04.08.2015, 14:26
Злой рок вертолетного монстра
Злой рок вертолетного монстраМеждународная военная политика
Почему рекорд грузоподъемности, установленный Ми-12 в 1969 году, не будет побит никогда.

4 августа 1941 года состоялся первый полет вертолета поперечной схемы «Омега», разработанного ОКБ-3. За 11 лет ОКБ создало 11 винтокрылых машин аналогичного типа. А его руководитель — И.П.Братухин — был удостоен Сталинской премии. Однако ни один вертолет в серию не пошел. В послевоенное время дело Братухина продолжило ОКБ Миля, создав вертолет, рекордные достижения которого не побиты и по сей день. Но и этот шедевр вертолетостроения постигла та же участь — единственный его экземпляр находится в Монинском музее авиационной техники. В то же время вертолеты поперечной схемы, по сути, являются полуфабрикатом для построения конвертопланов.


Немцы были первыми

Вертолет поперечной схемы можно сравнить с двухмоторным винтовым самолетом. Только у вертолета оси винтов устанавливаются с разных сторон крыла не горизонтально, а вертикально. Первым к реализации такой схемы подступился Генрих Берлинер, сын американского изобретателя граммофона Эмиля Берлинера. Его вертолет, построенный в 1921 году, был оснащен двумя подъемными винтами. Был и еще один винт — хвостовой, который менял угол атаки машины. Управлялся вертолет Берлинера традиционно по-самолетному — рулями высоты и курса. Однако получилась, по сути, лабораторная машина для проведения на ней опытов. 800-килограммовая махина могла приподниматься не выше 5 метров и была весьма неустойчива.

Первый работоспособный вертолет поперечной схемы появился в 1937 году в Германии. Его создателем стал Генрих Фокке. Но его Focke-Wulf Fw 61 можно назвать гибридом вертолета и самолета. Крыло отсутствовало, но зато в носовой части фюзеляжа был установлен обыкновенный пропеллер. Два подъемных винта, вращавшиеся в противоположные стороны, были вынесены по бокам фюзеляжа на консолях. Вертолет развивал скорость в 112 км/ч, имел потолок в 2600 метров и дальность в 200 км. В серию он не пошел. Однако в 1940 году компания «Фокке-Ахгелис» выпустила две машины малыми сериями по заказу военных и министерства гражданского транспорта — Fa 223 (двухместный) и Fa 266 (шестиместный). Сделаны они были по образу и подобию Fw 61, но оснащались значительно более мощными двигателями.

Впоследствии одновинтовые вертолеты Сикорского продемонстрировали преимущество перед вертолетами поперечной схемы. И о техническом прорыве Генриха Фокке стали постепенно забывать.


Сталинская премия за несерийный вертолет

Советский Союз по части создания вертолетов совсем немного отставал от компании Focke-Wulf. В начале 30-х годов при ЦАГИ работали несколько ОКБ, занимавшихся проблемой создания геликоптеров и автожиров. К концу 30-х Народный комиссариат авиапромышленности, не видя реальных достижений, прикрыл это направление. Однако успех Генриха Фокке заставил по-новому взглянуть на перспективы вертолетостроения. И в 1940 году при Московском авиационном институте было открыто ОКБ-3, куда пришли изгнанные из ЦАГИ специалисты. ОКБ возглавил Иван Павлович Братухин (1903 — 1985).

По сути, первая машина, вышедшая из ОКБ, была продумана и эскизно прорисована еще в ЦАГИ. Поэтому уже через полгода после перехода инженеров под крыло МАИ начали строить вертолет «Омега». Именно он впервые поднялся в воздух 4 августа 1941 года. Точнее — приподнялся, поскольку для подстраховки его придерживали тросами. Довольно скоро машина полетела во всю мощь. Следующий вертолет — «Омега II» — превзошел детище Генриха Фокке. Он развивал скорость в 175 км/ч, имел потолок в 3000 м и дальность в 250 км.

Технические решения Братухина были оригинальными, никем прежде не используемыми. В качестве силовой установки применялись два мотора МВ-6, со специальным редуктором, муфтой свободного хода и включения. В целях получения одинаковой частоты вращения обоих несущих винтов двигатели связывались между собой валом синхронизации, который был выполнен из двух частей, соединенных специальной муфтой. Включение муфты обеспечивало синхронность вращения обоих винтов даже при выходе из строя одного двигателя. Несущая система вертолета состояла из двух трехлопастных винтов диаметром 7 метров. Хвостовое оперение было вертикальным, как у самолета, и включало большой киль, руль направления и стабилизатор, установленный на вершине киля. Управление летательным аппаратом осуществлялось посредством отклонения несущих винтов и синхронного изменения углов установки лопастей, стабилизатора и общего шага винтов, а также с помощью руля поворота.

В 1946 году Братихин и ряд конструкторов ОКБ-3 были удостоены Сталинской премии.

«Омега II» успешно прошла испытания в 1944 году. Было рекомендовано выпустить серию из шести вертолетов. Однако вскоре двигатели МВ-6 были сняты с производства, и вертолет остался в единственном экземпляре. Он принял участие в воздушном параде 1946 года.

ОКБ-3 просуществовало до 1951 года. Братихин сделал еще 9 вертолетов поперечной схемы, среди них были и военные, и гражданские. Но всех их постигла участь двух первых «Омег» — дальше опытных экземпляров дело не продвинулось. Лишь корректировщик артиллерийского огня Г-3 построили в десяти экземплярах.


Гигантское детище Миля

В настоящий момент в мире нет работающих вертолетов поперечной схемы. И никто разрабатывать их не собирается. Это объясняется тем, что, несмотря на достоинства, поперечная схема обладает существенными недостатками. Такие машины очень громоздки, при тех же параметрах они весят больше, чем вертолеты других схем. Также у них высокое лобовое сопротивление, что вызвано расположенными фронтально винтами. Большие проблемы и возникают с трансмиссией: она сложна и имеет невысокую надежность. 


    


Все это было известно еще в начале 60-х годов. Однако ОКБ Миля в 1963 году начало конструировать сверхтяжелый вертолет именно по поперечной схеме. В ТЗ требовалось, чтобы он поднимал 30 тонн — вес фантастический для винтокрылых машин и по сей день. Однако, впервые поднявшись в воздух в 1968 году, гигантский вертолет Ми-12 вскоре установил мировой рекорд, до сих пор не побитый. 6 августа 1969 года Ми-12 поднял 44205 кг на высоту 2255 м.

При этом вертолет оказался гигантских размеров. Длина — 37 м, высота — 13 м, диаметр винта — 35 м. Т. е. ширина с винтами превышала 70 м. Имел 4 двигателя по 6500 л.с. каждый и максимальный взлетный вес в 105 т. Был способен перевозить 200 пассажиров со скоростью 240 км/ч на расстояние в 1000 км.

Правда, предназначался он для транспортирования баллистических ракет. И все шло к запуску Ми-12 в серию. Однако, как мы уже убедились, над машинами такой схемы довлеет злой рок. Вскоре появились баллистические ракеты на мобильных пусковых установках, которые могли перемещаться самостоятельно. И опять дальше двух опытных образцов дело не продвинулось. Не последнюю роль при принятии решения о закрытии темы сыграла и высокая стоимость Ми-12.


Единственный в мире

Вертолет с поперечной схемой расположения винтов в случае его серьезной конструкторской доработки может стать качественно новой машиной. Для этого после поднятия на высоту необходимо на 90 градусов повернуть винты, то есть сделать их самолетными. В результате получается конвертоплан, имеющий гораздо более высокую скорость по сравнению с вертолетом.

Но это крайне сложная задача. Единственный в мире серийно выпущенный конвертоплан — американский Bell V-22 Osprey. Его разработка продолжалась 25 лет. При испытаниях опытных образцов погибли 30 человек. И стоит он более 120 млн. долларов. 150 этих машин поступило на вооружение ВВС и ВМС США.

Было проведено экспериментальное сравнение характеристик конвертоплана Bell V-22 Osprey и одного из лучших вертолетов компании Сикорского — СН-46. Оказалось, что V-22 обладает вдвое большей крейсерской скоростью, способен нести втрое большую полезную нагрузку и в пять раз превосходит СН-46 по дальности полета. Тактический радиус V-22 составляет 690 км, то есть он может базироваться достаточно далеко от линии фронта.

V-22 совершил первый полет в 1999 году. В середине следующего десятилетия и ВМС, и ВВС прекратили финансирование работ. В конце нулевых, переменив отношение к новинке, ВМС заключил контракт на изготовление 100 машин.


ЛТХ Bell V-22 Osprey:

Длина — 19 м
Высота — 6,7 м
Площадь крыла — 36 кв.м.
Диаметр трехлопостного винта — 11,6 м
Максимальная взлетная масса — 25800 кг

Силовая установка — 2 ТВД мощностью 2×4600 кВт
Максимальная скорость — 565 км/ч
Скороподъемность — 16 м/с
Практический потолок — 7900 м
Боевой радиус действия — 670 км
Практическая дальность — 2600 км
Практическая дальность при коротком разбеге — 3340 км

Экипаж — 3 человека
Полезная нагрузка — 24 десантника или 9000 кг груза в салоне.


А что у нас?

В 30-е годы прошлого века советские авиаконструкторы прорабатывали различные варианты построения конвертоплана. Но дальше НИР это дело не сдвинулось. В 1972 году за дело всерьез взялось КБ Миля, начав разработку конвертоплана Ми-30 с двумя поворотными винтами, изменяющими положение вместе с расположенными в гондолах двигателями.

После того, как были достигнуты положительные результаты — грузоподъемность спроектированной машины составляла 5 тонн, а число перевозимых десантников равнялось 32, — на 1986−1995 годы было запланировано изготовление и испытание опытных образцов. Однако этот проект, как и десятки других по всей стране, был закрыт в связи с перестройкой и последующим развалом промышленности.

Сейчас в России решили вернуться к идее создания «самолето-вертолета». Но пока это происходит на уровне исследований, проводящихся в российских вузах. Которые, тем не менее, могут дать реальный результат. Так, в Ухтинском университете при участии МФТИ и ЦАГИ выполнена НИР «Определение рациональных параметров нового транспортного средства (конвертоплана) для северных районов и шельфовых месторождений».

По результату этой НИР вполне реально построить конвертоплан, имеющий дальность полета в 2000 км с 14 пассажирами на борту, включая двоих пилотов. Полезная нагрузка машины — 3 тонны. Но, естественно, для доведения дела до победного конца требуется солидное финансирование. При этом потенциальные инвесторы, исходя из мирового опыта, прекрасно понимают, что дело это чрезвычайно затяжное и рискованное.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  18.11.2017
The National Interest продолжает знакомит читателей с небывалыми качествами «чемодана без ручки». То есть неудачного легкого истребителя F-35, на который уже потрачено столько денег, что отказаться от него уже невозможно. Слабые летные характеристики компания «Локхид Мартин» уже давно пытается скомпенсировать мощным программным обеспечением, которое должно быть чуть ли ни умнее пилота. В статье говорится, что по-настоящему прекрасный истребитель появится в начале двадцатых годов, когда будет готов программный блок с индексом Block IV. А пока придется полетать на том, что имеем.
Геополитика  17.11.2017
Согласно текущим взглядам военно-политического руководства Соединенных Штатов, наземная компонента стратегических ядерных сил является главной составляющей американской ядерной триады. Это обусловливается следующими отличительными особенностями межконтинентальных баллистических ракет наземного базирования: высокая готовность к нанесению ракетно-ядерных ударов в ходе любой стратегической наступательной операции и способность к реализации различных по характеру форм и способов боевого применения (превентивный, ответно-встречный или ответный ядерные удары в любых условиях текущей военно-политической и стратегической или оперативно-тактической обстановки); высокая надежность и всепогодность несения ими боевого дежурства и боевого применения по предназначению, а также способность обеспечить поражение с высокой точностью и эффективностью любых имеющих стратегическую важность различных по типу объектов противника. При этом атомные подводные ракетоносцы, вооруженные баллистическими ракетами, рассматриваются в первую очередь как средство для осуществления гарантированного ответного ядерного удара.
Мировой ВПК  16.11.2017
На Украине появилась вертолетостроительная промышленность. Об этом своим читателям поведал издающийся в Киеве еженедельник «Деловая столица». При этом продукция новоиспеченной промышленности называется в статье «смертоносными птицами» и «ракетоносцами».
Мировой ВПК  15.11.2017
У меня нет иллюзий относительно способности тех, кто еще смотрит ящик идиота, выйти из летаргического ступора благодаря предупреждениям Пола Крэга Робертса, Уильяма Энгдаля, Дмитрия Орлова, Андрея Мартьянова и моим. Но мы должны продолжать делать это потому, что партия войны (Единая Партия Неоконов), кажется, старается изо всех сил разжечь конфликт с Россией. Поэтому я и предлагаю объединить понятия «война с Россией» и «неотвратимые личные страдания», показав, что если на Россию нападут, два наиболее святых символа США — авианосцы и сам американский материк — будут немедленно атакованы и уничтожены.
Конфликты  13.11.2017
Разведкой ДНР отмечена ротация подразделений ВСУ на мариупольском направлении В связи с этим заместитель командующего оперативным командованием Донецкой народной республики Эдуард Басурин не исключает обострения ситуации. По словам представителя военного ведомства ДНР, отмечено прибытие на мариупольское направление 501 обМП (отдельного батальона морской пехоты) 36 обрМП (отдельной бригады морской пехоты) предположительно для ротации подразделений 1 обМП. Басурин убежден, что прибытие очередных военных только усугубит и «без того сложную ситуацию вблизи линии соприкосновения на Мариупольском направлении».
Конфликты  11.11.2017
Сирийские войска президента Башара Асада при поддержке ВКС России взяли последний оплот «Исламского государства" - Абу-Камаль. Часть террористов, удерживавших город, уничтожена, часть переправилась через Евфрат и движется в северном направлении. Об этом с пятницу, 10 ноября, заявил министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу на военной коллегии России и Белоруссии.
Конфликты  08.11.2017
Исламское государство уже практически не существует, и его некогда мощная армия постепенно превращается в разрозненные и деморализованные партизанские отряды. Они совершают вылазки, предпочитают диверсии, но больше не могут организовать полноценное наступление. Конечно, это еще не конец, но больше Исламское государство не будет угрожать территориальной целостности Сирии. Окончательно это стало ясно после полного освобождения от боевиков города Дэйр-эз-Зор. Вероятно, пару серьезных сражений они еще дадут, но скоро на востоке страны станет спокойно, по крайней мере, на время, пока не станет ясно, чего друг от друга хотят курды и официальное правительство.