04.12.2014, 13:36
Выход России из МКС: в открытый космос или на новый уровень?
Выход России из МКС: в открытый космос или на новый уровень?Международная военная политика
Функционирование собственной пилотируемой космической программы традиционно, а в последние годы в особенности, было показателем принадлежности государства ее реализующего к клубу великих держав. Именно по этой причине Соединенные Штаты делая упор на частную космонавтику стремятся вновь осуществлять пилотируемые миссии к Луне, а в перспективе и к Марсу.

Именно по этой причине Китай находится в процессе постройки собственной космической станции и уже запустил для нее базовый блок «Тяньгун-1» для отработки технологий стыковки и длительного пребывания космонавтов на орбите. Планируется запустить также «Тяньгун-2 и 3 и создать к 2023 году полноценную китайскую космическую станцию сопоставимую по функционалу и объему с советской станцией «Мир». Есть у Китая, а также у Евросоюза также и планы по освоению различных планет Солнечной системы и создания на них своих баз и посадочных площадок.

И как на фоне этой активности выглядит Россия? На фоне активизации строительства космодрома «Восточный» и постепенной доводки ракет тяжелых классов (к примеру той же «Ангары») Россия, устами профильного вице-премьера Дмитрия Рогозина, заявила, что не намерена продолжать участие в проекте Международной космической станции. Мало того, Федеральному космическому агентству уже дано поручение к концу декабря сформировать и обосновать предложения по развертыванию отечественной орбитальной станции и внести их на рассмотрение в правительство. А само развертывание уже чисто российской станции должно начаться не позднее 2017 года. Таким образом, есть все шансы опередить китайцев и создать первую после окончания эксплуатации «Мира» отечественную космическую станцию.

Следует отметить тот факт, что в свое время создание МКС и участие России в этом процессе было в определенной мере спасением отечественной пилотируемой космонавтики. Разруха 90-х годов не давала возможности не только поддержать ветшающий и разрушающийся «Мир», но и просто напросто убивала оставшиеся в стране космические КБ и предприятия отрасли. Вопрос стоял о выживании. И вот на этом фоне Россия и США в 1992 году заключают соглашение о сотрудничестве в исследовании космоса. В соответствии с ним Роскосмос и НАСА разработали совместную программу «Мир — Шаттл». Эта программа предусматривала полёты американских многоразовых кораблей «Спейс Шаттл» к российской космической станции «Мир», включение российских космонавтов в экипажи американских шаттлов и американских астронавтов в экипажи кораблей «Союз» и станции «Мир». Именно из этой впоследствии и выросла идея Международной космической станции, реализация проекта которой стартовала в 1998 году, когда Россия запустила первый сегмент МКС – модуль «Заря».

И вот в истории становления и развития МКС как раз и видятся корни нынешнего решения Роскосмоса и России в целом ориентироваться на собственную пилотируемую программу. Дело в том, что несмотря на «интернациональный» характер станции и формальное равноправие стран-участников, ни для кого не является секретом, что в первую очередь функционирование МКС было выгодно американцам и они же получали с проекта основные технологические дивиденды.

Суть в том, что кроме условно успешной станции «Скайлэб» у НАСА не было опыта построения и эксплуатации крупных орбитальных объектов. Сама идея «Шаттлов» отчасти родилась в контексте противодействия советским программам военных и гражданских орбитальных станций серии «Салют» и «Алмаз». Теперь же, по мере развития МКС необходимый опыт получен. Но и Россия уже не та нищая страна, что в 90-х годах прошлого века униженно просила финансовую помощь в обмен на уникальные технологии. Сейчас у нас есть и деньги и перспективные ракеты и новый, находящийся в полной российской юрисдикции космодром «Восточный».

Следует отметить также и тот факт, что нарастающее противостояние России и Запада не могло не отразиться на космической сфере. Отказ НАСА от совместных с нами проектов вот прямо сейчас невозможен. Но Штаты приняли определенное политическое решение и несмотря на технические трудности будут его реализовывать. А значит через какое-то время последует отказ от наших грузовых «Прогрессов». Потом речь пойдет о свертывании сотрудничества по различным научным проектам на борту МКС, ну а потом подойдет срок эксплуатации МКС и вполне возможно, что американцы продавят какое-нибудь решение стран-членов консорциума эксплуатантов МКС об исключении России из проекта. Российские блоки отстыкуют от станции а управление полностью перейдет в Центр имени Джонсона в Хьюстоне

Как бы странно и бредово это сейчас на звучало, но на фоне того, что делают наши западные «партнеры» сейчас в Европе это не кажется столь уж фантастичным.

И именно поэтому Россия может развернуть в космосе полностью российскую станцию с наклоном орбиты 64,8 градуса. В первоначальной конфигурации она будет формироваться на базе многоцелевого лабораторного и узлового модулей, космического аппарата «ОКА-Т», а также кораблей «Союз-МС» и «Прогресс-МС». Из-за высокого наклона орбиты можно будет «забрасывать» на станцию грузы в том числе и с «Плесецка», а сама станция получит возможность контролировать районы Северного морского пути и прибрежного шельфа в Арктике, что важно и с сугубо экономической точки зрения.

Решение о проектировании и начале работ по собственной орбитальной станции – это важный шаг к восстановлению Россией своего суверенитета в космосе и важный промышленный проект. Создание собственной орбитальной станции даст работу сотням предприятий, создаст и разовьет технологические заделы в материаловедении, информационных технологиях, химии, станкостроении и точном приборостроении. Собственная орбитальная станция защити нас от превратностей политических вывертов Запада и позволит России закрепить свое лидерское место в исследовании космического пространства – а при всех дрязгах на Земле, именно в космос лежит магистральный путь развития человечества и важно нам на этом пути не отстать.