03.06.2016, 13:13
«Свидомые» истребители грозят российским Су и МиГам
«Свидомые» истребители грозят российским Су и МиГамМеждународная военная политика
Украинское госпредприятие «Антонов» получило заказ от Вооруженных сил Украины на разработку боевого самолета. Об этом на пресс-конференции сообщил заместитель начальника вооружения ВСУ полковник Владислав Шостак. Ни о том, что это будет за самолет — истребитель, штурмовик, бомбардировщик — не было сказано ни слова. Неизвестна и стоимость проекта, и сроки его окончания.

Надо сказать, что украинские военные и силовые министры делают такого рода заявления с пугающей частотой. И рассказывают в основном о том, какой громадный скачок совершат ВВС Украины в самом скором времени. Все уже запутались: что армии уже обещано, а что еще не успели пообещать.

При этом почти в каждом таком заявлении упоминается ОКБ Антонова. Поскольку называть больше некого. Это единственное украинское предприятие, способное создавать самолеты.

В феврале мы с удивлением узнали, что антоновцы создают ударный беспилотник. Разумеется, один из лучших в мире. И появится он либо в конце этого года, либо в начале следующего. Рассказал об этом Александр Турчинов. И это заявление на 17-м украинском телеканале в процессе общения с профессионалами авиапрома было квалифицировано как откровенная ложь. Не способно ОКБ, создававшее такие гиганты как «Руслан» и «Мрия», сделать миниатюрную крылатую машину, которая весит в пределах тонны.

В апреле Петр Порошенко поведал о создании многоцелевого истребителя, который будет с легкостью расправляться в воздухе с российскими МиГ и Су. И тут обнаружились две вопиющие несуразности. Во-первых, заявление было сделано на запорожском заводе «Прогресс», который специализируется на выпуске двигателей, тяга которых не позволяет развивать сверхзвуковые скорости. Во-вторых, на телекартинке специалистам было видно, как Порошенко склонился с запорожскими инженерами над эскизом истребителя явно не украинского — МиГ-29.

В середине мая мы узнали о том, что на выставке военной техники в Малайзии DSA-2016 ОКБ Антонова, наконец-то, предъявило миру первый реальный украинский ударный самолет. Правда, не сам самолет, а макет. Он называется Ан-148−300МР. Это морской патрульный самолет, ударную функцию которого будут реализовывать две дозвуковые противокорабельные крылатые ракеты.

Его предполагается создать на базе пассажирского самолета Ан-148. Самолета дозвукового, лишенного возможности совершать маневры и являющегося прекрасной мишенью даже для самых примитивных средств ПВО. Поэтому возникает большой вопрос относительно того, сможет ли Ан-148−300МР потопить какой-либо легчайший катер с парой ПЗРК на борту. Так что очень похоже, что эта работа имеет не практический, а сугубо пропагандистский смысл: есть первый украинский ударный! Правда, непонятно, когда эта фраза будет произнесена. И будет ли произнесена хоть когда-нибудь. Поскольку деньги на Украине таят значительно скорее, чем реализуются амбициозные проекты.

Однако следует признать, что вот именно такой самолет ОКБ Антонова создать в состоянии. Даже теперь, когда предприятие лихорадит. Что подчас приводит к нелепым ошибкам и просчетам при конструировании. Так, например, при проектировании своей главной разработки постсоветского периода — военно-транспортного самолета Ан-178 — ошиблись с центровкой машины. В связи с чем самолет отправили на авиасалон Ле Бурже, а затем на выставку в Дубай с балластным грузом массой 1,32 тонны. 15 стальных плит расположили сразу за кабиной экипажа. По прибытии на смотрины плиты тайно убрали, чтобы не произвести на потенциальных покупателей «неблагоприятное впечатление».

И вот сейчас мы узнаем, что ОКБ Антонова собирается создать новое чудо военной техники. Надо полагать, что финансирование проекта уже началось или совсем скоро начнется.

И в этой ситуации совершенно непонятно, почему на этот вопиющий факт никак не прореагировала украинская прокуратура?

Ведь это не патрульный самолет с двумя ракетами, который уже получил название — Ан-148−300МР. А именно современный истребитель, который антоновцы сделать не в состоянии. Все на Украине это прекрасно понимают. И военные. И госчиновники. И экономисты. И журналисты. И, разумеется, сами авиаконструкторы.

Потому что компания, в советский период прославившаяся на весь мир созданием самых мощных транспортных самолетов, даже в лучшие свои времена не имела ни специалистов, ни опыта для того, чтобы конструировать скоростные и маневренные самолеты, каковым должен быть истребитель. Ведь даже для того, чтобы перейти с околозвуковых скоростей на сверхзвуковые конструкторам необходимо осваивать новые материалы, существенно повышать прочность планера и всех систем самолета. Эксплуатационная перегрузка современных истребителей достигает 9g и выше. Но ОКБ Антонова за весь период своего существования не имел дела с перегрузками, превышающими 3g. Пока конструкторы, не имеющие опыта, методом проб и ошибок найдут правильное соотношение между прочностью самолета и его маневренностью, не один десяток прототипов разобьется.

Также необходимо учитывать, что на Украине никто, включая знаменитый концерн «Мотор Сич», никогда не выпускал необходимых двигателей. Чтобы с форсажной камерой, с переменным вектором тяги, с возможностью обеспечивать сверхзвуковой полет, с электронным управлением. Что же касается систем управления авиационным вооружением, то и тут для украинских конструкторов сплошное белое пятно.

Да и с современными боеприпасами тоже беда. То, что делают в киевском КБ «Луч», сопровождая помпезной рекламой, при ближайшем рассмотрении оказывается копиями советских ракет 70-х-80-х годов с незначительными изменениями.

Из своей нынешней продукции «Луч» может предложить некорректируемые и корректируемые ракеты «воздух-поверхность» — АР-8 и АР-8Л. Но они не способны наносить серьезные удары, поскольку их боевая часть весит всего лишь 4 килограмма. Эти ракеты сделаны киевлянами на базе НАР С-8, разработанной в московском КБ Точмаш в советский период. НАР С-8 предназначены для запуска из кассет, вмещающих либо 7, либо 20 ракет. Есть еще 850-килограммовая корректируемая бомба, однако использовать ее в качестве вооружения истребителя было бы нелепо. Также «Луч» выпускает ракету «воздух-воздух» ближнего боя. И это все. На создание чего-то нового и своего, а не на копирование советских раритетов, необходимо потратить не менее десяти лет. Столько нынешний украинский режим явно не протянет.

И это прекрасно понимают руководители ОКБ Антонова. Собственно, они, рационально мыслящие технари, поняли это еще в 2014 году. Было им понятно и то, что денег совсем скоро будет недостаточно, чтобы предприятие с 60-летней историей удержать на плаву. Поскольку связи с российскими партнерами заказчиками были разрублены. А это громадные убытки. Поэтому в условиях нарастающего хаоса необходимо действовать самым решительным и неординарным образом.

Именно поэтому генеральный конструктор Дмитрий Кива в 2014 году заявил, что предприятие способно создавать и производить истребители и штурмовики. И эта идея высказывалась не только на пресс-конференциях, но и доводилось до сведения чиновников, имеющих полномочия принимать решения.

Стратегия, проверенная веками, прекрасно сформулированная Ходжой Насреддином: «За это время или ишак сдохнет, или падишах умрет». Ею пользовались руководители советских НИИ на последнем этапе перестройки, хватаясь за любые темы НИР и ОКР, даже будучи в них абсолютными профанами. Главное — получить финансирование. И это сработало — вскоре Советский Союз прекратил свое существование, и отчитываться было не перед кем.

В такой же ситуации оказалось сейчас ОКБ Антонова. Надо побольше ухватить денег и ждать…

Вполне понятно, что среди чиновников высшего ранга, распределяющих военные заказы, есть люди, прекрасно понимающие этот механизм самосохранения ОКБ Антонова. И небезосновательно можно предположить, что открыли они финансирование заведомо невыполнимой темы не только из любви к старейшей самолетостроительной компании. Так коррупция с ее распилами и откатами помогает выжить целому ряду оборонных предприятий, которые, как твердят украинские пропагандисты, делают современные истребители, создают общеевропейский ракетный щит, варят самую прочную в мире броню для танков, оснащают корабли мощным оружием…

Все это интонационно напоминает знаменитую картину Репина. То есть ее ремейк, на котором казаки не пишут письмо турецкому султану, а распиливают бюджет.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  15.05.2017
В перестроечные времена в ряде публикаций центральной прессы, посвященных перипетиям освоения целинных земель, некоторые авторы в пылу творческого задора позволили себе недопустимую вольность, сошедшую им с рук. Времена тогда наступали такие, что пишущая братия воспринимала древнегреческую поговорку «Чаще поворачивай свой стиль» буквально. Казахстан эпохи «битвы за урожай» перестроечные инженеры человеческих душ поэтически сравнили с «цветком душистых прерий», проведя аналогию с эпопеей освоения Дикого Запада на Североамериканском континенте. Интересно, какая метафора сегодня пришла бы им на ум при соприкосновении с реалиями казахстанской современности?
Мировой ВПК  12.05.2017
Американский журнал The National Interest решил провести ревизию отечественной истребительной авиации. При этом, разумеется, для определения уровня ее боевых возможностей использовано сравнение с самолетами «вероятного противника». Каковых у США с определенного времени уже два — Россия и Китай. В качестве истребителей, которые должны обеспечивать в небе американское господство, выступают F-22 Raptor и F-35 Lightning II.
Мировой ВПК  04.05.2017
Создаваемый в России многофункциональный авиационный комплекс дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-100 будет способен обнаруживать новые классы целей, включая оперативно-тактическую авиацию нового поколения, — сообщил на селекторном совещании в военном ведомстве министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу.
Геополитика  04.05.2017
Покамест эта программа касается только русского флота. В ближайшее время он сможет нейтрализовать нынешнее подавляющее преимущество американского флота по численности и вооружению. А в перспективе это может стать проектом надевания наручников на западных варваров, когда им станет просто опасно грозить кому-то силою или навязывать свою волю "томагавками". Ибо ответ может быть быстрым, разрушительным, а главное - решительно от кого угодно!
Конфликты  19.05.2017
Западные СМИ, ссылаясь на своих экспертов, все чаще публикуют материалы, в которых красной нитью проходит мысль, что Россия завязла в сирийской войне и уже не знает, как из нее выйти. В действительности ситуация в Сирии сейчас складывается не совсем благоприятно для Дамаска, а следовательно, и для Москвы. С одной стороны, правительственным войскам и поддерживающим их силам сопутствует определенный военный успех, с другой стороны, действия Вашингтона, направленные против Башара Асада и его союзников, тоже имеют определенный эффект.
Конфликты  04.05.2017
Сенсационным результатом закончилась встреча Путина и Эрдогана. По ее итогам оба лидера заявили, что достигнуто – в том числе и с Трампом – соглашение о создании в Сирии так называемых зон безопасности. Это кардинальное изменение позиции Москвы. Означает ли оно ту самую «большую сделку» между Россией и США, о которой так много говорят в последнее время?
Конфликты  02.05.2017
С начала гражданской войны в Сирии режим Б. Асада проводил мероприятия по адаптации лояльных ему вооруженных формирований к условиям внутреннего конфликта, к которому они оказались абсолютно не готовы. В частности, в Сирийской арабской армии (САА) преобладали исключительно тяжелые бронетанковые и механизированные дивизии. Всего таких соединений было одиннадцать (а также две дивизии «специальных сил» — 14-я и сформированная непосредственно перед началом гражданской войны 15-я).