25.04.2016, 10:04
ВВС США: шаг вперед, два назад
ВВС США: шаг вперед, два назадМеждународная военная политика
Американцы «Раптором» пытаются заткнуть технологическую дыру.

В США обеспокоены отставанием в области военной авиации от России и Китая. И оно постоянно увеличивается. В то время как ВВС и ВМС США ожидают появления долгожданных истребителей F-35, в России полным ходом наращивают численность боевых машин поколения 4++ и совсем скоро в серию будет запущен истребитель пятого поколения Т-50 ПАК ФА ОКБ Сухого.

В то же время судьба F-35 остается неопределенной. Его доведение до боеспособного состояния продолжается уже свыше десяти лет. При этом начались разговоры, что это «промежуточный самолет», что он будет использован в качестве платформы для создания самолета шестого поколения. И уж тогда-то себя покажет. Правда, непонятно, сколько десятилетий на это уйдет.

Журнал Defense News, описывая сложившую ситуацию, утверждает, что Конгресс США настолько обеспокоен сложившимся положением вещей, что намерен «повернуть время вспять». То есть рассматривается вопрос о том, чтобы возобновить производство многоцелевых истребителей пятого поколения F-22 Raptor, остановленное в 2011 году.

Как сообщает издание, «подкомитет боевой авиации и сухопутных войск при Комитете по Вооруженным силам США поручил секретарю ВВС провести анализ расходов, связанных с возможным производством, по меньшей мере, еще 194 самолетов».

Оценка расходов на производство этих самолетов — дело архиважное. Дело в том, что на этом пункте их выпуск захлебнулся. «Раптор» — самый дорогой в мире истребитель. И бюджет США просто не потянул всю запланированную серию из 750 машин, за каждую из которых приходилось выплачивать производящей компании Lockheed Martin 411 млн. долларов. Если бы F-22 делали из чистого золота просто в виде модели без двигателей и авионики, то это было бы дешевле. Эквивалентный вес золота, потраченного на это дело, стоит всего лишь 350 млн.

И в 2011 году министр обороны США Роберт Гейтс принял решение об ограничении выпуска «золотого истребителя» 187-ю самолетами.

На первый взгляд, чисто арифметический, особенно волноваться американцам не стоит. Они имеют очень серьезный парк истребительной авиации: 160 F-22, 330 F-15, и более 800 легких истребителей F-16. 130 недоделанных F-35 в расчет мы не принимаем. Однако лишь «Раптор» полностью удовлетворяет требованиям сегодняшнего дня. Два других самолета — это уже вчерашний день, несмотря на то, что они периодически модернизируются.

F-15 был принят на вооружение в 1976 году. Окончание срока его эксплуатации назначено на 2025 год. То есть уже не за горами. Но при этом заменять его в обозримом будущем будет нечем, в связи с чем срок службы, как водится, будет увеличен. Правда, F-15E поновее, он был принят на вооружение в 1986 году. И относится уже к поколению 4++. Но и его производство уже давно прекращено.

А вот F-16 продолжает вовсю выпускаться, хоть и появился в ВВС США в далеком 1979 году. Правда, для своих нужд американцы закупили последний такой самолет у Lockheed Martin в 2005 году, то есть 11 лет назад. Самый серийный истребитель в мире продолжают делать исключительно для продажи на внешнем рынке. И преимущественно в третьи страны, где он пользуется популярностью в связи с относительно невысокой ценой.

То есть получается, что в настоящий момент американский авиапром работает в основном не на национальную оборону, а на получение заграничных прибылей. Правда, существует некоторое отклонение от этой «генеральной тенденции». Активно производятся ударные беспилотники MQ-9 Reaper. А также осуществляется разработка перспективного стратегического бомбардировщика.

Но в области истребительной авиации наблюдается застой. Монстр американской военной промышленности — компания Lockheed Martin, которая 95% своих доходов получает от Пентагона, — усиленно борется за победу в тендерах во всех частях света: в Бразилии, в Индии, в Египте… Ну, и продолжает доводить до ума F-35, от которого, похоже, вскоре все отвернутся. Потому что воевать на самолете с неэффективными средствами РЭБ, с ненадежной системой управления оружием, с взрывоопасной топливной системой, с катапультой, способной убить пилота etc. невозможно.


Российская динамика

Если опять же воспользоваться исключительно арифметическими критериями, то у ВВС России с самолетами дело обстоит скверно.

360 Су-27, 80 Су-30, 75 Су-34, 48 Су-35, 225 МиГ-29, 140 МиГ-31.

В сумме 950 против 1300. То есть почти на треть меньше.

Из них Су-27, МиГ-29 и МиГ-31 относятся к советскому периоду. Хоть немного и посвежее американских «долгожителей», относясь не к 70-м, а к 80-м годам. При этом они, как и «американцы», также периодически модернизируются. Ну, а перехватчик МиГ-31 до сих пор является самым скоростным самолетом мира и, как никакой иной самолет способен решать возлагаемые на него боевые задачи.

Но вот динамика совершенно противоположная. Парк боевых самолетов ВВС России постоянно обновляется за счет вытеснения «старослужащих» новыми самолетами поколения 4++. Причем все они прошли генеральные смотрины в Сирии. И их результативность произвела сильное впечатление на американских стратегов, которые привычно впряглись в пропахшую потом старинную лямку: Россия представляет главную угрозу для США. Ну, и естественно, для всего остального мира.

При этом российский ВПК совмещает «приятное с полезным» — новые крылатые машины производятся и для российской армии, и для продажи за границу.

Тяжелый двухместный многоцелевой истребитель Су-30, начал эксплуатироваться в 1992 году. А его последняя модификация — Су-30СМ -стал поступать в войска совсем недавно. Всего намечается передать в ВВС более 60 этих истребителей в дополнение к 80-и имеющимся.

Истребитель-бомбардировщик Су-34 начал эксплуатироваться в 2014 году. Способен работать в качестве бронированного штурмовика, а также отражать атаки истребителей противника. До 2020 года предполагается поставить 124 самолета к 75-и имеющимся.

Еще одна новейшая разработка ОКБ Сухого — многоцелевой истребитель Су-35, который начал поступать в войска также в 2014 году. Самолет наиболее близок к пятому поколению и способен на равных соперничать с «Раптором». А в ближнем бою, обладая фирменной сверхманевренностью «сушек», не оставляет «американцу» ни малейших шансов на победу. Оснащен мощной авионикой. Двигатель обеспечивает сверхзвуковой полет в нефорсажном режиме. Был введен в сирийскую авиагруппу после того, как турки сбили наш бомбардировщик. Тем самым была обеспечена 100-процентная безопасность полетов российских бомбардировщиков и штурмовиков. Эксплуатируются 48 самолетов Су-35С. К 2020 году должны появиться еще столько же.

Однако это не все. Сюда следует добавить вышеупомянутый многоцелевой истребитель пятого поколения Т-50, серийное производство которого должно начаться в этом году. А также легкий многоцелевой истребитель МиГ-35, поставки которого должны начаться совсем скоро. Этот самолет по степени приближения к пятому поколению способен поспорить с Су-35. На нем, в частности, должна устанавливаться РЛС с АФАР — одно из требований к «пятипоколенцам». А по маневренности с ним не способен сравниться ни один из существующих истребителей.

Есть и еще одна новинка, которую разработало ОКБ Яковлева — учебно-боевой Як-130. Сейчас в ВВС находится 60 таких машин. И поставки продолжаются. При этом у яковлевцев, которые в последние годы, что называется, застоялись, громадная жажда деятельности. Они намереваются на базе сто тридцатого создать легкий штурмовик, а также ударный беспилотник.

И напоследок необходимо сказать несколько слов о такой характеристике современных самолетов, как малозаметность. Это, конечно, важное качество. Однако с самолетами-невидимками можно эффективно бороться. Для этого необходимо иметь мощные средства радиоэлектронной борьбы (РЭБ). В России это научно-техническое направление прекрасно развито. И США тут от нас изрядно отстают. Что связано со стратегическим маневром после терактов 11 сентября, когда усилия научной и инженерной мысли направили на создание высокоточного оружия, способного точечно уничтожать террористов. Ну, а РЭБ предали забвению.

В прошлом году бывший начальник управления РЭБ Сухопутных войск США, гендиректор компании Corvus Group Лори Бакхут заявляла, что потенциал России по подавлению радиосвязи превышает возможности США на порядок.

Ей вторит руководитель подразделения электронной борьбы полковник Джеффри Чёрч: «У нас нет технических средств. Мы работаем над этим, но мы пока только занимаемся разговорами, потеряв годы, в то время как наши противники делают это прямо сейчас».

И, наконец, командующий американскими войсками в Европе генерал-лейтенант Бен Ходжес характеризует российский потенциал РЭБ как «умопомрачительный».

Следовательно, принцип «первый увидел — первый выстрелил», который заложен в американский самолет-невидимку «Раптор», утрачивает свою силу при встрече с российскими истребителями четвертого поколения. Тут решающей становится сверхманевренность, которая у «американца» не на высоте.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  24.04.2017
«Россия – единственная страна в мире, которая реально способна превратить США в радиоактивный пепел», – провозгласил «глашатай воли Кремля» Дмитрий Киселёв на пике «русской весны». Тогда, три года назад, о войне с Америкой у нас никто и не помышлял – шутка ли, биться со сверхдержавой?
Мировой ВПК  24.04.2017
В России строится самая большая атомная подводная лодка в мире. Как сообщают «Известия», речь идет о субмарине проекта 09852 «Белгород», разработанной в КБ «Рубин-Север» — северодвинском филиале питерского ЦКБ «Рубин». Правда, рекорд будет установлен не по водоизмещению, а по длине лодки. Самой длинной ПЛА в мире является «Акула» проекта 941, чья длина 172,5 м. У «Белгорода» почти на 12 метров больше — 184.
Мировой ВПК  21.04.2017
В военной компании «Укрспецтехника» ведется работа по созданию радиолокационной системы, способной обнаруживать беспилотники на удалении до 8 км и нарушать работу их систем. Об этом на пресс-конференции в Киеве сообщил один из руководителей компании, член правления общественного союза «Лига оборонных предприятий Украины» Михаил Прохоренко. По его словам, в «незалежной» озабочены тем, как нейтрализовать работу беспилотных летательных аппаратов и высокоточного оружия, такого как «Томагавк» или российские «Калибры».
Мировой ВПК  21.04.2017
25−27 апреля 2017 года на авиабазе морской авиации Пойнт-Мугу в Калифорнии состоится 46-й ежегодный совместный военно-гражданский симпозиум по проблематики РЭБ. Главная тема — это обсуждение существующих пробелов радиоэлектронной борьбы, а также разработка и применение новейших технологий, необходимых для устранения этих пробелов. На закрытую встречу приедет практически все авиационное, флотское и сухопутное начальство Соединенных Штатов, а также «яркие ученые и политики Америки».
Конфликты  20.04.2017
С принятием Белым домом решения на агрессию против КНДР начнется период подготовки войны. Его цель – создание политических, международно-правовых, морально-психологических и военно-стратегических условий, обеспечивающих возможность и успех кампании. Развернется масштабная информационная операция по дискредитации руководства КНДР на международной арене, в государствах-союзниках и среди населения самой Северной Кореи. Особое внимание будет уделено поиску лиц из числа военных и партийных руководителей КНДР разных уровней, готовых к измене ради гарантий безопасности и денежного вознаграждения.
Конфликты  18.04.2017
На фоне хронических информационных войн в последние дни в Сирии резко обострилась ситуация и на фронтах реальной войны. «Умеренная оппозиция» даже выпустила пресс-релиз об уничтожении двух военнослужащих РФ, но подтверждений этому пока нет. Со своей стороны радикальные исламисты сделали ставку на части, одно название которых вселяет в сирийских солдат мистический ужас.
Конфликты  18.04.2017
На сайте издания «Немецкая волна» опубликовано интервью с директором Института Восточной Азии при Венском университете Рюдигером Франком, в котором тот прогнозирует развитие кризисной ситуации вокруг Северной Кореи. Австрийский эксперт считает, что «нанесение первого удара Северной Кореей крайне маловероятно: «Это означало бы самоубийство, независимо от контекста».