01.06.2016, 10:10
Заявление Порошенко о производстве «Мрии» выглядит чистой фантазией
Заявление Порошенко о производстве «Мрии» выглядит чистой фантазиейМеждународная военная политика
Амбициозная задача, поставленная Петром Порошенко – восстановить на Украине производство разработанных в СССР самолетов Ан-225 «Мрия», имеет мало общего с действительностью. Даже если Украина вдруг изыщет огромные деньги, необходимые для такого проекта, есть множество других препятствий, из-за которых заявление Порошенко выглядит чистейшей политической демагогией.

Президент Украины Петр Порошенко поставил задачу авиастроительному концерну «Антонов» изучить возможности выпуска разработанных в СССР самолетов: Ан-225 «Мрия» (транспортный реактивный самолет сверхбольшой грузоподъемности, самый большой самолет в мире) и грузового Ан-70, который можно использовать как военно-транспортный и оперативно-тактический самолет.

«Сегодня мы увидели возможность строительства еще одной «Мрии» Ан-225, есть у нас корпус уникального самолета Ан-70, я ставлю задачу просчитать все возможности, внимательно изучить рынок и мне доложить относительно возможности достройки этих символических самолетов», – заявил Порошенко, выступая на мероприятии, посвященном 70-летию предприятия «Антонов».

Напомним, что в январе этого года по решению кабмина Украины (который на тот момент еще возглавлял Арсений Яценюк) авиаконцерн «Антонов» ликвидировался, а его активы передавались госконцерну «Укроборонпром». Как отмечали эксперты, по всей видимости, киевские власти таким образом намерены контролировать работу авиазаводов, например в части пресечения сотрудничества с Россией. Однако такой контроль ставит под вопрос саму возможность существования украинского авиапрома, который создавался как часть общесоюзной авиационной промышленности.

Так, в 2000-х годах сообщалось, что самолет Ан-70 должен производиться совместно с Россией, однако в апреле 2014 года «послемайданное» правительство Украины объявило о прекращении военно-технического сотрудничества с Российской Федерацией. В результате производство Ан-70 было остановлено.

Что же касается Ан-225 «Мрия» (в переводе с украинского – «Мечта»), то сейчас лишь один из таких самолетов находится в летном состоянии и эксплуатируется украинской компанией Antonov Airlines.

Без «Бурана»

«Мрия» – достаточно специфичный самолет, – напомнил в комментарии газете ВЗГЛЯД управляющий директор журнала «Авиатранспортное обозрение» Максим Пядушкин. – Ан-225 создавался с одной лишь задачей – возить советские «Бураны».

Основным назначением тяжелого транспортного самолета в рамках проекта многоразового космического корабля «Буран» была перевозка различных компонентов ракеты-носителя и космического корабля от места производства и сборки к месту запуска. Очевидно, что на Украине подобных задач просто не существует.

Добавим, что и в программе «советского шаттла» самый большой самолет в мире поучаствовал лишь частично – Ан-225 перевез «Буран» на авиасалон Ле-Бурже 1989 года и совершил несколько показательных полетов на Байконуре в канун распада СССР.

В своем некосмическом качестве воздушный супергрузовик не отличался особой востребованностью: за 4,5 года «Мрия» совершила порядка двух десятков полетов, а с 2012 по 2015 год не летала вовсе.

Обойдутся без России?

«Очень печально, что подобные заявления делает президент страны. Начнем с самого простого – с восстановления производств. Для того, чтобы что-то восстановить, нужно, чтобы это хотя бы когда-либо было на Украине», – отметил в беседе с газетой ВЗГЛЯД главный редактор портала AVIA RU Network, эксперт комитета Госдумы по транспорту Роман Гусаров.

Такие самолеты, как «Мрия», строились при широкой кооперации с другими заводами, напоминает собеседник. И лишь часть из этих предприятий находится на территории Украины: «Киевское авиационное производственное объединение» (КиАПО), ныне серийный завод «Антонов», и Запорожский моторостроительный завод, нынешний «Мотор Сич».

Но ряд серийных узлов и деталей Ан-225 производился на Ульяновском авиационно-промышленном комплексе (УАПК) – ныне акционерное общество «Авиастар-СП», шасси выпускались на горьковском, ныне нижегородском, «Гидромаше». Основные центральные части крыльев с закрылками поставлялись Ташкентским авиапроизводственным объединением им. В. П. Чкалова. Для покраски фюзеляжа привлекались специалисты с Воронежского авиационного завода.

«Что касается Ан-70, то этот самолет тоже строился совместно с Россией, – напоминает Гусаров. – Более того, отметим, что до сих пор не решен вопрос о правообладании, ведь Ан-70 в большой степени создавался на российские деньги. Заказчиком была Россия. Неясно, имеет ли право Украина собирать эти самолеты. А даже если и имеет право – неужели Россия будет поставлять Киеву уникальные ступинские пропеллеры, которые производятся только в России и предназначены только для этого самолета? («Ступинское машиностроительное производственное предприятие», бывший завод № 120 Минавиапрома СССР в подмосковном Ступине – одно из крупнейших предприятий по выпуску воздушных винтов – прим. ВЗГЛЯД).

«Ан-70 – нормальный транспортный самолет, но вопрос в том, кто его будет заказывать, – отмечает Максим Пядушкин. – Изначально этот проект разрабатывался с оглядкой на то, что российские ВВС будут закупать достаточное количество таких машин. Но, насколько я понимаю, российские ВКС не будут его закупать. А насколько он нужен украинским ВВС и насколько у них хватит финансов, чтобы купить данные самолеты в количествах, оправдывающих их производство, – это вопрос».

«Зачем «Мрия» рынку?»

«Теоретически Украина может построить еще одну «Мрию» за несколько лет, – отмечает Гусаров. – Но вопрос в другом – зачем «Мрия» рынку».

«Бурана» сейчас нет, а использовать «Мрию» в качестве грузового самолета непрактично, – в свою очередь подчеркивает Максим Пядушкин. – Самолет слишком большой. Он может работать лишь на рынке нерегулярных негабаритных грузов, наряду с Ан-124 «Руслан». Рынок довольно узкий, и для того, чтобы перевозки окупались, нужна хорошая логистика, необходимо очень хорошо консолидировать грузы, не под любые перевозки этот самолет подойдет».

На сегодняшний день возможности этого самолета избыточны, соглашается Гусаров. «Мрия» выполняет единичные полеты по единичным контрактам, это уникальные перевозки. Поскольку самолет уже есть, остаточная стоимость у него нулевая, поэтому можно его эксплуатировать и пытаться конкурировать на рынке с Ан-124.

«Но себестоимость перевозок выше – у «Мрии» на два двигателя больше, расход топлива выше, машина более тяжелая. «Руслан» великолепно закрывает рынок негабаритных грузов, – полагает Гусаров. – Невероятно редки случаи, когда необходимо перевезти грузы в буквальном смысле «на» самолете – как «Буран», это сверхуникальные перевозки, которые требуются раз в 5–10 лет».

«Очень, очень дорогой самолет»

Ради этого нет никакого смысла строить «очень, очень дорогой самолет», отмечает собеседник. «Если брать серийное производство такого самолета, то даже с учетом дармовой рабочей силы, сравнительно дешевых ресурсов, которыми располагает Украина с учетом курса гривны, самолет будет стоить свыше 200 млн долларов, а скорее 300–500 млн долларов», – полагает Гусаров.

Отметим, что первый вице-президент «Антонова» Александр Коцюба в недавнем интервью украинскому порталу «Лiга.Бізнес» заявил: «По скромным оценкам, создание и запуск такого самолета в серийное производство оценивается в 3–4 млрд долларов. Львиную долю затрат занимает подготовка производства, изготовление оснастки, закупка оборудования, сертификация и выпуск конструкторской документации».

Для сравнения, в марте стало известно о сумме, в которую обойдется частичное восстановление оборудования для производства стратегического бомбардировщика Ту-160 на Казанском авиазаводе им. С. П. Горбунова (филиал ПАО «Туполев»). Общая сумма тендеров достигает почти 1,7 млрд рублей, сообщил «Интерфакс». По оценкам экспертов, программа восстановления серийного производства Ту-160М2 (о которой в марте заявили президент Татарстана Рустам Минниханов и президент Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь и которую поддерживают в руководстве Минобороны) может обойтись в сотни миллиардов рублей.

Очевидно, что бюджетные возможности России и Украины явно несопоставимы.

«У нас до сих пор обсуждается вопрос возобновления производства «Русланов», но вопрос не движется, поскольку нет заказа хотя бы на 40 машин, чтобы этот проект окупился, – подчеркивает эксперт. – А «Мрия» в единичном экземпляре, которая сама по себе обойдется в полмиллиарда долларов, если не считать восстановления производства – что с ней будет делать дальше Украина?»

Заявление Порошенко – не более чем популистское, направленное на «подъем национального самосознания», но отнюдь не преследующее практические цели, заключает Гусаров.

Категория: Экономика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  15.05.2017
В перестроечные времена в ряде публикаций центральной прессы, посвященных перипетиям освоения целинных земель, некоторые авторы в пылу творческого задора позволили себе недопустимую вольность, сошедшую им с рук. Времена тогда наступали такие, что пишущая братия воспринимала древнегреческую поговорку «Чаще поворачивай свой стиль» буквально. Казахстан эпохи «битвы за урожай» перестроечные инженеры человеческих душ поэтически сравнили с «цветком душистых прерий», проведя аналогию с эпопеей освоения Дикого Запада на Североамериканском континенте. Интересно, какая метафора сегодня пришла бы им на ум при соприкосновении с реалиями казахстанской современности?
Мировой ВПК  12.05.2017
Американский журнал The National Interest решил провести ревизию отечественной истребительной авиации. При этом, разумеется, для определения уровня ее боевых возможностей использовано сравнение с самолетами «вероятного противника». Каковых у США с определенного времени уже два — Россия и Китай. В качестве истребителей, которые должны обеспечивать в небе американское господство, выступают F-22 Raptor и F-35 Lightning II.
Мировой ВПК  04.05.2017
Создаваемый в России многофункциональный авиационный комплекс дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-100 будет способен обнаруживать новые классы целей, включая оперативно-тактическую авиацию нового поколения, — сообщил на селекторном совещании в военном ведомстве министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу.
Геополитика  04.05.2017
Покамест эта программа касается только русского флота. В ближайшее время он сможет нейтрализовать нынешнее подавляющее преимущество американского флота по численности и вооружению. А в перспективе это может стать проектом надевания наручников на западных варваров, когда им станет просто опасно грозить кому-то силою или навязывать свою волю "томагавками". Ибо ответ может быть быстрым, разрушительным, а главное - решительно от кого угодно!
Конфликты  19.05.2017
Западные СМИ, ссылаясь на своих экспертов, все чаще публикуют материалы, в которых красной нитью проходит мысль, что Россия завязла в сирийской войне и уже не знает, как из нее выйти. В действительности ситуация в Сирии сейчас складывается не совсем благоприятно для Дамаска, а следовательно, и для Москвы. С одной стороны, правительственным войскам и поддерживающим их силам сопутствует определенный военный успех, с другой стороны, действия Вашингтона, направленные против Башара Асада и его союзников, тоже имеют определенный эффект.
Конфликты  04.05.2017
Сенсационным результатом закончилась встреча Путина и Эрдогана. По ее итогам оба лидера заявили, что достигнуто – в том числе и с Трампом – соглашение о создании в Сирии так называемых зон безопасности. Это кардинальное изменение позиции Москвы. Означает ли оно ту самую «большую сделку» между Россией и США, о которой так много говорят в последнее время?
Конфликты  02.05.2017
С начала гражданской войны в Сирии режим Б. Асада проводил мероприятия по адаптации лояльных ему вооруженных формирований к условиям внутреннего конфликта, к которому они оказались абсолютно не готовы. В частности, в Сирийской арабской армии (САА) преобладали исключительно тяжелые бронетанковые и механизированные дивизии. Всего таких соединений было одиннадцать (а также две дивизии «специальных сил» — 14-я и сформированная непосредственно перед началом гражданской войны 15-я).