способны наносить серьезные удары, поскольку их боевая часть весит всего лишь 4 килограмма. Эти ракеты сделаны киевлянами на базе НАР С-8, разработанной в московском КБ Точмаш в советский период. НАР С-8 предназначены для запуска из кассет, вмещающих либо 7, либо 20 ракет. Есть еще 850-килограммовая корректируемая бомба, однако использовать ее в качестве вооружения истребителя было бы нелепо. Также «Луч» выпускает ракету «воздух-воздух» ближнего боя. И это все. На создание чего-то нового и своего, а не на копирование советских раритетов, необходимо потратить не менее десяти лет. Столько нынешний украинский режим явно не протянет.

И это прекрасно понимают руководители ОКБ Антонова. Собственно, они, рационально мыслящие технари, поняли это еще в 2014 году. Было им понятно и то, что денег совсем скоро будет недостаточно, чтобы предприятие с 60-летней историей удержать на плаву. Поскольку связи с российскими партнерами заказчиками были разрублены. А это громадные убытки. Поэтому в условиях нарастающего хаоса необходимо действовать самым решительным и неординарным образом.

Именно поэтому генеральный конструктор Дмитрий Кива в 2014 году заявил, что предприятие способно создавать и производить истребители и штурмовики. И эта идея высказывалась не только на пресс-конференциях, но и доводилось до сведения чиновников, имеющих полномочия принимать решения.

Стратегия, проверенная веками, прекрасно сформулированная Ходжой Насреддином: «За это время или ишак сдохнет, или падишах умрет». Ею пользовались руководители советских НИИ на последнем этапе перестройки, хватаясь за любые темы НИР и ОКР, даже будучи в них абсолютными профанами. Главное — получить финансирование. И это сработало — вскоре Советский Союз прекратил свое существование, и отчитываться было не перед кем.

В такой же ситуации оказалось сейчас ОКБ Антонова. Надо побольше ухватить денег и ждать…

Вполне понятно, что среди чиновников высшего ранга, распределяющих военные заказы, есть люди, прекрасно понимающие этот механизм самосохранения ОКБ Антонова. И небезосновательно можно предположить, что открыли они финансирование заведомо невыполнимой темы не только из любви к старейшей самолетостроительной компании. Так коррупция с ее распилами и откатами помогает выжить целому ряду оборонных предприятий, которые, как твердят украинские пропагандисты, делают современные истребители, создают общеевропейский ракетный щит, варят самую прочную в мире броню для танков, оснащают корабли мощным оружием…

Все это интонационно напоминает знаменитую картину Репина. То есть ее ремейк, на котором казаки не пишут письмо турецкому султану, а распиливают бюджет.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  10.12.2016
Председатель совета по кораблестроению коллегии Военно-промышленной комиссии России Владимир Поспелов, вернувшийся вместе с российской делегацией из Чили после международного военно-морского салона «Экспонаваль-2016», ответил на вопросы военного обозревателя Михаила Ходаренка о состоянии российского кораблестроения.
Геополитика  09.12.2016
Вице-адмирал Джеймс Фогго, командующий 6-м флотом ВМС США, дислоцированном в Средиземноморье, сделал весьма примечательное и очень обязывающее заявление. По мнению Фогго, «длительность патрулирования американских боевых кораблей в Черном море может быть увеличена примерно до четырех месяцев». Кроме того, «если вызовы в этом регионе станут более срочными» то, считает адмирал, возможно наращивание у берегов России и численности таких кораблей.
Геополитика  08.12.2016
Спецоперация «Потрясти мир продажей пакета акций «Роснефти»» успешно завершена. Произведенный эффект превзошел все ожидания. Но за экономическими деталями соглашения скрывается не менее интересный политический подтекст. Трудно найти более знаковые структуры, нежели Glencore и Суверенный фонд Катара, символизирующие новое качество России как великой державы. Продажа 19,5% акций «Роснефти» международному консорциуму имела все признаки сложнейшей спецоперации.
Мировой ВПК  08.12.2016
На днях немецкие СМИ разразились настоящей истерикой, через которую явно проглядывается постепенно нарастающее паническое состояние. Поводом к этому стали недавние испытания российского боевого железнодорожного комплекса (БЖРК) «Баргузин», или, попросту говоря, ядерного поезда. Так, журналисты влиятельного немецкого издания Die Welt заявили, что «Баргузин» – это российское оружие, которое, пожалуй, больше всего внушает страх Западу со времен окончания Холодной войны.
Конфликты  10.12.2016
Пальмира, некогда освобожденная от ИГИЛ с помощью ВКС РФ, находится сейчас под угрозой, причем наиболее опасной за последнее время. Другое дело, что есть угроза еще опаснее. Судя по всему, США настроились на раздел Сирии в той или иной форме. По крайней мере, они резко увеличили поддержку тех сил, цель которых не свержение Асада, а отделение от него. На фоне приостановки (по гуманитарным соображениям) операции сирийской армии в Алеппо, резко обострилась обстановка в провинции Хомс, конкретно – в районе Пальмиры. Подразделения ИГИЛ предприняли весьма успешную попытку наступления на этот город сразу с нескольких направлений.
Конфликты  09.12.2016
Коалиция во главе с США в иракском Мосуле нанесла воздушный удар по больнице, которую боевики террористической организации «Исламское государство» использовали в качестве штаба. Об этом сообщила газета The Guardian со ссылкой на центральное командование вооруженных сил США. Отмечается, что за часть сооружений комплекса несколько дней шла ожесточенная борьба иракской армии с террористами, после чего солдаты запросили авиационную поддержку коалиции.
Конфликты  08.12.2016
Рамзан Кадыров не стал опровергать факт отправки чеченских бойцов в Сирию, выступив с подробным, но несколько расплывчатым заявлением по этому поводу. Ранее в Сети появился видеоролик под заголовком «Военные из Чечни отправляются в Алеппо». Военные аналитики предположили, какую именно роль в Сирии могли бы сыграть военнослужащие из Чечни. Глава Чечни Рамзан Кадыров в четверг выступил с пространным заявлением, поводом для которого стали сообщения о том, что в Сирию направлен чеченский спецназ - бойцы батальонов Минобороны «Восток» и «Запад».