31.01.2015, 20:35
За спиной генералов: новейшая платформа для С-400
За спиной генералов: новейшая платформа для С-400Международная военная политика
В России научились существенно снижать стоимость производства военной техники. Впервые Минобороны приняло на вооружение отдельно взятую машину – ранее это делалось только в составе целых комплексов. Речь идет о новой модификации тягача для зенитно-ракетных комплексов С-300 и С-400. Машина оказалась дешевле на 25% за счет исключения из цепочки посредников, за которыми стоят бывшие крупные чиновники Минобороны.

За сообщением Ростеха о модернизации транспортной машины для зенитно-ракетных комплексов С-300 и С-400, которое прошло практически незамеченным, стоит чисто российская история, характеризующая положение дел в оборонном комплексе, продукция которого могла бы обходиться бюджету намного дешевле.

Предприятие холдинга «Авиационное оборудование» получило согласование конструкторской документации и приступило к серийному производству новой транспортной машины (ТМ), предназначенной для перевозки зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) С-300 и С-400. Новая машина оказалась на 25% дешевле той, что производилась ранее по гособоронзаказу на «Брянском автомобильном заводе». Именно это и является ключевой новостью.

«Этому предшествовала долгая борьба между нынешними чиновниками Минобороны и бывшими, которые являются акционерами ЗАО «БАЗ», - пояснил «Эксперт Online» осведомленный источник одного из оборонных предприятий. – Просто ранее эта машина поставлялась с большими задержками, ввиду чего тот же производитель ЗРК С-300 и С-400 завод «Старт» периодически срывал сроки по оборонзаказу. Кроме того, она стоила намного дороже, поскольку поставлялась с завода через посредников – ЗАО «БАЗ», за которым стоят бывшие крупные чиновники Минобороны. Нынешним это надоело и они даже сами стали подгонять завод «Старт» к производству новой, более дешевой модели транспортной машины».

Первые поставки ТМ в войска планируются уже во второй половине 2015 года. Научно-производственное предприятие «Старт» им. А.И. Яскина (НПП «Старт»), входящее в холдинг «Авиационное оборудование», уже приступило к серийному производству новой модификации транспортной машины «5Т58-2 исп. 5». Модернизация транспортной машины проводилась в 2013 году за счет собственных средств предприятия. Предыдущая версия ТМ размещалась на тягаче производства брянского завода БАЗ и полуприцепе МЗКТ брянского и минского заводов соответственно. В ходе модернизации они были заменены на аналогичные машины, которые выпускают на предприятиях Урала. Собственно, главной целью замены и было снижение себестоимости ТМ на 25% за счет разницы в ценах комплектующих и уменьшения транспортных издержек.

«Прежняя машина была создана для различных целей, ее мощность позволяла перевозить различные виды вооружений, - пояснил «Эксперт Online» заместитель генерального директора завода «Старт» Виктор Дьячков. – Но непосредственно для С-300 и С-400 эти мощности избыточны. За счет большого веса, например, поглощалось много топлива. Новая модель, помимо экономичности, еще и более маневренна, так что она будет более конкурентоспособна и на внешнем рынке».

Российские комплексы систем С-300 и С-400 поставляются в большом количестве в несколько стран мира, основной покупатель – Китай. Ввиду политических осложнений сорвались поставки в страны Ближнего Востока, в частности, в Иран. Поставки в другие страны не состоялись, в том числе ввиду высокой стоимости зенитных комплексов.

Теперь эксплуатационные характеристики ТМ для С-300 и С-400 претерпели качественные изменения – нагрузка на ось уменьшилась в два раза, что позволяет комплексу свободно передвигаться по всем видам дорог, в том числе по пересеченной местности. Также на 35% был снижен расход топлива при эксплуатации машины.

«По сути, впервые в России удалось поставить на вооружение отдельно взятую машину. Общая практика такова, что на вооружение ставят комплексы целиком – это и локаторы, и машины обслуживания, само оружие и прочее, - пояснил источник одного из оборонных предприятий. – Здесь же сыграло на руку противостояние нынешних чиновников Минобороны с прежними, «Старту» попросту пошли навстречу и сделали исключение».

Таким образом, летом 2014 года ТМ для С-300 и С-400 успешно прошла межведомственные испытания, в ходе которых комиссия Минобороны официально признала, что новая модификация ТМ превосходит по характеристикам и эксплуатационным свойствам предыдущую версию. В конце 2014 года конструкторская документация прошла необходимые согласования, и НПП «Старт» получило разрешение на серийное изготовление ТМ «5Т58-2 исп. 5». Контракт на поставку транспортных машин для Минобороны заключен на период 2015–2016 годов. Первая партия новых ТМ поступит в армию уже во второй половине 2015 года.

«Поддержание на высоком уровне государственного оборонзаказа позволит предприятию стабильно развиваться и дальше, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране, – говорит генеральный директор холдинга «Авиационное оборудование» Максим Кузюк. – На сегодня производственные мощности «Старта» загружены полностью, но в текущем году объемы производства предприятия значительно вырастут, в том числе за счет изменения подхода к технологии сборки, который мы сейчас прорабатываем».

Но брянский завод без заказов не останется. Как сообщается на сайте предприятия, машины семейства «БАЗ» «несут службу» в вооружённых силах России и за рубежом. На них смонтированы такие известные системы вооружения, как тактические ракетные комплексы «Луна», «Точка», «Ока», противокорабельный ракетный комплекс «Редут», зенитно-ракетный комплекс «Оса», реактивная система залпового огня «Ураган», а также радиолокационные комплексы, командные пункты, пусковые установки и прочее. Всего за полувековую историю «БАЗ» на нем серийно изготовлено около 11 тысяч единиц шасси и тягачей, на которых смонтировано свыше 40 образцов вооружения и военной техники, состоящих на снабжении не только Вооружённых Сил России, но и армий более чем 20 иностранных государств.

«Это типичная проблема для российского оборонно-промышленного комплекса, когда бывшие чиновники и даже боевые генералы становятся посредниками на предприятиях, - пояснил «Эксперт Online» директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов. – В последнее время Минобороны решило бороться с этим кумовством, и пример «Старта» можно считать одной из первых ласточек этой борьбы. Она осложняется тем, что среди военных есть некое братство: кто-то с кем-то еще вчера сидел на одной броне, поэтому и круговая порука. С уверенностью могу сказать, что аналогичная история почти со всеми видами вооружений. Если устранить этих незримых посредников, то весь бюджет России можно сэкономить до 10% только на производстве вооружения. Не говоря уже о том, что наше оружие при этом получит за счет удешевления конкурентное преимущество при экспортных поставках».

Кстати, по словам источника в Ростехе, недавний визит министра обороны Сергея Шойгу в Иран был связан в том числе с переговорами на поставку новых, модифицированных комплексов для С-300 и С-400.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  27.02.2017
Глава Минпромторга России Денис Мантуров сообщил, что проходящая в ОАЭ выставка вооружения и военной техники IDEX-2017 принесла успех российским производителям танков. Представители одной из ближневосточных стран заявили о намерении заключить крупный контракт на приобретение танков Т-90МС. При этом страна, решившая усилить свои сухопутные силы российской бронетехникой, не называется.
Мировой ВПК  27.02.2017
Первенство в создании самолёта пятого поколения осталось за Америкой. Россия лишь вторая. Что удалось нашим авиаконструкторам извлечь из этого проигрыша и есть ли в "кармане" у ПАК ФА козыри, способные удивить американского "хищника"? Первым быть почётно, первых помнят, о них говорят. Первый человек в космосе, первый на Луне. Попроси вспомнить второго, и собеседник начинает мяться и судорожно вспоминать то, что не задержалось в голове и на минуту. Да, США действительно первые создали истребитель пятого поколения. И тут уже ничего не поделать. В 1997 году первый "хищник" F-22 Raptor уже взмыл в демократическое небо Америки, в то время как до начала работ по Т-50 — истребителю пятого поколения (боевому авиационному комплексу нового поколения И-21) — оставалось ещё два года.
Мировой ВПК  24.02.2017
Недавно французское издание Air&Cosmos опубликовало схемы якобы перспективного российского легкого истребителя пятого поколения, разработкой которого занимается самолетостроительная корпорация «МиГ». Издание также привело краткие характеристики, которыми, по его мнению, будет обладать новый боевой самолет. Мы решили разобраться, почему не стоит доверять французским изображениям российского истребителя, что такое российская школа проектирования боевых самолетов и на какой летательный аппарат все же может быть похожа новая разработка «МиГа».
Мировой ВПК  20.02.2017
Приближение разведывательного корабля «Виктор Леонов» к побережью США – признак слабости России, а не силы, пишут американские СМИ, ссылаясь на свои источники в разведке. Источники попались с юмором, за «Виктора Леонова», охарактеризованного словом «бесполезный», даже становится обидно. Дело, однако, в том, что эти комментарии – непростительная чушь.
Конфликты  17.02.2017
Российская система С-400 «Триумф» оказалась бессильна перед истребителем F-35: ЗРС не смогла ни остановить, ни распознать израильский истребитель пятого поколения в сирийской провинции Дамаск. В итоге самолет беспрепятственно поразил цели и «махнул русским крылом». Такая оценка С-400 сейчас активно раскручивается в Сети и педалируется некоторыми СМИ со ссылкой на авторитетное американское издание Defense News.
Конфликты  16.02.2017
Американское командование прорабатывает план начала сухопутной операции в Сирии. Ряд экспертов полагает, что если проект удастся провести через Конгресс, идея «маленькой победоносной войны» может заинтересовать Трампа. Как в случае начала «работы на земле» американцы будут выстраивать взаимодействие с многочисленными сторонами сирийского конфликта?
Конфликты  16.02.2017
Военнослужащие морской пехоты ВСУ, дислоцирующиеся в Широкино, всерьез ожидают наступления ополченцев ДНР на Мариуполь по льду Азовского моря. Об этом они рассказали в интервью Военному телевидению Украины. Насколько реально может быть в принципе такое наступление?