05.12.2014, 19:08
Зачем Турции российский газ?
Зачем Турции российский газ?Международная военная политика
Отказ России от газопровода "Южный поток" - сегодня одна из самых обсуждаемых тем. Несмотря на то что на эту тему написано много, роль Турции в этом процессе еще недостаточно освещена.

Сегодня Турция, которая является одним из самых влиятельных игроков в регионе, - надежный, последовательный стратегический союзник США в борьбе с Башаром Асадом. Кроме того, эта страна является естественным буфером между "Исламским государством", Ираном и Европой, пишет издание Trend.

Все это позволяет Анкаре действовать в некоторых случаях без оглядки на своих партнеров. Именно этим объясняется продолжающееся "противостояние" Турции с Израилем, и именно так поступила Анкара, разрешив России проложить газопровод по своей территории.

Однако, несмотря на решительность Турции и ее желание стать поставщиком, а не транзитером энергоносителей, в этом проекте больше вопросов, чем ответов.

И самый главный вопрос в том, кто будет строить эту трубу. Сегодня Турция через свои государственные компании принимает участие в проектах доставки азербайджанского газа в Европу. В числе этих проектов вторая стадия разработки месторождения "Шах Дениз", расширение Южнокавказского газопровода и, наконец, газопровод TANAP.

Финансирование доли Турции в этих проектах требует многомиллиардных инвестиций. Какие средства Анкара планирует вкладывать в российский проект, который также потребует миллиардных инвестиций, пока непонятно. Если строительство газопровода полностью возьмет на себя Россия, то и труба будет принадлежать ей. На такое Турция, скорее всего, никогда не пойдет.

Также возникают вопросы с объемами, которые Турция намерена закупать в России.

В 2012 г. эта страна потребляла 41,4 млрд куб. м газа. В 2013 г. этот показатель снизился до 38 млрд куб. м. По всей видимости, в этом году будет зафиксирован аналогичный показатель.

Вопрос в том, что Турция будет делать с 14 млрд куб. м газа, которые она хочет получить от России. Особенно с учетом того, что объем потребления в Турции снизился и с 2018 г. она начнет получать дополнительно 6 млрд куб. м азербайджанского газа.

Если прибавить этот газ к российскому, то общий объем, который эта страна получит в ближайшие годы (20 млрд куб. м), составит почти половину от сегодняшнего потребления Турции. При этом 50%-го роста потребления в этой стране в ближайшие годы ждать просто нереально.

Важным моментом является вывод российского газа на границу с Европой. ЕС, отказав Москве в "Южном потоке", не будет покупать газ, если его будет продавать Россия. Значит, его поставщиком может стать Турция.

Вместе с тем Анкара, к которой Европа всегда относилась с оглядкой, сегодня не имеет опыта в реализации таких проектов. Однако такой опыт есть у Азербайджана. Сегодня Баку знают и доверяют в Европе. Азербайджан, инициатор проекта альтернативных поставок, уже провел переговоры с европейскими странами.

До выбора Трансадриатического газопровода в качестве основного направления поставок азербайджанского газа рассматривалось еще несколько маршрутов, в числе которых трубопровод Nabucco. Азербайджан проводил оценку всех этих проектов, знает их партнеров, условия и возможности реализации, сильные и слабые стороны. И такой опыт Баку может быть с успехом использован для доставки любого газа в Европу, отмечает издание.

Тем не менее, как считает заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов, никакого смысла в транзите российского газа в Европу через Азербайджан нет. Во всяком случае выгоды от такого маршрута менее очевидны, чем транзит через Турцию. Хотя бы по той причине, что у Азербайджана нет соответствующих газотранспортных мощностей, то есть их надо строить, а потом этот газ в любом случае пойдет через Турцию.

Азербайджан уже не первый год безуспешно старается повысить свою роль на мировой арене в качестве поставщика энергоресурсов. Закрытый проект Nabucco претендовал на азербайджанский газ, как и разрабатываемый сейчас TANAP.

Но проблема Азербайджана в этом плане – небольшая ресурсная база. То есть даже в случае разработки месторождения "Шах-Дениз" полученного ресурса не хватит, для того чтобы в обозримом будущем сделать поставки в Европу по новому маршруту рентабельными.

Поэтому Азербайджан всегда рассматривался только вместе с Туркменией и Ираном. Но сейчас Туркмения активно сотрудничает с Китаем и не обладает соответствующими газотранспортными мощностями. Роль Ирана еще более сомнительна, считает аналитик. 


Выгода для Турции

Турция, по словам заместителя гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, давно мечтала о подобном проекте.

"У них это давно записано в их энергетической стратегии, и они последовательно пытались это сделать, правда, как мы знаем, Иран был изолирован на длительное время. С иранским газом не получилось, сейчас этот проект реализуется за счет азербайджанского газа, который все-таки не полноценный, мощный поток газа не тянет", — цитирует "РИА Новости" Алексея Гривача.

Речь идет о 10 млрд куб. м газа в год. "Появление российского газа, конечно, кардинально меняет ситуацию", — сказал Гривач. 




из России эта страна сейчас получает по обходному маршруту через Украину и Балканы. Фактически разворот "Южного потока" на Турцию можно рассматривать как увеличение пропускной способности "Голубого потока" (мощность 16 млрд куб. м газа в год) – существующего газопровода, по которому газ напрямую идет из России в Турцию.

"Напомню, что ранее "Газпром" договорился с этой страной об увеличении поставок газа на 3 млрд куб. м, то есть в скором времени поставки достигнут порядка 30 млрд куб м в год", - пишет он.

Второе – интерес Турции. Надо заметить, что часть газа (около 9 млрд куб. м газа в 2013 г.) она получает из Ирана по весьма "взрывоопасной" территории. Нередко газотранспортные мощности на этом направлении выводятся из строя. Соответственно создание дополнительного прямого маршрута из России в такой ситуации – это забота об энергобезопасности государства. Притом, если рассматривать только строительство условно второй нитки "Голубого потока", то такой проект уже сейчас не вызывает никаких вопросов относительно своей целесообразности.

А превращение Турции в танзитера российского газа подрывает и без того небольшие перспективы альтернативных маршрутов (из того же Азербайджана). Но это, разумеется, оправдано в текущей ситуации, когда Евросоюз занимает неконструктивную позицию относительно вывода "Южного потока" из-под действия Третьего энергопакета, полагает аналитик. 


История вопроса

Турция — в настоящее время второй по величине рынок сбыта "Газпрома" после Германии. В 2013 г. "Газпром" экспортировал в Турцию 26,7 млрд куб. м газа. Поставки российского газа в Турцию осуществляются по газопроводу "Голубой поток" и Трансбалканскому газопроводу.

Газопровод "Голубой поток" проходит по дну Черного моря и с 2003 г. обеспечивает прямые поставки газа турецким потребителям. Мощность газопровода — 16 млрд куб. м в год. Всего с начала эксплуатации по газопроводу поставлено более 110 млрд куб. м.

Российско-турецкое сотрудничество в газовой сфере началось в 1984 г., когда между правительствами Турецкой Республики и СССР было подписано Соглашение о поставках природного газа в Турцию.

Всего с начала поставок в 1987 г. и по 2005 г. включительно из России в Турцию экспортировано около 138,7 млрд куб. м природного газа.

Газопровод "Голубой поток" дополняет уже действующий газотранспортный коридор из России в Турцию через территорию Украины, Молдавии, Румынии и Болгарии. "Голубой поток" существенно повышает надежность поставок газа в Турцию и создает дополнительные предпосылки для развития газового рынка и газовой инфраструктуры этой страны. 




В 2004 г. по газопроводу было поставлено более 3,2 млрд куб. м газа, в 2005 г. — 5 млрд куб. м. В 2006 г. ожидается поставка газа на уровне 6—6,5 млрд куб. м.

Ежегодно объемы экспорта российского газа в Турцию увеличиваются. Так, в 2004 г. объем поставок достиг 14,5 млрд куб. м, в 2005 г. составил более 18 млрд куб. м. 6 декабря 2004 г. ОАО "Газпром" и турецкая трубопроводная компания Botas подписали меморандум о развитии сотрудничества в газовой сфере.

Документ предусматривает возможность поставок газа ОАО "Газпром" в Турцию напрямую или через дочерние компании вплоть до конечных потребителей, а также участие в проектах по газификации, газораспределению, развитию мощностей подземного хранения газа и газоэнергетических мощностей на территории Турции.

Турецкая трубопроводная корпорация Botas, монополист по импорту природного газа, была основана в августе 1974 г. в качестве аффилированной компании с турецкой трубопроводной корпорацией. Основными направлениями деятельности корпорации Botas являются производство и транспортировка нефти и газа, маркетинговые исследования и поставки энергоносителей конечным потребителям.

В соответствии с принятым в 2002 г. Турцией законом о либерализации рынка газа Botas на тендерной основе частично передает свои контракты на импорт природных ресурсов другим энергетическим компаниям.

Категория: Экономика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  21.11.2017
Российский ответ на выход США из Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД) должен быть асимметричным. Он может заключаться в создании наземной группировки крылатых ракет стратегической дальности и супероружия – ракет с боевыми частями мегатонного класса.
Мировой ВПК  20.11.2017
Эта новость настолько огорчительна и неожидана, что требует хоть каких-нибудь внятных пояснений. По словам президента Объединенной судостроительной корпорации Алексея Рахманова, возник дефицит финансирования при строительстве атомного подводного ракетного крейсера стратегического назначения «Князь Олег» проекта 955А «Борей». В результате сроки спуска на воду «Князя Олега», посетовал глава ОСК, уже пришлось неоднократно откладывать.
Мировой ВПК  19.11.2017
На Казанском авиационном заводе имени Горбунова состоялась выкатка на летно-испытательную станцию модернизированного ракетоносца Ту-160. Самолет при большом стечении журналистов появился из нового ангара, специально построенного под проект глубокой модернизации «Белого лебедя», как называют в авиации Ту-160.
Мировой ВПК  18.11.2017
The National Interest продолжает знакомит читателей с небывалыми качествами «чемодана без ручки». То есть неудачного легкого истребителя F-35, на который уже потрачено столько денег, что отказаться от него уже невозможно. Слабые летные характеристики компания «Локхид Мартин» уже давно пытается скомпенсировать мощным программным обеспечением, которое должно быть чуть ли ни умнее пилота. В статье говорится, что по-настоящему прекрасный истребитель появится в начале двадцатых годов, когда будет готов программный блок с индексом Block IV. А пока придется полетать на том, что имеем.
Конфликты  21.11.2017
События в Сирии, вместо того, чтобы уже подходить к завершению, продолжают развиваться. Как известно, вчера утром было обстреляно из минометов посольство России в Дамаске. Несмотря на это в Совете Безопасности ООН США заблокировали российский вариант заявления для прессы в связи с обстрелом, в очередной раз продемонстрировав двойной подход к ситуации.
Конфликты  20.11.2017
Это сообщение в Киеве комментируют под ликующими заголовками типа «Победа близка как никогда»: по сообщению телеканала ABC News, после долгих проволочек Совет национальной безопасности США одобрил грант в 47 миллионов долларов на закупку оружия для Украины. Теперь президенту Дональду Трампу будет предложено окончательно утвердить «покупку американского оборонного оружия, включая мощные противотанковые ракеты Javelin».
Конфликты  13.11.2017
Разведкой ДНР отмечена ротация подразделений ВСУ на мариупольском направлении В связи с этим заместитель командующего оперативным командованием Донецкой народной республики Эдуард Басурин не исключает обострения ситуации. По словам представителя военного ведомства ДНР, отмечено прибытие на мариупольское направление 501 обМП (отдельного батальона морской пехоты) 36 обрМП (отдельной бригады морской пехоты) предположительно для ротации подразделений 1 обМП. Басурин убежден, что прибытие очередных военных только усугубит и «без того сложную ситуацию вблизи линии соприкосновения на Мариупольском направлении».