27.01.2015, 01:16
От «SuperJet» к «Т-50»: Мобилизация ресурсов
От «SuperJet» к «Т-50»: Мобилизация ресурсовМеждународная военная политика
Михаил Погосян ушел с поста президента ОАК и теперь займет должность генерального конструктора. Новым руководителем корпорации стал Юрий Слюсарь, которому поставлена задача по максимуму использовать отечественных поставщиков.

Вице-премьер России Дмитрий Рогозин и глава Минпромторга Денис Мантуров представили топ-менеджерам Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) их нового президента — Юрия Слюсаря. На этом посту он сменил Михаила Погосяна, который под давлением сразу нескольких групп влияния, определяющих расстановку сил едва ли не во всех сферах российского ВПК, принял решение досрочно — за год до истечения контракта — уйти в отставку.

Тем не менее в самое ближайшее время он будет назначен генеральным конструктором ОАК. Этой должности никогда не существовало — она будет создана специально для Михаила Погосяна. «Решение об усилении и разделении должностей генерального директора и генерального конструктора принято в связи с тем, что ОАК сегодня просто перегружена по тематикам как в боевой, транспортной, военно-транспортной, так и в гражданской авиации», — подчеркнул Мантуров. При этом министр отметил, что «совмещать оба таланта — управленца и генерального конструктора в свое время мог лишь легендарный Туполев». Но только ли в этом главная причина кадровых перестановок в ОАК?


Так было надо

Не секрет, что на посту президента корпорации Погосян никогда не вступал в открытые конфликты, но при этом был крайне самостоятельной фигурой. Подчиняясь напрямую главе администрации президента Сергею Иванову и лично Владимиру Путину, он довольно умело отстаивал интересы ОАК и почти всегда добивался поставленных руководством страны целей.

Начав работать в 1979 году в ОКБ Сухого простым инженером, через двадцать лет Погосян стал гендиректором этой фирмы. И начал убеждать власти в необходимости создания нового истребителя пятого поколения (ПАК ФА) и даже сам стал финансировать его разработку за счет средств, вырученных от продажи наших боевых самолетов в Китай и Индию, что в то время казалось настоящим безумием. Более того, точно так же, в отсутствие государственного финансирования, стартовал и проект по созданию нового регионального самолета, который позже получил название Superjet 100.

«Я ему говорю: Миша, зачем тебе все это надо? Живи, как все», — вспоминал в начале 2000-х один из высокопоставленных руководителей нашего авиапрома. Действительно, решение начать разработку регионального лайнера далось крайне тяжело, так как фирма Сухого гражданской продукции никогда не выпускала. «У нас было предложение от Embraer собирать их самолеты в России, что позволяло получать около миллиона долларов с каждой машины. Но этот путь вел в тупик, он не позволял развивать конструкторскую школу, да и вообще промышленность, и поэтому мы отказались», — вспоминал несколько лет назад теперь уже бывший глава ОАК. Сделав в итоге ставку на разработку собственного пассажирского самолета, Погосян не только реанимировал умиравшую конструкторскую школу гражданского авиастроения, но и доказал, что Россия способна успешно реализовать в авиапроме крупный международный проект и создать высококлассный продукт мирового уровня, превосходящий по эффективности аналоги, в том числе тот же Embraer 190. Таким образом, наша страна фактически подтвердила статус третьего игрока мировой авиастроительной индустрии. Но и это еще не все.

Проект Superjet 100 дал шанс на возрождение российскому гражданскому двигателестроению, так как силовые установки для этого самолета также создавались с нуля французской Snecma и нашим НПО «Сатурн» в Рыбинске. Наконец, Superjet 100 стал предвестником более вместительного магистрального самолета МС-21, который должен совершить свой первый полет в конце нынешнего года. Сейчас мало кто помнит, но еще 13 лет назад проект МС-21 представлял собой нечто похожее на устаревший Як-42. И только высокая планка Superjet 100 заставила наших конструкторов все поменять, сделав ставку на широкое применение уникальных композитных технологий. Так, в частности, в ОАК была создана компания «Аэрокомпозит», открывшая заводы в Казани и Ульяновске. Это сейчас единственное в мире производство, где для выпуска цельнокомпозитных так называемых черных крыльев использована уникальная технология вакуумной инфузии. Именно она должна обеспечить самолету МС-21 технологическое превосходство над конкурентами.

Не менее значительный прорыв произошел и в военных программах ОАК. Под руководством Погосяна были созданы все вариации известного Су-30. Это бомбардировщик Су-34, истребитель корабельного базирования Су-33, многофункциональный Су-35. Начато производство модернизированного военно-транспортного самолета Ил-76. Но самое главное то, что у России несмотря ни на что появился истребитель пятого поколения Т-50. Эти машины уже три года проходят интенсивные испытания, которые не удается завершить лишь потому, что силовые установки для них еще не готовы.


Высокие проценты, большие долги

Но все эти достижения породили недовольство всевозможных отраслевых лоббистов, парламентариев и некоторых высокопоставленных чиновников. Если кратко, то главных претензий две: высокая долговая нагрузка, вызванная убытками, и излишняя концентрация ОАК на проектах фирмы Сухого, в которых широко задействованы иностранные поставщики. Здесь просто нельзя не сказать о том, что, когда Погосян в начале 2011 года занял пост президента ОАК, общий суммарный долг составлял 155 млрд рублей при выручке 141 млрд рублей. Корпорация производила в общей сложности 79 самолетов и имела такой убыток. Весь долг образовался вследствие обновления станков и оборудования на заводах корпорации и реализации сомнительных программ вроде развертывания производства у нас украинского самолета Ан-148, являющегося прямым конкурентом Superjet 100, к которым Михаил Погосян, понятное дело, отношения не имел. За прошедшие четыре года он не смог вытащить ОАК из долгов, но все-таки добился значительного прогресса.

Так, объем производства самолетов за это время вырос вдвое, до 161 единицы. Вдвое увеличилась и выручка, до 285 млрд рублей. При этом в 2014 году ОАК достигла лучших показателей за всю историю своего существования. Производительность труда на заводах корпорации только за последний год выросла на четверть, до 3 млн рублей в пересчете на одного сотрудника. Вдвое выросла и операционная прибыль, до 5,6 млрд рублей. Тем не менее увеличился и долг. Сейчас он превышает 261 млрд рублей.

Причина проста: все дело в том, что, например, проект создания Superjet 100 стоимостью около 1,5 млрд долларов почти на две трети был профинансирован за счет коммерческих кредитов со средней ставкой 12,5% годовых. Проект МС-21 стоимостью около 4 млрд долларов по большей части финансируется государством, но доля коммерческих кредитов там также высока. Ни один крупный проект в сфере машиностроения ни в одной стране мира при такой ставке кредита просто не может окупиться.

Что же касается массового использования иностранных систем и подсистем в наших новых гражданских авиалайнерах, то здесь все дело в том, что отечественные аналоги, как правило, хуже западных, а чаще всего еще и дороже. В нынешних условиях их установка на новые самолеты автоматически закрывает этой продукции доступ на мировой рынок, поскольку такие лайнеры не могут быть сертифицированы ни в Европе, ни в США.


На всем своем

Тем не менее именно эту проблему так или иначе придется решать Юрию Слюсарю. Его главной задачей станет выполнение увеличивающегося гособоронзаказа, развитие гражданского самолетостроения и расширение сотрудничества с предприятиями «Ростеха», которые претендуют на роль участников кооперации второго и третьего уровней в проектах по производству новых самолетов. Обозначенное предельно ясно дал понять Дмитрий Рогозин. «Это не только МС-21, но и другие самолеты. Мы должны отвоевать внутренний рынок авиационных перевозок у иностранных производителей. Он должен быть нашим. И с него мы должны начать наступление на другие конкурентные рынки», — заявил вице-премьер.

Хочется верить, что новый руководитель ОАК сможет мобилизовать имеющиеся ресурсы и сделать все то, что не удалось в свое время Михаилу Погосяну. А именно: заставить отечественных производителей систем и подсистем выпускать продукцию мирового уровня по конкурентоспособным ценам. Управленческий опыт и административный ресурс у Юрия Слюсаря для этого есть. Он не только эффективно работал на посту заместителя главы Минпромторга, где отвечал за авиационную промышленность, но и несколько лет трудился в «Роствертоле». Первые заявления Слюсаря в новой должности говорят о том, что он не намерен делать резких движений. По его словам, все решения будут приниматься коллегиально, при этом значительно повысится роль совета директоров ОАК.

«Все вопросы, связанные с возможной внутренней конкуренцией, с борьбой за ресурсы внутри корпорации, постараемся на новом этапе оставить за скобками и перейти на новый уровень взаимоотношений. У нас нет отдельных привилегированных КБ, нет отдельных категорий сотрудников. Мы все — одна большая команда, и нам предстоит решать большие задачи», — заявил новый глава ОАК.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  15.05.2017
В перестроечные времена в ряде публикаций центральной прессы, посвященных перипетиям освоения целинных земель, некоторые авторы в пылу творческого задора позволили себе недопустимую вольность, сошедшую им с рук. Времена тогда наступали такие, что пишущая братия воспринимала древнегреческую поговорку «Чаще поворачивай свой стиль» буквально. Казахстан эпохи «битвы за урожай» перестроечные инженеры человеческих душ поэтически сравнили с «цветком душистых прерий», проведя аналогию с эпопеей освоения Дикого Запада на Североамериканском континенте. Интересно, какая метафора сегодня пришла бы им на ум при соприкосновении с реалиями казахстанской современности?
Мировой ВПК  12.05.2017
Американский журнал The National Interest решил провести ревизию отечественной истребительной авиации. При этом, разумеется, для определения уровня ее боевых возможностей использовано сравнение с самолетами «вероятного противника». Каковых у США с определенного времени уже два — Россия и Китай. В качестве истребителей, которые должны обеспечивать в небе американское господство, выступают F-22 Raptor и F-35 Lightning II.
Мировой ВПК  04.05.2017
Создаваемый в России многофункциональный авиационный комплекс дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-100 будет способен обнаруживать новые классы целей, включая оперативно-тактическую авиацию нового поколения, — сообщил на селекторном совещании в военном ведомстве министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу.
Геополитика  04.05.2017
Покамест эта программа касается только русского флота. В ближайшее время он сможет нейтрализовать нынешнее подавляющее преимущество американского флота по численности и вооружению. А в перспективе это может стать проектом надевания наручников на западных варваров, когда им станет просто опасно грозить кому-то силою или навязывать свою волю "томагавками". Ибо ответ может быть быстрым, разрушительным, а главное - решительно от кого угодно!
Конфликты  19.05.2017
Западные СМИ, ссылаясь на своих экспертов, все чаще публикуют материалы, в которых красной нитью проходит мысль, что Россия завязла в сирийской войне и уже не знает, как из нее выйти. В действительности ситуация в Сирии сейчас складывается не совсем благоприятно для Дамаска, а следовательно, и для Москвы. С одной стороны, правительственным войскам и поддерживающим их силам сопутствует определенный военный успех, с другой стороны, действия Вашингтона, направленные против Башара Асада и его союзников, тоже имеют определенный эффект.
Конфликты  04.05.2017
Сенсационным результатом закончилась встреча Путина и Эрдогана. По ее итогам оба лидера заявили, что достигнуто – в том числе и с Трампом – соглашение о создании в Сирии так называемых зон безопасности. Это кардинальное изменение позиции Москвы. Означает ли оно ту самую «большую сделку» между Россией и США, о которой так много говорят в последнее время?
Конфликты  02.05.2017
С начала гражданской войны в Сирии режим Б. Асада проводил мероприятия по адаптации лояльных ему вооруженных формирований к условиям внутреннего конфликта, к которому они оказались абсолютно не готовы. В частности, в Сирийской арабской армии (САА) преобладали исключительно тяжелые бронетанковые и механизированные дивизии. Всего таких соединений было одиннадцать (а также две дивизии «специальных сил» — 14-я и сформированная непосредственно перед началом гражданской войны 15-я).