18.11.2014, 20:33
Зачем Пекину нужен российский истребитель Т-50?
Зачем Пекину нужен российский истребитель Т-50?Международная военная политика
Премьерный показ китайского истребителя 5-го поколения J-31 в ходе аэрокосмического салона AirShow China 2014 в Чжухае остался практически незамеченным. Главная китайская новинка, как и предполагали авиационные эксперты, оказалась не плодом длительной эволюции технической мысли, а ловкой манипуляцией чужими идеями, часть из которых Пекин добыл незаконным путем. Куда больше разговоров вызвали переговоры о возможной поставке в Поднебесную новейшего российского истребителя Су-35. Китай планирует купить не менее эскадрильи этих машин – 24 экземпляра. 


Двигатель прогресса

Особенность Су-35 состоит в том, что его рассматривают, как последнюю ступень или переходную модель перед появлением в российской армии истребителей 5-го поколения Т-50. На Су-35 стоит много оборудования и механизмов, созданных именно под более современный самолет. Например, двигатель 117С. Он разработан на основе своих предшественников АЛ-31Ф, устанавливаемых на самолеты Су-27, но отличается от них увеличенной тягой 14,5 тонны против 12,5, большим ресурсом и пониженным расходом топлива. Это придает машине не только большую скорость и маневренность, но и возможность брать больше вооружения. И именно этот двигатель будет стоять на первых серийных истребителях Т-50.

Вторая серьезная новинка - радиолокационный комплекс с фазированной антенной решеткой (ФАР) «Ирбис», обладающий уникальными на сегодня характеристиками по дальности обнаружения целей. По своим характеристикам этот радар близок к тому, что стоит на американском истребителе пятого поколения F-22. На встречных курсах «Ирбис-Э» может обнаруживать цели на дальности до 350-400 км, а это уникальный показатель для современных авиационных радиолокационных станций. На такой дальности истребитель может увидеть авианосец, за 150-200 километров – железнодорожный мост, за 100-120 - катер, за 60-70 километров - установки оперативно-тактических ракет или группы бронетехники и танков. И все их, соответственно, поразить.

При этом, как не скрывают в российской делегации, интерес Китая к Су-35 обусловлен не столько самим истребителем, сколько возможностью копирования двигателя и радара в интересах развития собственной программы создания истребителя пятого поколения - тяжелого J-20 и легкой версии - J-31. 




Обе машины позиционируются как ответ американским истребителям пятого поколения F-22 Raptor и F-35 Lightning. По словам представителей китайской авиастроительной компании AVIC, J-31 его разрабатывают «не для поставок на зарубежные рынки и конкуренции с F-35, а для ВВС Китая». Но верится в это с трудом. В последние годы Пекин стал одним из главных игроков на оружейном рынке стран третьего мира. Например, в Бангладеш, Ливана, Ирана, Малайзии, Марокко, Нигерии, Шри-Ланки и Алжира, где успешно теснит не только западные компании, но и российские. Как передает агентство «Синьхуа», Китай завершил авиашоу в Чжухае с более чем 300 сделками на рекордную сумму $ 23,4 млрд.


Китай копирует МиГом

В 2003 году Москва и Пекин подписали контракт на лицензионное производство Су-27СК в Китае. Но в итоге из 200 заказанных комплектов Поднебесная купил лишь половину, объяснив отказ низкими боевыми возможностями Су-27. И сконцентрировался на собственном проекте J-11B. Причем все знали, что он в значительной степени копирует «суховские» машины Су-27/30. Параллельно китайцы с российской помощью создали двух конкурентов российским истребителям МиГ-29: J-10 и FC-1. По китайской оценке, лицензионное производство Су-27СК продвинуло технологический уровень Шэньянской авиастроительной корпорации на 20–25 лет вперед. А создание копии российской машины - истребителя J-11B - стало новым качественным скачком для китайского авиапрома.

Например, создания «палубной» версии истребителя J-10 - копии российского Су-33 - для авианесущего крейсера Shi Lang, названного в честь китайского генерала, который захватил Тайвань в 1861 году. В прошлом Shi Lang - это советский авианесущий крейсер «Варяг», проданный Пекину в конце 90-х годов Украиной. «Варяг» стоит у причала Даляня с 2002 года. Все это время китайские специалисты активно занимались его ремонтом и модернизацией. Пекин не скрывал, что рассматривает советский авианосец как платформу для отработки собственных технологий строительства авианесущего флота. Единственной проблемой для реализации этих планов было отсутствие самолетов, способных сесть на палубу корабля, а также опыта подготовки пилотов корабельной авиации. Технологию посадки истребителя на палубу корабля китайцы также скопировали с прототипа Су-33, оставшегося на Украине - Т-10К. 


Слабое звено китайского копипрома

«Темпы развития китайской авиастроительной программы впечатляют, - высказал свое мнение телеканалу ЗВЕЗДА профессор Академии военных наук Вадим Козюлин. - Но не стоит забывать, что в авиации форма должна соответствовать содержанию. – Стелс обводы фюзеляжей J-31 и J-20 еще не делают их машинами пятого поколения. Главное, что будет стоять у этих истребителей внутри: двигатель, радар, бортовая электроника - именно они и определят соответствие истребителей тому или иному поколению». 




Пока оба истребителя далеки от совершенства. На J-31 и J-20 стоят российские двигатели АЛ-31Ф. На J-10 и FC-1 - РД-93. Несмотря на то, что оба мотора скопированы китайскими производителями, Пекин все равно предпочитает покупать аналогичную продукцию у Москвы. Ресурс и надежность, китайских «поделок» недотягивает до российского уровня. Хромает Китай и в таких вопросах как радиолокация, композитные материалы. С появлением Су-35 в Китае ожидают еще одного существенного технологического скачка в развитии авиапрома.

В последнее время Пекин становится основным российским партнером. Мы проводим в Китай ветки газопроводов, готовы делиться технологиями в авиастроении. В ходе AirShow China 2014 госкорпорация «Ростех» подписала ряд соглашений о совместной работе над целым рядом ключевых для китайской промышленности проектов. А объединенная двигателестроительная корпорация ОДК и китайская корпорацией CATIC подписали соглашение о развитии программы двигателя РД-93, которое предполагает последовательную модернизацию силовой установки в части увеличения тяги и организации его поставки в КНР.

На стенде ОДК были представлены турбореактивные двигатели АЛ-31ФН с нижним расположением коробки приводных агрегатов (для применения на китайских истребителях J-10) и РД-93, созданный специально для китайского легкого истребителя FC-1, а также двигатель АИ-222-25, предназначенный для современных и перспективных учебно-тренировочных, учебно-боевых и легких боевых самолетов. Этот мотор стоит на российских Як-130.


Технологический скачок

Зачем продавать подобную продукцию конкуренту? Большой вопрос. Хотя ответ на него вполне очевиден. Для России подобная техника стремительно устаревает. Двигатель 117С называется «двигателем первого этапа». На серийных Т-50 будут стоять существенно более мощные двигатели, на завершение разработки которых сегодня необходимы колоссальные средства. В НПО «Сатурн», где создается этот мотор, говорят, что новый «двигатель второго этапа» практически готов. Что касается РД-93, то на новых российских МиГ-35 стоят более совершенные РД-33МКВ с полностью поворотным соплом, обеспечивающие истребителю недостижимую для обычного МиГ-29 сверхманевренность. 




Радар «Ирбис» - беспорное ноу-хау российской промышленности. Но в НИИ Тихомирова из подмосковного Жуковского уже создан куда более совершенный его приемник - радар с активной фазированной решеткой (АФАР) - это более тысячи объединенных в единое поле с высокой мощностью миниатюрных приемо-передающих модулей. Радар с АФАР «видит» все, что делается в воздухе и на земле на расстоянии нескольких сотен километров. Может вести множество целей, одновременно наводя вооружение истребителя на них. И, как говорят конструкторы, одновременно их все обстрелять, буквально веером выпустив ракеты.

«На перспективных истребителях, - говорит гендиректор НИИП Юрий Белый, - ставится уже не просто локатор в обычном понимании, а интегрированная радиоэлектронная система, включающая в себя радары в нескольких диапазонах волн, а также системы опознавания, РЭБ и другое необходимое оборудование. И все это увязывается в единую идеологию, единую концепцию, будет давать, как теперь модно формулировать, «синергетический боевой эффект».

Достичь, его, по всей видимости, без дополнительных инвестиций невозможно. Контракт по Су-35 с Китаем должен принести российской промышленности не менее $ 2 млрд.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  30.03.2017
Президент Украины Петр Порошенко подписал указ о демилитаризации и продаже ракетного крейсера «Украина», находящегося у достроечной стенки завода имени 61 коммунара в Николаеве. Мы попытались разобраться в истории и судьбе корабля, постройка которого была остановлена после развала СССР.
Геополитика  30.03.2017
Ровно 150 лет назад была заключена сделка о продаже русской Аляски Соединенным Штатам. Какую роль в этом сыграло восстание декабристов? Почему обнаружение на полуострове золота Петербург воспринял как большую проблему? На что в итоге пошли вырученные деньги? И чем руководствовался американский Конгресс, наотрез отказываясь от приобретения новых земель?
Мировой ВПК  27.03.2017
Ижевский электромеханический завод «Купол» впервые поставил полковой комплект ЗРК малой дальности 9К331М «Тор-М2» для оснащения 538-го зенитного ракетного полка 4-й гвардейской Кантемировской танковой дивизии Западного военного округа. Об этом сообщил в ходе Единого дня военной приемки командир полка Константин Демидов.
Мировой ВПК  27.03.2017
Ракетный крейсер «Украина» был построен в последние годы советской власти, в 1984–1990 годах. Разработка корабля (который первоначально назывался «Комсомолец», а в 1985–1993 – «Адмирал флота Лобов») велась в ленинградском Северном конструкторском бюро, собственно строительство – на николаевском судостроительном. Крейсер относится к проекту 1164 «Атлант» – классу кораблей, занимающему промежуточное положение между тяжелыми атомными крейсерами типа «Киров» и эсминцами типа «Современный». В основные задачи таких крейсеров в том числе входит уничтожение надводных кораблей противника вплоть до авианосцев, борьба с подлодками, решение задач коллективной ПВО, поддержка десантов и т.д.
Конфликты  23.03.2017
«На границе тучи ходят хмуро…» — это сегодня про израильский Север. Про тучи, которые следует развеять, а заодно и вызванный ими туман, про назревающую грозу на северной границе. Напряжение там, ставшее очевидным после обмена ударами между Израилем и Сирией в конце прошлой недели, — не локальное кратковременное обострение ситуации, а отражение новой реальности, которая определит будущее региона в ближайшей перспективе.
Конфликты  22.03.2017
Израиль пообещал продолжить авиаудары по оружейным конвоям «Хезболлы» в Сирии. Атаки будут продолжаться в случае «возможности с разведывательной и военной точек зрения», - подчеркнул премьер- министр страны Биньямин Нетаньяху. Он отметил, что проинформировал президента России Владимира Путина о своих намерениях. Кроме того, израильский премьер опроверг сообщения о том, что Россия настаивает на прекращении Израилем военных операций на сирийской территории. «У России имеется выработанная политика (по отношению к позиции Израиля на Ближнем Востоке), и она не изменилась», - цитирует заявление Нетаньяху израильское издание The Jerusalem Post.
Конфликты  22.03.2017
Швейцарский военный ресурс «Offiziere.ch» опубликовал статью канадского военного эксперта Пола Прайса «Strategic Spillover: The Emirates in Africa» («Стратегическая экспансия Эмиратов в Африке»). Автор, ранее работавший в аналитических структурах НАТО и ОБСЭ, комментирует создание Объединенными Арабскими Эмиратами двух военных баз на территории Африки.