03.11.2014, 16:21
Русская «Пиранья»
Русская «Пиранья»Международная военная политика
Появление на международной военно-морской выставке Euronaval 2014 малых российских подводных лодок типа «Пиранья» вызвало ажиотаж среди зарубежных военных моряков. Эти лодки – идеальное средство для доставки подводных диверсантов и охраны морских платформ, добывающих нефть и газ.

Последние две недели октября вся Северная Европа была увлечена поисками таинственной подводной лодки у берегов Швеции. Начавшись с полуразмытой фотографии некоего объекта, попавшего в объектив шведки Анне Берлин, эта история быстро приобрела международный резонанс, поскольку шведские военные развернули беспрецедентную со времен окончания «холодной войны» операцию по поиску «иностранной подводной активности» в районе Стокгольмского побережья. «Это может быть подводная лодка, может быть и легкая подлодка, а может быть и водолаз, который использовал скутер для передвижения», - заявил на одной из первых пресс-конференции по этому поводу командующий ВМФ Швеции контр-адмирал Андерс Гренстад.

Поискав неделю, шведские военные ничего не нашли. И это дало основание многим экспертам говорить о том, что «иностранная подводная активность», якобы замеченная у берегов Швеции, на самом деле была поводом для того, чтобы увеличить оборонный бюджет этой страны. И в этом есть свой резон. За полгода до парламентских выборов в Швеции (они состоялись 14 сентября этого года), правоцентристское правительство Фредрика Рейнфельда объявило о том, что необходимо наращивать военные расходы. В 2014 году оборонный бюджет Швеции составил 47 млрд крон (7,1 млрд долларов), но уже в следующем году расходы на оборону должны были вырасти до 7,93 млрд долларов, а через 10 лет – вдвое. Однако, выборы 14 сентября в Швеции выиграла «красно-зеленая» оппозиция, состоящая из Социал-демократической и Левой партий, а также «зеленых». И ее лидер – нынешний премьер-министр Стефан Лёвен, довольно критически во время предвыборной компании отзывался об идее финансировать темпы роста военного бюджета за счет повышения размеров штрафов за нарушение общественного порядка и мелкие преступления или сокращение расходов на сотрудничество с Россией в области охраны окружающей среды. «Финансирование строится на том, что люди должны неправильно парковать свои машины (и штрафоваться за это) или платить штрафы за опоздание с выплатой налогов. Никто не может сказать, что это серьезное обращение с оборонной политикой» - передавало его мнение информационное агентство ТТ. И история с «иностранной подводной активностью» в Стокгольмском архипелаге, в данном случае, могла быть разыграна для того, чтобы убедить и новое правительство, и депутатов Риксдага не сворачивать темпы роста военных расходов Швеции.

Однако, другие эксперты, в частности Йоахим фон Браун, утверждали, что шведские военные, действительно, могли искать сверхмалую подводную лодку «Тритон НН», которая, предположительно, в количестве 1 единицы стоит на вооружении российского подводного спецназа и может использоваться для проведения разведывательно-диверсионных операций. Поэтому на проходившей в эти дни во Франции международной военно-морской выставке Euronaval 2014 особое внимание военных моряков из 115 стран вызвали малые подводные лодки, представленные нашей страной.

Скажем сразу – «Тритона НН» в числе экспонатов там не было. Об этом погружающемся катере-носителе водолазов, который способен передвигаться со скоростью до 40 узлов, вообще известно очень мало. Зато ЦКБ «Малахит» (Санкт-Петербург, разработчик атомных подводных лодок) по полной программе представил малые подводные лодки «Пиранья», которые, помимо высадки десанта, ведения разведки и спасательных операций, могут эффективно применяться для охраны побережья, борьбы с кораблями противника, уничтожения береговых сооружений и минирования акваторий. Семейство этих лодок начало создаваться еще в начале 80-х годов прошлого века. По проекту «Малахита» «Адмиралтейские верфи» в 1988-1990-х годах передало ВМФ две малые ПЛ «МС-520» и «МС-521» проекта 865 «Пиранья». У лодок были титановые корпуса, поэтому стоимость одной «Пираньи», по свидетельству очевидцев, была сопоставима с ценой двух бомбардировщиков Ту-22М. Но технические характеристики лодок были выдающимися. Длина двухкорпусной лодки составила чуть более 28 метров, глубина погружения - 200 метров, автономность – 10 суток, скорость подводного хода – почти 7 узлов, дальность плавания – до 1 тыс миль. Экипаж – всего 3 человека. Плюс 6 легководолазов на борту. Снаружи к лодке привешивалось два аппарата для минных постановок и пуска торпед и два контейнера для водолазного снаряжения. Обнаружить такую лодку было практически невозможно.

Для транспортировки «Пираний» для выполнения ими специальных задач за пределами СССР планировалось переоборудовать атомную подводную лодку. Однако, в 1999-2000 годах МС-520 и МС-521, задолго до окончания срока их эксплуатации, были выведено из состава Балтийского флота и разрезаны на металлолом1 на Кронштадтском морском заводе. Две уникальные лодки превратились в 200 тонн титанового лома.

Однако, в «Малахите» с этим не смирились. На смену «Пиранье» в последние годы была разработана «Пиранья-Т». Она мало отличается от своей предшественницы по габаритам, но водоизмещение «Пираньи-Т» увеличено до 500 т, дальность плавания – до 2 тыс миль, мощность гребного электродвигателя – до 250 кВт, соответственно в два раза увеличена полная скорость – до 12 узлов. Автономность составляет уже 20 суток. «Пиранья-Т» вооружена четырьмя торпедными аппаратами. В составе боекомплекта могут быть две ракеты или торпеды калибра 533 мм, восемь торпед калибра 400 мм и четыре мины. Это вооружение позволяет эффективно действовать в районах, где большое значение придается скрытности ПЛ не только по акустическому, но и электромагнитным полям. Экипаж – от трех до пяти человек. «Пиранья» оснащена специальной шлюзовой камерой. Скрытный выход боевых пловцов осуществляется при постановке лодки на подводный якорь методом шлюзования. Боевые пловцы забирают из внешних контейнеров оружие и специальную аппаратуру и приступают к выполнению поставленной задачи. Возвращение на лодку осуществляется также методом шлюзования.

Более того. «Малахит» сейчас разработал четыре модификации «Пираний» водоизмещением от 218 до 750 тонн, с глубиной погружения до 300 метров и с экипажем от 5 до 9 человек (хотя специалисты утверждают, что «легчайшей» версией лодки может управлять и один человек). Плюс до 6 боевых пловцов на борту. И к этим лодкам проявляют устойчивый интерес представители южных стран, обладающие месторождениями углеводородов на шельфе, которые нуждаются в их охране и защите. По – прежнему свободна ниша для «Пираний» и как средства доставки разведчиков-диверсантов в мелководные прибрежные районы. «Лодки малого водоизмещения могут конкурировать с большими субмаринами в прибрежной зоне при решении диверсионных задач, охране конкретных районов или морских баз. С этой точки зрения их область применения — это Балтийское море, Черноморский и Каспийский бассейны, в общем, все, кроме Севера» - убежден генеральный директор «Малахита» Владимир Дорофеев.

Проблема одна. Зарубежные потенциальные заказчики, естественно, в первую очередь, интересуются, стоят ли на вооружение подобные подводные лодки в России. Но за 15 лет, прошедших с момента утилизации двух действующих «Пираний», командование российского Военно-Морского флота так и не нашло им применения. «У нас флот более крупный, и задачи, которые эти лодки могли бы решать в другой стране мира, у нас в принципе решаются теми силами, которые есть. В будущем, если у нас будет более крупный флот, более специализированный, то возможно их и закажут. Но пока интереса нашего флота к ним фактически нет» ,- передала «Русская планета» мнение на этот счет эксперта Владимира Щербакова. Поэтому шведы могут спать спокойно – по крайней мере, у их берегов «Пиранья» появится еще не скоро.

Категория: Мировой ВПК

Новости СМИ2


Mediametrics.ru

Читайте также:

Турция зовет Россию дружить против ЗападаМеждународная военная политика
Геополитика  08.08.2016
9 августа в Санкт-Петербурге состоится первая после инцидента с российским Су-24 встреча между лидерами РФ и Турции Владимиром Путиным и Реджепом Тайипом Эрдоганом. Изначально планировалось, что она пройдет в сентябре на саммите «Большой двадцатки» в Китае, но затем ее перенесли на более ранний срок, а неудавшаяся попытка военного переворота в Турции, вероятно, привела к еще более оперативной организации встречи.
«Адмирал Горшков» с новой системой РЭБ станет неуязвимымМеждународная военная политика
Мировой ВПК  08.08.2016
Пресс-служба концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) сообщила о том, что система радиоэлектронной борьбы 5П-28, установленная на головном фрегате проекта 22350 «Адмирал флота Советского Союза Горшков», успешно прошла государственные испытания. Система РЭБ, разработанная КРЭТ, существенно повышает живучесть корабля, защищая его от атак высокоточного оружия воздушного, морского и наземного базирования и снижает вероятность радиоэлектронного обнаружения. Система также препятствует проведению противником радиотехнической разведки.
В 2035 году США и Россия будут союзникамиМеждународная военная политика
Геополитика  06.08.2016
Вице-адмирал ВМС США, директор по развитию Объединенных сил Кевин Скотт опубликовал 50-ти страничный доклад о миропорядке в 2035 году. «Этот документ описывает будущую среду безопасности и прогнозирует возможные угрозы для США, чтобы власти могли подготовиться к потенциальным конфликтам», — говорится в предисловии.
ВМФ РФ: «Каракурт» кусает навернякаМеждународная военная политика
Мировой ВПК  06.08.2016
В конце недели в администрации Зеленодольского завода им. Горького сообщили, что в период с 2018 по 2021 год предприятие построит 5 малых ракетных кораблей (МРК) проекта 22800 «Каракурт». Еще 3 МРК будут построены на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла», один — на судостроительном заводе «Море» в Феодосии. 3 корабля совместно построят заводы «Пелла» и «Море». Место постройки еще шести пока не определено. Таким образом, Черноморский, Балтийский и Тихоокеанские флоты пополнятся 18-ю МРК «Каракурт». Первый из них, названный «Ураганом», будет принят на вооружение ЧФ в следующем году. Три следующих корабля также уже имеют имена, довольно грозные, — «Тайфун», «Шторм», «Шквал».


Донбасс подорвут уже в августеМеждународная военная политика
Конфликты  05.08.2016
В Минске состоялось очередное заседание контактной группы по Донбассу. Как сообщил уполномоченный представитель ЛНР Владислав Дейнего, сторонам снова не удалось договориться о разведении сил. И от политиков посыпались прогнозы того, как теперь станут развиваться события в регионе. Прогнозы, надо заметить, один тревожней другого. Полномасштабные боевые действия в Донбассе могут возобновиться, если Киев не начнет выполнять первые три пункта Минских соглашений. Как заявил полпред ДНР в контактной группе в Минске Денис Пушилин, в этом случае произойдет возобновление интенсивных боевых действий по вине Киева.
Вашингтон просит Москву забыть про местьМеждународная военная политика
Конфликты  02.08.2016
Как уже сообщалось, 1 августа над сирийской провинцией Идлиб огнем с земли сбит возвращавшийся после гуманитарной миссии в Алеппо российский вертолет Ми-8, на борту которого находились три члена экипажа и два офицера Центра по примирению. Никто не выжил. Как сообщил начальник Главного оперативного управления Генштаба ВС РФ генерал-лейтенант Сергей Рудской, территории, над которыми был проложен последний маршрут Ми-8, находятся под контролем группировки «Джебхат ан-Нусра» и примкнувшей к ней «умеренной оппозиции», которые теперь составляют коалицию «Джейш аль-Фатх».
Москва втягивается в сирийскую войнуМеждународная военная политика
Конфликты  01.08.2016
В Минобороны РФ подтвердили, что в сирийской провинции Идлиб сбит российский военно-транспортный вертолет Ми-8. — Первого августа в провинции Идлиб в результате обстрела с земли сбит возвращавшийся на авиабазу Хмеймим после доставки гуманитарной помощи в городе Алеппо российский военно-транспортный вертолет Ми-8, — отмечается в сообщении. По уточненным данным, на борту вертолета находились три члена экипажа и два офицера российского Центра примирения враждующих сторон в Сирии. Их судьба в настоящее время выясняется. Ранее в Твиттере Syria Today появились фотографии, на которых изображены документы, предположительно, принадлежащие россиянам со сбитого вертолета.