03.01.2015, 19:15
Зачем Армения и ЕАЭС нужны друг другу?
Зачем Армения и ЕАЭС нужны друг другу?Международная военная политика
С нового года Армения стала полноправным членом евразийских интеграционных структур. В отличие от Молдавии и даже Украины, особого выбора у нее не было, ведь Россия - это страна, от которой в буквальном смысле зависит выживание маленькой республики.

С нового года Армения стала полноправным членом евразийских интеграционных структур. В отличие от Молдавии и даже Украины, особого выбора у нее не было, ведь Россия - это страна, от которой в буквальном смысле зависит выживание маленькой республики.

Никто не будет спорить, что уровень привлекательности евроатлантических интеграционных группировок куда выше, чем у евразийских. Грамотная работа Запада со СМИ и с пассионариями стран постсоветского пространства привела к вере в то, что ЕС - это маяк демократии, свободы и прогресса, тогда как все, что связано с Россией позиционируется как возврат к советскому наследию в плохом смысле.

Именно поэтому часть армянской политической и академической элиты негативно восприняла демарш Сержа Саргсяна, который отказался от подписания Соглашения об Ассоциации с Евросоюзом и заявил о присоединении своей страны к процессам евразийской интеграции. Их аргументация сводится к двум моментам - ориентация на Россию не способна обеспечить ни безопасность Армении, ни ее экономическое процветание.

Так, в Ереване многие недовольны уровнем российско-азербайджанских отношений, и считают, что продажа Москвой оружия Баку является доказательством того, что российские власти не уважают интересы Армении. Некоторые уверяют, что куда большим гарантом безопасности будет Брюссель. «Безопасность обеспечена, когда ты самостоятелен и независим. В данном случае Россия и ее партнеры – Белоруссия и Казахстан – не думают о нашей безопасности. ЕАЭС с нынешней экономикой и моделью управления в России, конечно, не состоится, но нанесет большой вред такой стране, как Армения», - говорит депутат парламента от оппозиционной партии наследие Заруи Постанджян.

Однако проблема в том, что Армения в нынешних условиях не будет ни самостоятельной, ни независимой. Отчасти по объективным причинам (буферные страны, находящиеся на стыке не просто великих государств, а культурных ядер, по определению не могут быть полностью самостоятельными в процессе принятия решений), а отчасти из-за сложившихся реалий. После Карабахской войны Армения находится в блокаде со стороны Турции и Азербайджана, поэтому ее экономика полностью завязана на Россию. С военной же точки зрения позиция Москвы является, по сути, одним из двух ключевых моментов, которые мешают Азербайджану возобновить войну за Карабах (второй момент - позиция Запада, опасающегося, что война поставит под угрозу транзит азербайджанских углеводородов в Турцию и Европу). Причем укрепление российско-азербайджанских связей не имеет никакого негативного влияния на уровень и целостность гарантий Еревану со стороны Москвы. Их может подорвать лишь отказ Армении от интеграции в российские структуры.

Экономическая же часть претензий к России строится на том, что, по мнению некоторых армянских политологов, привязка армянской экономики к российской в нынешней ситуации, лишь чревата серьезными проблемами. Армянский драм лихорадит из-за ситуации с рублем. В целом же конец декабря ознаменовался « процессами расшатывания финансового рынка, финансовой системы государства, что было обусловлено соответствующими процессами в России, - говорит эксперт армянского Центра политических и международных исследований Рубен Меграбян. - На этом фоне фактически было закреплено членство Армении в Евразийском союзе вместе с Россией, Белоруссией и Казахстаном, что не обещает ничего хорошего Армении – все три государства сейчас также находятся в ожидании турбулентных процессов, и этот процесс сближения, который почему-то называют интеграцией, ничего хорошего не сулит ни всем вместе, ни каждому в отдельности».

Конечно, экономический кризис в России закончится, и после стабилизации отношений с Западом и прекращения падения цен нефть ситуация в российской экономике нормализуется. Однако, Москва, по мнению ее критиков, все равно продолжит оказывать негативное влияние на армянскую экономику. Ни для кого не секрет, что Армения нуждается в серьезнейших внутренних реформах своей криминально-олигархической экономической модели. И ряд армянских экспертов уверяют, что мешает реформировать эту модель именно российская позиция.

Частица правды в данных обвинениях есть. Москва действительно безоговорочно поддерживает нынешнюю армянскую власть и закрывает глаза на все ее проступки, поскольку боится, что пришедшие этой власти на смену элиты будут менее пророссийски настроенными. А поскольку, по сообщениям армянских журналистов и политологов, ереванский офис Россотрудничества занимается чем угодно, но только не реализацией российской «мягкой силы» в Армении и работой со всеми прослойками армянской элиты, то опасения Москвы понятны. Однако при этом возлагать на Россию всю вину за нынешнее состояние армянской экономики и армянского общества нельзя - в конце концов, Сержа Саргсяна выбирают не российские, а армянские граждане. И поскольку они считают себя свободными и независимыми, то сами несут ответственность за условия, в которых живут.

При этом армянские критики России как-то забывают, что вхождение в евразийские структуры несет экономике Армении ряд выгод. Мало того, что Ереван будет получать чуть более 1% всех таможенных пошлин от ввоза товаров на территорию Евразийского экономического союза, так еще и облегчается положение армянских гастарбайтеров. Теперь граждане Армении могут без ограничений и патентов работать в странах ЕАЭС и пользоваться в них всем социальным пакетом. А это крайне важно для армянской экономики, поскольку а) в Армении колоссальная безработица, достигающая 18% и б) ежегодно армянские трудовые мигранты из России перечисляют более миллиарда долларов, что составляет почти 10% ВВП страны и 40% бюджета. В случае, если Москве удастся договориться с Грузией о восстановлении железнодорожного сообщения с Арменией (не важно через Чечню или через Абхазию), то у экономики республики появится шанс на возрождение.

Что касается интересов России, то они прежде всего политические. Во-первых, Москве нужен был громкий успех. Украинская ситуация стала сама по себе крайне неприятным моментом для российской политики на постсоветском пространстве. Да, катастрофы (единой сильной Украины с антироссийским руководством, идущей семимильными шагами в НАТО и ЕС) не произошло, однако методы, которые для этого предприняла Россия, вызвали серьезное беспокойство ее соседей. И в этом плане вхождение Армении в евразийские структуры стало какой-никакой, а имиджевой победой.

Во-вторых России нужно зафиксировать Армению в своей сфере влияния. Да, понятно, что сейчас Армения никуда не денется, однако где гарантия, что в среднесрочной перспективе ситуация не изменится. Например, после выхода Ирана из-под санкций. Иранцы обещают стратегическое партнерство, однако вполне могут постараться укрепить свои позиции на Южном Кавказе. И учитывая то, что у Тегерана и Еревана один враг в лице Баку, армяно-иранское сближение вполне возможно. Если это произойдет, то в случае конфликта с Ираном позиции Москвы на Кавказе окажутся под угрозой. Поэтому лучше предотвращать саму возможность выхода Армении из российской сферы влияния, чем потом бороться с последствиями данного процесса, что Москва сейчас и делает на той же Украине.

Категория: Геополитика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  23.03.2017
Китай продолжает очередную масштабную реформу Народно-освободительной армии (НОАК). Вслед за реорганизацией органов центрального военного управления объявлено очередное сокращение численности НОАК. Китайцы опять режут Сухопутные войска (СВ). И опять в пользу флотской компоненты, а также ВВС. Столь последовательная и долгосрочная политика ясно показывает приоритеты Китая в направлении своего военного развития и выбора противников.
Мировой ВПК  21.03.2017
Генеральный конструктор, вице-президент по инновациям Объединенной самолетостроительной корпорации (ОСК) Сергей Коротков сообщил о том, что корпорация проводит работы по созданию перехватчика нового поколения МиГ-41, который должен прийти на смену МиГ-31. Причем самолет разрабатывают не только конструкторы РСК «МиГ», но и специалисты других компаний, входящих в состав РСК.
Геополитика  20.03.2017
8 марта 2017 года вице-председатель американского Объединенного комитета начальников штабов генерал Пол Селва в выступлении в комитете Палаты представителей Конгресса США впервые публично обвинил Россию в нарушении бессрочного Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД), заключенного в 1987 году президентом США Рональдом Рейганом и генеральным секретарем ЦК КПСС Михаилом Горбачевым. Селва объявил, что Россия поставила на вооружение крылатую ракету наземного базирования (в классификации НАТО — SSC-8), чем нарушила «дух и смысл» соглашения о контроле над вооружениями, сделав это с целью создать угрозу для НАТО.
Геополитика  20.03.2017
На сайте Стратегического командования США появилось сообщение о проведении учений под кодовым названием Global Lightning 2017. Мероприятие могло бы остаться рутинным, если бы не три любопытных новшества. Во-первых, в этот раз «молнию» встроили в глобальные учения Европейского командования ВС США Austere Challenge 2017, которые по сути являются командно-штабными учениями (КШУ) армий всего Североатлантического альянса. Во-вторых, как заявил глава U.S. Strategic Command генерал Джон Хиттен, они впервые за четверть века не ограничились компьютерным моделированием.
Конфликты  23.03.2017
«На границе тучи ходят хмуро…» — это сегодня про израильский Север. Про тучи, которые следует развеять, а заодно и вызванный ими туман, про назревающую грозу на северной границе. Напряжение там, ставшее очевидным после обмена ударами между Израилем и Сирией в конце прошлой недели, — не локальное кратковременное обострение ситуации, а отражение новой реальности, которая определит будущее региона в ближайшей перспективе.
Конфликты  22.03.2017
Израиль пообещал продолжить авиаудары по оружейным конвоям «Хезболлы» в Сирии. Атаки будут продолжаться в случае «возможности с разведывательной и военной точек зрения», - подчеркнул премьер- министр страны Биньямин Нетаньяху. Он отметил, что проинформировал президента России Владимира Путина о своих намерениях. Кроме того, израильский премьер опроверг сообщения о том, что Россия настаивает на прекращении Израилем военных операций на сирийской территории. «У России имеется выработанная политика (по отношению к позиции Израиля на Ближнем Востоке), и она не изменилась», - цитирует заявление Нетаньяху израильское издание The Jerusalem Post.
Конфликты  22.03.2017
Швейцарский военный ресурс «Offiziere.ch» опубликовал статью канадского военного эксперта Пола Прайса «Strategic Spillover: The Emirates in Africa» («Стратегическая экспансия Эмиратов в Африке»). Автор, ранее работавший в аналитических структурах НАТО и ОБСЭ, комментирует создание Объединенными Арабскими Эмиратами двух военных баз на территории Африки.