01.12.2014, 12:15
Всевидящее «Око»: российские РЛС смогут следить за всем миром
Всевидящее «Око»: российские РЛС смогут следить за всем миромМеждународная военная политика
Войска воздушно-космической обороны (ВВКО) в этом году решили задачу, поставленную президентом России по созданию сплошного радиолокационного поля контроля за пусками баллистических ракет других стран. Об этом сообщил заместитель командующего войсками Космического командования Войск ВКО генерал-майор Анатолий Нестечук. Новая система должна стать одним из ключевых направлений развития сил и средств ядерного сдерживания.

«В этом году мы провели госиспытания радиолокационной станции (РЛС) «Воронеж» в Калининграде, в ближайшее время ее поставят на боевое дежурство. В этом году мы также провели госиспытания РЛС в Иркутске, прорабатывается вопрос о постановке ее на боевое дежурство. Таким образом, задача, которую поставил президент - создать сплошное радиолокационное поле, защиту страны от ракетного нападения, будет решена в этом году полностью», - сказал Нестечук.

Он также сообщил, что в 2015 году Войска ВКО поставят на опытно-боевое дежурство две новые РЛС «Воронеж» - в Барнауле (Алтайский край) и Енисейске (Красноярский край). Кроме того, начаты работы по строительству новой РЛС «Воронеж» в Воркуте, добавил генерал-майор.

Войска воздушно-космической обороны, охраняющие рубежи России с воздуха и в космосе, появились в стране совсем недавно - первая дежурная смена заступила на боевое дежурство 1 декабря 2011 года. ВВКО приняли на себя управление силами и средствами систем предупреждения о ракетном нападении, ПРО, ПВО, контроля космического пространства, запуска и управления спутников.

Заглянуть за горизонт

«Мы сможем обнаруживать пуски различных видов баллистических ракет, в том числе старты опытных образцов из акватории Мирового океана и с территорий стран, проводящих испытания, - прокомментировал перспективу появления Единой космической системы обнаружения пусков баллистических ракет министр обороны Сергей Шойгу. – Новая система заменит средства предупреждения о ракетном нападении, разработанные в советское время. В состав ЕКС войдут космические аппараты нового поколения, а также модернизированные командные пункты, обеспечивающие управление орбитальной группировкой, прием и обработку специальной информации в автоматическом режиме».

ЕКС - это сложная двухэшелонная система предупреждения о ракетных пусках. Первый эшелон – космический. Это спутники наблюдения, фиксирующие сам факт запуска баллистических ракет. По данным сайта «Стратегическое ядерное вооружение России», на июнь 2014 года в ее составе работали два спутника, размещенные на высокоэллиптических орбитах: «Космос-2422» и «Космос-2446».

«Космос-2422» (запуск произведен 21 июля 2006 г.) и «Космос-2446» (2 декабря 2008 г.) относятся к космическим аппаратам типа 74Д6 первого поколения системы, известной как УС-КС или «Око». УС-КС могла обнаруживать старты только сухопутных ракет США и не видела ракеты морского базирования или те, что взлетали из других районов планеты. Спутники были размещены на орбитах таким образом, что интервал, в течение которого они могут наблюдать запуски с территории США, составлял не более 12 часов в сутки. Последний космический аппарат типа 71Х6 системы УС-КМО «Космос-2479» или «Око-1» прекратил работу в марте – апреле 2014 года, после чего Минобороны неофициально признало, что в области «своевременного обнаружения» пусков баллистических ракет с территории США Россия «ослепла».

Впрочем, только на один глаз. В запасе остался второй – наземный эшелон, состоящий из радиолокационных станций нового поколения типа «Воронеж». Они пришли на смену советским РЛС типа «Дарьял», «Днепр» и «Волга». Именно новые РЛС получали со спутников системы «Око» сигнал тревоги, обнаруживали летящие ракеты, определяли направление их полета и возможные координаты падения головных ядерных блоков.

Меньше - не значит слабее

Всего во времена СССР по периметру страны было построено восемь таких станций. Три объекта под Москвой, Оленегорском и Иркутском, остальные пять – в Прибалтике, Белоруссии, на Украине, в Казахстане и Азербайджане. Сейчас из восьми полноценно работают только четыре. Станцию в прибалтийском Скрунде под нажимом США и латвийских властей взорвали. От аренды украинских РЛС в Мукачево и Севастополе Россия отказалась сама. Также была закрыта станция в азербайджанском городе Габала. В рамках госпрограммы вооружения до 2020 года Минобороны намерено полностью заменить все советские РЛС дальнего обнаружения.

Главная особенность РЛС типа «Воронеж» – модульность. Например, станция «Дарьял» в Азербайджане состояла из двух огромных бетонных сооружений, похожих на египетские пирамиды: передающий центр высотой более 60 метров и 100-метровый «приемник». Обслуживали станцию минимум 80 человек. На ее строительство ушло 10 лет и около миллиарда долларов. По сравнению с ней, «Воронеж» – лилипут: ажурное антенное полотно-парус, убранное под легкий сайдинг, и несколько морских контейнеров с аппаратурой. Строительство РЛС занимает всего полтора года. Потребляемая мощность не превышает 0,7 мегаватт, что на 40% снижает расходы на ее эксплуатацию. Стоит такой объект около 1,5 млрд. рублей. Обслуживают «Воронеж» всего 15 человек.

«Все оборудование собирается, монтируется и тестируется на предприятии-изготовителе, - рассказывает конструктор РЛС Валерий Карасев. - На объекте остается только собрать эти модули-кубики в станцию и настроить их работу. Именно по этой причине станции типа «Воронеж» часто называют «высокой заводской готовности».

Периметр обороны

Первую станцию типа «Воронеж» развернули под Санкт-Петербургом в поселке Лехтуси в 2008 году. В результате у военных сразу появилась возможность видеть все, что творится в воздухе и космосе от побережья Марокко до Шпицбергена, а по дальности – до восточного побережья США. Вторую станцию ввели в строй под Армавиром в 2009 году. Она отслеживает то, что происходит на отрезке от Северной Африки до Индии. Строительство в 2011 году станции в Калининградской области, в поселке Пионерское, закрыло западный сектор, за который отвечали станции в Мукачево и белорусских Барановичах.

Станция в Армавире восполнила возможности Габалинской РЛС в Азербайджане. В ближайшее время будет сдан объект в Иркутской области, который сможет «пробивать» пространство от Китая до западного побережья США. Сейчас станция несет опытно-боевое дежурство. В планах ввод в строй в этом году аналогичных станций в районе поселка Усть-Кемь в Енисейском районе Красноярского края, дачного поселка Конюхи под Барнаулом в Алтайском крае. Начато строительство подобных объектов под Воркутой, в районе города Печора Республики Коми, Оленегорска Мурманской области и в Омской области.

«После ввода в строй всех этих объектов можно будет считать, что мы полностью восстановили радиолокационное поле системы предупреждения о ракетном нападении», - говорят в войсках Воздушно-космической обороны.

Увидеть все

Однако без космического «Ока», как отмечают военные, РЛС типа «Воронеж» имеют существенную задержку по времени перед обнаружением баллистических целей. Потеря космического аппарата «Космос-2479» привела к тому, что российская система предупреждения о ракетном нападении стала контролировать территорию США всего три часа в день. Шойгу не уточнил, за счет чего будет восстановлена Единая космическая система предупреждения о пусках ракет. Если судить по ранее поступавшей информации, это произойдет с выводом на орбиту нового спутника раннего предупреждения о пусках ракет 14Ф142 «Тундра». Его разработкой занимался Центральный научно-исследовательский институт «Комета» (полезная нагрузка) и ракетно-космическая корпорация «Энергия» (платформа).

Аппараты типа «Тундра» придут на смену системе «Око-1» с ее геостационарными спутниками 71Х6 и высокоэллиптическими 73Д6. Первых военные уже лишились. Последний из восьми аппаратов системы вышел из строя из-за технических неполадок в апреле этого года. Он обошелся военным более чем в 1,5 млрд. рублей, а сроки его изготовления составляли почти два года. Вторые были запущены в 2007–2008 годах и пока работают, хотя и с серьезными ограничениями. Для полноценной работы системы необходимо наличие шести спутников. А так как их всего два, то передавать информацию с другого берега Атлантики они могут в течение всего трех часов в сутки.

Официальной информации о «Тундре» нет. По некоторым данным, спутник сможет с большой долей вероятности указать район поражения не только баллистическими, но и иными ракетами, в том числе теми, пуск которых происходил с подводных лодок. Известно, что на аппарате установлена система боевого управления, и в случае необходимости через него можно отдать сигнал о нанесении ответного ядерного удара. Есть данные, что «Тундру» разрабатывают несколько лет, ее планировали запустить еще в 2009 году, но этого не произошло из-за того, что Минобороны неоднократно меняло техническое задание. В годовом отчете ОАО «РНИИ «Электростандарт» в 2010 году по этому поводу упоминается проведение «дополнительных и сертификационных испытаний электронных радиоизделий отечественного и иностранного производства, предназначенных для комплектования радиоэлектронной аппаратуры 14Ф142».

Теперь, как следует из слов министра обороны, к запуску нового спутника все готово. И этот пуск, опять же, по некоторым данным из Минобороны, состоится до конца 2014 года. Во всяком случае, как говорят в войсках Воздушно-космической обороны, в центральном командном пункте Системы предупреждения о ракетном нападении в Серпухове-15 все готово к началу эксплуатации «Единой космической системы предупреждения пусков баллистических ракет» в ее полном варианте.

Категория: В России