05.12.2014, 19:08
Зачем Турции российский газ?
Зачем Турции российский газ?Международная военная политика
Отказ России от газопровода "Южный поток" - сегодня одна из самых обсуждаемых тем. Несмотря на то что на эту тему написано много, роль Турции в этом процессе еще недостаточно освещена.

Сегодня Турция, которая является одним из самых влиятельных игроков в регионе, - надежный, последовательный стратегический союзник США в борьбе с Башаром Асадом. Кроме того, эта страна является естественным буфером между "Исламским государством", Ираном и Европой, пишет издание Trend.

Все это позволяет Анкаре действовать в некоторых случаях без оглядки на своих партнеров. Именно этим объясняется продолжающееся "противостояние" Турции с Израилем, и именно так поступила Анкара, разрешив России проложить газопровод по своей территории.

Однако, несмотря на решительность Турции и ее желание стать поставщиком, а не транзитером энергоносителей, в этом проекте больше вопросов, чем ответов.

И самый главный вопрос в том, кто будет строить эту трубу. Сегодня Турция через свои государственные компании принимает участие в проектах доставки азербайджанского газа в Европу. В числе этих проектов вторая стадия разработки месторождения "Шах Дениз", расширение Южнокавказского газопровода и, наконец, газопровод TANAP.

Финансирование доли Турции в этих проектах требует многомиллиардных инвестиций. Какие средства Анкара планирует вкладывать в российский проект, который также потребует миллиардных инвестиций, пока непонятно. Если строительство газопровода полностью возьмет на себя Россия, то и труба будет принадлежать ей. На такое Турция, скорее всего, никогда не пойдет.

Также возникают вопросы с объемами, которые Турция намерена закупать в России.

В 2012 г. эта страна потребляла 41,4 млрд куб. м газа. В 2013 г. этот показатель снизился до 38 млрд куб. м. По всей видимости, в этом году будет зафиксирован аналогичный показатель.

Вопрос в том, что Турция будет делать с 14 млрд куб. м газа, которые она хочет получить от России. Особенно с учетом того, что объем потребления в Турции снизился и с 2018 г. она начнет получать дополнительно 6 млрд куб. м азербайджанского газа.

Если прибавить этот газ к российскому, то общий объем, который эта страна получит в ближайшие годы (20 млрд куб. м), составит почти половину от сегодняшнего потребления Турции. При этом 50%-го роста потребления в этой стране в ближайшие годы ждать просто нереально.

Важным моментом является вывод российского газа на границу с Европой. ЕС, отказав Москве в "Южном потоке", не будет покупать газ, если его будет продавать Россия. Значит, его поставщиком может стать Турция.

Вместе с тем Анкара, к которой Европа всегда относилась с оглядкой, сегодня не имеет опыта в реализации таких проектов. Однако такой опыт есть у Азербайджана. Сегодня Баку знают и доверяют в Европе. Азербайджан, инициатор проекта альтернативных поставок, уже провел переговоры с европейскими странами.

До выбора Трансадриатического газопровода в качестве основного направления поставок азербайджанского газа рассматривалось еще несколько маршрутов, в числе которых трубопровод Nabucco. Азербайджан проводил оценку всех этих проектов, знает их партнеров, условия и возможности реализации, сильные и слабые стороны. И такой опыт Баку может быть с успехом использован для доставки любого газа в Европу, отмечает издание.

Тем не менее, как считает заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов, никакого смысла в транзите российского газа в Европу через Азербайджан нет. Во всяком случае выгоды от такого маршрута менее очевидны, чем транзит через Турцию. Хотя бы по той причине, что у Азербайджана нет соответствующих газотранспортных мощностей, то есть их надо строить, а потом этот газ в любом случае пойдет через Турцию.

Азербайджан уже не первый год безуспешно старается повысить свою роль на мировой арене в качестве поставщика энергоресурсов. Закрытый проект Nabucco претендовал на азербайджанский газ, как и разрабатываемый сейчас TANAP.

Но проблема Азербайджана в этом плане – небольшая ресурсная база. То есть даже в случае разработки месторождения "Шах-Дениз" полученного ресурса не хватит, для того чтобы в обозримом будущем сделать поставки в Европу по новому маршруту рентабельными.

Поэтому Азербайджан всегда рассматривался только вместе с Туркменией и Ираном. Но сейчас Туркмения активно сотрудничает с Китаем и не обладает соответствующими газотранспортными мощностями. Роль Ирана еще более сомнительна, считает аналитик. 


Выгода для Турции

Турция, по словам заместителя гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, давно мечтала о подобном проекте.

"У них это давно записано в их энергетической стратегии, и они последовательно пытались это сделать, правда, как мы знаем, Иран был изолирован на длительное время. С иранским газом не получилось, сейчас этот проект реализуется за счет азербайджанского газа, который все-таки не полноценный, мощный поток газа не тянет", — цитирует "РИА Новости" Алексея Гривача.

Речь идет о 10 млрд куб. м газа в год. "Появление российского газа, конечно, кардинально меняет ситуацию", — сказал Гривач. 




из России эта страна сейчас получает по обходному маршруту через Украину и Балканы. Фактически разворот "Южного потока" на Турцию можно рассматривать как увеличение пропускной способности "Голубого потока" (мощность 16 млрд куб. м газа в год) – существующего газопровода, по которому газ напрямую идет из России в Турцию.

"Напомню, что ранее "Газпром" договорился с этой страной об увеличении поставок газа на 3 млрд куб. м, то есть в скором времени поставки достигнут порядка 30 млрд куб м в год", - пишет он.

Второе – интерес Турции. Надо заметить, что часть газа (около 9 млрд куб. м газа в 2013 г.) она получает из Ирана по весьма "взрывоопасной" территории. Нередко газотранспортные мощности на этом направлении выводятся из строя. Соответственно создание дополнительного прямого маршрута из России в такой ситуации – это забота об энергобезопасности государства. Притом, если рассматривать только строительство условно второй нитки "Голубого потока", то такой проект уже сейчас не вызывает никаких вопросов относительно своей целесообразности.

А превращение Турции в танзитера российского газа подрывает и без того небольшие перспективы альтернативных маршрутов (из того же Азербайджана). Но это, разумеется, оправдано в текущей ситуации, когда Евросоюз занимает неконструктивную позицию относительно вывода "Южного потока" из-под действия Третьего энергопакета, полагает аналитик. 


История вопроса

Турция — в настоящее время второй по величине рынок сбыта "Газпрома" после Германии. В 2013 г. "Газпром" экспортировал в Турцию 26,7 млрд куб. м газа. Поставки российского газа в Турцию осуществляются по газопроводу "Голубой поток" и Трансбалканскому газопроводу.

Газопровод "Голубой поток" проходит по дну Черного моря и с 2003 г. обеспечивает прямые поставки газа турецким потребителям. Мощность газопровода — 16 млрд куб. м в год. Всего с начала эксплуатации по газопроводу поставлено более 110 млрд куб. м.

Российско-турецкое сотрудничество в газовой сфере началось в 1984 г., когда между правительствами Турецкой Республики и СССР было подписано Соглашение о поставках природного газа в Турцию.

Всего с начала поставок в 1987 г. и по 2005 г. включительно из России в Турцию экспортировано около 138,7 млрд куб. м природного газа.

Газопровод "Голубой поток" дополняет уже действующий газотранспортный коридор из России в Турцию через территорию Украины, Молдавии, Румынии и Болгарии. "Голубой поток" существенно повышает надежность поставок газа в Турцию и создает дополнительные предпосылки для развития газового рынка и газовой инфраструктуры этой страны. 




В 2004 г. по газопроводу было поставлено более 3,2 млрд куб. м газа, в 2005 г. — 5 млрд куб. м. В 2006 г. ожидается поставка газа на уровне 6—6,5 млрд куб. м.

Ежегодно объемы экспорта российского газа в Турцию увеличиваются. Так, в 2004 г. объем поставок достиг 14,5 млрд куб. м, в 2005 г. составил более 18 млрд куб. м. 6 декабря 2004 г. ОАО "Газпром" и турецкая трубопроводная компания Botas подписали меморандум о развитии сотрудничества в газовой сфере.

Документ предусматривает возможность поставок газа ОАО "Газпром" в Турцию напрямую или через дочерние компании вплоть до конечных потребителей, а также участие в проектах по газификации, газораспределению, развитию мощностей подземного хранения газа и газоэнергетических мощностей на территории Турции.

Турецкая трубопроводная корпорация Botas, монополист по импорту природного газа, была основана в августе 1974 г. в качестве аффилированной компании с турецкой трубопроводной корпорацией. Основными направлениями деятельности корпорации Botas являются производство и транспортировка нефти и газа, маркетинговые исследования и поставки энергоносителей конечным потребителям.

В соответствии с принятым в 2002 г. Турцией законом о либерализации рынка газа Botas на тендерной основе частично передает свои контракты на импорт природных ресурсов другим энергетическим компаниям.

Категория: Экономика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  30.03.2017
Президент Украины Петр Порошенко подписал указ о демилитаризации и продаже ракетного крейсера «Украина», находящегося у достроечной стенки завода имени 61 коммунара в Николаеве. Мы попытались разобраться в истории и судьбе корабля, постройка которого была остановлена после развала СССР.
Геополитика  30.03.2017
Ровно 150 лет назад была заключена сделка о продаже русской Аляски Соединенным Штатам. Какую роль в этом сыграло восстание декабристов? Почему обнаружение на полуострове золота Петербург воспринял как большую проблему? На что в итоге пошли вырученные деньги? И чем руководствовался американский Конгресс, наотрез отказываясь от приобретения новых земель?
Мировой ВПК  27.03.2017
Ижевский электромеханический завод «Купол» впервые поставил полковой комплект ЗРК малой дальности 9К331М «Тор-М2» для оснащения 538-го зенитного ракетного полка 4-й гвардейской Кантемировской танковой дивизии Западного военного округа. Об этом сообщил в ходе Единого дня военной приемки командир полка Константин Демидов.
Мировой ВПК  27.03.2017
Ракетный крейсер «Украина» был построен в последние годы советской власти, в 1984–1990 годах. Разработка корабля (который первоначально назывался «Комсомолец», а в 1985–1993 – «Адмирал флота Лобов») велась в ленинградском Северном конструкторском бюро, собственно строительство – на николаевском судостроительном. Крейсер относится к проекту 1164 «Атлант» – классу кораблей, занимающему промежуточное положение между тяжелыми атомными крейсерами типа «Киров» и эсминцами типа «Современный». В основные задачи таких крейсеров в том числе входит уничтожение надводных кораблей противника вплоть до авианосцев, борьба с подлодками, решение задач коллективной ПВО, поддержка десантов и т.д.
Конфликты  23.03.2017
«На границе тучи ходят хмуро…» — это сегодня про израильский Север. Про тучи, которые следует развеять, а заодно и вызванный ими туман, про назревающую грозу на северной границе. Напряжение там, ставшее очевидным после обмена ударами между Израилем и Сирией в конце прошлой недели, — не локальное кратковременное обострение ситуации, а отражение новой реальности, которая определит будущее региона в ближайшей перспективе.
Конфликты  22.03.2017
Израиль пообещал продолжить авиаудары по оружейным конвоям «Хезболлы» в Сирии. Атаки будут продолжаться в случае «возможности с разведывательной и военной точек зрения», - подчеркнул премьер- министр страны Биньямин Нетаньяху. Он отметил, что проинформировал президента России Владимира Путина о своих намерениях. Кроме того, израильский премьер опроверг сообщения о том, что Россия настаивает на прекращении Израилем военных операций на сирийской территории. «У России имеется выработанная политика (по отношению к позиции Израиля на Ближнем Востоке), и она не изменилась», - цитирует заявление Нетаньяху израильское издание The Jerusalem Post.
Конфликты  22.03.2017
Швейцарский военный ресурс «Offiziere.ch» опубликовал статью канадского военного эксперта Пола Прайса «Strategic Spillover: The Emirates in Africa» («Стратегическая экспансия Эмиратов в Африке»). Автор, ранее работавший в аналитических структурах НАТО и ОБСЭ, комментирует создание Объединенными Арабскими Эмиратами двух военных баз на территории Африки.