07.10.2015, 09:58
Вскрыть и уничтожить: как Ми-24 помогает уничтожать террористов ИГ в Сирии
Вскрыть и уничтожить: как Ми-24 помогает уничтожать террористов ИГ в СирииМеждународная военная политика
Воздушный «виртуоз»

Когда-то бывший начальник Сызранского авиационного училища, боевой летчик, Герой России полковник Николай Ярцев так объяснял автору этих строк принцип управления вертолетом: «Представь два металлических шара. Представил? А теперь попробуй мысленно поставить их один на другой и удержать в таком положении. Вот и управлять вертолетом - примерно то же самое...».

И все же, глядя какие пируэты выписывает иной раз в воздухе небесный охотник Ми-24, не верится, что его виртуозный почерк - настолько трудная работа. А ведь вес даже пустого вертолета от 7,5 до 8,3 тонн. Да и, к тому же, боевой вертолет - это не просто винтокрылая машина. Помимо управления, летчику и штурману-оператору нужно еще определять цели, вести огонь из всех видов бортового вооружения, выполнять противозенитные маневры. Не случайно пилотировать военные вертолеты всегда доверялось только офицерам, выпускникам профильных авиационных военных училищ, которые так и называли, «вертолетными».

Именно Ми-24 наряду с автоматом Калашникова, ракетами «Тополь» и рядом других образцов отечественного вооружения оказался в числе самых узнаваемых «брендов» нашего оружия. Это хищный облик известен по всему миру. А по многим боевым и техническим характеристикам этому вертолету и его модификациям по сию пору нет равных.

Кстати, полковник Ярцев свою лейтенантскую службы по окончании военного вуза (того самого училища в Сызрани, которое он позже возглавлял) начинал в авиационном полку в Баграме. Задачей пилота было патрулировать с воздуха подступы к аэродрому, где базировалось внушительное по составу аваиакрыло ограниченного контингента.

Полеты осуществлялись в посменном режиме, но в воздухе всегда находилась пара наших «крокодилов» - такое прозвище из-за своей характерной внешности получили эти машины. В случае обнаружения какой-либо опасности на земле, например, обнаружения группы боевиков или нанесения минометного удара по аэродрому, Ми-24 должны были сразу же с первого захода нанести удар по огневой точке.

В знаменитом фильме «9 рота» в сцене поражения советского Ан-12, вылетевшего с одного из афганских аэродромов, показано, как сразу после нанесения удара в небо поднимается Ми-24. Возможности этого вертолета по оперативному реагированию на угрозы на земле, и, самое главное, гарантированному уничтожению любой наземной цели, трудно было переоценить. 


Вскрыть и уничтожить

В составе смешанной российской авиационной группы, обеспечивающей нанесение точечных ударов по объектам международной террористической организации ИГИЛ на территории Сирии, также имеются боевые машины этого типа. Нетрудно предположить спектр их задач: это охрана и оборона подступов к аэродрому базирования, воздушное прикрытие вертолетов поисково-спасательной службы (на случай вылета в район поиска пилота, катапультировавшегося из подбитого самолета), а также огневая поддержка наступающих наземных войск.

Правда, пока об этом функциональном применении Ми-24 (речь идет об их новейшей модернизированной версии - Ми-35) речи не идет: объявлено, что основные боевые задачи в Сирии выполняют самолеты фронтовой авиации, наносящие удары высокоточным оружием по вскрытым позициям террористов. 




Когда-то появление Ми-24 стало настоящий прорывом, революцией в военной авиации. До этого первый подобный эксперимент предприняли американцы с их Белл AH-1 «Кобра», созданном целенаправленно под Вьетнам. К слову, наш вертолет, вопреки досужим мнением, появился не в связи с событиями в Афганистане, хотя именно там получил свое первое боевое крещение. Создание новой винтокрылой машины, «заточенной» в первую очередь под задачи огневой поддержки наступающих мотострелковых и танковых подразделений с воздуха, а также поражения бронированных объектов противника, стартовало в конце 1960-х годов.

Конструкторам ОКБ М.Л.Миля удалось сделать невозможное. Новый вертолет вобрал в себя возможности и «летающего танка», оснащенного самым мощным оружием, и транспортника. В небольшом десантном отсеке вполне могли разместиться восемь человек со снаряжением и штатным стрелковым вооружением. Не случайно первые серийные образцы Ми-24 пошли на вооружение десантно-штурмовых бригад Воздушно-десантных войск. Возможности десантников с такой поддержкой многократно возрастали.


Две с половиной тонны огня с неба

Ми-24 составил безоговорочную конкуренцию не только «Кобре», но и сумел на равных потягаться с другим перспективным ударным вертолетом армии США - AH-64 «Apache». Кстати, две эти машины - советско-российская и американская являются на сегодня самыми массовыми боевыми вертолетами в мире.

Ключевым отличием нашего воздушного охотника была и остается система защиты экипажа. Специальными стальными плитами здесь бронирована кабина экипажа, коробка приводов, маслобаки двигателей, редуктор, гидробак. Бронировано также кресло летчика: оно оснащено бронеспинкой и так называемым «бронезаголовником». Бронеперегородкой прикрыто и отделение, где находится второй член экипажа, а общую картину дополняет лобовое бронестекло. В свою очередь варианте Ми-35 вертолет оснащается более мощными двигателями, имеет стеклопластиковые лопасти несущего винта, втулку несущего винта с эластомерными шарнирами, новый автомат перекоса и обновленный рулевой винт, дающий большую маневренность.

Но самая главная «фишка» вертолетов этой модели в наличии мощной системы вооружения. Уже на первых модификациях этой машины, в 1960-70-х годах устанавливались не имевшие на тот момент аналогов подвижные огневые установки. Вообще, номенклатура бортового стрелково-пушечного вооружения Ми-24/35 поражает. Это и 12,7-мм пулеметы, и 30-мм автоматические гранатометы, и два четырехствольных пулемета ГШГ-7,62, и две авиационные пушки ГШ-23Л, смонтированные в выносных универсальных пушечных контейнерах, и несъемная подвижная пушечная установка.

Уничтожение танков с воздуха обеспечивается ракетами ПТУРК «Штурм-В», «Атака-М», «Гермес-А». Значительное поражение наземному противнику может быть нанесено неуправляемыми ракетами, которые заряжаются в четыре пусковых контейнера (блоки НАР - неуправляемых авиационных ракет). Кроме того, вертолет может принимать на внешние пилоны ракеты класса «воздух-воздух», в том числе вертолетный вариант ПЗРК «Игла-В», а также нести бомбовую нагрузку весом до 500 кг.

Общая боевая нагрузка машины достигает 2,5 тонн. Две с половиной тонны огня с неба! Для сравнения - общий вес боекомплекта, скажем, танка Т-72 (если учесть полную нагрузку этой машины бронебойно-кумулятивными и осколочно-фугасными снарядами) не превысит и тонны.


«Летающий танк» с компьютерной «начинкой»

На сегодня известно как минимум о трех десятках войн и военных конфликтов, происходивших в различных регионах мира, где в той или иной степени принимали участие вертолеты этого семейства. В Афганистане эти машины получили заслуженное признание из-за их надежности, неприхотливости, уверенной боевой работы в любой обстановке, ну и, конечно, наличию внушительного арсенала на борту. Здесь как нигде пригодился весь комплекс оружия этого вертолета.

Тактикой его боевого применения стало первичное нанесение удара с удаленной дистанции ракетами комплекса НАР, а затем точечное огневое поражение пулеметной либо пушечной установкой. В свою очередь долговременные огневые точки, схроны и укрытия моджахедов, уничтожались авиационными бомбами крупного калибра. Поражение самой боевой машины огнем стрелкового оружия и даже крупнокалиберных зенитных пулеметов, благодаря броневой защите и возможностям маневрирования, было сведено к минимуму, а выстрелы ПЗРК типа «Стингер» в основном отводились аппаратурой бортового комплекса обороны, прежде всего устройством отстрела ловушек АСО-2В.

Вертолеты этой модели выполняли задачи и поставлялись на экспорт во многие страны Африки и Ближнего Востока. Так что своеобразный сирийский климат и, прежде всего, присущая этому региону высокая температура воздуха, будет нашей машине не в диковинку. Комплекс бортового пилотажно-навигационного и радиоэлектронного оборудования позволяет выполнять полеты как днем, так и ночью и при любой погоде, обеспечивает надежную стабилизацию в полете, облегчает пилотирование. Так, возможности лучше видеть в темное время суток летчику дают очки ночного видения ОВН-1 «СКОСОК» и адаптированное к их применению внешнее и внутреннее осветительное и светосигнальное оборудование.

Комплекс пилотажа, навигации и электронной индикации, прицельно-вычислительный комплекс, комплекс средств связи, модернизированный комплекс управляемого ракетного вооружения с обзорно-прицельной системой. Это не просто «летающий танк», а современная и совершенная штурмовая боевая машина.

Кстати, на Ми-24 в свое время было установлено и несколько мировых рекордов. До сих пор не побито достижение в скорости полета, установленное на этом вертолете советским летчиком-испытателем Карапетяном в 1978 году. 368 с лишним километров в час.! Рекордные данные показала эта машина и по так называемой скороподъемности: высоту в 3 километра Ми-24 достигал за 2 минуты 34 секунды, а 6 километров - за 8 минут 31 секунду.

Этот винтокрылый штурмовик занимает особое место в истории авиационной техники, заслужив репутацию надежного воздушного бойца. В наши дни, несмотря на солидный стаж, эта машина продолжает нести службу по всему миру. На Ми-24 выступает и знаменитая российская пилотажная группа «Беркуты».

Дмитрий Сергеев
Категория: Конфликты



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  07.12.2016
Слова президента Казахстана о колониальном прошлом страны вызвали бурную реакцию в России и были расценены как антироссийские. Безусловно являясь таковыми по сути, они отражают крайнюю сложность ситуации, в которой оказался и Назарбаев, и его молодое государство. Как Россия должна относиться к подобным высказываниям?
Мировой ВПК  06.12.2016
Как можно было потерять за короткий срок два самолета из авиакрыла «Адмирала Кузнецова», да еще и по схожей причине — порвавшихся тросов авиафинишера? Defence.ru разбирается вместе с обозревателем Lenta.ru Ильей Крамником.
Мировой ВПК  06.12.2016
Телеканал «Звезда» показал кадры взлета и посадки на палубу тяжелого авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» нового ударного вертолета морского базирования Ка-52К «Катран». При этом крылатая машина была охарактеризована как вертолет нового поколения. Хоть он и является модификацией сухопутной версии Ка-52 «Аллигатор».
Геополитика  06.12.2016
СМИ Польши и стран Балтии буквально соревнуются в «страшилках» о неизбежности войны с РФ. Военные специалисты из США даже указали полякам и литовцам на возможное место начала конфликта – это так называемый Сувалкский коридор в Калининградской области. И тут стоит учитывать, что суверенитет России над этими землями до сих пор подвергают сомнению.
Конфликты  07.12.2016
Банды боевиков полностью выбиты из старых кварталов Алеппо. «Противник разгромлен и бежит в южные кварталы», – сообщают сирийские военные. По их словам, освобождение восточного Алеппо будет завершено к концу недели. Помощь армии Сирии оказывают российские военные советники, одним из которых был погибший командир 5-й гвардейской танковой бригады полковник Руслан Галицкий. «Танкист мог вести управление сухопутным боем», – предполагает бывший замглавкома сухопутных войск России генерал-лейтенант Сергей Скоков.
Конфликты  07.12.2016
В конце ноября абсолютно незаметно для широкой общественности состоялся весьма примечательный, как теперь выясняется, визит иностранного гостя в Москву. Не особо афишируя свои намерения, в Россию приезжал главнокомандующий ливийской армией фельдмаршал Халифа Хафтар. Его принимали в наших МИД, Минобороны и в Совете Безопасности. Высокий гость уехал, и вдруг выяснилось, что в нашей столице фельдмаршал обсуждал чрезвычайно чувствительные не только для России темы.
Конфликты  06.12.2016
Сирийский постпред при ООН Башар Джаафари назвал три западные страны, присутствующие в Совбезе, «тремя мушкетерами, защищающими терроризм». Так представитель Дамаска отреагировал на «мирную» инициативу Запада по Алеппо, которую удалось заблокировать усилиями Москвы и Пекина. При этом китайский постпред призвал Британию «не отравлять атмосферу» в Совбезе. Что не устроило Россию и Китай в проекте резолюции?