09.02.2015, 20:09
Россия забрала у Украины важный оборонный контракт
Россия забрала у Украины важный оборонный контрактМеждународная военная политика
В понедельник стало известно о судьбе украино-китайского контракта на строительство десантных кораблей «Зубр», сорвавшегося после крымских событий. Когда-то Украина предложила построить эти корабли по более низкой цене, чем Россия, причем интеллектуальных прав на них Киев не имел. А самое главное – украинцы вопреки собственным письменным обещаниям передали китайцам проектную документацию.

В понедельник стало известно о достигнутой договоренности между Россией и КНР по контракту на строительство малых десантных кораблей на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр». Изначально этот проект был китайско-украинским, но корабли строились на Феодосийском заводе «Море», и после возвращения Крыма в состав России вопрос повис в воздухе.

Как сообщил источник РИА «Новости», крымское предприятие будет достраивать корабли в Китае.

«Феодосийский завод «Море» будет достраивать «Зубры» в Китае, как это и предполагалось в соответствии с контрактом. Просто раньше этим занимался Укроборонпром, а теперь – Рособоронэкспорт», – рассказал источник.

Контракт на строительство «Зубров» для КНР еще до весны прошлого года имел непростую историю. Дело в том, что Украина не имела лицензии на самостоятельное строительство и продажу кораблей, интеллектуальные права на которые принадлежат России. В начале 2000-х Украина и Россия заключили трехсторонний контракт на поставку четырех кораблей – двух российского и двух украинского производства – Греции. Однако, когда к «Зубрам» проявили интерес китайцы, Киев подсуетился за спиной России, предложив при этом пиратскую продукцию.

«В давние времена мы вели с китайцами переговоры о поставке им кораблей «Зубр». Но Россия, выступая с позиций сильного переговорщика, пыталась выбить закупку крупной партии и достойную цену. Тогда китайцы пошли к украинцам, у которых был Феодосийский завод с полным комплектом документации, и заключили с ними сделку за гораздо более низкую цену о том, что два корабля они закупают на Украине, а два корабля достраиваются в КНР», – считает редактор Moscow Defence Brief, эксперт Центра анализа стратегий и технологий Василий Кашин.

О соглашении между Пекином и Киевом стало известно в 2009 году, и это вызвало возмущение представителей российской «оборонки». Во-первых, разработчиком и обладателем прав интеллектуальной собственности является российское ЦМКБ «Алмаз». А во-вторых, что самое худшее, Украина не только сдемпинговала на китайской сделке, не только предложила по сути контрафактную продукцию, но и договорилась передать китайцам проектную документацию.

Позицию украинской стороны по вопросу прав собственности тогда озвучил экс-министр обороны этого постсоветского государства Анатолий Гриценко: Киев считает, что «Зубр» под соглашение от 2006 года не подпадает, поскольку был разработан еще в 80-х годах.

Однако украинское обязательство не передавать технологии скреплено подписью под межправительственным российско-украинским соглашением от 2006 года о взаимной охране прав на результаты интеллектуальной деятельности, используемые и получаемые в ходе двустороннего ВТС. В соответствии с этим документом, передача документации на проект третьей стороне, в данном случае КНР, недопустима без согласования с разработчиком.

Киев, однако, не демонстрировал беспокойства по этому поводу. Внеся небольшие изменения, украинцы переименовали проект, и в Китай «Зубры» ушли как якобы чисто украинские корабли проекта 958 «Бизон».

Одиозный украинский пропагандист Дмитрий Тымчук, регулярно рассказывающий сейчас о разгроме в Донбассе очередной бригады «элитного спецназа» ГРУ России, а в 2011 году считавшийся «украинским военным экспертом», излагал украинский взгляд на этот конфликт так: «Украина и Россия часто являются конкурентами на рынке вооружений. На оружейном рынке Ближнего Востока это даже заметнее видно, чем на китайском рынке».

«Мы считаем, что это нарушение прав интеллектуальной собственности, Рособоронэкспорт информировал об этом органы исполнительной власти РФ», – официально заявлял представитель Рособоронэкспорта, но сделке эти протесты помешать не смогли.

В ходе строительства контрафактных кораблей на тогда еще украинском предприятии произошла трагедия: кран-балка, перемещавший корпус первого «Зубра», изготовленного в рамках китайского заказа, не выдержал веса корабля и упал на него. В результате погибли два человека, в том числе женщина-крановщик, еще один человек получил тяжелые травмы. Эксперты высказывали мнение, что украинское государство не способно пока самостоятельно выполнять такое сложное строительство должным образом.

К весне прошлого года украинские власти передали китайцам два корабля, причем второй был в спешке отправлен в те дни, когда полуостров ожидал референдума о независимости от постсоветской Украины – Киев резонно посчитал, что Москва задержит отправку и начнет разбираться по существу контракта.

После возвращения Крыма в состав России украино-китайский контракт не мог исполняться в прежнем виде, тем более что к поставкам были привлечены предприятия, которые остались на территории, контролируемой Киевом.

В ноябре министр промышленной политики Крыма Андрей Скрынник сообщил, что Китай задолжал предприятию 11,2 млн долларов, причем выплатить эту сумму он не может из-за украинского правительства. «Задолженность КНР перед заводом «Море» за второй корабль составляет 11,2 млн долларов. Долг заводу «Фиолент», поставляющему системы автоматики для проекта, – порядка 2,6 млн долларов», – сказал он. «Китай готов заплатить, но поиск компромисса в трехсторонних переговорах с украинской стороной проходит сложно», – указал министр.

«Ситуация требовала согласования этого контракта заново, – отметил Василий Кашин. – Какие условия Россия смогла из китайцев выбить на этот раз, будет держаться в секрете. Но будем надеяться, что есть какие-то виды на дальнейшее сотрудничество».

«Ущерб украинцами в любом случае уже нанесен. Этого не исправить. Видимо, мы просто получим с китайцев оставшиеся деньги, и теперь на слегка новых финансовых условиях поможем им достроить корабли, тем более, думаю, китайцы имеют какие-то виды, чтобы не ограничиваться четырьмя кораблями, а строить более крупную серию», – заключил эксперт.

Корабль проекта 12322 «Зубр» является самым большим в мире десантным кораблем на воздушной подушке. Максимальная скорость «Зубра» составляет более 60 узлов (110 км/час). Корабль способен перевозить до 500 человек десанта, или три танка, или десять боевых машин пехоты и осуществлять их высадку на необорудованный берег. Для решения задач противовоздушной обороны ближней зоны, поражения морских и береговых целей на корабле установлены две 30-мм автоматические артиллерийские установки АК-630М. Для подавления береговых опорных пунктов противника на корабле установлены две 140-миллиметровые корабельные пусковые установки МС-227. На борту «Зубра» могут быть установлены две пусковых установки ракетного комплекса типа «Игла-1М». Корабль может быть использован в качестве минного заградителя для скрытной постановки минных полей.

Проект был разработан в Советском Союзе в конце 70-х – начале 80-х годов, а производство кораблей было налажено на двух предприятиях: Приморском судостроительном заводе в Ленинграде (ныне «Судостроительная фирма «Алмаз») и судостроительном заводе «Море» в Феодосии.

Категория: Мировой ВПК



Читайте также:

Геополитика  29.01.2018
Министр обороны США Джеймс Маттис заявил, что в 2018 году в Афганистане, Ираке, а также в недружественных странах «обычные войска будут брать на себя функции спецназа в военных миссиях». По его словам, которые приводит издание Military.com, Силы специальных операций (ССО) США перегружены, тогда как пехота, находящая в зоне боевых действий, отсиживается в укрепрайонах.
Мировой ВПК  27.01.2018
В январе начал испытательные полеты стратегический ракетоносец Ту-160М с заводским номером 8−04. Об этом сообщили в российском оборонно-промышленном комплексе. До конца этого года он будет передан ВКС России для эксплуатации в Дальней авиации.
Мировой ВПК  25.01.2018
Журнал Popular Mechanics сообщил, что более трети парка американских штурмовиков A-10 Thunderbolt II не способны подняться в воздух по причине изношенности крыльев. Ситуацию можно исправить, закупив у компании Boeing, выигравшей тендер на ремонт штурмовиков, необходимое количество крыльев.
Мировой ВПК  23.01.2018
На минувшей неделе РИА «Новости», ссылаясь на информацию, полученную от источника в судостроительной отрасли, сообщило о грядущей утилизации двух самых больших в мире атомных подводных лодок проекта 941 «Акула» — ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь».
Конфликты  22.01.2018
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган 21 января заявил, что турецкая армия фактически начала наземную операцию в сирийском Африне. Ранее генштаб Турции объявил о начале операции «Оливковая ветвь» против формирований курдов в этом районе Сирии. Операция началась в субботу в 17.00 по московскому времени. По данным генштаба, в ней участвовали 72 самолета, были поражены 108 из 113 намеченных целей.
Конфликты  12.01.2018
Основные боевые действия в Сирии переместились из восточной провинции Дэйр-эз-Зор на запад и северо-запад государства. Это связано с поражением Исламского государства. Практически полностью разгромленная группировка больше не опасна, во всяком случае, так считают в Министерстве обороны Российской Федерации. Да и последние события говорят в пользу этой версии — даже связанные с боевиками СМИ больше не публикуют столь активно новости о столкновениях с враждебными силами.
Конфликты  11.01.2018
В атаке на российские военные базы в Сирии участвовал 31 беспилотник, а не 13, как сообщалось ранее. Об этом Интерфаксу со ссылкой на свои источники заявил координатор группы дружбы парламента Сирии и Госдумы Дмитрий Саблин. По его словам, все дроны были боевыми, которыми обладают «очень ограниченное количество государств, в первую очередь, США». Саблин отметил высокую эффективность российских средств ПВО и пообещал впредь отправлять аналогичные объекты обратно — тем, кто их запускает.
Хостинг от uWeb