25.04.2016, 10:04
ВВС США: шаг вперед, два назад
ВВС США: шаг вперед, два назадМеждународная военная политика
Американцы «Раптором» пытаются заткнуть технологическую дыру.

В США обеспокоены отставанием в области военной авиации от России и Китая. И оно постоянно увеличивается. В то время как ВВС и ВМС США ожидают появления долгожданных истребителей F-35, в России полным ходом наращивают численность боевых машин поколения 4++ и совсем скоро в серию будет запущен истребитель пятого поколения Т-50 ПАК ФА ОКБ Сухого.

В то же время судьба F-35 остается неопределенной. Его доведение до боеспособного состояния продолжается уже свыше десяти лет. При этом начались разговоры, что это «промежуточный самолет», что он будет использован в качестве платформы для создания самолета шестого поколения. И уж тогда-то себя покажет. Правда, непонятно, сколько десятилетий на это уйдет.

Журнал Defense News, описывая сложившую ситуацию, утверждает, что Конгресс США настолько обеспокоен сложившимся положением вещей, что намерен «повернуть время вспять». То есть рассматривается вопрос о том, чтобы возобновить производство многоцелевых истребителей пятого поколения F-22 Raptor, остановленное в 2011 году.

Как сообщает издание, «подкомитет боевой авиации и сухопутных войск при Комитете по Вооруженным силам США поручил секретарю ВВС провести анализ расходов, связанных с возможным производством, по меньшей мере, еще 194 самолетов».

Оценка расходов на производство этих самолетов — дело архиважное. Дело в том, что на этом пункте их выпуск захлебнулся. «Раптор» — самый дорогой в мире истребитель. И бюджет США просто не потянул всю запланированную серию из 750 машин, за каждую из которых приходилось выплачивать производящей компании Lockheed Martin 411 млн. долларов. Если бы F-22 делали из чистого золота просто в виде модели без двигателей и авионики, то это было бы дешевле. Эквивалентный вес золота, потраченного на это дело, стоит всего лишь 350 млн.

И в 2011 году министр обороны США Роберт Гейтс принял решение об ограничении выпуска «золотого истребителя» 187-ю самолетами.

На первый взгляд, чисто арифметический, особенно волноваться американцам не стоит. Они имеют очень серьезный парк истребительной авиации: 160 F-22, 330 F-15, и более 800 легких истребителей F-16. 130 недоделанных F-35 в расчет мы не принимаем. Однако лишь «Раптор» полностью удовлетворяет требованиям сегодняшнего дня. Два других самолета — это уже вчерашний день, несмотря на то, что они периодически модернизируются.

F-15 был принят на вооружение в 1976 году. Окончание срока его эксплуатации назначено на 2025 год. То есть уже не за горами. Но при этом заменять его в обозримом будущем будет нечем, в связи с чем срок службы, как водится, будет увеличен. Правда, F-15E поновее, он был принят на вооружение в 1986 году. И относится уже к поколению 4++. Но и его производство уже давно прекращено.

А вот F-16 продолжает вовсю выпускаться, хоть и появился в ВВС США в далеком 1979 году. Правда, для своих нужд американцы закупили последний такой самолет у Lockheed Martin в 2005 году, то есть 11 лет назад. Самый серийный истребитель в мире продолжают делать исключительно для продажи на внешнем рынке. И преимущественно в третьи страны, где он пользуется популярностью в связи с относительно невысокой ценой.

То есть получается, что в настоящий момент американский авиапром работает в основном не на национальную оборону, а на получение заграничных прибылей. Правда, существует некоторое отклонение от этой «генеральной тенденции». Активно производятся ударные беспилотники MQ-9 Reaper. А также осуществляется разработка перспективного стратегического бомбардировщика.

Но в области истребительной авиации наблюдается застой. Монстр американской военной промышленности — компания Lockheed Martin, которая 95% своих доходов получает от Пентагона, — усиленно борется за победу в тендерах во всех частях света: в Бразилии, в Индии, в Египте… Ну, и продолжает доводить до ума F-35, от которого, похоже, вскоре все отвернутся. Потому что воевать на самолете с неэффективными средствами РЭБ, с ненадежной системой управления оружием, с взрывоопасной топливной системой, с катапультой, способной убить пилота etc. невозможно.


Российская динамика

Если опять же воспользоваться исключительно арифметическими критериями, то у ВВС России с самолетами дело обстоит скверно.

360 Су-27, 80 Су-30, 75 Су-34, 48 Су-35, 225 МиГ-29, 140 МиГ-31.

В сумме 950 против 1300. То есть почти на треть меньше.

Из них Су-27, МиГ-29 и МиГ-31 относятся к советскому периоду. Хоть немного и посвежее американских «долгожителей», относясь не к 70-м, а к 80-м годам. При этом они, как и «американцы», также периодически модернизируются. Ну, а перехватчик МиГ-31 до сих пор является самым скоростным самолетом мира и, как никакой иной самолет способен решать возлагаемые на него боевые задачи.

Но вот динамика совершенно противоположная. Парк боевых самолетов ВВС России постоянно обновляется за счет вытеснения «старослужащих» новыми самолетами поколения 4++. Причем все они прошли генеральные смотрины в Сирии. И их результативность произвела сильное впечатление на американских стратегов, которые привычно впряглись в пропахшую потом старинную лямку: Россия представляет главную угрозу для США. Ну, и естественно, для всего остального мира.

При этом российский ВПК совмещает «приятное с полезным» — новые крылатые машины производятся и для российской армии, и для продажи за границу.

Тяжелый двухместный многоцелевой истребитель Су-30, начал эксплуатироваться в 1992 году. А его последняя модификация — Су-30СМ -стал поступать в войска совсем недавно. Всего намечается передать в ВВС более 60 этих истребителей в дополнение к 80-и имеющимся.

Истребитель-бомбардировщик Су-34 начал эксплуатироваться в 2014 году. Способен работать в качестве бронированного штурмовика, а также отражать атаки истребителей противника. До 2020 года предполагается поставить 124 самолета к 75-и имеющимся.

Еще одна новейшая разработка ОКБ Сухого — многоцелевой истребитель Су-35, который начал поступать в войска также в 2014 году. Самолет наиболее близок к пятому поколению и способен на равных соперничать с «Раптором». А в ближнем бою, обладая фирменной сверхманевренностью «сушек», не оставляет «американцу» ни малейших шансов на победу. Оснащен мощной авионикой. Двигатель обеспечивает сверхзвуковой полет в нефорсажном режиме. Был введен в сирийскую авиагруппу после того, как турки сбили наш бомбардировщик. Тем самым была обеспечена 100-процентная безопасность полетов российских бомбардировщиков и штурмовиков. Эксплуатируются 48 самолетов Су-35С. К 2020 году должны появиться еще столько же.

Однако это не все. Сюда следует добавить вышеупомянутый многоцелевой истребитель пятого поколения Т-50, серийное производство которого должно начаться в этом году. А также легкий многоцелевой истребитель МиГ-35, поставки которого должны начаться совсем скоро. Этот самолет по степени приближения к пятому поколению способен поспорить с Су-35. На нем, в частности, должна устанавливаться РЛС с АФАР — одно из требований к «пятипоколенцам». А по маневренности с ним не способен сравниться ни один из существующих истребителей.

Есть и еще одна новинка, которую разработало ОКБ Яковлева — учебно-боевой Як-130. Сейчас в ВВС находится 60 таких машин. И поставки продолжаются. При этом у яковлевцев, которые в последние годы, что называется, застоялись, громадная жажда деятельности. Они намереваются на базе сто тридцатого создать легкий штурмовик, а также ударный беспилотник.

И напоследок необходимо сказать несколько слов о такой характеристике современных самолетов, как малозаметность. Это, конечно, важное качество. Однако с самолетами-невидимками можно эффективно бороться. Для этого необходимо иметь мощные средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ). В России это научно-техническое направление прекрасно развито. И США тут от нас изрядно отстают. Что связано со стратегическим маневром после терактов 11 сентября, когда усилия научной и инженерной мысли направили на создание высокоточного оружия, способного точечно уничтожать террористов. Ну, а РЭБ предали забвению.

В прошлом году бывший начальник управления РЭБ Сухопутных войск США, гендиректор компании Corvus Group Лори Бакхут заявляла, что потенциал России по подавлению радиосвязи превышает возможности США на порядок.

Ей вторит руководитель подразделения электронной борьбы полковник Джеффри Чёрч: «У нас нет технических средств. Мы работаем над этим, но мы пока только занимаемся разговорами, потеряв годы, в то время как наши противники делают это прямо сейчас».

И, наконец, командующий американскими войсками в Европе генерал-лейтенант Бен Ходжес характеризует российский потенциал РЭБ как «умопомрачительный».

Следовательно, принцип «первый увидел — первый выстрелил», который заложен в американский самолет-невидимку «Раптор», утрачивает свою силу при встрече с российскими истребителями четвертого поколения. Тут решающей становится сверхманевренность, которая у «американца» не на высоте.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  07.12.2016
Слова президента Казахстана о колониальном прошлом страны вызвали бурную реакцию в России и были расценены как антироссийские. Безусловно являясь таковыми по сути, они отражают крайнюю сложность ситуации, в которой оказался и Назарбаев, и его молодое государство. Как Россия должна относиться к подобным высказываниям?
Мировой ВПК  06.12.2016
Как можно было потерять за короткий срок два самолета из авиакрыла «Адмирала Кузнецова», да еще и по схожей причине — порвавшихся тросов авиафинишера? Defence.ru разбирается вместе с обозревателем Lenta.ru Ильей Крамником.
Мировой ВПК  06.12.2016
Телеканал «Звезда» показал кадры взлета и посадки на палубу тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» нового ударного вертолета морского базирования Ка-52К «Катран». При этом крылатая машина была охарактеризована как вертолет нового поколения. Хоть он и является модификацией сухопутной версии Ка-52 «Аллигатор».
Геополитика  06.12.2016
СМИ Польши и стран Балтии буквально соревнуются в «страшилках» о неизбежности войны с РФ. Военные специалисты из США даже указали полякам и литовцам на возможное место начала конфликта – это так называемый Сувалкский коридор в Калининградской области. И тут стоит учитывать, что суверенитет России над этими землями до сих пор подвергают сомнению.
Конфликты  07.12.2016
Банды боевиков полностью выбиты из старых кварталов Алеппо. «Противник разгромлен и бежит в южные кварталы», – сообщают сирийские военные. По их словам, освобождение восточного Алеппо будет завершено к концу недели. Помощь армии Сирии оказывают российские военные советники, одним из которых был погибший командир 5-й гвардейской танковой бригады полковник Руслан Галицкий. «Танкист мог вести управление сухопутным боем», – предполагает бывший замглавкома сухопутных войск России генерал-лейтенант Сергей Скоков.
Конфликты  07.12.2016
В конце ноября абсолютно незаметно для широкой общественности состоялся весьма примечательный, как теперь выясняется, визит иностранного гостя в Москву. Не особо афишируя свои намерения, в Россию приезжал главнокомандующий ливийской армией фельдмаршал Халифа Хафтар. Его принимали в наших МИД, Минобороны и в Совете Безопасности. Высокий гость уехал, и вдруг выяснилось, что в нашей столице фельдмаршал обсуждал чрезвычайно чувствительные не только для России темы.
Конфликты  06.12.2016
Сирийский постпред при ООН Башар Джаафари назвал три западные страны, присутствующие в Совбезе, «тремя мушкетерами, защищающими терроризм». Так представитель Дамаска отреагировал на «мирную» инициативу Запада по Алеппо, которую удалось заблокировать усилиями Москвы и Пекина. При этом китайский постпред призвал Британию «не отравлять атмосферу» в Совбезе. Что не устроило Россию и Китай в проекте резолюции?