03.10.2016, 11:49
ЗРК «Тор» собираются отправить в море
ЗРК «Тор» собираются отправить в мореМеждународная военная политика
Генеральный директор Ижевского электромеханического завода «Купол» Фанил Зиятдинов рассказал журналистам о целом ряде проектов, которые сейчас реализует предприятие, входящее в концерн «Алмаз-Антей». Наиболее интересный из них — создание на базе сухопутного ЗРК «Тор» корабельной модификации, которая должна потеснить устаревшие средства ПВО, обслуживающие ВМФ.

Ижевский завод был создан в 1957 году для выполнения заказов Министерства обороны. Его специализация — производство средств ПВО ближнего действия. В начале 70-х годов «Купол» запускает серийное производство зенитно-ракетных комплексов «Оса». Данный ЗРК был разработан в Научно-исследовательском электротехническом институте (НИЭИ), расположенном в Москве. НИЭИ, как и «Купол», ныне входит в концерн «Алмаз-Антей». Между этими двумя предприятиями существует давние научно-производственные связи. Связи до такой степени тесные и прочные, что ижевский завод вполне можно считать производственной базой московского института.

«Оса» практически полностью загрузила производственные мощности завода «Купол» на долгие годы. Вскоре появилась модификация «Оса-АК», а затем — «Оса-АКМ». Всего было выпущено более 1200 этих ЗРК, которые не только поставлялись в строевые части Советской армии, но и экспортировались в ряд стран, входивших в круг политических интересов Советского Союза.

В начале 80-х годов в Ижевске было налажено производство ЗРК «Тор». По мере появления новой элементной базы и продвижению вперед инженерной мысли он также начал обзаводиться более совершенными модификациями, отвечающими вызовам нового времени, не стоящего на месте.

В настоящее время завод «Купол» производит сухопутные ЗРК «Тор» последней модификации — «Тор-М2У». Они начали поступать в строевые части совсем недавно — в 2012 году, а серийное производство было развернуто в прошлом году. Генеральный директор «Купола» сообщает, что в скором времени завод приступит к производству морской модификации комплекса, который должен заменить на кораблях ВМФ ЗРК ближнего действия «Кинжал» и зенитный ракетно-артиллерийский комплекс (ЗРАК) «Кортик». Они были приняты на вооружение ВМФ синхронно — в 1989 году.

В настоящий момент НИЭИ проводит соответствующую ОКР, которая должна завершиться в 2017—2018 году. Соответственно, серийное производство начнется с годовым смещением, то есть не позднее 2019 года.

Сухопутный комплекс «Тор-М2У», который дорабатывается до морской модификации, включает в себя боевую машину на гусеничном ходу, транспортно-заряжающую машину и машину технического обслуживания — обе на колесном ходу.

Главное отличие последней модификации от предыдущих состоит в том, что ее ракеты способны уничтожать малозаметные воздушные цели, построенные по стелс-технологии. Также в ней используется более совершенная ракета разработки КБ «Факел» 9М331. Также увеличена степень защиты от помех, создаваемых средствами радиоэлектронной борьбы противника.

Комплекс способен работать в полностью автоматическом режиме без вмешательства операторов. РЛС обнаружения кругового обзора сканирует воздушное пространство. В случае обнаружения объектов аппаратура «свой-чужой» выявляет представляемую ими угрозу. Начинает работать РЛС сопровождения сантиметрового диапазона, оснащенная фазированной антенной решеткой. Поскольку отклонение луча происходит не механическим, а электронным способом, то есть практически мгновенно, реакция на цель сведена к минимуму.

При обнаружении цели максимальная ошибка по дальности не превышает 200 метров. У РЛС сопровождения и наведения ракеты на цель ошибка существенно меньше — 7 метров по дальности и 30 м/с при определении скорости цели. Наведение ракеты на цель осуществляется радиокомандным способом. При этом взрыватель может срабатывать как при контакте целью, так и в неконтактном режиме, когда боевая часть взрывается при подлете к цели.

Ракета, используемая в ЗРК «Тор-М2У» выдерживает перегрузки в 30g и способна поражать цели, маневрирующие с ускорением в 12g.

Количество обнаруживаемых целей может достигать 48-и. Одновременно сопровождаются 8 целей, обстреливаются 4.

Сравнивая «Тор-М2У» с корабельным ЗРК «Кинжал», может показаться, что они несущественно отличаются друг от друга. Такое ощущение возникает в связи с тем, что зенитная управляемая ракета для них была сделана одной фирмой — расположенным в подмосковных Химках КБ «Факел». Да и ракета одна: 9М330. Но так было до того, как появился «Тор-М2У», у которого ракета более «свежая» — 9М331. Однако не ракетой единой жив ЗРК. У этих двух комплексов разные разработчики — «Кинжал» спроектировали в НПО «Альтаир». Соответственно, отличаются и характеристики, и идеология разработок. К тому же последняя модификация «Тора» использует более современные компоненты, которых просто не существовало в 80-е годы, когда создавался «Кинжал».

При этом боезапас у «Кинжала» существенно больше. Это предопределено тем, что комплекс устанавливается на большие корабли с водоизмещением более 1000 тонн. И они способны принимать на борт более 10 «торовских» модулей, каждый из которых содержит по 8 ракет. Например, на авианесущем крейсере «Адмирал Кузнецов» 24 таких модуля. Вполне понятно, что и морская модификация «Тора» будет комплектоваться достаточным количеством ЗУР, поскольку в дальнем походе ждать подвоза боеприпасов на транспортно-заряжающей машине не приходится.

ЗРАК «Кортик» был разработан знаменитым тульским КБ приборостроения, которое достигло впечатляющих результатов в области боевых артиллерийских модулей. Поэтому комплекс получился не вполне «симметричным» — два шестиствольных зенитных автомата калибра 30 мм, способные делать 10 тыс. выстрелов в минуту, являются более совершенными в инженерном отношении, чем зенитная ракета, имеющая высотный показатель, как у переносного ЗРК.

В связи с чем замена ЗРАК «Кортик» новым комплексом, создаваемым в НИЭИ, представляется абсолютно логичной. И здесь перспективные планы завода «Купол» вполне реалистичны. Что же касается замены ЗРК «Кинжал», то тактико-техническая разница между двумя комплексами не столь велика. Поэтому при принятии соответствующего решения будут браться в расчет не только технические факторы, но и экономические. А экономика в нынешней ситуации, когда сокращены бюджетные расходы на оборонно-промышленный комплекс, — штука серьезная. За финансирование работ приходится сражаться отчаянно. В том числе и с конкурентами. И это уже не только экономика, но и политика, и дипломатия, и интриги.

Приводимые ниже характеристики ЗРК «Тор-М2У» являются гипотетическими в отношении разрабатываемой корабельной модификации. В новой разработке они могут отличаться от характеристик сухопутного комплекса.

ТТХ ЗРК «Тор-М2У», «Кинжал» и ЗРАК «Кортик»

Минимальная дальность поражения цели ракетой, км: 1 — 1,5 — 1,5
Максимальная дальность поражения цели ракетой, км: 15 — 12 — 8

Минимальная дальность поражения цели артиллерией, км: н — н — 0,5
Максимальная дальность поражения цели артиллерией, км: н — н — 4

Минимальная высота поражения цели ракетой, м: 10 — 10 — 5
Максимальная высота поражения цели ракетой, м: 10000 — 6000 — 3500

Минимальная высота поражения цели артиллерией, м: н — н — 5
Максимальная высота поражения цели артиллерией, м: н — н — 3000

Количество обнаруживаемых целей: 48 — н/д — н/д
Количество одновременно сопровождаемых целей: 8 — 8 — н/д
Количество одновременно обстреливаемых целей: 4 — 4 — 1

Время реакции на цель, с: 4,8 — 8 — 8
Максимальная скорость поражаемых целей, м/с: 700 — н/д — н/д
Максимальное ускорение маневрирования целей, g: 12 — н/д — н/д

Скорость полета ракеты, м/с: 800 — н/д — н/д
Максимальная перегрузка ракеты, g: 30 — н/д — н/д
Минимальная ЭПР цели, кв.м.: 0,05 — н/д — н/д.

Категория: Мировой ВПК

Новости СМИ2


Mediametrics.ru

Читайте также:

«Двигатель второго этапа» для ПАК ФА начинает житьМеждународная военная политика
Мировой ВПК  18.11.2016
Россия продвинулась еще на один шаг в создании уникального инженерного продукта – «двигателя второго этапа» для новейшего истребителя Т-50. Произвести такое изделие в чем-то даже сложнее, чем космический корабль, и делать это умеют только считаные страны в мире. Во многом благодаря именно новому двигателю российский Т-50 сможет конкурировать с американским F-22.
Японцы в предвкушении КурилМеждународная военная политика
Геополитика  17.11.2016
Две трети японцев ждут, что уже в ближайшее время произойдут «положительные сдвиги» в вопросе «северных территорий». Иначе говоря, Россия полностью или частично откажется от суверенитета над одним или несколькими островами Курильской гряды. Таковы результаты опроса, проведённого одной из центральных японских газет «Санкэй симбун» совместно с телекомпанией FNN «Фудзи ньюс». Причём опрос проводился в преддверии намеченного на 15 декабря визита в Японию президента РФ Владимира Путина.
Украина хвастается переделками старых советских ракетМеждународная военная политика
Мировой ВПК  17.11.2016
На Украине вновь с пафосом говорят об испытаниях «новой, точной и очень мощной ракеты». Однако на самом деле речь идет о всего лишь аналоге заряда к старой советской РСЗО «Смерч». Причем украинская ракета обладает дальностью стрельбы, вдвое меньшей, чем у российского образца. Создать более совершенное оружие Украина уже не в состоянии ни экономически, ни технически.
«Кузнецов» нуждается в тотальной модернизацииМеждународная военная политика
Мировой ВПК  17.11.2016
Вахта авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» у берегов Сирии лишний раз напомнила ВМФ о необходимости модернизации и капитального ремонта единственного в России корабля подобного класса. Он не только несет в себе целую серию недоработок еще со времен своего создания, но и нуждается в существенном обновлении. Что именно в нем следовало бы модернизировать?


Опасная работаМеждународная военная политика
Конфликты  17.11.2016
Боевые корабли ВМФ России снова участвуют в операции против террористов в Сирии. Удары по позициям боевиков нанесли фрегат «Адмирал Григорович» и палубная авиация с «Адмирала Кузнецова». Начало боевой работы, однако, было омрачено аварией истребителя МиГ-29К. Эксплуатация палубной авиации, к сожалению, связана с более высокой аварийностью, чем у «наземных» ВВС. За возможности мобильного аэродрома, позволяющего оперативно перемещать самолеты и наносить внезапные удары, приходится расплачиваться значительно большим риском, присущим летным операциям на малоразмерной подвижной платформе.
МиГ-31 развернуты на новой авиабазе в СирииМеждународная военная политика
Конфликты  16.11.2016
Истребитель-перехватчик МиГ-31БМ замечен в Сирии — соответствующий снимок опубликовал в Facebook пользователь Барья Салами (Barya Salami). Как отмечает военный блог bmpd, который ведут сотрудники Центра анализа стратегий и технологий (ЦАСТ), на другой фотографии Салами запечатлены управляемые ракеты класса «воздух — воздух» большой дальности Р-33, которыми вооружены МиГ-31.
К «Калибрам» присоединились «Ониксы»Международная военная политика
Конфликты  16.11.2016
Еще один образец российского оружия впервые испытан в Сирии – Минобороны показало работу крылатых ракет «Оникс», выступивших в паре с «Калибрами». Таким образом, предсказанная военными экспертами массовая операция российской группировки в Сирии началась, хотя и не так, как это прогнозировалось изначально.