16.09.2014, 20:14
Времен «Очакова» и возвращенья Крыма
Времен «Очакова» и возвращенья КрымаМеждународная военная политика
Севастополю нужен еще один памятник затопленным кораблям.

На фарватере, соединившем крымское озеро Донузлав с Черным морем, сегодня необычайно тесно. Буксиры, киллекторные и спасательные суда управления поисковых и аварийно-спасательных работ Черноморского флота России буквально облепили коричнево-красный от сурика и ржавчины огромный корпус большого противолодочного корабля (БПК) «Очаков». Только что поднятый со дна морского, он завершил, наверное, самую главную боевую службу в своей долгой, сорокалетней биографии – в дни «крымской весны» наглухо запер у донузлавских причалов наиболее боеспособную часть украинских военно-морских сил. И тем не дал ей вмешаться в события минувшего марта на полуострове.

К тому памятному марту давно списанный с флота заслуженный корабль-ветеран тихо догнивал в севастопольском Инкермане в ожидании неизбежной отправки в мартены. Позади были девять боевых походов в Средиземное море и Атлантику, позади – участие в гигантских по нынешним временам стратегических учениях «Океан-75» и «Крым-76». За них экипажу вручили вымпел министра обороны СССР «За мужество и воинскую доблесть». В 1977, 1979 и 1986 годах БПК «Очаков» признавали лучшим кораблём Военно-Морского Флота Советского Союза.

Вошедший в боевой состав ЧФ в 1973 году, к моменту развала СССР он был одним из самых новых и ходовых кораблей черноморцев. В 1990 году «Очаков» вконец загоняли по морям и океанам и поставили в севастопольский Севморзавод имени Орджоникидзе на ремонт и модернизацию. 17 лет – не возраст для кораблей такого класса. Но кто ж тогда знал, что «Очакову» больше никогда не суждено «разводить пары»?

Союз рухнул, финансирование ремонта почти прекратилось, заслуженный экипаж разбрелся – кто в запас, кто по другим палубам. Время от времени замерший у причалов российский флот все же получал кое-какие деньги и на борт почти обезлюдевшего «Очакова» снова поднимались севастопольские рабочие и инженеры. Но ненадолго – деньги в ту пору у Минобороны подозрительно быстро кончались. Тем не менее, канитель с ремонтом продолжалась долгих 18 лет. За эти годы в ржавеющий у заводской причальной стенки большой противолодочный корабль 1 ранга были вбуханы 62 миллионов. Не рублей – долларов, если пересчитать затраченные финансы в валютном эквиваленте.

Где-то впереди уже маячил скорый выход в море. Ввод в строй обновленного «Очакова» наметили на 2009 год. Его очень ждали на Черноморском флоте, на котором осталось к тому времени всего два корабля 1 ранга – гвардейский ракетный крейсер «Москва» и однотипный с «Очаковым» БПК «Керчь». Но тут в кресло министра обороны РФ уселся печальной памяти финансовый «оптимизатор» Анатолий Сердюков. И велел с ремонтом «Очакова» кончать самым безумным образом – корабль списать и отправить на металлолом. А как с теми самыми миллионами долларов? А что – как? Кто их считал в Минобороны во времена Сердюкова?

И в 2008 году буксиры потащили разоруженный, но почти отремонтированный БПК в Инкерман, где ждут своей участи такие же как он, списанные с флота бедолаги. Правда, Андреевский флаг на «Очакове» развевался необычайно долго для такого случая – еще аж два года. Похоже, за корабль люди ответственные и болеющие за флот пытались бороться где-то под коврами Главного штаба ВМФ и Минобороны. На политической поверхности следами той борьбы стали публичные заявления бывшего командующего Черноморским флотом, а в ту пору – советника начальника Генерального штаба адмирала Игоря Касатонова. В том, что за «Очаков» принялся сражаться именно он, ничего удивительного. Игорь Владимирович в бытность еще капитаном 2 ранга стал первым командиром этого корабля.

Аргументы адмирала Касатонова были железобетонной твердости: «Если в этих условиях флот потеряет еще хотя бы один большой корабль, без всякого сомнения, начнутся необратимые процессы. При этом отмечу: кораблей океанской зоны Россия для себя сегодня не строит». Но против всесильного тогда министра обороны Сердюкова не действовала и всем очевидная логика. И в 2010 году Андреевский флаг на «Очакове» все же спустили. Казалось, в славной биографии корабля можно ставить жирную точку.

Все переменила «крымская весна». «Вежливые люди» с оружием и в камуфляже уже взяли под охрану Верховный совет и Совет министров республики, население которой почти единодушно рвалось к России. Под контролем были и украинские гарнизоны в Крыму. Но вот как поведут себя укрывшиеся в тех гарнизонах 18 тысяч солдат и офицеров, многие из которых оставались верными «незалежной»? Этого не знал никто.

Необходимо было решительно, но очень оперативно исключить возможность вмешательства в события в Крыму военно-морских сил Украины. Несмотря на повсеместную разруху в них они обладали все же еще немалым боевым потенциалом. Большую опасность могла представлять их 5-я бригада надводных кораблей, базировавшаяся на озеро Донузлав под Евпаторией. Бригада, в состав которой входили большой десантный корабль «Константин Ольшанский», средний десантный корабль «Кировоград», корвет (малый противолодочный корабль) «Винница», морские тральщики «Черкассы» и «Чернигов», рейдовый тральщик «Геническ» и противодиверсионный катер «Феодосия», отказалась принимать условия нового руководства Крыма. Ситуация там становилась все более опасной. 




Мы нескоро узнаем, кто спланировал эту боевую операцию Черноморского флота. Но она получилась точной и грамотной. В ночь на 6 марта 2014 года в Инкерман за обезлюдившим «Очаковым» скрытно пришли буксиры. К утру списанный корабль притащили к фарватеру Донузлава. И мгновенно затопили на мелководье. Для верности справа и слева от «Очакова» на дно положили тоже списанные водолазные боты ВМ-232, ВМ-413 и ВМ-416. Ничего не успевшая понять 5-я бригада ВМС Украины оказалась в ловушке. Ее вынужденно покинутые экипажами корабли и поныне тоскуют у все тех же причалов.

Ну, а уже точно отслуживший свое «Очаков» черноморские спасатели поднимали весь август и половину сентября. Куда его теперь? Понятно, что не в боевой состав флота – после долгого пребывания на дне это невозможно. Так что – все же в утиль? На этот счет есть одно соображение.

Символом Севастополя давно является знаменитый Памятник затопленным кораблям у Приморского бульвара. Возведен он по проекту скульптора академика Адамсона, архитектора Фельдмана и военного инженера Энберга в 1905 году, к 50-летию окончания первой героической обороны города. И по замыслу авторов не должен позволить потомкам забыть о подвиге черноморцев, в Крымскую войну собственноручно затопивших свои парусные корабли на входе в Севастопольскую бухту, чтобы не дать в нее ворваться эскадре интервентов. Адамсон, Фельдман и Энберг не подозревали, конечно, что спустя полтора века нашим морякам снова придется топить свой боевой корабль. Пусть не в Севастополе – в нескольких десятках миль от него.

Сути это не меняет. Мне кажется, «Очаков» в минувшем марте тоже заслужил право на память потомков. Так может быть стоит все же сберечь его от мартенов? Скажем, слегка подремонтировать и установить на вечную стоянку в Севастополе. И сделать плавучим музеем «крымской весны», которая неизбежно займет место в российских учебниках истории.

Кстати, похожая мысль уже пришла, кажется, в головы некоторых нынешних руководителей так счастливо воссоединившегося с Россией Крыма. Во всяком случае, 8 августа в поселке Новоозерный на берегу Донузлава уже открыли памятник затопленным в Донузлаве кораблям и судам. Пусть не такой величественный, как в Севастополе, но все же… Надпись на том памятнике такова: «В память о кораблях, затопленных в марте 2014 года за воссоединение Крыма с Россией».

Категория: В России



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  29.01.2018
Министр обороны США Джеймс Маттис заявил, что в 2018 году в Афганистане, Ираке, а также в недружественных странах «обычные войска будут брать на себя функции спецназа в военных миссиях». По его словам, которые приводит издание Military.com, Силы специальных операций (ССО) США перегружены, тогда как пехота, находящая в зоне боевых действий, отсиживается в укрепрайонах.
Мировой ВПК  27.01.2018
В январе начал испытательные полеты стратегический ракетоносец Ту-160М с заводским номером 8−04. Об этом сообщили в российском оборонно-промышленном комплексе. До конца этого года он будет передан ВКС России для эксплуатации в Дальней авиации.
Мировой ВПК  25.01.2018
Журнал Popular Mechanics сообщил, что более трети парка американских штурмовиков A-10 Thunderbolt II не способны подняться в воздух по причине изношенности крыльев. Ситуацию можно исправить, закупив у компании Boeing, выигравшей тендер на ремонт штурмовиков, необходимое количество крыльев.
Мировой ВПК  23.01.2018
На минувшей неделе РИА «Новости», ссылаясь на информацию, полученную от источника в судостроительной отрасли, сообщило о грядущей утилизации двух самых больших в мире атомных подводных лодок проекта 941 «Акула» — ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь».
Конфликты  22.01.2018
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган 21 января заявил, что турецкая армия фактически начала наземную операцию в сирийском Африне. Ранее генштаб Турции объявил о начале операции «Оливковая ветвь» против формирований курдов в этом районе Сирии. Операция началась в субботу в 17.00 по московскому времени. По данным генштаба, в ней участвовали 72 самолета, были поражены 108 из 113 намеченных целей.
Конфликты  12.01.2018
Основные боевые действия в Сирии переместились из восточной провинции Дэйр-эз-Зор на запад и северо-запад государства. Это связано с поражением Исламского государства. Практически полностью разгромленная группировка больше не опасна, во всяком случае, так считают в Министерстве обороны Российской Федерации. Да и последние события говорят в пользу этой версии — даже связанные с боевиками СМИ больше не публикуют столь активно новости о столкновениях с враждебными силами.
Конфликты  11.01.2018
В атаке на российские военные базы в Сирии участвовал 31 беспилотник, а не 13, как сообщалось ранее. Об этом Интерфаксу со ссылкой на свои источники заявил координатор группы дружбы парламента Сирии и Госдумы Дмитрий Саблин. По его словам, все дроны были боевыми, которыми обладают «очень ограниченное количество государств, в первую очередь, США». Саблин отметил высокую эффективность российских средств ПВО и пообещал впредь отправлять аналогичные объекты обратно — тем, кто их запускает.