Крылатые ракеты Х-101 (слева, на внешних подвесках Ту-95) и Х-55 (Х-555)
Единственное «но» всей этой модернизации состоит в том, что «гонять» сверхзвуковой бомбардировщик на решение «локальных» задач экономически невыгодно. Для этого лучше бы подошел дозвуковой Ту-95. Но эти машины в эксплуатации с 1956 года. Сейчас, по словам генерала Жихарева, все они проходят модернизацию: Ту-95МС до версии Ту-95МСМ. Замене подвергнется радиоэлектронное оборудование. На бомбардировщики будет установлен новый прицельно-навигационный комплекс, который позволит использовать новые стратегические крылатые ракеты Х-101. Также появится навигационный комплекс на базе ГЛОНАСС. Всего планируется модернизировать несколько десятков бомбардировщиков, а остальные списать. Модернизация призвана продлить срок эксплуатации самолетов до 2025 года.
По некоторым сведениям, существует как минимум 10 различных вариантов компоновки машины будущего. Самым перспективным считается вариант дозвукового бомбардировщика по схеме «летающее крыло», базирующегося на наработках по теме дальнего противолодочного самолета 80-х годов Ту-202. У бомбардировщика предусмотрен один бомбовый отсек, в котором должна разместиться многопозиционная катапультная установка на шесть крылатых ракет Х-101 или Х-555 общим весом 16 тонн. Радиус действия самолета должен быть не менее 7 тыс. км. С учетом радиуса действия ракет бомбардировщик должен поражать цели на удалении до 13,5 тыс. километров.
Двигатель для перспективного авиационного комплекса дальней авиации (ПАК ДА) будет создан на базе газогенератора двигателя второго этапа, установленного на российском стратегическом бомбардировщике Ту-160, сообщил представитель Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК).
«У Ту-160 есть двигатель НК-32, у него будет ряд технических изменений и улучшений, и этот двигатель пойдет в ПАК ДА. Это будет новый двигатель на базе унифицированного газогенератора НК-32 второго этапа», - пояснили представители ОДК на выставке «Оборонэкспо-2014, - сообщил источник в двигателестроительной отрасли. На его создание должно быть выделено 8 млрд. рублей бюджетных денег и плюс собственные ресурсы».
Как сообщается в официальном издании международной выставки «Оборонэкспо-2014» со ссылкой на гендиректора ОДК Владислава Маслова, по двигателю для ПАК ДА контракт пока не подписан, но уже есть общие параметры силовой установки и предварительный график работ, условия и сроки исполнения обсуждаются.
Ответ, почему ВВС хотят дозвуковой самолет прост. Во-первых, он стоит в производстве и эксплуатации несоизмеримо дешевле сверхзвуковой и тем более гиперзвуковой машины. Кроме того, в современных условиях ему необязательно покидать территорию собственного государства для того чтобы нанести удар по целям в другом полушарии земли. Это могут сделать дальнобойные крылатые ракеты. Например, такие как Х-101 и Х-555. Или те, что придут им на смену. Глава корпорации «Тактическое ракетное вооружение» Борис Обносов говорит, что испытания новых ракет для ПАК ДА начались уже в этом году. По некоторым данным все они будут гиперзвуковыми.
Технология малозаметности, о которой говорит генерал Жихарев, скорее всего, будет позаимствована у истребителя Т-50. Например, в конструкции истребителя впервые применен целый спектр новейших полимерных углепластиков. Они в два раза легче алюминия сопоставимой прочности и в четыре-пять раз – стали, в два раза легче титана. Новые материалы составляют 70 процентов покрытия истребителя. Его вес стал в четыре раза меньше по сравнению с самолетом, собранным из привычных материалов.
В КБ «Сухой» говорят о том, что применение новых материалов позволило добиться «беспрецедентно низкого» уровня радиолокационной, оптической и инфракрасной заметности машины. Так, эффективная площадь отражающей поверхности у Т-50 равна 0,5 кв. м (у Су-30МКИ – 20 кв. м). Это означает, что если на радаре Су-30МКИ виден как металлический объект размером 5 на 4 м, то отражение Т-50 – в 40 раз меньше. Это обеспечивает машине не только малозаметность, но и значительно усложняет наведение на нее высокоточного оружия.
Одной из самых сложных частей проекта станет электронная начинка. В Ту-160 стоит более 100 компьютеров. Наверное, при уровне современных технологий в ПАК ДА их будет значительно меньше. Но вот производительность их точно должна стать больше. Например, по заверениям разработчиков, Т-50 – практически робот. По всему фюзеляжу истребителя размещено несколько десятков различных датчиков, которые позволят не только контролировать ситуацию вокруг машины, но и осуществлять обмен данными в режиме реального времени как с наземными системами управления, так и с внутриавиационной группой. «Электронный пилот», самостоятельно анализируя ситуацию, предлагает реальному пилоту несколько вариантов действий. Для бомбардировщика подобные требования будут еще значительней.
Любопытно, что начав разработку в 90-х годах, американцы ждут реальных результатов работы не ранее 2035 года. Российский вариант - ПАК ДА - КБ «Туполева» ведет с 2008 года, но, как ожидается, темпы создания ПАК ДА вряд ли будут «стахановскими». Причина этого – в отсутствии насущной необходимости в его появлении и гигантской цене проекта. В США только на опытно-конструкторскую работу по Next Generation Bomber планируют потратить не менее $10 млрд. Сколько будет стоить программа в итоге, в США даже не берутся судить. Нашу разработку оценивают в $35 млрд.
Кроме того, учитывая нереальность возникновения военного конфликта между Москвой и Вашингтоном, Россия вряд ли будет форсировать выделение денег на ПАК ДА. Как говорят военные, боевой потенциал Ту-160 сегодня используется лишь на 60 процентов. Американский бомбардировщик В-52, находящийся на вооружении с 1955 года, хотя по форме и устарел, но после ряда модернизаций (полной замены электроники, двигателей, систем вооружения) будет служить еще 40 лет.
Скорее всего, по такому же пути планируют идти и наши военные. А ПАК ДА будет создаваться с оглядкой на США. Это позволит не только сэкономить средства, не повторяя чужих ошибок, но и сделать машину более современной, пользуясь тем, что она рождается позже.