20.01.2016, 14:55
Замахнулись на рекорд
Замахнулись на рекордМеждународная военная политика
Вертолет-демонстратор, при помощи которого российские конструкторы хотят достичь небывалых скоростей, поднялся в воздух. Однако эксперты сомневаются, что чудо-машина сможет побить существующие рекорды скорости для вертолетов.

Вертолет-лаборатория, при помощи которого российские авиаторы в будущем надеются «подвинуть» мировой рекорд скорости для вертолетов, впервые поднялся в воздух. Работы по созданию перспективного скоростного вертолета начались в 2013 году холдингом «Вертолеты России» совместно с Минпромторгом и Минобороны. Тогда работа шла по двум направлениям. Первое — достижение незначительного прироста скорости — всего около 25% по сравнению с имеющимися технологиями. Второе — проведение НИР по созданию аппарата, существенно превосходящего сегодняшние вертолеты по скорости и по ряду других ключевых характеристик. За последние два года в прессе неоднократно появлялись заявления о целях и технических характеристиках будущего вертолета.

Сообщалось, что вертолет будет многоцелевым, разрабатывается он для Вооруженных сил и будет обладать почти недостижимой для сегодняшних вертолетов мира скоростью 400 км/ч, что почти в два раза превышает скорость многоцелевого вертолета Ми-8/Ми-17.

Для ПСВ планировалось разработать новый интегрированный бортовой комплекс оборудования, построенный по модульному принципу.

«Все приборы в кабине такого вертолета — не стрелочные индикаторы, а многофункциональные дисплеи, которые в любой момент времени могут отображать любую информацию. Это очень удобно для летчика», — говорили в Оборонно-промышленном комплексе.

Потратить на создание вертолета планировалось более 7 млрд руб.

В январе 2014 года исполнительный директор ОАО «Климов» Александр Ватагин сообщил, что первый опытный образец двигателя нового поколения для ПСВ планируется создать в 2015 году. Двигателем этим должен стать ВК-2500М с заявленной мощностью 3 тыс. лошадиных сил — абсолютно новая силовая установка с новым компрессором, турбинами, системой управления и материалами. Двигатель этот разрабатывается на основе созданного в 2001 году на ОАО «Климов» турбовального двигателя ВК-2500, который начал использоваться на отечественных вертолетах Ми-8/Ми-17 для замены украинских двигателей.

Для натурных испытаний несущей системы будущего вертолета был создан демонстратор — летающая лаборатория на базе боевого вертолета Ми-24К. По поводу максимальной скорости чудо-вертолета высказывались разные предположения, по-видимому иногда далекие от реальности.

Так, главнокомандующий Воздушно-космическими силами (ВКС) России Виктор Бондарев говорил, что в тактико-техническом задании на перспективный вертолет значилась скорость 500 км/ч.

«Если получится больше, то мы будем рады. Естественно, этот вертолет будет решать все те задачи, которые решают сейчас вертолеты семейств Камова и Миля. Он возьмет себе все самое лучшее», — отмечал главком, добавив, что вертолет должен пойти в серию с 2022 года.

Однако, по данным издания «Авиатранспортное обозрение», на научно-техническом совете холдинга «Вертолеты России» был сделан вывод, что при существующем уровне научно-технического задела в этой области невозможно достижение результатов НИР «Разработка и создание перспективного скоростного вертолета», установленных техническим заданием, в заданные сроки. 




Причиной назвали невозможность достижения высоких крейсерских скоростей полета вертолета без существенного увеличения стоимости эксплуатации. Признано целесообразным полученные результаты работы использовать для продолжения исследований по созданию новой несущей системы вертолета, рассчитанной на крейсерскую скорость полета более 350 км/ч, и для завершения разработки вертолетного двигателя ВК-2500М.

Как бы то ни было, летающая лаборатория была создана, и первый ее полет состоялся еще накануне Нового года в летно-испытательном комплексе Московского вертолетного завода им. М.Л. Миля. Создатели подчеркивают, что летающая лаборатория представляет собой не прототип будущего серийного вертолета, а чисто экспериментальный летательный аппарат, предназначенный для проведения летных экспериментов.

В первом полете 29 декабря 2015 года вертолет пилотировал экипаж в составе летчика-испытателя Владимира Кутанина и инженера-испытателя Татьяны Демьяненко. Экипаж отметил хорошую устойчивость и управляемость вертолета, высокие динамические характеристики, нормальную работу систем и оборудования, рассказала пресс-секретарь холдинга «Вертолеты России» Екатерина Павлова.

«На летающей лаборатории проводятся испытания новых лопастей несущего винта, которые разработаны для будущих скоростных винтокрылых летательных аппаратов и созданы по уникальной отечественной технологии из композиционных материалов. Как известно, именно несущий винт является главным агрегатом вертолета, он выполняет основную работу, и именно его характеристики в основном определяют возможности вертолета, — рассказали в «Вертолетах России». — Прежде чем определиться с дальнейшим направлением научного поиска, необходимо убедиться в правильности аэродинамических, прочностных и технологических решений, которые заложены в новую конструкцию. Необходимо снять десятки и сотни различных характеристик на многих режимах полета и подвергнуть полученные результаты тщательному всестороннему анализу».

Кстати, двигатели на этой машине самые обыкновенные, серийные, климовские ТВ3-117, которые устанавливаются на вертолеты Ми-24.

Примечательно, что Ми-24, одному из самых удачных боевых вертолетов в мире, на основе которого создана летающая лаборатория, уже принадлежит мировой рекорд скорости. В 1978 году этот рекорд в 368 км/ч на нем поставил летчик-испытатель Гурген Карапетян. Однако в отличие от самолетов, где пределы скоростей не так очевидны, гонка за рекордными скоростями в мире давно почти остановилась. И современный рекорд скорости для вертолета составляет немногим больше 400 км/ч, установлен он на доработанном вертолете Westland Lynx еще в 1986 году.

Но скорость в 500 км/ч и перспективы значительного прорыва в скорости считает недостижимыми эксперт по вооружению и военной технике Виктор Мураховский. «Предельный параметр по скорости, который был достигнут, дается такой дорогой ценой, что с финансово-экономической точки зрения это невыгодно, — рассказал Мураховский. — Затраты растут по экспоненте. Плюс накладываются ограничения на другие параметры вертолета, например на грузоподъемность.

Начинается дикий расход топлива. Все равно этих желаемых 480–500 км/ч не получается, получается гораздо ниже».

По его словам, проблема здесь чисто физическая — из-за особенностей работы винта, который у вертолета является и несущим, и толкающим. «С этой проблемой сталкивались американцы. Они пришли к идее конвертоплана (Bell V-22 Osprey — конвертоплан, сочетающий преимущества самолета и вертолета) и серийно его закупают. Если скоростной вертолет пойдет в серию, это будет не скоростной вертолет, изначально задуманный, а «ускоренный».

С надеждой смотрит на создание скоростного вертолета бывший начальник департамента авиации погранслужбы России, военный летчик-снайпер (вертолетчик), заслуженный летчик РФ, генерал-лейтенант Александр Дубасов. По его мнению, главный приз в этой гонке — развитие перспективных технологий.

«Это высокотехнологичная продукция, она подразумевает развитие технологий. У нас в среднем вертолеты сейчас летают со скоростями максимум 250 км/ч. Пусть не достигнет этот проект заявленных 500 км/ч, но достигнуть скорости 350–400 км/ч — это уже великолепно. Ради экспериментальных целей хорошо создавать такие опытные образцы. Для вертолета это больше дело — достичь высокой скорости», — считает Дубасов.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  18.01.2017
В Польшу прибыли первые 3,5 тысячи американских военнослужащих в рамках 9-месячной миссии, которая началась 8 января. Для бронетанковой бригады США такая длительность миссии в Восточной Европе является беспрецедентной. Боевая группа 3-й бронетанковой бригады из состава 4-й пехотной дивизии выдвинулась в Жагань и Поморское, а 87 танков М-1 «Абрамс» последовали за ними на поездах.
Геополитика  18.01.2017
Российское инфопространство впало в эйфорию. Псевдопатриотическая трескотня в СМИ, многочисленные публицисты и аналитики, создающие ощущение какой-то великой победы России над международным глобализмом и либерализмом, всесилия наших спецслужб вплоть до того, что они могут по своему желанию ставить американских президентов и менять мировые элиты. Уверенность в контроле за собственным инфопространством может сыграть с нашим народом очень плохую шутку…
Геополитика  16.01.2017
Избранный президент США Дональд Трамп намекнул на возможное снятие санкций в обмен на взаимное сокращение ядерных вооружений. Многим возможность равного сокращения смертоносных для всей планеты арсеналов, да еще в обмен на снятие экономических санкций, может показаться весьма конструктивным предложением. Пока официальный представитель президента России Дмитрий Песков не стал давать оценку этим заявлениям и призвал «набраться терпения», дождавшись официального вступления Трампа в должность.
Геополитика  13.01.2017
Большинство внешнеполитических прогнозов начинается с констатации факта высокой неопределенности международной среды. Это удобно – за неопределенностью можно спрятаться, избегая ответственности за прогноз. Но если мы действительно хотим получить ориентиры на будущее, необходимо давать представления о «коридорах определенности». В 2017 году подобные коридоры вполне просматриваются. Они далеко не радужны и говорят о потребности в принципиально новых решениях накопившихся проблем.
Конфликты  17.01.2017
Боевики запрещенного в России «Исламского государства» почти взяли окруженные позиции сирийских военных в Дейр-эз-Зоре. Падение гарнизона этого сирийского города даст террористам полный контроль над местными нефтяными полями и укрепит их сообщение с подконтрольными ИГ территориями Ирака. Джихадисты уже празднуют победу и заставляют жителей захваченных районов подчиняться новым порядкам.
Конфликты  16.01.2017
Несмотря на то что силы ИГИЛ на отдельных участках сирийского фронта объективно истощены, террористы активно контратакуют, а в некоторых местах резко сменили тактику, нацелившись на крайне болезненные для сирийской армии точки. В то же время террористы теряют позиции под Пальмирой – сирийские войска готовы реабилитироваться за недавний позор.
Конфликты  13.01.2017
Новости, приходящие с линии разграничения сторон в Донбассе, гласят: эта линия меняется, причем, в пользу ВСУ. Прямое подтверждение – новые жертвы и новые обустроенные позиции украинцев. Нужно понимать, что речь в данном случае идет давней стратегии на дальнюю перспективу. И перспектива эта – окружение Донецка.