10.12.2014, 20:53
Абрамс-капут: Россия готова к танковому «прорыву»
Абрамс-капут: Россия готова к танковому «прорыву»Международная военная политика
История создания перспективного танка «Армата» началась в середине 80-х. В ответ на появление американского тяжелого танка M1 Abrams и немецкого Leopard 2, в СССР был взят курс на создание «танка двухтысячного года». И сразу несколько ведущих КБ получили секретные задания.

В годы «холодной войны» на вооружении Советской армии были танки Т-72Б и Т-80У. Они не уступали технике потенциального противника в боевой мощи, а в отношении безопасности экипажа танка даже превосходили. После Ливанской войны у наших танков появилась навесная динамическая защита. Но уже к началу 90-х наметилось отставание от натовской техники в части систем управления огнем и электронной техники.

Решению этих задач советские конструкторы придумали звучное название – «Абрамскапут!» А сами секретные разработки получили кодовые названия. Вот только некоторые из них: «Объект 299», «Бунтарь», «Объект 450», «Боксер», «Молот».


Некрасивая история

По сути «Боксер» и «Молот» - это одно и то же техническое задание. Его выполняло Харьковское КБ машиностроеня (ХКБМ), а смена шифра произошла из-за шпионского скандала, когда часть информации о «Боксере» украинские конструкторы «слили» англичанам.

С ХКБМ связана еще одна история. 152-мм пушка для новых танков изначально разрабатывалась ЦНИИ «Буревестник» для машины, которая создавалась в Ленинградском КБ «Спецмаш» под шифром «Объект 299». Харьковчане заполучили себе 152-мм пушку только после того, как был изготовлен опытный образец для «Спецмаша» – можно сказать, что Харьков буквально украл пушку у Ленинграда.


Танк предельных возможностей

Перспективный танк изначально было решено оснастить 152-мм пушкой. В качестве выстрелов к ней использовались бронебойные оперенные подкалиберные снаряды «Грифель-1» и «Грифель-2», а также осколочно-фугасный снаряд «Грифель-3» разработки московского НИМИ.

Мощную, но тяжелую и длинную пушку требовалось разместить на новом шасси, и эту задачу поручили Ленинградскому Кировскому заводу (впоследствии получившему название КБ «Спецмаш»). Предлагаемые в проекте решения были настолько смелыми, что некоторые из них реализуются на практике только сейчас.

В эксклюзивном интервью телеканалу «Звезда» о создании перспективного танка под кодовым названием «Объект 299» рассказал главный конструктор питерского КБ «Спецмаш» Виктор Николаевич Макухин.

«Перед нами была поставлена армзадача - создать унифицированное шасси, которое можно было бы использовать при производстве танков, тяжелых БМП, инженерных машин и для носителей противотанковых ракет. И с этой работой мы справились на «отлично». Кстати, этой разработкой сразу же заинтересовалась одна из зарубежных стран», - вспоминает Виктор Макухин.

Конструкторы «Спецмаша» предложили разместить моторно-трансмиссионное отделение в носовой части танка, за ним должна была находиться броневая капсула с экипажем, а вся корма отдавалась под боевое отделение.

«Перспективный танк должен был иметь необычную для отечественного танкостроения компоновку, оригинальное вооружение, а также нестандартный подход к размещению экипажа», – говорит Виктор Макухин.

Питерцы поместили экипаж в бронированную капсулу. Этот вариант сильно отличался от харьковского. У них экипаж находился в башенном модуле. По, этому проекту, получившему шифр «450», схемы с вынесенным вооружением рассматривались не раз, но реализовать их так и не смогли. Кроме того, были проблемы с силовой установкой.

Судя по доступным эскизам и конструкторской модели, хранящейся ныне в музее ХКБМ, диаметр погона на 450-м был очень мал и вряд ли бы он выдержал мощную 152-мм пушку, запланированную к установке. Так что говорить о каком либо приоритете Харьковского КБ применительно к современным вариантам компоновки перспективного российского танка абсолютно – неправомерно.


«Объект-187»

Работы над перспективными машинами велись и в Нижнем Тагиле. Любая тагильская машина была надежнее харьковских и питерских. А главное – стоимость производства. В начале 90-х мы противостояли всему миру. И танков должно было быть много, потому, что в случае большой войны, танковые завод были бы непременно уничтожены практически в первую очередь. И в этой ситуации по критерию «цена–качество», за тагильцами оставалось первое место.

У Министерства обороны был выбор: тагильский «Объект 187», харьковский недоделанный проект «Молот», либо питерский 299. Да, он превосходил конкурентов по защищенности, огневой мощи и потенциалу модернизации. Но для того, что бы довести сырой проект, нужны были деньги. А на дворе – 1991 год, средств нет. Министерство обороны выбрало самый дешевый путь и сделало ставку на Т-90 с комплексом вооружения «Иртыш». Но их успели произвести всего 150-200 штук, а потом и это производство свернули. С отделением Украины от России, Харьков отпал естественным путем. Хотя был период, когда Россия и Украина хотели вместе делать машину на базе «Объекта 187» с харьковским двухтактным двигателем 6ТД2. Но затем, два государства разошлись окончательно и проект умер.


По непроторенной дорожке

Перспективный танк должен иметь мощный двигатель. Его разработка велась по двум направлениям. Для танка «Объект 299» предполагалось создать газотурбинный двигатель мощностью около 1800 лошадиных сил, с расходом топлива на уровне современных дизелей.

«За право создания «перспективного танка» боролись и наши тагильские коллеги. И в честном соревновании нащ вариант с газотурбинным двигателем проиграл их дизельному варианту», - признается Виктор Макухин.


Танк – ракетоносец

Особый интерес представляет «Объект 299» в ракетной версии. Эта машина должна была оснащаться пусковой установкой для противотанковых ракет. В кормовом боевом отделении предлагалось поместить вертикальную пусковую установку с 30 ячейками для ракет. Но эта идея так и не была реализована. В СССР отсутствовали ракеты, пригодные для использования на «Объекте 299».


«Догнать и перегнать» по-американски

В этот же период США приступили к разработке своего перспективного основного боевого танка, не уступающего по своим характеристикам «Объекту 299». В качестве платформы для создания нового танка был выбран корпус, ходовая часть и силовая установка танка М1 Abrams. Проект получил название ASM Block III.

В корпусе танка впервые в практике американского танкостроения был размещен карусельный автомат с вертикальным расположением выстрелов. В качестве вооружения была применена дистанционно управляемая гладкоствольная 140-мм пушка, установленная на лафете в башне минимальных габаритов. Экипаж танка из трех человек располагался в корпусе. Так же как и у российского аналога, отделение управления было защищено перегородкой с целью создания бронекапсулы для экипажа. Телевизионные приборы наблюдения размещались в башне, оптические приборы наблюдения – в корпусе.


«Объект 299» - это видеокамеры и тепловизоры

Экипаж, размещенный в капсуле, мог управлять танком только в одном случае, - машину требовалось оснастить перископическими приборами в крыше обитаемого отделения. Кроме того, танк должен был получить систему камер для кругового обзора и специальный прицел для управления огнем орудия. Камера и тепловизор должны были находиться на лафете пушки и обеспечивать прицеливание. И питерские конструкторы почти решили эту проблему.

На 1997 год были запланированы государственные испытания «Объекта 299». Созданные в КБ «Спецмаш» опытные образцы российской спецтехники уже прошли тестирование на самом предприятии. Но в 1996 году финансирование этого проекта неожиданно прекратилось.

«То, что мы создали по проекту «Объект 299», на мой взгляд, не потеряло своей актуальности и сегодня», - заявил в интервью телеканалу «Звезда» главный конструктор питерского КБ «Спецмаш» Виктор Макухин. Косвенно эти слова подтверждает и наш разговор с заместителем директора этого предприятия Владимиром Анатольевичем Войцеховским. 25 лет назад он занимался этой разработкой, и считает, что сегодня слишком рано раскрывать все секреты перспективного танка.

«Вот я начал утром с Вами говорить на эту тему, а у меня сразу городской телефон отключили», - то ли в шутку, то ли всерьез заявил Владимир Анатольевич.

Не случайно поступающий в войска танк нового поколения «Армата» будет иметь сразу несколько «сходств» с «Объектом 299»: нестандартную для отечественных танков компоновку: моторно-трансмиссионное отделение в передней части корпуса и общий объем для размещения экипажа, выполненный в виде отдельной бронированной капсулы. Все это говорит о том, что наработки по «Объекту 299» не пропали и нашли свое применение. От первых испытаний ходового макета «Объект 299» до начала поставок серийных танков с оригинальной компоновкой прошло почти три десятилетия, но интересные и нестандартные идеи все же дошли до полноценной реализации на практике.

Но нельзя говорить, что «Объект 299» - это полноценный прототип сегодняшнего перспективного танка. Эксплуатация танка с турбиной слишком дорога. И поэтому когда в Министерстве прорабатывалась концепция «Арматы» – требовалось именно модульное МТО, чтобы перспективный танк мог быть как с двигателем, так и с турбиной. Конструкционная схема корпуса тагильского «Объекта 187» в последующем была доработана и перекочевала на объект 195, а потом и на «Армату».

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  29.01.2018
Министр обороны США Джеймс Маттис заявил, что в 2018 году в Афганистане, Ираке, а также в недружественных странах «обычные войска будут брать на себя функции спецназа в военных миссиях». По его словам, которые приводит издание Military.com, Силы специальных операций (ССО) США перегружены, тогда как пехота, находящая в зоне боевых действий, отсиживается в укрепрайонах.
Мировой ВПК  27.01.2018
В январе начал испытательные полеты стратегический ракетоносец Ту-160М с заводским номером 8−04. Об этом сообщили в российском оборонно-промышленном комплексе. До конца этого года он будет передан ВКС России для эксплуатации в Дальней авиации.
Мировой ВПК  25.01.2018
Журнал Popular Mechanics сообщил, что более трети парка американских штурмовиков A-10 Thunderbolt II не способны подняться в воздух по причине изношенности крыльев. Ситуацию можно исправить, закупив у компании Boeing, выигравшей тендер на ремонт штурмовиков, необходимое количество крыльев.
Мировой ВПК  23.01.2018
На минувшей неделе РИА «Новости», ссылаясь на информацию, полученную от источника в судостроительной отрасли, сообщило о грядущей утилизации двух самых больших в мире атомных подводных лодок проекта 941 «Акула» — ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь».
Конфликты  22.01.2018
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган 21 января заявил, что турецкая армия фактически начала наземную операцию в сирийском Африне. Ранее генштаб Турции объявил о начале операции «Оливковая ветвь» против формирований курдов в этом районе Сирии. Операция началась в субботу в 17.00 по московскому времени. По данным генштаба, в ней участвовали 72 самолета, были поражены 108 из 113 намеченных целей.
Конфликты  12.01.2018
Основные боевые действия в Сирии переместились из восточной провинции Дэйр-эз-Зор на запад и северо-запад государства. Это связано с поражением Исламского государства. Практически полностью разгромленная группировка больше не опасна, во всяком случае, так считают в Министерстве обороны Российской Федерации. Да и последние события говорят в пользу этой версии — даже связанные с боевиками СМИ больше не публикуют столь активно новости о столкновениях с враждебными силами.
Конфликты  11.01.2018
В атаке на российские военные базы в Сирии участвовал 31 беспилотник, а не 13, как сообщалось ранее. Об этом Интерфаксу со ссылкой на свои источники заявил координатор группы дружбы парламента Сирии и Госдумы Дмитрий Саблин. По его словам, все дроны были боевыми, которыми обладают «очень ограниченное количество государств, в первую очередь, США». Саблин отметил высокую эффективность российских средств ПВО и пообещал впредь отправлять аналогичные объекты обратно — тем, кто их запускает.