10.12.2014, 20:53
Абрамс-капут: Россия готова к танковому «прорыву»
Абрамс-капут: Россия готова к танковому «прорыву»Международная военная политика
История создания перспективного танка «Армата» началась в середине 80-х. В ответ на появление американского тяжелого танка M1 Abrams и немецкого Leopard 2, в СССР был взят курс на создание «танка двухтысячного года». И сразу несколько ведущих КБ получили секретные задания.

В годы «холодной войны» на вооружении Советской армии были танки Т-72Б и Т-80У. Они не уступали технике потенциального противника в боевой мощи, а в отношении безопасности экипажа танка даже превосходили. После Ливанской войны у наших танков появилась навесная динамическая защита. Но уже к началу 90-х наметилось отставание от натовской техники в части систем управления огнем и электронной техники.

Решению этих задач советские конструкторы придумали звучное название – «Абрамскапут!» А сами секретные разработки получили кодовые названия. Вот только некоторые из них: «Объект 299», «Бунтарь», «Объект 450», «Боксер», «Молот».


Некрасивая история

По сути «Боксер» и «Молот» - это одно и то же техническое задание. Его выполняло Харьковское КБ машиностроеня (ХКБМ), а смена шифра произошла из-за шпионского скандала, когда часть информации о «Боксере» украинские конструкторы «слили» англичанам.

С ХКБМ связана еще одна история. 152-мм пушка для новых танков изначально разрабатывалась ЦНИИ «Буревестник» для машины, которая создавалась в Ленинградском КБ «Спецмаш» под шифром «Объект 299». Харьковчане заполучили себе 152-мм пушку только после того, как был изготовлен опытный образец для «Спецмаша» – можно сказать, что Харьков буквально украл пушку у Ленинграда.


Танк предельных возможностей

Перспективный танк изначально было решено оснастить 152-мм пушкой. В качестве выстрелов к ней использовались бронебойные оперенные подкалиберные снаряды «Грифель-1» и «Грифель-2», а также осколочно-фугасный снаряд «Грифель-3» разработки московского НИМИ.

Мощную, но тяжелую и длинную пушку требовалось разместить на новом шасси, и эту задачу поручили Ленинградскому Кировскому заводу (впоследствии получившему название КБ «Спецмаш»). Предлагаемые в проекте решения были настолько смелыми, что некоторые из них реализуются на практике только сейчас.

В эксклюзивном интервью телеканалу «Звезда» о создании перспективного танка под кодовым названием «Объект 299» рассказал главный конструктор питерского КБ «Спецмаш» Виктор Николаевич Макухин.

«Перед нами была поставлена армзадача - создать унифицированное шасси, которое можно было бы использовать при производстве танков, тяжелых БМП, инженерных машин и для носителей противотанковых ракет. И с этой работой мы справились на «отлично». Кстати, этой разработкой сразу же заинтересовалась одна из зарубежных стран», - вспоминает Виктор Макухин.

Конструкторы «Спецмаша» предложили разместить моторно-трансмиссионное отделение в носовой части танка, за ним должна была находиться броневая капсула с экипажем, а вся корма отдавалась под боевое отделение.

«Перспективный танк должен был иметь необычную для отечественного танкостроения компоновку, оригинальное вооружение, а также нестандартный подход к размещению экипажа», – говорит Виктор Макухин.

Питерцы поместили экипаж в бронированную капсулу. Этот вариант сильно отличался от харьковского. У них экипаж находился в башенном модуле. По, этому проекту, получившему шифр «450», схемы с вынесенным вооружением рассматривались не раз, но реализовать их так и не смогли. Кроме того, были проблемы с силовой установкой.

Судя по доступным эскизам и конструкторской модели, хранящейся ныне в музее ХКБМ, диаметр погона на 450-м был очень мал и вряд ли бы он выдержал мощную 152-мм пушку, запланированную к установке. Так что говорить о каком либо приоритете Харьковского КБ применительно к современным вариантам компоновки перспективного российского танка абсолютно – неправомерно.


«Объект-187»

Работы над перспективными машинами велись и в Нижнем Тагиле. Любая тагильская машина была надежнее харьковских и питерских. А главное – стоимость производства. В начале 90-х мы противостояли всему миру. И танков должно было быть много, потому, что в случае большой войны, танковые завод были бы непременно уничтожены практически в первую очередь. И в этой ситуации по критерию «цена–качество», за тагильцами оставалось первое место.

У Министерства обороны был выбор: тагильский «Объект 187», харьковский недоделанный проект «Молот», либо питерский 299. Да, он превосходил конкурентов по защищенности, огневой мощи и потенциалу модернизации. Но для того, что бы довести сырой проект, нужны были деньги. А на дворе – 1991 год, средств нет. Министерство обороны выбрало самый дешевый путь и сделало ставку на Т-90 с комплексом вооружения «Иртыш». Но их успели произвести всего 150-200 штук, а потом и это производство свернули. С отделением Украины от России, Харьков отпал естественным путем. Хотя был период, когда Россия и Украина хотели вместе делать машину на базе «Объекта 187» с харьковским двухтактным двигателем 6ТД2. Но затем, два государства разошлись окончательно и проект умер.


По непроторенной дорожке

Перспективный танк должен иметь мощный двигатель. Его разработка велась по двум направлениям. Для танка «Объект 299» предполагалось создать газотурбинный двигатель мощностью около 1800 лошадиных сил, с расходом топлива на уровне современных дизелей.

«За право создания «перспективного танка» боролись и наши тагильские коллеги. И в честном соревновании нащ вариант с газотурбинным двигателем проиграл их дизельному варианту», - признается Виктор Макухин.


Танк – ракетоносец

Особый интерес представляет «Объект 299» в ракетной версии. Эта машина должна была оснащаться пусковой установкой для противотанковых ракет. В кормовом боевом отделении предлагалось поместить вертикальную пусковую установку с 30 ячейками для ракет. Но эта идея так и не была реализована. В СССР отсутствовали ракеты, пригодные для использования на «Объекте 299».


«Догнать и перегнать» по-американски

В этот же период США приступили к разработке своего перспективного основного боевого танка, не уступающего по своим характеристикам «Объекту 299». В качестве платформы для создания нового танка был выбран корпус, ходовая часть и силовая установка танка М1 Abrams. Проект получил название ASM Block III.

В корпусе танка впервые в практике американского танкостроения был размещен карусельный автомат с вертикальным расположением выстрелов. В качестве вооружения была применена дистанционно управляемая гладкоствольная 140-мм пушка, установленная на лафете в башне минимальных габаритов. Экипаж танка из трех человек располагался в корпусе. Так же как и у российского аналога, отделение управления было защищено перегородкой с целью создания бронекапсулы для экипажа. Телевизионные приборы наблюдения размещались в башне, оптические приборы наблюдения – в корпусе.


«Объект 299» - это видеокамеры и тепловизоры

Экипаж, размещенный в капсуле, мог управлять танком только в одном случае, - машину требовалось оснастить перископическими приборами в крыше обитаемого отделения. Кроме того, танк должен был получить систему камер для кругового обзора и специальный прицел для управления огнем орудия. Камера и тепловизор должны были находиться на лафете пушки и обеспечивать прицеливание. И питерские конструкторы почти решили эту проблему.

На 1997 год были запланированы государственные испытания «Объекта 299». Созданные в КБ «Спецмаш» опытные образцы российской спецтехники уже прошли тестирование на самом предприятии. Но в 1996 году финансирование этого проекта неожиданно прекратилось.

«То, что мы создали по проекту «Объект 299», на мой взгляд, не потеряло своей актуальности и сегодня», - заявил в интервью телеканалу «Звезда» главный конструктор питерского КБ «Спецмаш» Виктор Макухин. Косвенно эти слова подтверждает и наш разговор с заместителем директора этого предприятия Владимиром Анатольевичем Войцеховским. 25 лет назад он занимался этой разработкой, и считает, что сегодня слишком рано раскрывать все секреты перспективного танка.

«Вот я начал утром с Вами говорить на эту тему, а у меня сразу городской телефон отключили», - то ли в шутку, то ли всерьез заявил Владимир Анатольевич.

Не случайно поступающий в войска танк нового поколения «Армата» будет иметь сразу несколько «сходств» с «Объектом 299»: нестандартную для отечественных танков компоновку: моторно-трансмиссионное отделение в передней части корпуса и общий объем для размещения экипажа, выполненный в виде отдельной бронированной капсулы. Все это говорит о том, что наработки по «Объекту 299» не пропали и нашли свое применение. От первых испытаний ходового макета «Объект 299» до начала поставок серийных танков с оригинальной компоновкой прошло почти три десятилетия, но интересные и нестандартные идеи все же дошли до полноценной реализации на практике.

Но нельзя говорить, что «Объект 299» - это полноценный прототип сегодняшнего перспективного танка. Эксплуатация танка с турбиной слишком дорога. И поэтому когда в Министерстве прорабатывалась концепция «Арматы» – требовалось именно модульное МТО, чтобы перспективный танк мог быть как с двигателем, так и с турбиной. Конструкционная схема корпуса тагильского «Объекта 187» в последующем была доработана и перекочевала на объект 195, а потом и на «Армату».

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  14.07.2017
Мощные и дорогие корабли Королевского флота могут быть повреждены или разрушены сравнительно дешевыми ракетами, например, российского или иранского производства, пишет британское издание Daily Mail. Поэтому Великобритании стоит переключиться на разработку оборонительных мощностей кораблей, чтобы они не уступали наступательным.
Мировой ВПК  14.07.2017
С американским истребителем F-35 происходят удивительные трансформации. Нет, лучше он не становится. Самолет, который в ограниченном количестве находится в опытной эксплуатации, еще неизвестно когда доведут до ума. То есть до того уровня, который обещан корпорацией Lоckheed Martin как Пентагону, так и целому ряду стран, входящих в НАТО. Журнал National Interest в пространной статье рассказывает о модернизации пока еще как следует не вставшего «на крыло» многоцелевого истребителя пятого поколения.
Мировой ВПК  13.07.2017
После того как американские эсминцы разбомбили сирийскую авиабазу «Томагавками» — крылатыми ракетами, умеющими скрытно, на малой высоте подбираться к цели, оживились дискуссии о средствах противодействия этому коварному оружию. Среди таких средств особое место занимает МиГ-31, один из самых интересных боевых самолетов, созданных в нашей стране.
Мировой ВПК  07.07.2017
«Вестник Мордовии» на днях сообщил о том, что в Сирии танки Т-72Б3 впервые использовали танковые управляемые ракеты комплекса 9К119М «Рефрекс-М», которые по классификации НАТО имеют обозначение АТ-11 «Снайпер». «Рефлекс-М» и его предшествующую модификацию — 9К119 «Рефлекс» — принято называть противотанковым ракетным комплексом (ПТРК). Однако это не в полной мере отражает реальность", поскольку комплекс способен поражать не только танки, но и вертолеты, другие низколетящие цели, инженерные сооружения, уничтожать живую силу противника.
Конфликты  04.07.2017
На Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге тульское НПО «Сплав» представило модернизированные противолодочные ракеты для комплекса РПК-8 «Запад». Ракеты, получившие индекс 90Р1, уже запущены в серийное производство и начинают поступать на боевые корабли ВМФ России.
Конфликты  04.07.2017
Риски прямого военного конфликта России и США на сирийской территории неумолимо возрастают, прогнозируют западные аналитики. Все плотнее «увязают» в сирийской пустыне и другие державы — Иран, Турция, Израиль, которые мечтают безраздельно властвовать на этой территории. У кого из генералов первым не выдержат нервы, чтобы отдать приказ на атаку вчерашних союзников?
Конфликты  04.07.2017
Интернет звенит о том, какой может быть конфронтация между РФ и США. Внесу свой вклад и я. Диспозиция глазами Stratfor и иже с ними: хоть у России в Сирии и имеются ракетные системы класса «земля-воздух» и юркие истребители, все это неспособно выстоять в короткой и жестокой войне против США.