09.02.2015, 20:09
Россия забрала у Украины важный оборонный контракт
Россия забрала у Украины важный оборонный контрактМеждународная военная политика
В понедельник стало известно о судьбе украино-китайского контракта на строительство десантных кораблей «Зубр», сорвавшегося после крымских событий. Когда-то Украина предложила построить эти корабли по более низкой цене, чем Россия, причем интеллектуальных прав на них Киев не имел. А самое главное – украинцы вопреки собственным письменным обещаниям передали китайцам проектную документацию.

В понедельник стало известно о достигнутой договоренности между Россией и КНР по контракту на строительство малых десантных кораблей на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр». Изначально этот проект был китайско-украинским, но корабли строились на Феодосийском заводе «Море», и после возвращения Крыма в состав России вопрос повис в воздухе.

Как сообщил источник РИА «Новости», крымское предприятие будет достраивать корабли в Китае.

«Феодосийский завод «Море» будет достраивать «Зубры» в Китае, как это и предполагалось в соответствии с контрактом. Просто раньше этим занимался Укроборонпром, а теперь – Рособоронэкспорт», – рассказал источник.

Контракт на строительство «Зубров» для КНР еще до весны прошлого года имел непростую историю. Дело в том, что Украина не имела лицензии на самостоятельное строительство и продажу кораблей, интеллектуальные права на которые принадлежат России. В начале 2000-х Украина и Россия заключили трехсторонний контракт на поставку четырех кораблей – двух российского и двух украинского производства – Греции. Однако, когда к «Зубрам» проявили интерес китайцы, Киев подсуетился за спиной России, предложив при этом пиратскую продукцию.

«В давние времена мы вели с китайцами переговоры о поставке им кораблей «Зубр». Но Россия, выступая с позиций сильного переговорщика, пыталась выбить закупку крупной партии и достойную цену. Тогда китайцы пошли к украинцам, у которых был Феодосийский завод с полным комплектом документации, и заключили с ними сделку за гораздо более низкую цену о том, что два корабля они закупают на Украине, а два корабля достраиваются в КНР», – считает редактор Moscow Defence Brief, эксперт Центра анализа стратегий и технологий Василий Кашин.

О соглашении между Пекином и Киевом стало известно в 2009 году, и это вызвало возмущение представителей российской «оборонки». Во-первых, разработчиком и обладателем прав интеллектуальной собственности является российское ЦМКБ «Алмаз». А во-вторых, что самое худшее, Украина не только сдемпинговала на китайской сделке, не только предложила по сути контрафактную продукцию, но и договорилась передать китайцам проектную документацию.

Позицию украинской стороны по вопросу прав собственности тогда озвучил экс-министр обороны этого постсоветского государства Анатолий Гриценко: Киев считает, что «Зубр» под соглашение от 2006 года не подпадает, поскольку был разработан еще в 80-х годах.

Однако украинское обязательство не передавать технологии скреплено подписью под межправительственным российско-украинским соглашением от 2006 года о взаимной охране прав на результаты интеллектуальной деятельности, используемые и получаемые в ходе двустороннего ВТС. В соответствии с этим документом, передача документации на проект третьей стороне, в данном случае КНР, недопустима без согласования с разработчиком.

Киев, однако, не демонстрировал беспокойства по этому поводу. Внеся небольшие изменения, украинцы переименовали проект, и в Китай «Зубры» ушли как якобы чисто украинские корабли проекта 958 «Бизон».

Одиозный украинский пропагандист Дмитрий Тымчук, регулярно рассказывающий сейчас о разгроме в Донбассе очередной бригады «элитного спецназа» ГРУ России, а в 2011 году считавшийся «украинским военным экспертом», излагал украинский взгляд на этот конфликт так: «Украина и Россия часто являются конкурентами на рынке вооружений. На оружейном рынке Ближнего Востока это даже заметнее видно, чем на китайском рынке».

«Мы считаем, что это нарушение прав интеллектуальной собственности, Рособоронэкспорт информировал об этом органы исполнительной власти РФ», – официально заявлял представитель Рособоронэкспорта, но сделке эти протесты помешать не смогли.

В ходе строительства контрафактных кораблей на тогда еще украинском предприятии произошла трагедия: кран-балка, перемещавший корпус первого «Зубра», изготовленного в рамках китайского заказа, не выдержал веса корабля и упал на него. В результате погибли два человека, в том числе женщина-крановщик, еще один человек получил тяжелые травмы. Эксперты высказывали мнение, что украинское государство не способно пока самостоятельно выполнять такое сложное строительство должным образом.

К весне прошлого года украинские власти передали китайцам два корабля, причем второй был в спешке отправлен в те дни, когда полуостров ожидал референдума о независимости от постсоветской Украины – Киев резонно посчитал, что Москва задержит отправку и начнет разбираться по существу контракта.

После возвращения Крыма в состав России украино-китайский контракт не мог исполняться в прежнем виде, тем более что к поставкам были привлечены предприятия, которые остались на территории, контролируемой Киевом.

В ноябре министр промышленной политики Крыма Андрей Скрынник сообщил, что Китай задолжал предприятию 11,2 млн долларов, причем выплатить эту сумму он не может из-за украинского правительства. «Задолженность КНР перед заводом «Море» за второй корабль составляет 11,2 млн долларов. Долг заводу «Фиолент», поставляющему системы автоматики для проекта, – порядка 2,6 млн долларов», – сказал он. «Китай готов заплатить, но поиск компромисса в трехсторонних переговорах с украинской стороной проходит сложно», – указал министр.

«Ситуация требовала согласования этого контракта заново, – отметил Василий Кашин. – Какие условия Россия смогла из китайцев выбить на этот раз, будет держаться в секрете. Но будем надеяться, что есть какие-то виды на дальнейшее сотрудничество».

«Ущерб украинцами в любом случае уже нанесен. Этого не исправить. Видимо, мы просто получим с китайцев оставшиеся деньги, и теперь на слегка новых финансовых условиях поможем им достроить корабли, тем более, думаю, китайцы имеют какие-то виды, чтобы не ограничиваться четырьмя кораблями, а строить более крупную серию», – заключил эксперт.

Корабль проекта 12322 «Зубр» является самым большим в мире десантным кораблем на воздушной подушке. Максимальная скорость «Зубра» составляет более 60 узлов (110 км/час). Корабль способен перевозить до 500 человек десанта, или три танка, или десять боевых машин пехоты и осуществлять их высадку на необорудованный берег. Для решения задач противовоздушной обороны ближней зоны, поражения морских и береговых целей на корабле установлены две 30-мм автоматические артиллерийские установки АК-630М. Для подавления береговых опорных пунктов противника на корабле установлены две 140-миллиметровые корабельные пусковые установки МС-227. На борту «Зубра» могут быть установлены две пусковых установки ракетного комплекса типа «Игла-1М». Корабль может быть использован в качестве минного заградителя для скрытной постановки минных полей.

Проект был разработан в Советском Союзе в конце 70-х – начале 80-х годов, а производство кораблей было налажено на двух предприятиях: Приморском судостроительном заводе в Ленинграде (ныне «Судостроительная фирма «Алмаз») и судостроительном заводе «Море» в Феодосии.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  01.12.2016
Польша намерена приобрести у Соединенных Штатов партию высокоточных крылатых ракет класса «воздух-поверхность» JASSM-ER для оснащения своей боевой авиации. Сделка, как сообщает РИА «Новости» со ссылкой на польское агентство РАР, оценивается в 200 млн. долларов, и американский Госдеп ее уже одобрил. Слово — за конгрессменами, которые должны высказаться на этот счет до конца года. Впрочем, польские эксперты не сомневаются, что в данном вопросе Конгресс США поддержит своего партнера по НАТО. Чтобы Польша, как говорят в Варшаве, «могла защититься от российских агрессивных действий на Балтике».
Мировой ВПК  30.11.2016
Генеральный директор концерна «Алмаз-Антей» Ян Новиков сообщил РИА «Новости» о начале разработки новой системы ПВО средней дальности. Для многих это известие оказалось неожиданным. Потому что принятый на вооружение в этом году ЗРК «Бук-М3» полностью удовлетворяет требованиям современного ведения войны. И будет таковыми еще лет 10. А при условии периодической модернизации комплекса жизненный цикл может увеличиться еще минимум лет на 10. Причем эта разработка НИИ приборостроения им. В.В.Тихомирова (НИИП), входящего в концерн, опередила американский ЗРК «Патриот» минимум на два десятилетия.
Мировой ВПК  28.11.2016
Американский ежедневник The Wall Street Journal выступил с критикой России применения в военной операции в Сирии авианосца «Адмирал Кузнецов». Ссылаясь на представителей НАТО, газета заявляет, что у корабля нет мощной стартовой катапульты для запуска с его борта боевых самолетов, что создает летчикам большие проблемы — они вынуждены снижать полезную нагрузку и брать на борт меньше топлива.
Мировой ВПК  28.11.2016
Международной космической станции предстоит проработать как минимум еще несколько лет - но уже сейчас в России думают о том, как заработать на ее сведении с орбиты. Помочь в решении этой задачи должен новый грузовой корабль, разрабатываемый на замену «Прогрессам». И хотя корабль будет слабее ряда иностранных конкурентов, у России все же есть определенное преимущество.
Конфликты  01.12.2016
В украинских учениях, которые начались в четверг к западу от Крыма, задействованы «обновленные» советские ЗРК, отремонтированные в расположении херсонской бригады зенитно-ракетных войск, заявил бывший командир бригады генерал Бижев. Что еще могут использовать украинские военные и чем Россия закрывает Крым от возможного «случайного» удара?
Конфликты  30.11.2016
Во вторник, 29 ноября, Минобороны России объявило о достижении перелома в сражении за Алеппо и освобождении в восточной части города за сутки 14 кварталов с населением более 80 тысяч человек. По мнению военных специалистов, кампания, призом которой является крупнейший некогда город Сирии, близится к концу. Что дальше?
Конфликты  29.11.2016
Иран внезапно изменил свое мнение по поводу использования Россией авиабаз на своей территории. Если еще в августе из-за такого использования в Иране возник целый внутриполитический скандал, то сейчас Тегеран едва ли не призывает Москву воспользоваться своими аэродромами. Похоже, у этой перемены настроения есть глобальный политический подтекст. Тегеран готов вновь предоставить ВКС России авиабазу Ноуже в Хамадане, если этого потребует ситуация в Сирии, заявил во вторник советник главы МИД Ирана Хоссейн Шейхольэслам.