16.09.2014, 20:14
Времен «Очакова» и возвращенья Крыма
Времен «Очакова» и возвращенья КрымаМеждународная военная политика
Севастополю нужен еще один памятник затопленным кораблям.

На фарватере, соединившем крымское озеро Донузлав с Черным морем, сегодня необычайно тесно. Буксиры, киллекторные и спасательные суда управления поисковых и аварийно-спасательных работ Черноморского флота России буквально облепили коричнево-красный от сурика и ржавчины огромный корпус большого противолодочного корабля (БПК) «Очаков». Только что поднятый со дна морского, он завершил, наверное, самую главную боевую службу в своей долгой, сорокалетней биографии – в дни «крымской весны» наглухо запер у донузлавских причалов наиболее боеспособную часть украинских военно-морских сил. И тем не дал ей вмешаться в события минувшего марта на полуострове.

К тому памятному марту давно списанный с флота заслуженный корабль-ветеран тихо догнивал в севастопольском Инкермане в ожидании неизбежной отправки в мартены. Позади были девять боевых походов в Средиземное море и Атлантику, позади – участие в гигантских по нынешним временам стратегических учениях «Океан-75» и «Крым-76». За них экипажу вручили вымпел министра обороны СССР «За мужество и воинскую доблесть». В 1977, 1979 и 1986 годах БПК «Очаков» признавали лучшим кораблём Военно-Морского Флота Советского Союза.

Вошедший в боевой состав ЧФ в 1973 году, к моменту развала СССР он был одним из самых новых и ходовых кораблей черноморцев. В 1990 году «Очаков» вконец загоняли по морям и океанам и поставили в севастопольский Севморзавод имени Орджоникидзе на ремонт и модернизацию. 17 лет – не возраст для кораблей такого класса. Но кто ж тогда знал, что «Очакову» больше никогда не суждено «разводить пары»?

Союз рухнул, финансирование ремонта почти прекратилось, заслуженный экипаж разбрелся – кто в запас, кто по другим палубам. Время от времени замерший у причалов российский флот все же получал кое-какие деньги и на борт почти обезлюдевшего «Очакова» снова поднимались севастопольские рабочие и инженеры. Но ненадолго – деньги в ту пору у Минобороны подозрительно быстро кончались. Тем не менее, канитель с ремонтом продолжалась долгих 18 лет. За эти годы в ржавеющий у заводской причальной стенки большой противолодочный корабль 1 ранга были вбуханы 62 миллионов. Не рублей – долларов, если пересчитать затраченные финансы в валютном эквиваленте.

Где-то впереди уже маячил скорый выход в море. Ввод в строй обновленного «Очакова» наметили на 2009 год. Его очень ждали на Черноморском флоте, на котором осталось к тому времени всего два корабля 1 ранга – гвардейский ракетный крейсер «Москва» и однотипный с «Очаковым» БПК «Керчь». Но тут в кресло министра обороны РФ уселся печальной памяти финансовый «оптимизатор» Анатолий Сердюков. И велел с ремонтом «Очакова» кончать самым безумным образом – корабль списать и отправить на металлолом. А как с теми самыми миллионами долларов? А что – как? Кто их считал в Минобороны во времена Сердюкова?

И в 2008 году буксиры потащили разоруженный, но почти отремонтированный БПК в Инкерман, где ждут своей участи такие же как он, списанные с флота бедолаги. Правда, Андреевский флаг на «Очакове» развевался необычайно долго для такого случая – еще аж два года. Похоже, за корабль люди ответственные и болеющие за флот пытались бороться где-то под коврами Главного штаба ВМФ и Минобороны. На политической поверхности следами той борьбы стали публичные заявления бывшего командующего Черноморским флотом, а в ту пору – советника начальника Генерального штаба адмирала Игоря Касатонова. В том, что за «Очаков» принялся сражаться именно он, ничего удивительного. Игорь Владимирович в бытность еще капитаном 2 ранга стал первым командиром этого корабля.

Аргументы адмирала Касатонова были железобетонной твердости: «Если в этих условиях флот потеряет еще хотя бы один большой корабль, без всякого сомнения, начнутся необратимые процессы. При этом отмечу: кораблей океанской зоны Россия для себя сегодня не строит». Но против всесильного тогда министра обороны Сердюкова не действовала и всем очевидная логика. И в 2010 году Андреевский флаг на «Очакове» все же спустили. Казалось, в славной биографии корабля можно ставить жирную точку.

Все переменила «крымская весна». «Вежливые люди» с оружием и в камуфляже уже взяли под охрану Верховный совет и Совет министров республики, население которой почти единодушно рвалось к России. Под контролем были и украинские гарнизоны в Крыму. Но вот как поведут себя укрывшиеся в тех гарнизонах 18 тысяч солдат и офицеров, многие из которых оставались верными «незалежной»? Этого не знал никто.

Необходимо было решительно, но очень оперативно исключить возможность вмешательства в события в Крыму военно-морских сил Украины. Несмотря на повсеместную разруху в них они обладали все же еще немалым боевым потенциалом. Большую опасность могла представлять их 5-я бригада надводных кораблей, базировавшаяся на озеро Донузлав под Евпаторией. Бригада, в состав которой входили большой десантный корабль «Константин Ольшанский», средний десантный корабль «Кировоград», корвет (малый противолодочный корабль) «Винница», морские тральщики «Черкассы» и «Чернигов», рейдовый тральщик «Геническ» и противодиверсионный катер «Феодосия», отказалась принимать условия нового руководства Крыма. Ситуация там становилась все более опасной. 




Мы нескоро узнаем, кто спланировал эту боевую операцию Черноморского флота. Но она получилась точной и грамотной. В ночь на 6 марта 2014 года в Инкерман за обезлюдившим «Очаковым» скрытно пришли буксиры. К утру списанный корабль притащили к фарватеру Донузлава. И мгновенно затопили на мелководье. Для верности справа и слева от «Очакова» на дно положили тоже списанные водолазные боты ВМ-232, ВМ-413 и ВМ-416. Ничего не успевшая понять 5-я бригада ВМС Украины оказалась в ловушке. Ее вынужденно покинутые экипажами корабли и поныне тоскуют у все тех же причалов.

Ну, а уже точно отслуживший свое «Очаков» черноморские спасатели поднимали весь август и половину сентября. Куда его теперь? Понятно, что не в боевой состав флота – после долгого пребывания на дне это невозможно. Так что – все же в утиль? На этот счет есть одно соображение.

Символом Севастополя давно является знаменитый Памятник затопленным кораблям у Приморского бульвара. Возведен он по проекту скульптора академика Адамсона, архитектора Фельдмана и военного инженера Энберга в 1905 году, к 50-летию окончания первой героической обороны города. И по замыслу авторов не должен позволить потомкам забыть о подвиге черноморцев, в Крымскую войну собственноручно затопивших свои парусные корабли на входе в Севастопольскую бухту, чтобы не дать в нее ворваться эскадре интервентов. Адамсон, Фельдман и Энберг не подозревали, конечно, что спустя полтора века нашим морякам снова придется топить свой боевой корабль. Пусть не в Севастополе – в нескольких десятках миль от него.

Сути это не меняет. Мне кажется, «Очаков» в минувшем марте тоже заслужил право на память потомков. Так может быть стоит все же сберечь его от мартенов? Скажем, слегка подремонтировать и установить на вечную стоянку в Севастополе. И сделать плавучим музеем «крымской весны», которая неизбежно займет место в российских учебниках истории.

Кстати, похожая мысль уже пришла, кажется, в головы некоторых нынешних руководителей так счастливо воссоединившегося с Россией Крыма. Во всяком случае, 8 августа в поселке Новоозерный на берегу Донузлава уже открыли памятник затопленным в Донузлаве кораблям и судам. Пусть не такой величественный, как в Севастополе, но все же… Надпись на том памятнике такова: «В память о кораблях, затопленных в марте 2014 года за воссоединение Крыма с Россией».

Категория: В России

Новости СМИ2


Mediametrics.ru

Читайте также:

«Ледяной червь» Америки ударил по Северной ЕвропеМеждународная военная политика
Геополитика  08.11.2016
В Дании политики ломают голову над вопросом — как заставить США убрать ядерные отходы с Гренландии. В 1960-е годы глубоко под материковым льдом на северо-востоке острова были вырыты километровые туннели для американской военной базы Camp Century. Там США собирались разместить ядерные ракеты, но в итоге отказались от проекта. Как пишет местное издание Jyllands-Posten, сейчас этот военный пережиток прошлого стал настоящей головной болью для политиков в Кристиансборге (резиденция датского парламента).
300 тысяч штыков: НАТО готовится к блицкригу в ЕвропеМеждународная военная политика
Геополитика  07.11.2016
НАТО повысит боеготовность войск второго эшелона, на фоне растущей напряженности в отношениях с Москвой. Об этом в понедельник, 7 ноября, сообщила The Times со ссылкой на генерального секретаря альянса Йенса Столтенберга. По его словам, НАТО намеревается подготовить «значительные наземные силы, способные сдерживать агрессию России».
Как мы дошли до «Арматы» такой?Международная военная политика
Мировой ВПК  05.11.2016
Чтобы понять, как "Армате" удалось испугать или восхитить все страны мира, нужно углубиться в историю отечественного танкостроения и в особенности в историю создания брони наших танков. "Армата" легче многих своих западных аналогов, а это значит, что традиционная броня была принесена в жертву другим средствам защиты.
Взлетит ли российско-китайский лайнер?Международная военная политика
Мировой ВПК  03.11.2016
Россия и Китай договорились, что собирать совместный пассажирский широкофюзеляжный дальнемагистральный самолет (ШФДМС) будут в Шанхае. Об этом 3 ноября заявил министр промышленности и торговли Денис Мантуров. — Это одна из основных высокотехнологичных инвестиций, которую мы реализовываем с китайскими коллегами, — сказал он. Министр выразил надежду что в рамках производства самолета китайская компания будет закупать материалы на предприятии «Юйлянь» в КНР, принадлежащем российскому инвестиционному холдингу Vi Holding. По его словам, для ШФДМС Россия и Китай будут совместно разрабатывать двигатель большой мощности.


Сможет ли НАТО потопить «Адмирала Кузнецова»?Международная военная политика
Конфликты  12.11.2016
Как уже сообщалось, 9 ноября недалеко (по морским меркам) от авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов», находящегося в Средиземном море, была обнаружена дизель-электрическая подводная лодка Королевских ВМС Нидерландов проекта «Валрус». Лодка была обнаружена на расстоянии 20 километров от российской авианосной группы. Этот случай не единственный. Вокруг группы кораблей, в которую входят авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов», тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий», большие противолодочные корабли «Североморск» и «Вице-адмирал Кулаков», а также суда обеспечения, постоянно кружат с разведывательной целью субмарины НАТО. И началось это уже на второй день похода — 16 октября.
Россия выбирает момент для массового удара по сирийским боевикамМеждународная военная политика
Конфликты  10.11.2016
«Адмирал Кузнецов» и сопровождающие его корабли подошли к Сирии на расстояние, достаточное для нанесения анонсированных массовых ракетно-бомбовых ударов. Однако после избрания Трампа политическая обстановка в мире резко меняется. Уместна ли в подобном контексте масштабная демонстрация возможностей российского оружия в Сирии? США ожидают в ближайшее время нанесение Россией массированных авиа- и ракетных ударов по целям в Сирии с использованием палубной авиации крейсера «Адмирал Кузнецов», заявили в четверг в Пентагоне. По данным американских военных источников, базирующиеся на авианосце палубные истребители Су-33 и Миг-29К с боекомплектом уже начали полеты над Сирией, но еще не участвовали в боях, передает «Интерфакс».
Египетские военные высадились в ТартусеМеждународная военная политика
Конфликты  09.11.2016
Ряд оппозиционных источников подтверждают распространенную 2 ноября просирийскими СМИ информацию о том, что военный контингент из Египта прибыл на российскую военно-морскую базу в Тартусе. Отмечается, что группа египетских офицеров вроде как будет перенимать опыт в оперативном планировании и в тактических методах ведения боевых действий и т. д. Ранее просирийские источники сообщали, что официальная цель египтян — прохождение военных тренировок под руководством российских советников. Тогда в военных ведомствах Египта, Сирии и РФ эту информацию не комментировали.