30.01.2016, 18:55
Выстрел на десятки миллиардов
Выстрел на десятки миллиардовМеждународная военная политика
Кто же все-таки отдал приказ сбить Су-24?

Прошло совсем немного времени с того дня, когда в Сирии самолетом турецких ВВС был сбит истребитель-бомбардировщик ВКС России «Су-24». Что изменилось за это время? Многое. Например, Турция потеряла большую часть продукции агропромышленного комплекса. «Россия закупала у нас 60 процентов всех овощей и фруктов. Теперь мы все это потеряли», — признается президент Турецкой ассоциации продавцов овощей и фруктов Бурхан Эр. Куда теперь, в условиях все усиливающейся рецессии, турки перенаправят поток помидоров, яблок и огурцов — совершенно не понятно.

— Я не думаю, что это кончится серьезным «кровопролитием». Безусловно, турки будут нести серьезный ущерб от того, что эти наши санкции будут и дальше работать, — считает военный обозреватель ТАСС, полковник в отставке Виктор Литовкин.

Но время, как говорят, хороший учитель и лекарь. Через какой-то определенный период, конечно, наши отношения во многом исправятся, но никогда уже не вернутся к тем, которые были до того, как турки сбили наш самолет. И я думаю, что пока у власти будут Эрдоган и Давутоглу, они, по большому счету, серьезно не улучшатся.

— И вот тут весьма актуальным становится вопрос: зачем на самом деле турки сбили наш самолет? Чего они добивались или хотели доказать?

— Здесь есть много факторов. Во-первых, турецкие амбиции: Эрдоган и Давутоглу стремятся показать, что Турция — главный игрок на Ближнем Востоке. Она должна всеми руководить и диктовать, что только она принимает решения и сама же их выполняет. Это одна из причин. Вторая состоит в том, что Россия, действительно, войдя в Сирию и поддержав Асада, которого ненавидит руководство Турции, спутала все ее планы по тому, чтобы отхватить от Сирии, которая уже разваливалась, очень выгодный кусок земли.

И главное — Россия начала мешать Турции делать бизнес на ворованной сирийской нефти. Еще одна причина заключается в том, что Россия боролась против «Исламского государства». А «Исламское государство» — это практически незаконнорожденное дитя Турции. Она всячески поддерживала ИГИЛ и продолжает это делать по идеологическим, религиозным и реакционным исламским причинам. Вот это, по-моему, и есть главное из того, почему Турция сбила российский самолет.

— Могли ли турки сделать это без отмашки США?

— В принципе, могли. Но я думаю, что турки, конечно, информировали США, и американцы знали, что Турция будет себя так вести. Соединенным Штатам ведь это тоже было на руку. Это как бы демонстрация того, что Россия на Ближнем Востоке нежеланный представитель.

— А могли ли по какой-то причине сами американцы это спровоцировать?

— Я не уверен, что американцы пытались это сделать. Это не в их интересах. При всем их коварстве я не думаю, чтобы они на это пошли: чтобы сделать это турецкими руками. Да, турки и американцы являются союзниками. И поскольку Россия всегда предупреждала американцев о том, какие она будет выполнять задачи и как она их будет выполнять (это определено соглашениями между Россией и США для предупреждения инцидентов на сирийской земле), я не исключаю, что американцы могли информировать Турцию о том, где и как будет пролетать наш самолет. Но я не думаю, что они сделали это с той целью, чтобы турки сбили наш самолет.

— Как вы считаете, кто непосредственно мог отдать этот преступный приказ?

— Я думаю, что его отдал Эрдоган. Но приказ отдали не в тот момент, когда бомбардировщик был в воздухе. Они заранее сделали это, чтоб сбить российский самолет, если он будет находиться над территорией Турции и даже на границе с ней. Но я считаю, что «Су-24» все-таки не залетал на территорию Турции — об этом свидетельствуют все данные. Он упал в четырех километрах от границы. «Су-24» — это все-таки не лайнер и не планер, чтобы так спланировать на четыре километра от турецкой территории на сирийскую.

Во-вторых, я думаю, что они собирались это делать, потому что заранее были подготовлены телеоператоры, которые снимали инцидент (и очень профессионально снимали). Потому что как человек, который владеет фотоаппаратом и много раз пытался снимать наших летчиков в воздухе (в том числе и на выставках Ле-Бурже, Фарнборо, здесь, в Жуковском), я знаю, как трудно поймать самолет в центр объектива. А здесь видно, что снимал профессионал. Значит, эту запись специально готовили. Ну, и, безусловно, те террористы, которые расстреливали наших летчиков, тоже знали, что будет лететь российский самолет и что они могут захватить их в плен. Так что, я думаю, турки специально и заранее готовились к этому преступному акту.

Вы, как офицер в отставке, можете предположить: была ли у пилотов хоть какая-то теоретическая возможность уклониться от ракеты?

— Наверное, была такая возможность, если бы они знали, что их будут обстреливать. Для них это было полной неожиданностью. Это действительно был предательский удар в спину. Пилоты не предполагали, что турецкие летчики будут наносить по ним ракетный удар. Турки ведь зашли в корму нашему самолету, сзади подкрались. И сделали они это на территории Сирии. Доказать это сегодня достаточно сложно. Но штурман, который выжил, когда разговаривал с журналистами, прямо об этом им сказал. Что «Су-24», во-первых, не пересекал границу Турции, а во-вторых, российские летчики не видели турецких самолетов, которые зашли с тыла. Поэтому удар был, действительно, подлый.

— То есть ни о каких противоракетных маневрах здесь даже и речи идти не могло.

— Да, потому что пилоты и не были готовы к этому, и даже не предполагали, что это может случиться. Если бы они увидели ракету, конечно, они бы что-то предприняли, но они ее не видели. И скорей всего у них на приборной панели не было радара, который предупреждал бы о ракетной атаке.

Тем более, что турки, говорят, дождались, когда у пилотов «Су-24» закончится весь боевой арсенал?

— Наверно, так, потому что они же на обратном пути их сбили.

Неприятно осознавать, но бытует и такое мнение, что наши пилоты просто расслабились. Кстати, они ведь должны были лететь в сопровождении истребителей.

— Вы абсолютно правы, я об этом уже писал. Но не сами летчики расслабились, а руководство нашей группировки. Не было ни одного случая, чтобы на них нападали или чтобы их атаковали. И они, конечно, пренебрегли своими обязанностями. Потому что ни один штурмовик или бомбардировщик не должен летать без поддержки истребителей — это азбучная истина. Вот эйфория от того, что все до этого момента было здорово, их и подвела.

Категория: Конфликты



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  27.03.2017
Ижевский электромеханический завод «Купол» впервые поставил полковой комплект ЗРК малой дальности 9К331М «Тор-М2» для оснащения 538-го зенитного ракетного полка 4-й гвардейской Кантемировской танковой дивизии Западного военного округа. Об этом сообщил в ходе Единого дня военной приемки командир полка Константин Демидов.
Мировой ВПК  27.03.2017
Ракетный крейсер «Украина» был построен в последние годы советской власти, в 1984–1990 годах. Разработка корабля (который первоначально назывался «Комсомолец», а в 1985–1993 – «Адмирал флота Лобов») велась в ленинградском Северном конструкторском бюро, собственно строительство – на николаевском судостроительном. Крейсер относится к проекту 1164 «Атлант» – классу кораблей, занимающему промежуточное положение между тяжелыми атомными крейсерами типа «Киров» и эсминцами типа «Современный». В основные задачи таких крейсеров в том числе входит уничтожение надводных кораблей противника вплоть до авианосцев, борьба с подлодками, решение задач коллективной ПВО, поддержка десантов и т.д.
Геополитика  23.03.2017
Китай продолжает очередную масштабную реформу Народно-освободительной армии (НОАК). Вслед за реорганизацией органов центрального военного управления объявлено очередное сокращение численности НОАК. Китайцы опять режут Сухопутные войска (СВ). И опять в пользу флотской компоненты, а также ВВС. Столь последовательная и долгосрочная политика ясно показывает приоритеты Китая в направлении своего военного развития и выбора противников.
Мировой ВПК  21.03.2017
Генеральный конструктор, вице-президент по инновациям Объединенной самолетостроительной корпорации (ОСК) Сергей Коротков сообщил о том, что корпорация проводит работы по созданию перехватчика нового поколения МиГ-41, который должен прийти на смену МиГ-31. Причем самолет разрабатывают не только конструкторы РСК «МиГ», но и специалисты других компаний, входящих в состав РСК.
Конфликты  23.03.2017
«На границе тучи ходят хмуро…» — это сегодня про израильский Север. Про тучи, которые следует развеять, а заодно и вызванный ими туман, про назревающую грозу на северной границе. Напряжение там, ставшее очевидным после обмена ударами между Израилем и Сирией в конце прошлой недели, — не локальное кратковременное обострение ситуации, а отражение новой реальности, которая определит будущее региона в ближайшей перспективе.
Конфликты  22.03.2017
Израиль пообещал продолжить авиаудары по оружейным конвоям «Хезболлы» в Сирии. Атаки будут продолжаться в случае «возможности с разведывательной и военной точек зрения», - подчеркнул премьер- министр страны Биньямин Нетаньяху. Он отметил, что проинформировал президента России Владимира Путина о своих намерениях. Кроме того, израильский премьер опроверг сообщения о том, что Россия настаивает на прекращении Израилем военных операций на сирийской территории. «У России имеется выработанная политика (по отношению к позиции Израиля на Ближнем Востоке), и она не изменилась», - цитирует заявление Нетаньяху израильское издание The Jerusalem Post.
Конфликты  22.03.2017
Швейцарский военный ресурс «Offiziere.ch» опубликовал статью канадского военного эксперта Пола Прайса «Strategic Spillover: The Emirates in Africa» («Стратегическая экспансия Эмиратов в Африке»). Автор, ранее работавший в аналитических структурах НАТО и ОБСЭ, комментирует создание Объединенными Арабскими Эмиратами двух военных баз на территории Африки.