08.01.2015, 17:47
Зачем США создают плацдарм на заднем дворе России?
Зачем США создают плацдарм на заднем дворе России?Международная военная политика
Стандартное новогоднее поздравление, направленное Бараком Обамой его узбекскому коллеге Исламу Каримову уже несколько дней будоражит умы российских политиков и экспертов. Их смутила фраза в тексте о том, что в 2015 году Обама ожидает «укрепления военного партнерства между нашими странами (т.е. США и Узбекистаном) и совместной работы по построению более стабильного и безопасного мира для всех». В ней они увидели желание Соединенных Штатов резко повысить уровень отношений с Узбекистаном и превратить его в свой плацдарм в регионе.

Теоретически, конечно, Вашингтон мог бы пойти на этот шаг. В какой-то степени он даже напрашивается. Во-первых, вывод американских войск из Афганистана лишает американцев нынешнего плацдарма в Центральной Азии - крайне важном регионе с точки зрения международных торговых путей и энергоресурсов. Во-вторых, Соединенным Штатам крайне важно контролировать эту территорию из-за объявленной Китаем концепции «Великого шелкового пути» - увеличения торговли с Европой через сухопутные маршруты, которые, в отличие от морских, не могут быть перекрыты американским или любым другим флотом. В-третьих, американцам нужно как-то отвечать на укрепление позиций России в регионе.

С учетом всех трех задач, Узбекистан является единственным потенциальным кандидатом на роль плацдарма. Казахстан находится в Евразийском союзе, Киргизия на пути к нему. Туркменистан вообще не собирается превращаться в чей-то плацдарм - Гурбангулы Бердымухаммедов хочет спокойно заниматься экспортом газа, в том числе и в Китай, и не намерен играть в геополитику. Таджикистан же, несмотря на все антироссийские действия Эмомали Рахмона, слишком сильно зависит от Москвы с точки зрения безопасности, а также пытается наладить стратегические отношения с иранцами. Союз с американцами поставит под угрозу отношения с обеими странами.

Между тем, если внимательно проанализировать ситуацию, то получится, что идею американо-узбекского альянса будет крайне сложно реализовать. В ней слишком много спорных моментов.

Прежде всего, препятствием может стать имидж Ташкента. В американских СМИ регулярно публикуются негативные истории об Узбекистане - от злоупотреблений семьи Каримовых до использования детского труда при сборе хлопка. Да, как отмечал бывший министр обороны США Дональд Рамсфельд, лидеры постсоветских государств - «не святые, однако со святыми в нынешнем мире туго». Но проблема в том, что у республиканского Конгресса может быть иное мнение. Причем не столько потому, что конгрессмены отягощены моральными принципами, сколько потому, что они объявили войну Бараку Обаме и готовы использовать любой повод для того, чтобы покритиковать «президента-социалиста».

Еще одним важным препятствием для американо-узбекского сотрудничества станет банальное недоверие. Да, Узбекистану нужен гарант безопасности - причем не столько самому Каримову, сколько узбекской элите как таковой. Этот гарант должен помочь или по крайней мере обеспечить невмешательство третьих сил во время отражения Узбекистаном угроз исламистов. Как внешних (возможное вторжение афганских боевиков), так и внутренних (попытку исламистов в условиях отсутствия светской оппозиции канализировать общественный протест и устроить революцию после смерти Ислама Каримова). Однако куда более надежным кандидатом на эту роль выглядит Россия, а не США. Москва в 2008 году в Осетии, в 2014 году на Донбассе, а также на сирийском и иранском направлении доказала, что не бросает своих союзников в беде и стоит за них до конца.

Соединенные Штаты же свое реноме серьезно подпортили. Особенно узбекскую элиту должно беспокоить поведение Вашингтона во время египетской революции. Там фактически произошел тот сценарий, который ожидается в Узбекистане - светская интеллигенция вышла на протесты против Мубарака, но при этом все понимали, что победу на выборах одержат исламисты. И США в этой ситуации отказались от Хосни Мубарака в пользу исламистов. Поэтому нет никаких гарантий того, что в Узбекистане они точно также не откажутся от поддержки Каримова или его наследника.

В этой ситуации приобретать ненадежного союзника ценой потери надежного было бы неправильно - а в том, что при размещении баз США в Узбекистане отношения Ташкента и Москвы резко ухудшится, нет никаких сомнений. Да, Москва давала в начале 2000-х разрешение на размещение базы на узбекском военном аэродроме в Ханабаде, однако то было время очередной перезагрузки в отношениях. К тому же Владимир Путин четко заявил, что Россия не будет возражать против военного присутствия США в Средней Азии, «до тех пор, пока оно имеет целью ведение войны с террором и при условии, что является временным».

Таким образом, если не произойдет ничего неожиданного (например, если Москва откровенно не займет сторону Душанбе в таджико-узбекском конфликте), то пассажи новогоднего поздравления Обамы в адрес Каримова останутся лишь выражением дипломатического этикета. Ислам Каримов не склонен к авантюрам, поэтому никакого американо-узбекского альянса не ожидается, а размещение американских баз на территории Узбекистана возможно лишь при согласии Москвы и Китая. Однако это не значит, что тот же Узбекистан откажется от попыток просто нормализовать и улучшить отношения с Соединенными Штатами. Исходя как из тактических интересов (не секрет, что Узбекистан претендует на часть вооружений контингента США в Афганистане), так и из стратегических в виде курса проведения многовекторной внешней политики и выстраивания одновременно тесных отношений с Россией, Китаем, ЕС и США. Пример Казахстана показал, что подобная политика лучше всего отвечает национальным интересам страны.

Категория: Геополитика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  23.03.2017
Китай продолжает очередную масштабную реформу Народно-освободительной армии (НОАК). Вслед за реорганизацией органов центрального военного управления объявлено очередное сокращение численности НОАК. Китайцы опять режут Сухопутные войска (СВ). И опять в пользу флотской компоненты, а также ВВС. Столь последовательная и долгосрочная политика ясно показывает приоритеты Китая в направлении своего военного развития и выбора противников.
Мировой ВПК  21.03.2017
Генеральный конструктор, вице-президент по инновациям Объединенной самолетостроительной корпорации (ОСК) Сергей Коротков сообщил о том, что корпорация проводит работы по созданию перехватчика нового поколения МиГ-41, который должен прийти на смену МиГ-31. Причем самолет разрабатывают не только конструкторы РСК «МиГ», но и специалисты других компаний, входящих в состав РСК.
Геополитика  20.03.2017
8 марта 2017 года вице-председатель американского Объединенного комитета начальников штабов генерал Пол Селва в выступлении в комитете Палаты представителей Конгресса США впервые публично обвинил Россию в нарушении бессрочного Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД), заключенного в 1987 году президентом США Рональдом Рейганом и генеральным секретарем ЦК КПСС Михаилом Горбачевым. Селва объявил, что Россия поставила на вооружение крылатую ракету наземного базирования (в классификации НАТО — SSC-8), чем нарушила «дух и смысл» соглашения о контроле над вооружениями, сделав это с целью создать угрозу для НАТО.
Геополитика  20.03.2017
На сайте Стратегического командования США появилось сообщение о проведении учений под кодовым названием Global Lightning 2017. Мероприятие могло бы остаться рутинным, если бы не три любопытных новшества. Во-первых, в этот раз «молнию» встроили в глобальные учения Европейского командования ВС США Austere Challenge 2017, которые по сути являются командно-штабными учениями (КШУ) армий всего Североатлантического альянса. Во-вторых, как заявил глава U.S. Strategic Command генерал Джон Хиттен, они впервые за четверть века не ограничились компьютерным моделированием.
Конфликты  23.03.2017
«На границе тучи ходят хмуро…» — это сегодня про израильский Север. Про тучи, которые следует развеять, а заодно и вызванный ими туман, про назревающую грозу на северной границе. Напряжение там, ставшее очевидным после обмена ударами между Израилем и Сирией в конце прошлой недели, — не локальное кратковременное обострение ситуации, а отражение новой реальности, которая определит будущее региона в ближайшей перспективе.
Конфликты  22.03.2017
Израиль пообещал продолжить авиаудары по оружейным конвоям «Хезболлы» в Сирии. Атаки будут продолжаться в случае «возможности с разведывательной и военной точек зрения», - подчеркнул премьер- министр страны Биньямин Нетаньяху. Он отметил, что проинформировал президента России Владимира Путина о своих намерениях. Кроме того, израильский премьер опроверг сообщения о том, что Россия настаивает на прекращении Израилем военных операций на сирийской территории. «У России имеется выработанная политика (по отношению к позиции Израиля на Ближнем Востоке), и она не изменилась», - цитирует заявление Нетаньяху израильское издание The Jerusalem Post.
Конфликты  22.03.2017
Швейцарский военный ресурс «Offiziere.ch» опубликовал статью канадского военного эксперта Пола Прайса «Strategic Spillover: The Emirates in Africa» («Стратегическая экспансия Эмиратов в Африке»). Автор, ранее работавший в аналитических структурах НАТО и ОБСЭ, комментирует создание Объединенными Арабскими Эмиратами двух военных баз на территории Африки.