28.04.2016, 16:04
«Холодомор» от Гройсмана
«Холодомор» от ГройсманаМеждународная военная политика
С 1 мая в угоду МВФ украинцам вдвое повысили тарифы на газ, отопление и горячую воду.

Кабинет министров Украины окончательно капитулировал перед МВФ и довел внутренние цены на газ до уровня рыночных. С 1 мая отменен льготный тариф, использовавшийся в течение отопительного сезона, а население и предприятия ЖКХ теперь будут платить за газ по единому тарифу — 6879 гривен (чуть более 18 тысяч рублей) за тысячу кубометров.

При этом, как отмечает «Украинская правда», достижение паритета с рыночными ценами на уровне 100% — это даже больше, чем требовал МВФ. Для получения очередного транша Киеву необходимо было повысить цены только на 75% от рыночной стоимости. Собеседник издания в правительстве пояснил, что решение о повышении цен до 100% паритета яуобы было обдуманным и взвешенным. «Чтобы пройти весь негатив сразу и не растягивать на два года. Но люди еще не приспособились к нынешним ценам. Плюс в этом году была теплая зима. Я боюсь, что мы войдем в кризис неплатежей», — посетовал чиновник.

Он также пояснил, что решение о повышении сразу до 100% паритета связано с большим, чем ожидалось, падением цен на газ, а также со стремлением властей повысить энергоэффективность.

«Украинская правда» также отмечает, что непопулярное решение должно было принять еще правительство Арсения Яценюка. «В разгар политического кризиса оставил это непопулярное решение для преемников. Этакая маленькая месть», — заявил изданию источник в Минфине Украины.

Подписанный в прошлом году меморандум о сотрудничестве с МВФ предусматривал поэтапное повышение тарифов на газ для населения и теплокоммунэнерго до рыночного уровня. Ранее часть стоимости газа для этих категорий потребителей компенсировалась из государственного бюджета, что наносило большие убытки государству.

25 апреля компания «Нафтогаз Украины» сообщила, что за последние десять лет Украина потратила около 60 миллиардов долларов на финансирование схемы «дешевого газа» для населения. Отмечалось, что на эти деньги можно было дважды провести «термомодернизацию» всего жилья в стране. Кроме того, для продолжения программы государство было вынуждено набрать кредитов, которые украинским гражданам придется выплачивать.

Кажущаяся дешевизна газа обернулась его неэффективным использованием, утверждает компания. Как отмечается, Украина отстает от соседей в модернизации жилищно-коммунального хозяйства из-за отсутствия стимула для повышения топливной эффективности.

В результате сложилась парадоксальная ситуация: Украина входит в десятку стран, предоставляющих наибольшие субсидии в газовой сфере. При этом страна — единственная в этом списке — не является экспортером нефти и газа. Более того, она зависит от импорта российского топлива.

Первый этап повышения тарифов прошел в апреле 2015 года. Власти установили дифференцированные тариф на газ. Минимальный тариф для населения был повышен в 3,3 раза с около 1,1 тысячи гривен за тысячу кубометров до 3600 гривен. Эта цена считалась льготной и применялась только в отопительный сезон при потреблении в этот период до 1200 кубов. В случае превышение указанного объема жители должны были платить по рыночному тарифу, который установили на уровне 7188 гривен за тысячу кубометров. В период с мая по сентябрь тарифы на газ для населения вне зависимости от месячного объема потребления также были установлены на уровне 7188 гривен за тысячу кубометров.

С 1 апреля 2016 года должно было состояться очередное, третье по счету, повышение тарифов на газ. Это было условием предоставления Киеву финансовой помощи. Льготные цены для населения планировалось поднять с 50% до 75% рыночной стоимости. Однако правительство Украины, еще до произошедшей 14 апреля смены кабмина, решило отсрочить на месяц повышение цен на газ для населения и теплоснабжающих предприятий.

Ранее министр социальной политики Павел Розенко заявлял, что население Украины оказалось неготовым к столь резкому повышению тарифов. Он также выразил уверенность, что необходимо проводить переговоры с МВФ и убеждать их в том, что повышения тарифов на газ для населения можно избежать.

Отметим, что Глава «Нафтогаза» Андрей Коболев назвал «реальной победой» установку единого тарифа для населения на газ и поздравил жителей страны с отменой «дешевых тарифов». Он заявил: «Правительство окончательно отказалось от старой, расточительный и коррупционной схемы „дешевых тарифов" в пользу эффективной и справедливой системы адресной помощи в сфере поставкам газа для населения Украины. Это — реальная победа на пути к настоящей экономической независимости нашей страны. Искренне поздравляю всех причастных!».

Отмена льготного тарифа на газ приведет к неминуемому резкому повышению тарифов на отопление и горячую воду. Это произойдет также с 1 мая.

Если Владимир Гройсман продолжит выполнение «программы реформ» Яценюка, то уже с 1 мая украинцам следует готовиться к отмене льготного тарифа на газ для населения в 3600 грн за тысячу кубов и установке его на новом уровне — 5500 грн (тогда речь шла еще о повышении на 75% от рыночной стоимости, а не на 100%), сообщила ранее пресс-служба общественной организации «Публичный аудит».

«Вырастет цена газа для тепловырабатывающих предприятий, которые производят тепло и горячую воду для населения. Сейчас эта цена составляет 2994 гривны, она также должна вырасти до 5500. Это повлечет за собой рост стоимости отопления и горячей воды на 80%», — указывает ведущий аналитик «Публичного аудита» Тарас Галайда.

— Повышение тарифов неминуемо приведет к кризису неплатежей, к росту тарифов на отопление, к общему росту цен, т.к. повышение цены на продукцию какой-то отрасли вызывает постепенный рост цен и в других отраслях, — предрекает политолог и экономист Александр Дудчак.

А как скоро разразится кризис неплатежей? Как правительство собирается с ним бороться?

— Кризис неплатежей уже есть. И он может привести к коллапсу в отрасли вообще. Правительство не стремится решать эти проблемы в интересах населения. Им важнее понравиться МВФ. Кроме того, пытаясь изображать заботу о населении, правительство создает систему субсидий, которая формирует невероятно благоприятную почву для прямого грабежа бюджетных денег.

В правительстве понимают, что получить деньги в полном объеме за столь резко подорожавшую коммуналку невозможно, но и в этом для власти есть свои выгоды. Резко возросшие долги дают дополнительные возможности — отнимать недвижимость за долги, дрессировать население страхом потери имущества и оказывать выборочное давление на инакомыслящих. Ведь у всех должников жилье не отнимешь сразу — их слишком много. Но можно это делать выборочно. В первую очередь — у тех, кто каким-то образом попал под подозрение нынешней власти.

Зачем повышать сразу на 100 процентов, ведь МВФ требовал «всего» на 75?

— Гройсман утверждает, что у кабмина перед МВФ «есть обязательства, которые подписаны украинской стороной о том, что тарифы на газ будут на 100% соответствовать рыночной стоимости. Другого пути просто нет». Но, во-первых, МВФ требовал повышения эффективности жилищно-коммунальной отрасли. Хотя это такая задача, которую можно решать бесконечно и всегда будет повод для критики.

А во-вторых, кто сказал, что именно такая стоимость обоснована и является рыночной? Так может, что-то на рынке подправить, чтобы она стала ниже? А не идти на поводу у тех, кто «рисует» свои затраты в соответствии с бурными фантазиями?

Глава «Нафтогаза» Андрей Коболев назвал «реальной победой» установку единого тарифа для населения на газ, поздравил жителей страны с отменой «дешевых тарифов». Насколько вообще справедливым вы считаете тот факт, что государство много лет оплачивало дешевый газ для населения? Было ли изменение этой ситуации неизбежным?

— Цинизм зашкаливает. Возможно, для Коболева повышение тарифов — личный праздник, который будет оплачен населением. Но для простого человека это — горе. Кто сказал, что государство оплачивало дешевый газ? Можно вспомнить речи Яценюка до майдана о дешевом газе украинской добычи, который должен стоить дешевле, чем во времена Януковича. Что изменилось? Цена? Да, цена на газ упала в два раза с тех пор. Но исключительно из-за снижения цен на нефть.

Согласно информации «Нафтогаза», за последние десять лет Украина потратила около 60 миллиардов долларов на финансирование схемы «дешевого газа» для населения, а сегодня Украина отстает от соседей в модернизации жилищно-коммунального хозяйства из-за отсутствия стимула для повышения топливной эффективности. Действительно ли это так?

— Когда кто-то критикует какие-то расходы, принято подсчитывать — на что можно было потратить эти средства. Употребляют и мудреные термины, как в этом случае — про «термомодернизацию». С какого потолка взята цифра в 60 млрд? Это не более чем измышления «Нафтогаза». Какие особые стимулы нужны для «повышения топливной эффективности»? Почему отнятые у населения деньги называют «экономией»?!

Авторы этих «оригинальных идей» хотят сказать, что если бы они раньше выжали из населения придуманные 60 млрд. долларов, то проблемы «термомодернизации» были бы решены? Абсолютная ложь. Эти деньги точно так же растворились бы на счетах поставщиков.

— Теперь украинцы просто перестанут платить за газ, — уверен экономист Александр Охрименко. — Уже сейчас долг населения за оплату тарифов ЖКХ составляет около 11 млрд. грн. Скорее всего, скоро будет долг 21 млрд. грн. Это явно тупиковое решение.

Никто не думает о риске неплатежей. Хотя это действительно очень опасное явление. Просто все спешат. Складывается такое состояние, что и премьер, и министры просто сидят на чемоданах и думают, что проблемы неплатежей будет решать другие

Почему Яценюк, который и так, по его словам, был главой «кабмина камикадзе», не решился брать на себя ответственность, а Гройсман решился?

— Скорее всего, Гройсман просто спешит. Он боится, что недолго пробудет премьером и не успеет заработать на НАК «Нафтогаз». Ибо теперь монополист «Нафтогаз» получит больше доходов. А это значит, что и лица близкие к Порошенко, сорвут свой бонус.

Яценюк хитро поступил. Теперь он имеет возможность критиковать Гройсмана. Не исключено, что скоро Яценюк окажется главным критиком высоких тарифов.

Как бы вы прокомментировали заявление «Нафтогаза» о потраченных им 60 миллиардах? Правда ли это?

— Заявление «Нафтоггаза» о мифических 60 миллиардах долларов — выдумка. Даже их собственные расчеты показывают, что они врут. Этого и теоретически не могло быть. Можно говорить об общей сумме дотаций в 60 миллиардов. Но не долларов, а гривен. Поэтому не стоит пугать людей.

Категория: Экономика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  18.01.2017
В Польшу прибыли первые 3,5 тысячи американских военнослужащих в рамках 9-месячной миссии, которая началась 8 января. Для бронетанковой бригады США такая длительность миссии в Восточной Европе является беспрецедентной. Боевая группа 3-й бронетанковой бригады из состава 4-й пехотной дивизии выдвинулась в Жагань и Поморское, а 87 танков М-1 «Абрамс» последовали за ними на поездах.
Геополитика  18.01.2017
Российское инфопространство впало в эйфорию. Псевдопатриотическая трескотня в СМИ, многочисленные публицисты и аналитики, создающие ощущение какой-то великой победы России над международным глобализмом и либерализмом, всесилия наших спецслужб вплоть до того, что они могут по своему желанию ставить американских президентов и менять мировые элиты. Уверенность в контроле за собственным инфопространством может сыграть с нашим народом очень плохую шутку…
Геополитика  16.01.2017
Избранный президент США Дональд Трамп намекнул на возможное снятие санкций в обмен на взаимное сокращение ядерных вооружений. Многим возможность равного сокращения смертоносных для всей планеты арсеналов, да еще в обмен на снятие экономических санкций, может показаться весьма конструктивным предложением. Пока официальный представитель президента России Дмитрий Песков не стал давать оценку этим заявлениям и призвал «набраться терпения», дождавшись официального вступления Трампа в должность.
Геополитика  13.01.2017
Большинство внешнеполитических прогнозов начинается с констатации факта высокой неопределенности международной среды. Это удобно – за неопределенностью можно спрятаться, избегая ответственности за прогноз. Но если мы действительно хотим получить ориентиры на будущее, необходимо давать представления о «коридорах определенности». В 2017 году подобные коридоры вполне просматриваются. Они далеко не радужны и говорят о потребности в принципиально новых решениях накопившихся проблем.
Конфликты  17.01.2017
Боевики запрещенного в России «Исламского государства» почти взяли окруженные позиции сирийских военных в Дейр-эз-Зоре. Падение гарнизона этого сирийского города даст террористам полный контроль над местными нефтяными полями и укрепит их сообщение с подконтрольными ИГ территориями Ирака. Джихадисты уже празднуют победу и заставляют жителей захваченных районов подчиняться новым порядкам.
Конфликты  16.01.2017
Несмотря на то что силы ИГИЛ на отдельных участках сирийского фронта объективно истощены, террористы активно контратакуют, а в некоторых местах резко сменили тактику, нацелившись на крайне болезненные для сирийской армии точки. В то же время террористы теряют позиции под Пальмирой – сирийские войска готовы реабилитироваться за недавний позор.
Конфликты  13.01.2017
Новости, приходящие с линии разграничения сторон в Донбассе, гласят: эта линия меняется, причем, в пользу ВСУ. Прямое подтверждение – новые жертвы и новые обустроенные позиции украинцев. Нужно понимать, что речь в данном случае идет давней стратегии на дальнюю перспективу. И перспектива эта – окружение Донецка.