27.01.2015, 01:16
От «SuperJet» к «Т-50»: Мобилизация ресурсов
От «SuperJet» к «Т-50»: Мобилизация ресурсовМеждународная военная политика
Михаил Погосян ушел с поста президента ОАК и теперь займет должность генерального конструктора. Новым руководителем корпорации стал Юрий Слюсарь, которому поставлена задача по максимуму использовать отечественных поставщиков.

Вице-премьер России Дмитрий Рогозин и глава Минпромторга Денис Мантуров представили топ-менеджерам Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) их нового президента — Юрия Слюсаря. На этом посту он сменил Михаила Погосяна, который под давлением сразу нескольких групп влияния, определяющих расстановку сил едва ли не во всех сферах российского ВПК, принял решение досрочно — за год до истечения контракта — уйти в отставку.

Тем не менее в самое ближайшее время он будет назначен генеральным конструктором ОАК. Этой должности никогда не существовало — она будет создана специально для Михаила Погосяна. «Решение об усилении и разделении должностей генерального директора и генерального конструктора принято в связи с тем, что ОАК сегодня просто перегружена по тематикам как в боевой, транспортной, военно-транспортной, так и в гражданской авиации», — подчеркнул Мантуров. При этом министр отметил, что «совмещать оба таланта — управленца и генерального конструктора в свое время мог лишь легендарный Туполев». Но только ли в этом главная причина кадровых перестановок в ОАК?


Так было надо

Не секрет, что на посту президента корпорации Погосян никогда не вступал в открытые конфликты, но при этом был крайне самостоятельной фигурой. Подчиняясь напрямую главе администрации президента Сергею Иванову и лично Владимиру Путину, он довольно умело отстаивал интересы ОАК и почти всегда добивался поставленных руководством страны целей.

Начав работать в 1979 году в ОКБ Сухого простым инженером, через двадцать лет Погосян стал гендиректором этой фирмы. И начал убеждать власти в необходимости создания нового истребителя пятого поколения (ПАК ФА) и даже сам стал финансировать его разработку за счет средств, вырученных от продажи наших боевых самолетов в Китай и Индию, что в то время казалось настоящим безумием. Более того, точно так же, в отсутствие государственного финансирования, стартовал и проект по созданию нового регионального самолета, который позже получил название Superjet 100.

«Я ему говорю: Миша, зачем тебе все это надо? Живи, как все», — вспоминал в начале 2000-х один из высокопоставленных руководителей нашего авиапрома. Действительно, решение начать разработку регионального лайнера далось крайне тяжело, так как фирма Сухого гражданской продукции никогда не выпускала. «У нас было предложение от Embraer собирать их самолеты в России, что позволяло получать около миллиона долларов с каждой машины. Но этот путь вел в тупик, он не позволял развивать конструкторскую школу, да и вообще промышленность, и поэтому мы отказались», — вспоминал несколько лет назад теперь уже бывший глава ОАК. Сделав в итоге ставку на разработку собственного пассажирского самолета, Погосян не только реанимировал умиравшую конструкторскую школу гражданского авиастроения, но и доказал, что Россия способна успешно реализовать в авиапроме крупный международный проект и создать высококлассный продукт мирового уровня, превосходящий по эффективности аналоги, в том числе тот же Embraer 190. Таким образом, наша страна фактически подтвердила статус третьего игрока мировой авиастроительной индустрии. Но и это еще не все.

Проект Superjet 100 дал шанс на возрождение российскому гражданскому двигателестроению, так как силовые установки для этого самолета также создавались с нуля французской Snecma и нашим НПО «Сатурн» в Рыбинске. Наконец, Superjet 100 стал предвестником более вместительного магистрального самолета МС-21, который должен совершить свой первый полет в конце нынешнего года. Сейчас мало кто помнит, но еще 13 лет назад проект МС-21 представлял собой нечто похожее на устаревший Як-42. И только высокая планка Superjet 100 заставила наших конструкторов все поменять, сделав ставку на широкое применение уникальных композитных технологий. Так, в частности, в ОАК была создана компания «Аэрокомпозит», открывшая заводы в Казани и Ульяновске. Это сейчас единственное в мире производство, где для выпуска цельнокомпозитных так называемых черных крыльев использована уникальная технология вакуумной инфузии. Именно она должна обеспечить самолету МС-21 технологическое превосходство над конкурентами.

Не менее значительный прорыв произошел и в военных программах ОАК. Под руководством Погосяна были созданы все вариации известного Су-30. Это бомбардировщик Су-34, истребитель корабельного базирования Су-33, многофункциональный Су-35. Начато производство модернизированного военно-транспортного самолета Ил-76. Но самое главное то, что у России несмотря ни на что появился истребитель пятого поколения Т-50. Эти машины уже три года проходят интенсивные испытания, которые не удается завершить лишь потому, что силовые установки для них еще не готовы.


Высокие проценты, большие долги

Но все эти достижения породили недовольство всевозможных отраслевых лоббистов, парламентариев и некоторых высокопоставленных чиновников. Если кратко, то главных претензий две: высокая долговая нагрузка, вызванная убытками, и излишняя концентрация ОАК на проектах фирмы Сухого, в которых широко задействованы иностранные поставщики. Здесь просто нельзя не сказать о том, что, когда Погосян в начале 2011 года занял пост президента ОАК, общий суммарный долг составлял 155 млрд рублей при выручке 141 млрд рублей. Корпорация производила в общей сложности 79 самолетов и имела такой убыток. Весь долг образовался вследствие обновления станков и оборудования на заводах корпорации и реализации сомнительных программ вроде развертывания производства у нас украинского самолета Ан-148, являющегося прямым конкурентом Superjet 100, к которым Михаил Погосян, понятное дело, отношения не имел. За прошедшие четыре года он не смог вытащить ОАК из долгов, но все-таки добился значительного прогресса.

Так, объем производства самолетов за это время вырос вдвое, до 161 единицы. Вдвое увеличилась и выручка, до 285 млрд рублей. При этом в 2014 году ОАК достигла лучших показателей за всю историю своего существования. Производительность труда на заводах корпорации только за последний год выросла на четверть, до 3 млн рублей в пересчете на одного сотрудника. Вдвое выросла и операционная прибыль, до 5,6 млрд рублей. Тем не менее увеличился и долг. Сейчас он превышает 261 млрд рублей.

Причина проста: все дело в том, что, например, проект создания Superjet 100 стоимостью около 1,5 млрд долларов почти на две трети был профинансирован за счет коммерческих кредитов со средней ставкой 12,5% годовых. Проект МС-21 стоимостью около 4 млрд долларов по большей части финансируется государством, но доля коммерческих кредитов там также высока. Ни один крупный проект в сфере машиностроения ни в одной стране мира при такой ставке кредита просто не может окупиться.

Что же касается массового использования иностранных систем и подсистем в наших новых гражданских авиалайнерах, то здесь все дело в том, что отечественные аналоги, как правило, хуже западных, а чаще всего еще и дороже. В нынешних условиях их установка на новые самолеты автоматически закрывает этой продукции доступ на мировой рынок, поскольку такие лайнеры не могут быть сертифицированы ни в Европе, ни в США.


На всем своем

Тем не менее именно эту проблему так или иначе придется решать Юрию Слюсарю. Его главной задачей станет выполнение увеличивающегося гособоронзаказа, развитие гражданского самолетостроения и расширение сотрудничества с предприятиями «Ростеха», которые претендуют на роль участников кооперации второго и третьего уровней в проектах по производству новых самолетов. Обозначенное предельно ясно дал понять Дмитрий Рогозин. «Это не только МС-21, но и другие самолеты. Мы должны отвоевать внутренний рынок авиационных перевозок у иностранных производителей. Он должен быть нашим. И с него мы должны начать наступление на другие конкурентные рынки», — заявил вице-премьер.

Хочется верить, что новый руководитель ОАК сможет мобилизовать имеющиеся ресурсы и сделать все то, что не удалось в свое время Михаилу Погосяну. А именно: заставить отечественных производителей систем и подсистем выпускать продукцию мирового уровня по конкурентоспособным ценам. Управленческий опыт и административный ресурс у Юрия Слюсаря для этого есть. Он не только эффективно работал на посту заместителя главы Минпромторга, где отвечал за авиационную промышленность, но и несколько лет трудился в «Роствертоле». Первые заявления Слюсаря в новой должности говорят о том, что он не намерен делать резких движений. По его словам, все решения будут приниматься коллегиально, при этом значительно повысится роль совета директоров ОАК.

«Все вопросы, связанные с возможной внутренней конкуренцией, с борьбой за ресурсы внутри корпорации, постараемся на новом этапе оставить за скобками и перейти на новый уровень взаимоотношений. У нас нет отдельных привилегированных КБ, нет отдельных категорий сотрудников. Мы все — одна большая команда, и нам предстоит решать большие задачи», — заявил новый глава ОАК.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  15.12.2017
Президент России Владимир Путин внес на ратификацию в Государственную Думу соглашение с Сирией о преобразовании 720-го пункта материально-технического снабжения (ПМТО) ВМФ в сирийском порту Тартус в полноценную военно-морскую базу. Первую для наших моряков за рубежами страны. К тому же расположенную в одном из самых чувствительных для Москвы регионов мира — восточном Средиземноморье, откуда, как давно подсчитано, кораблям 6-го флота ВМС США очень просто держать под угрозой обстрела высокоточными ракетами «Томагавк» практически всю европейскую часть РФ.
Мировой ВПК  14.12.2017
В Багдаде состоялся военный парад, посвященный победе над террористами группировки ИГИЛ. В едином строю прошла российская и американская бронетехника, принимавшая участие в боевых действиях. Тяжелый огнеметные системы ТОС-1А «Солнцепек» и танки Т-72М1, а также бронемашины «Хамви» и танки «Абрамс». Что интересно, сами иракцы окрестили «Солнцепек» оружием победы.
Мировой ВПК  12.12.2017
Новейший американский эсминец USS Michael Monsoor типа Zumwalt вышел из строя во время испытаний и был вынужден вернуться в верфи. Как говорится в заявлении ВМС США, через день после выхода в море у суперэсминца-невидимки стоимостью 4,4 миллиарда долларов отказали фильтры гармоник, защищающие чувствительное электрооборудование от нежелательных колебаний мощности.
Геополитика  12.12.2017
Родившаяся в недрах интернета шутка, что Россия отправит на Олимпиаду под национальным флагом сборную ВДВ, Краповых беретов и спецназа ГРУ, оказались близка к истине. Российские и китайские военные действительно будут внимательно следить за происходящим не только в Пхёнчхане, но и на всем Корейском полуострове, где помимо Олимпиады, США затеяли провести крупнейшие военные учения совместно с Южной Кореей. Целью учений открыто называется «оказание давления на Северную Корею с использованием превосходящей военной силы»
Конфликты  14.12.2017
Несмотря на то, что Владимир Путин лично прибыл в Сирию и там заявил о выводе российского военного контингента, далеко не все ему поверили. Представитель Министерства обороны Соединенных Штатов Америки заявил, что есть большие сомнения по поводу заявления Путина, во всяком случае, пока никаких серьезных попыток вернуть на родину хотя бы даже часть военных американцы не зафиксировали. Кроме того, мол, руководство РФ до этого делало подобные заявления, но так ничего и не произошло.
Конфликты  13.12.2017
23 ноября в небе над Сирией произошло знаковое событие не только с политической, но и с военной точки зрения. Столкнулись российская и американская концепции создания техники для воздушного боя. В этот день штурмовик Су-25 ВКС РФ наносил удары по позициям боевиков в районе Меядина. Внезапно в работу нашего самолета вмешался истребитель F-22 ВВС США.
Конфликты  11.12.2017
Российские войска уходят из Сирии. Об этом в Хмеймиме заявил президент Российской Федерации Владимир Путин. По его словам, задача контингента в Сирии выполнена и солдаты теперь могут возвращаются домой с победой. С этим не поспоришь. Целью нахождения войск в Сирии было уничтожение террористической группировки под названием Исламское государство. И этого удалось добиться за два года — именно столько РФ находилась в арабской республике. От ИГ не осталось почти ничего, хотя в первые месяцы российского присутствия боевики контролировали более трети территории Сирии.