13.03.2015, 16:35
Запрет на строительство АЭС в Венгрии может похоронить Евросоюз
Запрет на строительство АЭС в Венгрии может похоронить ЕвросоюзМеждународная военная политика
По СМИ упорно курсируют слухи, что Евросоюз пытается зарубить выгодную атомную сделку между Венгрией и Россией. Формальная причина в том, что новые блоки АЭС «Пакш» будут работать исключительно на российском топливе. Подобной политикой ЕС ставит под угрозу не только экологическую безопасность континента, но и собственное существование.

Газета Financial Times со ссылкой на собственные источники сообщила о том, что Евросоюз заблокировал российско-венгерскую сделку по строительству второй очереди атомной электростанции «Пакш». Как пишет издание, Евроатом не устраивает то, что в договоре прописано эксклюзивное право Росатома на поставки топлива для АЭС, а Еврокомиссия полагает, что Венгрия и без того слишком сильно зависит от России в энергетическом плане.

Будапешт немедленно опроверг информацию британской газеты. «Это неверно, что ЕС заблокировал строительство «Пакш-2», – заявил госсекретарь республики Андраш Гиро Сас, слова которого передает венгерское информационное агентство MTI. Он также потребовал от Financial Times опубликовать опровержение. То, что сделка не была заблокирована, подтвердил и пресс-секретарь венгерского правительства Золтан Ковач, сообщает Reuters.

Попытка сорвать строительство второй очереди «Пакш» – очередной пример того, как Евросоюз в ущерб самому себе использует политическое давление для достижения сомнительных экономических целей и наоборот: экономическими мерами пытается добиться сиюминутных политических выгод. 


По следам «Южного потока»

К деталям договора о строительстве АЭС в Венгрии мы еще вернемся, для начала вспомним историю почившего в бозе проекта «Южный поток». Целью проекта было избавиться от транзитных рисков, связанных с Украиной. Евросоюз не раз и не два оказывался на грани энергетического коллапса именно из-за неконструктивной позиции украинских энергетиков. Газпром неоднократно пытался купить газотранспортную систему Украины для снижения рисков, но безуспешно – европейские и американские советники не позволяли Киеву совершить сделку, да и сами украинцы не горели желанием избавить себя от возможности шантажировать Россию перекрытием вентиля.

В Советском Союзе существовали так называемые продуктовые наборы, когда к дефицитному товару прилагалось некоторое количество трудносбываемого. Фактически Украина стала для России именно таким «приложением» – для взаимовыгодной торговли с Европой необходимо было договариваться с Киевом.
Если бы «Южный поток» был построен, украинская ГТС сгодилась бы только на металлолом – собственное потребление газа Украиной невелико, особенно после уничтожения крупных производств на востоке страны.

Именно для того, чтобы поддержать Украину, Брюссель запретил Болгарии строить «Южный поток». В результате проиграли члены самого Евросоюза – Австрия, Болгария, Венгрия, Греция, Италия, Словения и Хорватия, а также Сербия, лишившиеся надежного канала поставки газа. Также в проигрыше остались европейские газовые компании из Италии, Германии и Франции, бывшие вместе с Газпромом акционерами «Южного потока».

Тактически выиграла Украина, чья ГТС сможет проработать чуть дольше, а стратегически – Турция, где будет построен хаб, через который страны ЕС будут получать газ. Поставлять в среднесрочной перспективе газ через Украину Газпром не намерен. Да и гарантировать существование государства Украина в среднесрочной перспективе проблематично.

Таким образом, победа у Евросоюза получилась пирровой во всех отношениях. Похоже, что противостояние российско-венгерскому атомному сотрудничеству может в случае «удачи» привести к еще более серьезным последствиям.


Вона не лізе

Когда одна страна строит для другой страны атомную электростанцию, всегда очень четко обговариваются вопросы топлива. Построенные Советским Союзом и Россией АЭС работают на топливных сборках, которые производятся в России. Работают без сбоев и аварий, не говоря уж о катастрофах, подобных Фукусиме.

После победы первого украинского Майдана была предпринята попытка перевести украинские АЭС на американское топливо производства компании Westinghouse. Аналогичный эксперимент был проведен в Чехии на АЭС «Темелин». В обоих случаях эксперимент был признан неудачным. На Украине из 126 загруженных топливных сборок производства Westinghouse через год остались пригодными к работе только 66, остальные потеряли геометрию и стали опасны. Потери украинского Энергоатома составили не менее 175 млн долларов. В Чехии результаты были схожими – эксперимент был прекращен в целях безопасности, несмотря на огромные убытки.

И хотя украинский атомный регулятор в 2013 году принял решение о запрете дальнейшего использования топлива Westinghouse, тема отказа от российского топлива вновь всплыла в прошлом году. В декабре Арсений Яценюк заявил о том, что новый договор о поставках американского топлива подписан.

Американское топливо для советских и российских АЭС не просто невыгодно – оно опасно. Любой охотник подтвердит, что нестандартный патрон может разорвать ружье и нанести серьезные травмы не только стрелку, но и окружающим. Поэтому в контрактах на строительство АЭС, которые заключает Россия за рубежом, обязательно есть пункт об использовании российского же топлива. Не из-за жадности (хотя поддержка собственного производителя – резонный и традиционный момент), а исключительно в целях безопасности страны-заказчика и всех окружающих стран. Авария на АЭС не может быть чьим-то частным делом.

Таким образом, попытки Еврокомиссии надавить на Венгрию и Россию, чтобы убрать из договора пункт о российском топливе, представляют серьезную экологическую опасность для всей Европы.


Прощай, суверенитет

Глупо было бы думать, что все европейские граждане слепо верят пропаганде Брюсселя о том, как привольно живется народам в единой и неделимой Европе. Неуклонно нарастающая популярность партий-евроскептиков свидетельствуют о том, что люди все видят и все понимают. В отличие от Украины, к слову. 

Болгарию заставили сперва закрыть два энергоблока АЭС «Козлодуй», потом отказаться от российского проекта строительства АЭС «Белене», прекратить строительство нефтепровода «Бургас – Александруполис», потом – перекрыть «Южный поток». При этом тарифы на электроэнергию в стране неуклонно росли. Как ранее сообщала газета ВЗГЛЯД, в 2013 году стоимость электроэнергии в республике для хозяйственных нужд с учетом покупательской способности населения была в 3,8 раза выше, чем в США, и в среднем в 2,1 раза выше, чем в странах ЕС.

Заставляя Венгрию отказаться от строительства АЭС, Брюссель говорит о «чрезмерной энергетической зависимости» от России, но проблема в том, что даже у полностью энергетически зависящих от России стран почему-то никаких экономических проблем не наблюдается. Тарифы обсуждаются и утверждаются в рабочем порядке, нет никакого политического давления. Проблемы начинаются, когда кто-то пытается «избавиться» от этой зависимости – как Болгария или Украина. Показательно, что страны Прибалтики при всей своей декларируемой нелюбви к России энергетические вопросы предпочитают обсуждать кулуарно.

Если Брюссель все-таки додавит Венгрию, если поставит ее перед альтернативой – членство в ЕС или российская АЭС, это чревато не только экономическим ущербом. Это окончательно докажет европейцам, что о суверенитете им можно забыть – как решат в Брюсселе, так и будет. И тогда успех евроскептиков и запуск референдумов о выходе из ЕС будут лишь вопросом ближайшего электорального цикла.

Но пока глава кабинета премьер-министра Венгрии Виктора Орбана Янош Лазар выступает по местному радио с оптимистичными заявлениями: «Существует очень хороший шанс, что все вопросы будут урегулированы в кратчайшие сроки, и мы достигнем соглашения, которое будет приемлемым для Еврокомиссии, а также будет соответствовать интересам Венгрии». По словам Лазара, «блокирование сделки не в интересах ЕС, Европе нужна атомная энергия».

Его оптимизм можно было бы разделить, если бы не несколько «но». Европе также нужны бесперебойные поставки российского газа, открытые российские рынки и отсутствие военного напряжения на континенте. Но Евросоюз блокирует «Южный поток», вводит санкции против России и приближает войска НАТО к российским границам.

Похоже, согласование проекта АЭС в Венгрии может стать последним и окончательным тестом на вменяемость брюссельской политической элиты. Если Венгрии запретят сотрудничать с Россией, смысл в переговорах с национальными правительствами Европы (за исключением разве что Германии и Франции) исчезнет. Москве придется взять паузу и подождать, пока в желающих сотрудничать с ней странах не победят евроскептики и не восстановят утраченный суверенитет. Если им, конечно, это позволят.

Категория: Геополитика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  06.12.2016
Как можно было потерять за короткий срок два самолета из авиакрыла «Адмирала Кузнецова», да еще и по схожей причине — порвавшихся тросов авиафинишера? Defence.ru разбирается вместе с обозревателем Lenta.ru Ильей Крамником.
Мировой ВПК  06.12.2016
Телеканал «Звезда» показал кадры взлета и посадки на палубу тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» нового ударного вертолета морского базирования Ка-52К «Катран». При этом крылатая машина была охарактеризована как вертолет нового поколения. Хоть он и является модификацией сухопутной версии Ка-52 «Аллигатор».
Геополитика  06.12.2016
СМИ Польши и стран Балтии буквально соревнуются в «страшилках» о неизбежности войны с РФ. Военные специалисты из США даже указали полякам и литовцам на возможное место начала конфликта – это так называемый Сувалкский коридор в Калининградской области. И тут стоит учитывать, что суверенитет России над этими землями до сих пор подвергают сомнению.
Мировой ВПК  05.12.2016
Вторую подряд небоевую потерю понесла за последний месяц Морская авиация России. Истребитель Су-33 упал в воду при посадке на авианосец «Адмирал Кузнецов», выполняющий задачи у берегов Сирии. Бесценный опыт нарабатывается дорогой ценой, и некоторые подробности аварии выглядят крайне показательными с точки зрения расследования причин инцидента. Минобороны в понедельник сообщило о том, что накануне в Средиземном море во время посадки на авианосец «Адмирал Кузнецов» потерян истребитель Су-33.
Конфликты  06.12.2016
Сирийский постпред при ООН Башар Джаафари назвал три западные страны, присутствующие в Совбезе, «тремя мушкетерами, защищающими терроризм». Так представитель Дамаска отреагировал на «мирную» инициативу Запада по Алеппо, которую удалось заблокировать усилиями Москвы и Пекина. При этом китайский постпред призвал Британию «не отравлять атмосферу» в Совбезе. Что не устроило Россию и Китай в проекте резолюции?
Конфликты  01.12.2016
В украинских учениях, которые начались в четверг к западу от Крыма, задействованы «обновленные» советские ЗРК, отремонтированные в расположении херсонской бригады зенитно-ракетных войск, заявил бывший командир бригады генерал Бижев. Что еще могут использовать украинские военные и чем Россия закрывает Крым от возможного «случайного» удара?
Конфликты  30.11.2016
Во вторник, 29 ноября, Минобороны России объявило о достижении перелома в сражении за Алеппо и освобождении в восточной части города за сутки 14 кварталов с населением более 80 тысяч человек. По мнению военных специалистов, кампания, призом которой является крупнейший некогда город Сирии, близится к концу. Что дальше?