05.12.2014, 19:08
Зачем Турции российский газ?
Зачем Турции российский газ?Международная военная политика
Отказ России от газопровода "Южный поток" - сегодня одна из самых обсуждаемых тем. Несмотря на то что на эту тему написано много, роль Турции в этом процессе еще недостаточно освещена.

Сегодня Турция, которая является одним из самых влиятельных игроков в регионе, - надежный, последовательный стратегический союзник США в борьбе с Башаром Асадом. Кроме того, эта страна является естественным буфером между "Исламским государством", Ираном и Европой, пишет издание Trend.

Все это позволяет Анкаре действовать в некоторых случаях без оглядки на своих партнеров. Именно этим объясняется продолжающееся "противостояние" Турции с Израилем, и именно так поступила Анкара, разрешив России проложить газопровод по своей территории.

Однако, несмотря на решительность Турции и ее желание стать поставщиком, а не транзитером энергоносителей, в этом проекте больше вопросов, чем ответов.

И самый главный вопрос в том, кто будет строить эту трубу. Сегодня Турция через свои государственные компании принимает участие в проектах доставки азербайджанского газа в Европу. В числе этих проектов вторая стадия разработки месторождения "Шах Дениз", расширение Южнокавказского газопровода и, наконец, газопровод TANAP.

Финансирование доли Турции в этих проектах требует многомиллиардных инвестиций. Какие средства Анкара планирует вкладывать в российский проект, который также потребует миллиардных инвестиций, пока непонятно. Если строительство газопровода полностью возьмет на себя Россия, то и труба будет принадлежать ей. На такое Турция, скорее всего, никогда не пойдет.

Также возникают вопросы с объемами, которые Турция намерена закупать в России.

В 2012 г. эта страна потребляла 41,4 млрд куб. м газа. В 2013 г. этот показатель снизился до 38 млрд куб. м. По всей видимости, в этом году будет зафиксирован аналогичный показатель.

Вопрос в том, что Турция будет делать с 14 млрд куб. м газа, которые она хочет получить от России. Особенно с учетом того, что объем потребления в Турции снизился и с 2018 г. она начнет получать дополнительно 6 млрд куб. м азербайджанского газа.

Если прибавить этот газ к российскому, то общий объем, который эта страна получит в ближайшие годы (20 млрд куб. м), составит почти половину от сегодняшнего потребления Турции. При этом 50%-го роста потребления в этой стране в ближайшие годы ждать просто нереально.

Важным моментом является вывод российского газа на границу с Европой. ЕС, отказав Москве в "Южном потоке", не будет покупать газ, если его будет продавать Россия. Значит, его поставщиком может стать Турция.

Вместе с тем Анкара, к которой Европа всегда относилась с оглядкой, сегодня не имеет опыта в реализации таких проектов. Однако такой опыт есть у Азербайджана. Сегодня Баку знают и доверяют в Европе. Азербайджан, инициатор проекта альтернативных поставок, уже провел переговоры с европейскими странами.

До выбора Трансадриатического газопровода в качестве основного направления поставок азербайджанского газа рассматривалось еще несколько маршрутов, в числе которых трубопровод Nabucco. Азербайджан проводил оценку всех этих проектов, знает их партнеров, условия и возможности реализации, сильные и слабые стороны. И такой опыт Баку может быть с успехом использован для доставки любого газа в Европу, отмечает издание.

Тем не менее, как считает заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов, никакого смысла в транзите российского газа в Европу через Азербайджан нет. Во всяком случае выгоды от такого маршрута менее очевидны, чем транзит через Турцию. Хотя бы по той причине, что у Азербайджана нет соответствующих газотранспортных мощностей, то есть их надо строить, а потом этот газ в любом случае пойдет через Турцию.

Азербайджан уже не первый год безуспешно старается повысить свою роль на мировой арене в качестве поставщика энергоресурсов. Закрытый проект Nabucco претендовал на азербайджанский газ, как и разрабатываемый сейчас TANAP.

Но проблема Азербайджана в этом плане – небольшая ресурсная база. То есть даже в случае разработки месторождения "Шах-Дениз" полученного ресурса не хватит, для того чтобы в обозримом будущем сделать поставки в Европу по новому маршруту рентабельными.

Поэтому Азербайджан всегда рассматривался только вместе с Туркменией и Ираном. Но сейчас Туркмения активно сотрудничает с Китаем и не обладает соответствующими газотранспортными мощностями. Роль Ирана еще более сомнительна, считает аналитик. 


Выгода для Турции

Турция, по словам заместителя гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексея Гривача, давно мечтала о подобном проекте.

"У них это давно записано в их энергетической стратегии, и они последовательно пытались это сделать, правда, как мы знаем, Иран был изолирован на длительное время. С иранским газом не получилось, сейчас этот проект реализуется за счет азербайджанского газа, который все-таки не полноценный, мощный поток газа не тянет", — цитирует "РИА Новости" Алексея Гривача.

Речь идет о 10 млрд куб. м газа в год. "Появление российского газа, конечно, кардинально меняет ситуацию", — сказал Гривач. 




из России эта страна сейчас получает по обходному маршруту через Украину и Балканы. Фактически разворот "Южного потока" на Турцию можно рассматривать как увеличение пропускной способности "Голубого потока" (мощность 16 млрд куб. м газа в год) – существующего газопровода, по которому газ напрямую идет из России в Турцию.

"Напомню, что ранее "Газпром" договорился с этой страной об увеличении поставок газа на 3 млрд куб. м, то есть в скором времени поставки достигнут порядка 30 млрд куб м в год", - пишет он.

Второе – интерес Турции. Надо заметить, что часть газа (около 9 млрд куб. м газа в 2013 г.) она получает из Ирана по весьма "взрывоопасной" территории. Нередко газотранспортные мощности на этом направлении выводятся из строя. Соответственно создание дополнительного прямого маршрута из России в такой ситуации – это забота об энергобезопасности государства. Притом, если рассматривать только строительство условно второй нитки "Голубого потока", то такой проект уже сейчас не вызывает никаких вопросов относительно своей целесообразности.

А превращение Турции в танзитера российского газа подрывает и без того небольшие перспективы альтернативных маршрутов (из того же Азербайджана). Но это, разумеется, оправдано в текущей ситуации, когда Евросоюз занимает неконструктивную позицию относительно вывода "Южного потока" из-под действия Третьего энергопакета, полагает аналитик. 


История вопроса

Турция — в настоящее время второй по величине рынок сбыта "Газпрома" после Германии. В 2013 г. "Газпром" экспортировал в Турцию 26,7 млрд куб. м газа. Поставки российского газа в Турцию осуществляются по газопроводу "Голубой поток" и Трансбалканскому газопроводу.

Газопровод "Голубой поток" проходит по дну Черного моря и с 2003 г. обеспечивает прямые поставки газа турецким потребителям. Мощность газопровода — 16 млрд куб. м в год. Всего с начала эксплуатации по газопроводу поставлено более 110 млрд куб. м.

Российско-турецкое сотрудничество в газовой сфере началось в 1984 г., когда между правительствами Турецкой Республики и СССР было подписано Соглашение о поставках природного газа в Турцию.

Всего с начала поставок в 1987 г. и по 2005 г. включительно из России в Турцию экспортировано около 138,7 млрд куб. м природного газа.

Газопровод "Голубой поток" дополняет уже действующий газотранспортный коридор из России в Турцию через территорию Украины, Молдавии, Румынии и Болгарии. "Голубой поток" существенно повышает надежность поставок газа в Турцию и создает дополнительные предпосылки для развития газового рынка и газовой инфраструктуры этой страны. 




В 2004 г. по газопроводу было поставлено более 3,2 млрд куб. м газа, в 2005 г. — 5 млрд куб. м. В 2006 г. ожидается поставка газа на уровне 6—6,5 млрд куб. м.

Ежегодно объемы экспорта российского газа в Турцию увеличиваются. Так, в 2004 г. объем поставок достиг 14,5 млрд куб. м, в 2005 г. составил более 18 млрд куб. м. 6 декабря 2004 г. ОАО "Газпром" и турецкая трубопроводная компания Botas подписали меморандум о развитии сотрудничества в газовой сфере.

Документ предусматривает возможность поставок газа ОАО "Газпром" в Турцию напрямую или через дочерние компании вплоть до конечных потребителей, а также участие в проектах по газификации, газораспределению, развитию мощностей подземного хранения газа и газоэнергетических мощностей на территории Турции.

Турецкая трубопроводная корпорация Botas, монополист по импорту природного газа, была основана в августе 1974 г. в качестве аффилированной компании с турецкой трубопроводной корпорацией. Основными направлениями деятельности корпорации Botas являются производство и транспортировка нефти и газа, маркетинговые исследования и поставки энергоносителей конечным потребителям.

В соответствии с принятым в 2002 г. Турцией законом о либерализации рынка газа Botas на тендерной основе частично передает свои контракты на импорт природных ресурсов другим энергетическим компаниям.

Категория: Экономика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  15.05.2017
В перестроечные времена в ряде публикаций центральной прессы, посвященных перипетиям освоения целинных земель, некоторые авторы в пылу творческого задора позволили себе недопустимую вольность, сошедшую им с рук. Времена тогда наступали такие, что пишущая братия воспринимала древнегреческую поговорку «Чаще поворачивай свой стиль» буквально. Казахстан эпохи «битвы за урожай» перестроечные инженеры человеческих душ поэтически сравнили с «цветком душистых прерий», проведя аналогию с эпопеей освоения Дикого Запада на Североамериканском континенте. Интересно, какая метафора сегодня пришла бы им на ум при соприкосновении с реалиями казахстанской современности?
Мировой ВПК  12.05.2017
Американский журнал The National Interest решил провести ревизию отечественной истребительной авиации. При этом, разумеется, для определения уровня ее боевых возможностей использовано сравнение с самолетами «вероятного противника». Каковых у США с определенного времени уже два — Россия и Китай. В качестве истребителей, которые должны обеспечивать в небе американское господство, выступают F-22 Raptor и F-35 Lightning II.
Мировой ВПК  04.05.2017
Создаваемый в России многофункциональный авиационный комплекс дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-100 будет способен обнаруживать новые классы целей, включая оперативно-тактическую авиацию нового поколения, — сообщил на селекторном совещании в военном ведомстве министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу.
Геополитика  04.05.2017
Покамест эта программа касается только русского флота. В ближайшее время он сможет нейтрализовать нынешнее подавляющее преимущество американского флота по численности и вооружению. А в перспективе это может стать проектом надевания наручников на западных варваров, когда им станет просто опасно грозить кому-то силою или навязывать свою волю "томагавками". Ибо ответ может быть быстрым, разрушительным, а главное - решительно от кого угодно!
Конфликты  19.05.2017
Западные СМИ, ссылаясь на своих экспертов, все чаще публикуют материалы, в которых красной нитью проходит мысль, что Россия завязла в сирийской войне и уже не знает, как из нее выйти. В действительности ситуация в Сирии сейчас складывается не совсем благоприятно для Дамаска, а следовательно, и для Москвы. С одной стороны, правительственным войскам и поддерживающим их силам сопутствует определенный военный успех, с другой стороны, действия Вашингтона, направленные против Башара Асада и его союзников, тоже имеют определенный эффект.
Конфликты  04.05.2017
Сенсационным результатом закончилась встреча Путина и Эрдогана. По ее итогам оба лидера заявили, что достигнуто – в том числе и с Трампом – соглашение о создании в Сирии так называемых зон безопасности. Это кардинальное изменение позиции Москвы. Означает ли оно ту самую «большую сделку» между Россией и США, о которой так много говорят в последнее время?
Конфликты  02.05.2017
С начала гражданской войны в Сирии режим Б. Асада проводил мероприятия по адаптации лояльных ему вооруженных формирований к условиям внутреннего конфликта, к которому они оказались абсолютно не готовы. В частности, в Сирийской арабской армии (САА) преобладали исключительно тяжелые бронетанковые и механизированные дивизии. Всего таких соединений было одиннадцать (а также две дивизии «специальных сил» — 14-я и сформированная непосредственно перед началом гражданской войны 15-я).