16.10.2015, 20:06
Выбор Украины: война или «Майдан»
Выбор Украины: война или «Майдан»Международная военная политика
Порошенко уже не может игнорировать минские соглашения, но попытка их выполнить приведет к его свержению.

В последние дни после встречи «нормандской четверки» в Париже, где европейские лидеры фактически выставили ультиматум украинскому президенту, жестко обязав того следовать минским договоренностям, вновь обострилась дискуссия по поводу того, сможет ли режим Порошенко преодолеть сопротивление радикально настроенной части украинского общества, чьи позиции подкреплены к тому же значительным количеством вооруженных и слабо контролируемых государством формирований. Активно обсуждается вопрос, а сохранится ли вообще киевский режим, и не грозит ли Украине новая смена власти.

Многие эксперты сходятся в том, что Порошенко в Париже был загнан в угол, и что выбора: выполнять ли или не выполнять минские соглашения, у него нет. Однако даже разговоры о возможности их реального выполнения вызывают на Украине сильнейшее отторжение. Сегодня многие украинские политики внезапно начинают прозревать: минские соглашения — на самом деле не «перемога», а «зрада», а президент и его чиновники, ежедневно твердящие о том, что никакой амнистии, никакого «особого статуса», а тем более — федерализации страны не будет — попросту врут.

На этом фоне вполне логичны действия власти по нейтрализации наиболее радикальных ее противников, в первую очередь из «Свободы» и «Правого сектора» ?. Последние, несмотря на свою воинственную риторику в отношении режима, пока что не призывают к открытому неповиновению. Тем не менее, попытка принять даже несогласованные с народными республиками Донбасса куцые поправки в Конституцию уже привела к столкновениям в Киеве. Нетрудно представить последствия попытки принять более радикальные поправки.

Радикалов также не устраивает затянувшееся перемирие в Донбассе. Кроме того, не устраивает оно и военных, в первую очередь т.н. «добровольцев», для которых война уже стала не только источником наживы, но и смыслом жизни. При этом власть активно пытается подавить недовольство и поставить батальоны под контроль.

«Власти планомерно уничтожают добровольческое движение», — заявила в эфире радиостанции «Голос Столицы» участница АТО Виктория Дворецкая. По ее мнению, Киев не выполняет ни одного своего обещания, оставляет «добробаты» без техники, обмундирования и т. д, не предоставляет статуса участников боевых действий.

Столкновения в украинской столице постепенно становятся обычным делом. В последнее же время чуть ли не ежедневно проходят акции участников «АТО» в поддержку своих арестованных товарищей, которых те считают политзаключенными.

По мнению многих аналитиков, вся эта ситуация уже в ближайшее время может закончиться взрывом. Так Президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко в ходе своего выступления на круглом столе, посвященном гуманитарным аспектам конфликта на Украине, отвел режиму Порошенко всего два месяца. Кроме того, по мнению эксперта, в ближайшее время Киев утратит возможность контролировать не только занятую украинскими войсками часть Донбасса, но и остальные периферийные области

«До тех пор, пока Киевский режим не совершит каких-то совсем уж людоедских преступлений, его принуждение к миру невозможно. Поэтому, если Порошенко каким-то чудом удастся сохранить власть до весны, то даже в том случае, если Киев не будет контролировать собственные окрестности, сам факт наличия легитимной власти в Киеве будет сдерживать возможности вмешательства. А вот если ему свернут шею через две недели, и начнется кровавая вакханалия, то внешнее вмешательство станет неизбежным в течение месяца. Когда это произойдет? Исходя из нынешней ситуации, лучше не ограничивать себя в пессимизме. Но уже завтра ситуация может поменяться», — убежден эксперт

«На Украине резко обостряются внутренние противоречия. В частности, недавно появилась информация о том, что Генпрокуратура Украины начала активное преследование националистов из партии „Свобода" за расстрел людей на „майдане". То есть, через полтора года прокуратура прозрела. Понятно, что такие прозрения случайными не бывают. Ясно, что в условиях резкого ухудшения экономической ситуации Порошенко и правительство в целом должны опасаться радикальных нацистов, которые их и раньше не особо любили, а теперь получат массовую поддержку всего недовольного падением уровня жизни электората».

«Если по инициативе украинской стороны в ближайшем будущем не начнется очередной виток войны в Донбассе, велика опасность того, что власть не удержится под давлением вооруженных нацистов, и мы будем наблюдать события, аналогичные тем, что происходили все это время на Донбассе, по всей Украине.

Сейчас Порошенко пытается сыграть на упреждение и окончательно дискредитировать ту же «Свободу», чтобы таким образом немного снизить опасность. Но это едва ли получится, потому что можно посадить нескольких лидеров, но когда по стране гуляют десятки тысяч вооруженных боевиков, лидеров и знамя они найдут. Если есть социальный запрос на переворот, всегда найдется тот, кто решит его возглавить.

Украинское правительство стоит перед выбором. Либо начать активные боевые действия в Донбассе, которые хоть и ведут его к поражению, но дают определенные шансы уцелеть и консолидировать вокруг себя общественность под лозунгом очередной российской «агрессии», либо столкнуться с серьезным внутренним противостоянием, которое, скорее всего, выльется в гражданское противостояние на всей еще не охваченной им территории.

Возможности мирного выхода из этого клинча не существует, так как условия минских соглашений не выполняются. Потому что, когда Порошенко под видом выполнения этих договоренностей, пытался внести фейковые изменения в конституцию, он и тут столкнулся с резким оппонированием вплоть до уличных протестов правых, которые считали даже такие шаги предательством. А если он попробует реализовать то, что ему продиктовали в Париже, это может послужить поводом для взрыва правых сил. Притом надо понимать, что серьезной вооруженной опоры у Порошенко нет. После того, как он растерял свой рейтинг, она заключалась в политической и финансовой поддержке, которую обеспечивали США. Судя по всему, и то, и другое растворилось", — рассуждает Ищенко.

По мнению главреда сайта Liva.com.ua Андрея Манчука, будущее украинской политики — это уравнение со многими неизвестными.

— Конечно, вероятность социального взрыва в стране велика, и в условиях, когда оппозиция задавлена и запрещена, а левые и вовсе вычищены из политического поля, такой протест сейчас могли бы возглавить только ультраправые. Однако, украинские власти пытаются избежать этого сценария. С одной стороны, они заигрывают с неонацистами — перенимая их воинственную шовинистическую и милитаристскую риторику, позволяя им открыто совершать преступления, а главное — стимулируя их интеграцию в структуры МВД, армии и Нацгвардии. С другой стороны, проходит показательная зачистка наиболее активных национал-радикалов, в результате чего, в частности, в СМИ всплыла информация о причастности к расстрелам «Небесной сотни» экс-депутатов от ВО «Свобода».

Конечно, у Порошенко сейчас не могут, да и не хотят подавить ультраправых, однако они надеются контролировать это движение, чтобы по прежнему использовать неонацистов для подавления политических оппонентов, но без угрозы для собственной власти. Кризис будет углубляться, однако деморализованное и разочарованное последствиями «Евромайдана», напуганное войной население страны занято собственным выживанием, и большинство людей не ответит сейчас на призыв «выйти на третий майдан». Кроме того, такие выступления не имели бы влиятельных спонсоров и внешней поддержки со стороны США и Евросоюза, которые позволят Порошенко без всяких сантиментов подавить этот бунт. Поэтому, в краткосрочной перспективе режим сможет сохранять видимость шаткой стабильности — хотя многие его представители, заинтересованные в продолжении войны, будут срывать выполнение мирных соглашений. И реализовать их на практике будет исключительно тяжело.

Другими словами, все зависит от того, как глубоко зайдут кризисные процессы, и будут ли по-прежнему поддерживать этот режим извне — потому что без такой поддержки он сразу же рухнет, а страну захлестнет новый виток политического насилия.

Аналогия напрашивается сама собой, указывает публицист Юрий Кот.

— Янукович настолько рьяно накачивал общество евроинтеграцией, что отказ от нее послужил искрой для переворота. Прошенко и сотоварищи настолько мощно накачали народ унитарными идеями и войной с Россией, что, по сути, федерализация и признание не войны с Россией, а гражданской войны станет причиной взрыва, наверняка. А все это на фоне обнищания народа и ощущения обманутости у украинцев может привести к русскому бунту — бессмысленному и беспощадному.

Стоит ли Порошенко опасаться радикальных нацистов?

На сегодня Порошенко стоит опасаться радикалов не только потому, что они способны совершить переворот, но и потому, что они очень много знают как соучастники предыдущих событий. Руки замазаны кровью у многих. И заговорить они могут в любую минуту. Потому, я считаю, что опасается он больше их разговорчивости, чем переворота. Ведь в случае со свержением, он может спокойно существовать, как жертва. Тогда как при вскрытии истины государственного переворота 2014 года и убийства сотен людей, он становится преступником. А это, как когда-то шутили в Одессе, «две большие разницы».

— Сохранится ли Украина в случае выполнения минских соглашений и реальной децентрализации?

— Единственный способ сохранить целостность Украины — федерализация. Эта форма существования государства позволит привести мир на украинские земли и дать людям настоящую свободу, а не мнимую независимость. На сегодня власть Порошенко, самого настоящего диктатора и тирана, стоит на двух китах: пропаганде и силовом давлении. Третьего, обещанного заокеанскими кураторами, кита в виде огромных финансов, они так и не получили. И уже очевидно, после заявлений МВФ, Fitch и Эрика Райнерта, что не получат. Это колосс на глиняных ногах. Он скоро обвалится и похоронит под своими обломками не только своих создателей с нациствующими тиранами, но и саму идею унитарности Украины. И чем быстрее это произойдет, тем больше шансов, что Украина сохранится…

— А кто больше всех выступает против этого?

— Если вы внимательно присмотритесь к процессам на Украине, происходящим мимо украинской машины пропаганды, сможете разглядеть, практически, еженедельные собрания во всех областях общественных деятелей и политиков вокруг вопроса получения особого статуса для своего региона. Конечно, Порошенко заставят выполнять минские соглашения. Но заставит ли Порошенко украинских политиков высшего ранга их принять? Ведь тут мотивация народа и его слуг резко противоположна. Если люди на местах хотят больше полномочий и возможностей, то, собранные в центре, слуги народа хотят оставить их себе. Это классический вариант, когда низы не хотят, а верхи… Думаю, к весне точно не смогут…

Вне зависимости от минских соглашений угроза переворота на Украине более чем реальна, согласен директор Центра евразийских исследований Владимир Корнилов.

— Мы же видим, как остервенело представители нынешней власти грызутся между собой. Пока что от перехода этой грызни в более жесткую фазу борьбы постмаданных деятелей сдерживают лишь усилия Вашингтона, постоянно вынужденного разруливать внутриукраинские конфликты. Но терпение и внимание американцев могут быть не вечными.

— Если будет утрачен контроль над украинской армией, к чему это приведет?

— Там и без того контроль на самом низком уровне, как и дисциплина, как и моральный дух этой армии. Каков поп/главнокомандующий — таков и приход/армия. Не зря же на Украине в ходу анекдот о том, что вооруженные силы Порошенко лишь замыкают пятерку самых сильных армий, действующих на территории Украины… Если же Вы хотите спросить о том, возможен ли переворот в исполнении украинской армии, то отвечу: невозможен. В том числе по той самой причине, о которой я только что сказал.

— Многие представители т.н. «добробатов» жалуются, что Порошенко торопится их расформировать. Чем это вызвано? «Добробаты» перестали быть инструментом, который можно использовать?

— Мы же видим, что эти батальоны покупают и используют все, кому ни лень. В том числе (и в первую очередь) прямые конкуренты Порошенко в борьбе за власть и за крохи бюджетного пирога, которые еще остались. Если (дай Бог!) в Донбассе продержится более или менее стойкое перемирие, рано или поздно добровольческие батальоны, привыкшие жить грабежами и мародерствами, перенесут свою деятельность (то есть те самые грабежи) на всю территорию Украины. И это будет серьезнейшей проблемой для любой власти на Украине — хоть Порошенко, хоть тех, кто придет ему на смену.

— Если представить себе, что Порошенко потеряет власть. Сохранится ли Украина?

— Ну, положим, это зависит от массы факторов и обстоятельств. В частности, от того, кто придет на смену Порошенко. А соответственно, и от позиции России, которая будет либо заинтересована в сохранении Украины (в случае, если она будет дружеским государством), либо же в резком ослаблении ее (если она сохранит враждебное отношение к России).

— А если представить себе, что Порошенко пойдет на реализацию Минских соглашений и даст Донбассу особый статус, захотят ли того же другие регионы? Может ли вообще существовать неунитарная Украина? Станет ли особый статус одного региона началом конца страны?

— Мы видим, что унитарная Украина уже не сохранилась в том виде и в тех границах, которые были до сих пор. Вы знаете, я ведь боролся за федерализацию Украины с 1989 года (то есть еще даже до незалежности). Всегда при этом говорил и говорю, что федерализация не является панацеей для Украины. Не факт, что федеративная Украина сможет существовать как единое государство. Но на чем я всегда настаивал на том, федерализм был бы единственным способом сохранить Украину в былых границах, либо же (если бы этого не получилось) давал возможность развестись мирным, невоенным путем, без того кровопролития, которое мы наблюдаем теперь. Как видите, я оказался прав.

— Неприятие федерализации больше продиктовано внутренними противоречиями и опасением развала страны или это опасение Запада, что в этом случае Москва получит контроль над частью Украины?

— Тут играют разные факторы. Украинские политики очень ограничены и никогда не умели считать на несколько лет вперед (я сейчас и про нынешних, и про их предшественниках). Прислушайся в свое время к федералистам Кучма либо Янукович — мы бы не имели сейчас этой безумной войны. Сейчас, честно вам скажу, я не знаю, каким образом убедить регионы, которые жестоко бомбились Украиной, в том, что они должны оставаться ее частью «хоть в виде чучела, хоть в виде тушки», хоть с особым статусом, хоть в виде конфедерации…

Категория: За рубежом | 1089

Mediametrics.ru

Новости СМИ2


Читайте также:

Штурм в Париже: правильно ли действовал спецназ?Международная военная политика
Конфликты  14.11.2015
В ночь на 14 ноября Париж пережил самую страшную серию скоординированных террористических атак в истории. Как сообщил телеканал CNN со ссылкой на представителей французских властей, в терактах погибли 153 человека. По данным Le Figaro, более 200 человек получили ранения, 83 находятся в тяжелом состоянии. Во Франции впервые с 1945 года объявлено чрезвычайное положение на всей территории страны, граница закрыта, в столицу дополнительно переброшены 1500 военнослужащих.
Ближневосточный клубок террораМеждународная военная политика
Конфликты  14.11.2015
Туристический сектор для россиян ссужается: после Египта, куда прекращены поездки, под запретом могут оказаться и столь любимые нами Турция и Тунис. С таким предложением выступили депутаты Госдумы, а их поддержали сенаторы в Совете Федерации. Патриоты считают, что туристический поток из этих стран можно переориентировать на внутренний курортный рынок.
Нападение на ПарижМеждународная военная политика
Конфликты  14.11.2015
В ночь с пятницы на субботу Париж подвергся серии террористических атак. Жертвами нападений, по разным сведениям, стали от 120 до 153 человек, более двухсот ранены. Теракт стал крупнейшим в истории Франции. В стране введено чрезвычайное положение, закрыты границы. Теракты произошли практически одновременно в семи районах столицы Франции.
Сирия: первые крупные успехиМеждународная военная политика
Конфликты  14.11.2015
Прошедшая неделя заставила поволноваться тех, кто следит за ситуацией на сирийских фронтах. Этому есть несколько причин. В северной части провинции Хама, откуда начиналось 7 октября наступление армии Сирии при поддержке ВКС России, сложилась тревожная обстановка. Также была неясна судьба авиабазы Квейрис под Алеппо. Путь деблокирующей группировки к ней уже начал казаться бесконечным. Но итог недели вышел совсем неплохим.
Польша припомнит Украине Львов?Международная военная политика
Геополитика  14.11.2015
Ежегодный марш в День независимости Польши в Варшаве запомнился не только массовостью — в нём приняли участие около 60 тысяч человек — в основном молодых поляков. Новым явлением во время марша стали антибандеровские лозунги, общий настрой которых можно обозначить, как: мы не забыли Волынскую резню и прочие преступления украинских пособников нацизма во время Второй мировой войны. Что характерно, как сообщает «ПолитНавигатор», обращение к участникам марша отправил президент Анджей Дуда.