25.08.2014, 23:44
Газовый контрудар ЕС
Газовый контрудар ЕСМеждународная военная политика
Германия снижает зависимость от «Газпрома», идя в кабалу к заокеанским поставщикам топлива.

Европа идет на беспрецедентные меры, чтобы снизить зависимость от российского газа. Власти Германии одобрили выдачу госгарантий €2 млрд. частной компании E.On для ее участия в канадском проекте Goldboro по экспорту сжиженного природного газа (СПГ). Об этом сообщает Reuters.

«Прежде Германия предоставляла госгарантии только для трубопроводных проектов, и то, что теперь их предоставляют для проектов СПГ, – ясный политический сигнал о диверсификации газового импорта», – заявил эксперт Европейского центра энергетической безопасности Франк Умбах.

Напомним: компания E.On импортирует более половины газа в Германию, а проект Goldboro заработает в начале 2020 года. В данном случае речь идет о поставках в ЕС ежегодно не менее пяти миллионов тонн (8 млрд. куб. м) СПГ в год по спотовым ценам. E.On также ведет переговоры об участии в СПГ-проектах и закупках газа под госгарантии в Мозамбике, Израиле, Перу и Колумбии.

Не сидят сложа руки и другие европейские страны. На минувшей неделе стало известно, что Литва договорилась с норвежской Statoil о поставках уже с будущего года 540 млн. куб. м СПГ в год, что покроет около 16% потребностей страны в газе.

Ударными темпами достраивает терминал по приему СПГ и Польша. Он может заработать в 2015 году, и – в теории – поставки по нему способны покрыть четверть польского потребления.

Правда, эти меры не позволяют полностью вытеснить «Газпром» с европейского рынка – в 2013 году одна только Германия приобрела 40 млрд. куб. м российского газа. Однако проблемы продвижение СПГ на рынок ЕС создает – это признают в самом «Газпроме». В частности, в отчете по РСБУ за II квартал российский газовый монополист отмечает, что существует вероятность активизации деятельности стран ЕС, направленной на снижение зависимости от российского газа и уменьшение доли «Газпрома».

Чтобы сохранить позиции, «Газпром» готов идти на уступки: учитывать спотовые индексы в формуле цены и снижать уровень обязательств по контрактам «бери или плати». В мае всего этого добилась итальянская Eni, а сейчас на пересмотре цены настаивает и E.On, подавшая иск в стокгольмский арбитраж.

В целом, складывается впечатление, что ситуация с поставками газа в Европу понемногу начинает меняться не в нашу пользу. «Газпром» до сих пор утверждал, что СПГ — не конкурент его трубопроводному газу в ЕС. В частности, председатель правления компании Алексей Миллер уверял: Европу поразило спотовое сознание, из-за этого она проиграла конкуренцию за мировой СПГ, он ушел со спотового рынка ЕС в Азию, где цены выше, и в Европу уже не вернется. И вот – СПГ возвращается.

Причем, надо иметь в виду: около 40% мирового СПГ — 88 млн. т — после аварии на АЭС «Фукусима-1» покупает Япония, но японское правительство готовится возобновить работу реакторов. После этого в Европу может вернуться весьма значительная часть СПГ, что может дополнительно ударить по «Газпрому».

Как в реальности выглядят перспективы с поставками российского газа в Европу?

– Европа давно объявила о планах по диверсификации поставок газа, – отмечает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. – Европейцы понимают, что из-за сокращения из года в год объемов добычи собственного газа, импорт голубого топлива будет только возрастать. С другой стороны, они всерьез опасаются, что зависимость от «Газпрома» станет слишком сильной, и это даст возможность России политически давить на ЕС.

Первой попыткой снизить зависимость от «Газпрома» был широко разрекламированный проект Nabucco. Предполагалось, что с его помощью в Европу пойдет газ из Азербайджана, Туркменистана, Ирака. Но потом оказалось, что кроме азербайджанского газа, – а это 10 млрд. куб. м ежегодно – другого голубого топлива в проекте не будет. Да и азербайджанский газ пойдет не по Nabucco, а по другому газопроводу, и только на юг Италии, где будет вытеснять не российский газ, а газ из Северной Африки.

Второй попыткой стала история с СПГ. В Евросоюзе были уверены, что из-за сланцевой революции в США сжиженный газ из Катара окажется невостребованным, подешевеет и окажется на европейском рынке. Но этого не случилось из-за резкого роста потребления голубого топлива в Азии – в первую очередь, в Китае и Японии. В результате, катарский СПГ ушел в Азию, где цены существенно выше европейских, а терминалы ЕС по приему сжиженного газа в 2013 году оказались загруженными примерно на 20%.

Теперь европейцы ищут, где все-таки взять СПГ, поскольку терминалы построены и европейские компании вложили в них немалые деньги.

Теоретически проблемы в покупке СПГ нет. Но для этого нужно платить азиатскую цену, а делать этого европейцам не хочется: цены на газ в Азии в среднем в полтора раза выше, чем у «Газпрома». Правда, у стран-членов ЕС пока действуют прежние контракты на поставки СПГ, и по ним сжиженный газ поступает по более-менее приемлемым ценам. Но старые контракты истекают, а проблема с дефицитом газа только обостряется.

— Предоставление Германией госгарантий компании E.On меняет эту ситуацию?

– Принципиально – нет. Сейчас все поставщики, кроме России, сокращают поставки газа на европейский рынок, поэтому 8 млрд. куб. м газа ежегодно, которые собирается поставлять E.On, Европу не спасут.

— А если Япония снова сделает ставку на атомную энергетику и откажется от импорта СПГ, этот газ может переориентироваться на европейский рынок?

– Это вопрос вопросов. В Японии сейчас идет бурная дискуссия, нужны ли стране атомные электростанции. Японское правительство и бизнес считают, что газовые электростанции на СПГ – слишком дорогое удовольствие. С другой стороны, эта позиция вызывает резкий протест общественности, которая понимает, чем ставка на атомную энергетику закончилась и чем может закончиться снова. Как быстро Япония придет к единому мнению, сказать трудно.

Но даже если Токио откажется от СПГ, этот газ, скорее всего, попадет не в Европу, а в Китай: в Поднебесной его потребление растет стремительными темпами. Да, возможно, в этом случае сжиженный газ немного подешевеет, но рынок точно не обрушит.

— Если все так безнадежно, почему Германия дает госгарантии?

– Европейцы в последнее время активно ведут переговоры с «Газпромом» о снижении цены. Госгарантии на участие в СПГ-проекте, как и развитие альтернативной энергетики, используются Европой для торга. С другой стороны, если российский монополист снизит цену, это все альтернативные варианты просто убьет.

— Насколько сильно европейцы могут прогнуть «Газпром» по ценам?

– Изначально, три года назад, позиция «Газпрома» выглядела так: поскольку на рынке ЕС дефицит газа, мы не будем снижать цену – пусть продадим меньше, но получим приблизительно ту же выручку. Но так вышло, что за счет дотаций за использование альтернативной энергии и за счет активного перевода электростанций на уголь европейцы стали активно выдавливать газ из сферы электроэнергетики. В результате газовые электростанции в ЕС оказались на грани рентабельности.

Чтобы поддержать своих партнеров – в том числе, компанию E.On, которая занимается электроэнергетикой, – «Газпром» начал снижать цены, из-за чего сразу выросли объемы поставок.

Но сейчас из-за кризиса в ЕС начали сворачивать программы поддержки альтернативной энергетики. Это привело к резкому – на 44% – снижению инвестиций в этот сектор экономики. Стало очевидно, что без газа, при растущем потреблении энергии, не обойтись. Это обстоятельство позволяет «Газпрому» не спешить со снижением цен.

— США по политическим соображениям могут наладить поставки дешевого сланцевого газа в Европу?

– Американцы, безусловно, будут это делать, но в чисто символических объемах. Проблема в том, что в США добыча газа не растет столь стремительно, чтобы обеспечить потребности Европы. Думаю, в серьезных объемах Штаты будут поставлять газ только Великобритании – своему ближайшему партнеру в Европе.

— Получается, если ЕС хочет энергетической независимости от России – за это нужно хорошо заплатить, и только?

– Да, вопрос сводится к деньгам. Но европейцы умеют считать, и вряд ли на лишние траты пойдут. Это не поляки и литовцы, для которых политика гораздо важнее экономики…

– Европейцы занимаются пока лишь точечными проектами по диверсификации газовых поставок, – считает директор фонда энергетического развития Сергей Пикин. – Высокая стоимость СПГ препятствует тому, чтобы эти проекты стали глобальным трендом.

Сейчас Германия платит «Газпрому» значительно меньше 400 долларов за тысячу кубометров. И большой вопрос, смогут ли немцы получать сжиженный газ за такие деньги на долгосрочной основе. Надо понимать, что рынок СПГ весьма волатилен, а транспортировка сжиженного газа существенно удорожает его конечную стоимость.

Однако попытки вытеснить «Газпром» с европейского рынка опасны в средне- и долгосрочной перспективе. Российскому монополисту следует, на мой взгляд, проявлять большую гибкость в вопросах ценообразования и шире применять практику корректировки долгосрочных цен по спотовому рынку. Только в этом случае мы удержим европейский газовый рынок…

Категория: Геополитика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  17.12.2017
Американский журнал The National Interest обеспокоен тем, что в Российской армии появились снайперские винтовки, которые способны пробивать современные американские бронежилеты последних разработок. Причем перед ними бессильны не только композиционные вставки XSAPI, но и ESAPI, которые должны останавливать бронебойные пули калибра 7,62×63 мм.
Геополитика  15.12.2017
Президент России Владимир Путин внес на ратификацию в Государственную Думу соглашение с Сирией о преобразовании 720-го пункта материально-технического снабжения (ПМТО) ВМФ в сирийском порту Тартус в полноценную военно-морскую базу. Первую для наших моряков за рубежами страны. К тому же расположенную в одном из самых чувствительных для Москвы регионов мира — восточном Средиземноморье, откуда, как давно подсчитано, кораблям 6-го флота ВМС США очень просто держать под угрозой обстрела высокоточными ракетами «Томагавк» практически всю европейскую часть РФ.
Мировой ВПК  14.12.2017
В Багдаде состоялся военный парад, посвященный победе над террористами группировки ИГИЛ. В едином строю прошла российская и американская бронетехника, принимавшая участие в боевых действиях. Тяжелый огнеметные системы ТОС-1А «Солнцепек» и танки Т-72М1, а также бронемашины «Хамви» и танки «Абрамс». Что интересно, сами иракцы окрестили «Солнцепек» оружием победы.
Мировой ВПК  12.12.2017
Новейший американский эсминец USS Michael Monsoor типа Zumwalt вышел из строя во время испытаний и был вынужден вернуться в верфи. Как говорится в заявлении ВМС США, через день после выхода в море у суперэсминца-невидимки стоимостью 4,4 миллиарда долларов отказали фильтры гармоник, защищающие чувствительное электрооборудование от нежелательных колебаний мощности.
Конфликты  16.12.2017
На телеканале «Россия-1» засветился танк Т-90С, на который установлена дополнительная защита, существенно повышающая его живучесть. Прежде всего, защищены наиболее уязвимые бортовые проекции танка. На них установлены новые решетчатые экраны, снижающие воздействие тандемных боеприпасов. А также дополнительные пластины динамической защиты, прикрывающие наиболее уязвимые места танка. В сентябре этот вид защиты был успешно опробован на танках Т-72М3 в ходе учений «Запад 2017».
Конфликты  14.12.2017
Несмотря на то, что Владимир Путин лично прибыл в Сирию и там заявил о выводе российского военного контингента, далеко не все ему поверили. Представитель Министерства обороны Соединенных Штатов Америки заявил, что есть большие сомнения по поводу заявления Путина, во всяком случае, пока никаких серьезных попыток вернуть на родину хотя бы даже часть военных американцы не зафиксировали. Кроме того, мол, руководство РФ до этого делало подобные заявления, но так ничего и не произошло.
Конфликты  13.12.2017
23 ноября в небе над Сирией произошло знаковое событие не только с политической, но и с военной точки зрения. Столкнулись российская и американская концепции создания техники для воздушного боя. В этот день штурмовик Су-25 ВКС РФ наносил удары по позициям боевиков в районе Меядина. Внезапно в работу нашего самолета вмешался истребитель F-22 ВВС США.