Международная военная политика



21:49
7 фактов о стратегическом бомбардировщике Ту-16
7 фактов о стратегическом бомбардировщике Ту-16
27 апреля 1952 года совершил первый полет Ту-16. На него была возложена задача патрулирования воздушного пространства с ядерным оружием на борту. Самолет оказался долгожителем – до сих пор он находится на вооружении ВВС и ВМФ КНР. 


1. Первый американский

Реактивные двигатели в военной авиации начали применять на серийных истребителях сразу же после окончания Второй мировой войны. Поскольку именно они позволяли развивать недоступные не только для поршневых, но и турбовинтовых двигателей скорости. А скорость в истребительной авиации имеет, как известно, одно из важнейших значений.

Однако вскоре стало понятно, что за реактивными двигателями будущее и в бомбардировочной авиации. Поскольку время доставки бомбового запаса к цели – также крайне важная задача в условиях постоянно возрастающей динамичности развития военных сценариев.

«Первой ласточкой» этого направления стал американский бомбардировщик В-47, совершивший первый полет в конце 1947 года. А на вооружение ВВС США он начал поступать в 1951 году. В-47 был машиной широкого профиля. В частности, играл роль стратегического бомбардировщика, переносившего два ядерных заряда на расстояние до 3700 км. 



Американский бомбардировщик В-47


Уникальной особенностью В-47 было использование шести ТРД с тягой 2400 кгс, а впоследствии – 3200 кгс. 


2. Советский ответ 

Советский Союз отреагировал на этот вызов лишь в 1948 году, когда было составлено техническое задание на создание в КБ Туполева перспективного бомбардировщика с ТРД, получившего впоследствии имя Ту-16. 

Предполагалось, что новая машина должна развивать околозвуковую скорость, иметь дальность полета 7500 км и потолок – 13 000 м. Бомбовая нагрузка должна составлять от 6 до 12 тонн. Разбег – 1800 м без ускорителя и 1000 м с ускорителем. Время набора высоты 10 000 м – 23 мин. Суммарная тяга двух двигателей – 14000 – 16000 кгс. 

Принятая схема планера, прошедшая испытания в ЦАГИ, представляла собой самолет со стреловидным крылом и хвостовым оперением и утопленными в фюзеляж гондолами двигателей, что существенно повышало обтекаемость машины.

Главным конструктором Ту-16 стал Дмитрий Сергеевич Марков. 


3. Бег впереди двигателя

Работы по созданию Ту-16 сильно затруднялись и тормозились из-за отсутствия необходимого для реализации технического задания двигателя.

На конец 40-х годов авиация располагала турбореактивным двигателем АЛ-5 конструкции Архипа Михайловича Люлькина. Однако его мощность, обеспечивающая тягу в 5000 кгс, была явно недостаточной. В связи с чем необходимо было устанавливать на Ту-16 четыре двигателя.

На подходе находился двигатель АМ-3 конструкции Александра Александровича Микулина. На тот момент он был лучшим двигателем в мире, обеспечивая тягу в 8700 кгс. Однако в 1949 году он существовал только в виде двух опытных образцов. Поэтому руководство и авиапрома, и ВВС считало рискованным ориентироваться на него. Поскольку выпуск Ту-16 нельзя было затягивать, дожидаясь, когда АМ-3 будет доведен до ума.

По этой причине к концу 1950 года, когда наступил этап построения опытных образцов, Ту-16 был 4-двигательным.

Одновременно с этим наконец-то АМ-3 был принят госкомиссией. И все КБ при непосредственном участии Андрея Николаевича Туполева принялось экстренно перекомпоновывать машину. 


4. Перевыполнение плана

Темпы работ были запредельными, как во время войны, когда Туполев работал в «шарашке», выковывая оружие победы над агрессором. В конце 1951 года самолет был готов. А 27 апреля 1952 впервые поднялся в воздух.

Серийный выпуск Ту-16 начался в 1953 году в Казани, а вскоре и на Куйбышевском авиазаводе. В войсковые части новая машина начала поступать в 1954 году.

Но это был уже не совсем тот самолет, который приняла государственная комиссия. В процессе производства удалось заменить двигатели АМ-3 на новейшие РД-3 также микулинской разработки. Их тяга уже составляла 9650 кгс. 




ЛТХ характеристики обновленного Ту-16 были таковы:

Размах крыла – 33 м

Длина – 35 м

Высота – 10,4 м

Масса пустого самолета – 37200 кг

Максимальная взлетная масса – 79000 кг

Масса топлива – 36000 кг

Тяга двигателей – 2х9650 кгс

Максимальная скорость – 1050 км/ч

Крейсерская скорость – 850 км/ч

Дальность полета – 6000 км

Боевой радиус – 3150 км

Практический потолок – 13000 м

Вооружение представляли семь 23-мм пушек АМ-23

Бомбовая нагрузка – 9000 – 12400 кг.

Экипаж – 6 человек (командир корабля, второй пилот, два штурмана, стрелок-радист и командир огневых установок).

Экипаж был защищен бронированными плитами, иллюминаторы были изготовлены из бронированного стекла.


5. Машина широкого профиля

За долгую, почти 40-летнюю, эксплуатацию в частях ВВС и ВМФ СССР и России над этой машиной постоянно работали КБ Туполева и конструкторские бюро заводов-изготовителей, выпуская все новые и новые ее модификации. Вот лишь часть из них.

Ту-16 «работал»:

- средним бомбардировщиком;

- дальним бомбардировщиком;

- стратегическим бомбардировщиком, имея на борту термоядерную бомбу;

- ракетоносцем;

- заправщиком;

- разведчиком;

- постановщиком радиопомех;

- противолодочным бомбардировщиком;

- радиационным разведчиком;

- морским спасателем;

- торпедоносцем;

- военно-транспортным самолетом.

Всего было выпущено более 1500 единиц Ту-16 различных модификаций.

В конце карьеры Ту-16 начали использовать как радиоуправляемую мишень - «без права на посадку». 


6. Ратный долгожитель

Ту-16 находился на вооружении не только советской и российской армии (его эксплуатация прекращена в 1993 году), но и вооруженных сил Украины, Беларуси, Грузии, Азербайджана, Армении, Египта, Индонезии, Ирака.

Бомбардировщики неоднократно принимали участие в вооруженных конфликтах на стороне политических союзников СССР. Последняя крупная операция с их участием состоялась в 1986 году в Афганистане. Для решения стратегических задач необходимо было произвести крупные разрушения в горах, где в пещерах располагались базы моджахедов. С этой задачей можно было справиться лишь при помощи 9-тонных бомб ФАБ-9000. В тот момент их могли переносить лишь Ту-95 и доживавшие свой век Ту-16. Но Ту-95 были заняты патрулированием с ядерным оружием. Ту-16 справились с поставленной задачей. В результате массированной бомбардировки громадные обломки скал перегородили ущелья, нарушили коммуникации и завалили входы в пещеры. 



Китайский бомбардировщик Н-6


Однако песня этой славной машины еще не спета. Китай наладил производство Ту-16 по советской лицензии, назвав их Н-6. Было произведено более 200 таких машин различного назначения, включая стратегические бомбардировщики с ядерным оружием. И до сих пор значительная часть Н-6 находится на вооружении ВВС и ВМФ КНР. 


7. На «гражданке»

Столь крупносерийная машина была востребована и в гражданской авиации. Так, например, Ту-16 осуществляли почтовые перевозки в «Аэрофлоте», разгоняли над Москвой облака во время Олимпиады 1980 года. 



Советский реактивный лайнер Ту-104


Также на базе Ту-16 был создан первый советский реактивный лайнер Ту-104. От своего прототипа он отличался лишь несколько увеличенным фюзеляжем, отсутствием брони и вооружения. И схема планера, и двигатели, и система управления и навигации были полностью заимствованы у Ту-16. С 1955 по 1960 год было выпущено 200 лайнеров Ту-104. Их эксплуатация «Аэрофлотом» продолжалась до 1979 года.

Категория: Мировой ВПК | 2442 | Рейтинг: 0.0/0

comments powered by HyperComments
Загрузка...