10.04.2017, 21:37
Зачем РФ выставила на показ самолет Судного дня, и при чем тут «Статус-6»
Зачем РФ выставила на показ самолет Судного дня, и при чем тут «Статус-6»Международная военная политика
Сообщения о российском самолете судного дня, в который должен будет сесть глава государства при самом худшем варианте развития событий, появляются в СМИ все чаще и чаще. Началось все с редких статей военных экспертов, преимущественно — в специализированных изданиях и на «оружейных» сайтах. Затем, в 2011 году представитель нижегородского НПО «Полет» обмолвился на пресс-конференции, что разработка такого самолета уже вовсю идет. Через пять лет тот же «Полет» поднял информационную волну пресс-релизом, в котором говорилось об успешной сдаче нового комплекса связи для данного самолета. После этого секретное воздушное судно как минимум два раза появлялось в гражданских аэропортах и попадало под прицел любительских камер. Такое ощущение, что самолет судного дня, модернизация которого наконец-то завершена, ненавязчиво демонстрируется — заметим, в лучших традициях госбезопасности.

Летающий бункер

Речь идет о самолете, который должен быть задействован в случае атомной войны, когда вся наземная инфраструктура будет разрушена. Сев вместе с высшим командованием в этот супернадежный лайнер, глава государства будет управлять пусками баллистических ракет из шахт и с подводных лодок. Самолет может находиться в воздухе несколько дней, а в случае дозаправки — еще дольше. Иными словами, это «пружинка» создаваемой и совершенствуемой «машины возмездия», которая, будем надеяться, никогда не сработает.

Нетрудно догадаться, что идея создания такого воздушного судна появилась «на излете» холодной войны, и появилась она прежде всего у американцев. Еще в 1970-е годы в США на базе «Боинга» были созданы четыре E-4B, прозванные «самолетами судного дня». С тех пор один из них постоянно сопровождает американского президента во время визитов.

Эти самолеты обслуживаются специальной эскадрильей ВВС США. Их характерные особенности — отсутствие иллюминаторов и «выпуклость» над головным обтекателем, в которой помещена аппаратура связи. Вообще, эти лайнеры напичканы подобной аппаратурой. Помимо всего прочего, они снабжены шнуром длиной в несколько километров — это антенна для связи с подводными лодками, которую при необходимости выбрасывают наружу прямо в полете.

Последние сообщения об американском «летающем бункере» относятся к началу 2015 года — тогда были озвучены планы по модернизации его коммуникационных систем.

Какие из них настоящие?

В России созданием самолетов судного дня (у нас они известны как воздушные командные пункты, или ВКП) озаботились в 1980-х годах. В результате масштабных работ, в которых принимало участие и НПО «Полет», к началу 1990-х годов на свет появилось шесть таких лайнеров. Все они базируются на военном аэродроме «Чкаловский».

Два из них — Ил-82 (Ил-76ВПК) со скоростью 780 км/ч и дальностью полета 6800 км. О них информации крайне мало. На одном из порталов о военной технике мимоходом говорится, что это «муляжные» воздушные суда, которые будут отвлекать внимание от «основных». Так ли это — вопрос открыт. Известно, что некоторые модификации Ил-76 используются как ретрансляторы. Возможно, эти два самолета также должны быть задействованы — грубо говоря, как «усилители связи».

Еще четыре — Ил-80 (Ил-86ВКП) со скоростью 850 км/ч и дальностью полета 3600 км. Именно они время от времени «мелькают» в новостях, именно их начинка была заказана «Полету». Известно, что в 1990 году один из них слетал на Байконур, где были проведены его испытания: с борта этого самолета отдали приказ о пуске баллистической ракеты, которая успешно поразила условную цель.

Чисто внешне российские «лайнеры возмездия» похожи на американские. У них тоже имеется «выпуклость» над «головой», они также лишены иллюминаторов. Сообщается также о такой же, как у американцев, длинной антенне для управления атомными подводными лодками.

Портал «Военное обозрение» приводит следующий перечень средств связи, которыми оборудованы Ил-80. Это:

— Коротковолновая приемная антенна;
— Коротковолновая передающая антенна, выполненная в радиопрозрачном обтекателе;
— Передающая антенна сверхдлинных волн выпускного типа на тросе длиной 4000 метров;
— Приемная антенна сверхдлинных волн, выполненная перед килем;
— Антенна релейной связи (выполнена сверху и снизу фюзеляжа);
— Антенна ультракоротких волн;
— Антенна связи с подразделениями РВСН.

Изюминка Ил-80 — унифицированный комплекс средств «Звено», который координирует работу этих и других антенн, обеспечивая связь самолета с оставшимися подземными и подводными стратегическими подразделениями. Это уже не американский прототип, а чисто отечественная разработка. Данный комплекс разработан и изготовлен НПО «Полет» еще в 1980-х годах. Тогда им оснастили все шесть советских ВКП.

Причем тут «Статус-6»

Отечественные самолеты судного дня (впрочем, как и американские) постоянно совершенствуются. Еще в 1991 году Минобороны СССР заказало «Полету» комплекс средств связи второго поколения «Звено-2», позже авиационный комплекс имени Ильюшина получил заказ на модернизацию четырех самолетов.

Эти работы затянулись более чем на на 17 лет. Дело дошло до судов, на которые периодически ссылаются в своих публикациях военные эксперты.

Только в 2007 году, как сообщается на одном из военно-технических порталов, «Полет» изготовил первый комплекс второго поколения «Звено-2». С тех пор шла доработка устройств и модернизация самого самолета. Об этих работах и обмолвился представитель НПО «Полет» на пресс-конференции, которая состоялась в Нижнем Новгороде в 2011 году.

В 2015 году Приборостроительная корпорация, в которую входит «Полет», заявила об успешных испытаниях комплекса «Звено-2», которым оснастили первый модернизированный борт.

Интересно, что примерно в то же время, в ноябре 2015 года, в СМИ якобы случайно просочилась информация о системе ядерного поражения берегов противника «Статус-6», которая разрабатывается в недрах российского оборонного комплекса. Казалось бы, причем тут «Статус-6»? Да все при том же. Эта система предполагает создание беспилотных подводных лодок с ядерным зарядом, которые, отделившись от «матричной» АПЛ, должны будут вплотную подойти к континенту противника и уничтожить всю его прибрежную инфраструктуру, попутно загрязнив сушу радиацией. Похожая идея «ядерных торпед» была выдвинута еще в 1970-е годы академиком Сахаровым, однако тогда военные от нее отказались. И вот в 2015 году центральный телеканал, дав в эфир репортаж с совещания по ОПК с участием Владимира Путина, как бы мимоходом показал монитор, на котором были открыты данные о «Статусе-6». Никаких мер к тем, кто отвечал за съемки и за выход в эфир, принято не было — судя по всему, утечка была контролируемой.

Естественно, подлодки-дроны с ядерными зарядами (в 2016 году американская разведка сообщила об их успешных испытаниях) будут управляться все тем же самолетом судного дня. Появление в конце 2015 года информации об этих двух ключевых элементах «машины возмездия» нельзя назвать случайным. В разгар «войны санкций» российские власти решили ненавязчиво поставить в известность мировое сообщество о кропотливых работах по созданию такой машины.

Чуть позже модернизированный Ил-80 начал без видимой причины появляться на территории гражданских аэропортов. В августе 2016 года его «засветили» в аэропорту Казани (причем именно тогда, когда там собрали фотографов-любителей), в ноябре 2016 года — в аэропорту «Толмачево». Собственно говоря, в данном случае ни о какой утечке речи быть не может, поскольку вся секретная начинка скрыта за корпусом этого самолета. А вот о продолжающихся намеках речь идти может.

Между тем

В настоящее время нижегородский «Полет» разрабатывает комплекс средств связи третьего поколения «Звено-3С». Предполагается, что им оснастят новый самолет судного дня, который будет разработан на базе Ил-96.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  15.05.2017
В перестроечные времена в ряде публикаций центральной прессы, посвященных перипетиям освоения целинных земель, некоторые авторы в пылу творческого задора позволили себе недопустимую вольность, сошедшую им с рук. Времена тогда наступали такие, что пишущая братия воспринимала древнегреческую поговорку «Чаще поворачивай свой стиль» буквально. Казахстан эпохи «битвы за урожай» перестроечные инженеры человеческих душ поэтически сравнили с «цветком душистых прерий», проведя аналогию с эпопеей освоения Дикого Запада на Североамериканском континенте. Интересно, какая метафора сегодня пришла бы им на ум при соприкосновении с реалиями казахстанской современности?
Мировой ВПК  12.05.2017
Американский журнал The National Interest решил провести ревизию отечественной истребительной авиации. При этом, разумеется, для определения уровня ее боевых возможностей использовано сравнение с самолетами «вероятного противника». Каковых у США с определенного времени уже два — Россия и Китай. В качестве истребителей, которые должны обеспечивать в небе американское господство, выступают F-22 Raptor и F-35 Lightning II.
Мировой ВПК  04.05.2017
Создаваемый в России многофункциональный авиационный комплекс дальнего радиолокационного обнаружения и управления А-100 будет способен обнаруживать новые классы целей, включая оперативно-тактическую авиацию нового поколения, — сообщил на селекторном совещании в военном ведомстве министр обороны РФ генерал армии Сергей Шойгу.
Геополитика  04.05.2017
Покамест эта программа касается только русского флота. В ближайшее время он сможет нейтрализовать нынешнее подавляющее преимущество американского флота по численности и вооружению. А в перспективе это может стать проектом надевания наручников на западных варваров, когда им станет просто опасно грозить кому-то силою или навязывать свою волю "томагавками". Ибо ответ может быть быстрым, разрушительным, а главное - решительно от кого угодно!
Конфликты  19.05.2017
Западные СМИ, ссылаясь на своих экспертов, все чаще публикуют материалы, в которых красной нитью проходит мысль, что Россия завязла в сирийской войне и уже не знает, как из нее выйти. В действительности ситуация в Сирии сейчас складывается не совсем благоприятно для Дамаска, а следовательно, и для Москвы. С одной стороны, правительственным войскам и поддерживающим их силам сопутствует определенный военный успех, с другой стороны, действия Вашингтона, направленные против Башара Асада и его союзников, тоже имеют определенный эффект.
Конфликты  04.05.2017
Сенсационным результатом закончилась встреча Путина и Эрдогана. По ее итогам оба лидера заявили, что достигнуто – в том числе и с Трампом – соглашение о создании в Сирии так называемых зон безопасности. Это кардинальное изменение позиции Москвы. Означает ли оно ту самую «большую сделку» между Россией и США, о которой так много говорят в последнее время?
Конфликты  02.05.2017
С начала гражданской войны в Сирии режим Б. Асада проводил мероприятия по адаптации лояльных ему вооруженных формирований к условиям внутреннего конфликта, к которому они оказались абсолютно не готовы. В частности, в Сирийской арабской армии (САА) преобладали исключительно тяжелые бронетанковые и механизированные дивизии. Всего таких соединений было одиннадцать (а также две дивизии «специальных сил» — 14-я и сформированная непосредственно перед началом гражданской войны 15-я).