15.02.2016, 19:24
Впереди 15 лет застоя
Впереди 15 лет застояМеждународная военная политика
Почему Минфин говорит о нарастающем отставании российской экономики?

Если российское правительство не решится на структурные реформы, Россию ждет многолетний застой. Такой вывод следует из нового прогноза Минфина РФ, в котором просчитаны сценарии развития экономики на период до 2030 года. Об этом сообщают «Ведомости».

Вот как выглядят ключевые пункты инерционного сценария:

— Цена нефти $ 40 за баррель, отсутствие структурных реформ в экономике;

— Для преодоления нынешнего двухлетнего спада России понадобится четыре года. В 2016-м экономика сократится на 0,8%, в 2017-м возобновится рост, а к 2020 году реальный размер ВВП восстановится до уровня 2014 года.

— В целом за 2014−2030 годы экономика РФ увеличится всего на 13%, а реальный уровень зарплат вернется к уровню 2014 года лишь в 2025 году.

— В среднем за 2014−2030 годы среднегодовой экономический рост в России составит 0,8% ВВП. Цена нефти в номинальном выражении превысит $ 50 за баррель только в 2028 году. Добыча нефти перестанет расти уже в 2016 году и будет снижаться, а ее экспорт — стагнировать. Импорт будет расти на 3−4% в год, экспорт — чуть медленнее и номинального уровня 2014 года ($ 498 млрд) в ближайшие 14 лет так и не достигнет (импорт достигнет в 2030 году).

— Инфляция в 2017 году замедлится до 4% и продолжит снижаться — до 2,6% в 2030 году.

Как видите, оптимизма такой сценарий не внушает. Впрочем, в самом Минфине надеются, что до 15-летнего застоя все же не дойдет, потому что нефть подорожает до $ 50 за баррель.

В этом случае экономика преодолевает текущий спад в 2018 году, а к 2030-му вырастет на 44%. Реальные зарплаты россиян в целевом сценарии восстанавливаются до уровня 2014 года «уже» в 2022 году, а затем растут на 3% в год.

Правда, в Минфине особо подчеркивают, что для такого благоприятного развития событий придется не только дождаться подорожания нефти, но и пойти на структурные изменения в экономике: повысить отдачу капитала за счет роста производительности труда, опережающего рост зарплат, и увеличить долю инвестиций в ВВП.

Насколько реалистичны оценки Минфина, что на деле ждет российскую экономику?

— Прогнозы Минфина резко расходятся с майскими указами президента Владимира Путина, — отмечает глава Института национальной стратегии Михаил Ремизов.

— Указы, напомню, задают гораздо более высокую планку в части параметров экономического роста. Получается, либо те, кто писал проекты этих указов, лукавили и неадекватно оценивали ситуацию. Либо нынешний Минфин неспособен выполнять свою работу с точки зрения выстраивания стратегии развития, которая позволит достичь заданных показателей.

Я склоняюсь ко второй версии. В нынешнем экономическом блоке правительства стратегических идей развития на столе нет, кроме абстрактной мантры про структурные реформы. При этом под реформами понимается все, что угодно, в зависимости от ситуации. Это может быть приватизация, сокращение государственных расходов, согласие на банкротство крупных предприятий в отдельных отраслях.

Однако все эти меры, которые в либеральном сообществе понимаются под структурными реформами, экономического роста твердо не сулят.

Проблема в том, что у нас нет структуры экономического управления, которая была бы ответственна за выстраивание стратегии развития и рост экономики. Минфин — влиятельная и в целом компетентная структура, но только в части текущего менеджмента, поскольку он, совместно с Центробанком, отвечает, прежде всего, за текущий бюджетный процесс.

Развитием формально «заведует» Минэкономразвития, но оно является одним из самых слабых министерств — как с точки зрения компетенций, так и реальных полномочий. По сути, у нас даже в чисто аппаратном смысле стратегия экономического развития — ни кому не нужное дитя.

Чем чревато следование инерционному сценарию?

— Оно обрекает Россию на десятилетия депрессии. Мне, например, не понятно, почему Минфин ожидает оживления в экономике через 15 лет. А почему не через 20 лет, или через 30? На деле, во всех случаях речь идет о горизонте, который выходит за пределы аналитического воображения экономистов Минфина, и события на этом горизонте представляются по формуле «когда-нибудь что-нибудь изменится».

Правда, Минфин считает, что изменения будут в лучшую сторону. А вот на мой взгляд, как раз в течение 15 лет нынешние разговоры о переходе на новых технологический уклад, скорее всего, станут явью. И если мы будет следовать нынешней монетарной политике, плюс беспомощной научно-технической политике, то станем аутсайдерами этого нового уклада, окажемся на глубоких задворках мировой экономики, а наше системное отставание только усугубится.

На мой взгляд, сохранение статус-кво в экономической политике просто обрекает Россию на программируемую отсталость, и на увеличение разрыва между нами и лидерами развития.

Что может изменить ситуацию?

— Только чрезвычайные меры, связанные с изменением экономического курса и формированием системы стратегического планирования. Плюс, конечно, новая монетарная политика, которая позволит создать источники инвестиций внутри страны, и поставит под контроль трансграничное движение капитала.

Фактически других сценариев, кроме мобилизационного, чтобы начать наверстывать разрыв, в обозримой перспективе не существует. Либералы правы, когда критикуют мобилизационную экономику, в том, что она не должна быть постоянным, вечным режимом. Это действительно так, и всегда важен переход от мобилизационной модели к более либеральной. Но сейчас время именно для введения мобилизационного режима — по крайней мере, на ближайшее десятилетие…

— Если посмотреть на биржевые сводки, нефтяные котировки и динамику показателей российской экономики, то станет очевидно: наиболее плохой сценарий Минфина — уже действительность, мы уже в нем живем, — считает руководитель направления «Финансы и экономика» Института современного развития Никита Масленников.

— В этом смысле Минфин честно интерпретирует то, что видит.

При этом я бы не слишком уповал на рост нефтяных цен. По текущему году среднегодовая цена Urals явно не дотянет до $ 40 за баррель, и, скорее всего, не превысит отметки $ 35. Кроме того, сегодня сохраняются значительные инфляционные риски. Можно уповать, конечно, что в 2017 году инфляция упадет до 4−5% в год, но ситуация может развернуться и в прямо противоположную сторону.

Но Минфин абсолютно прав в главном — когда говорит о ключевом значении реформ. Я бы сказал, без структурных преобразований в экономике и системе государственного управления, без перенацеливания экономической политики, никакая нефть нас не спасет.

Даже при лучшем раскладе — если нефть подорожает до $ 70−80 за баррель, плюс Запад полностью отменит антироссийские санкции, — наша экономика, в условиях ограничений, которые сегодня внутри нее существуют, не сможет расти быстрее 2% ВВП в год. Это существенно ниже прогнозируемого темпа роста мировой экономики, что означает неизбежное сокращение позиций России в глобальном хозяйстве.

Кроме того, государство уже приняло на себя достаточное количество социальных, оборонных и прочих обязательств. Чтобы уверенно их выполнять, темпы роста российской экономики должны начинаться от 3,5% ВВП в год и выше.

Словом, Минфин свою работу выполнил — по поручению правительства честно спрогнозировал сценарии развития. И теперь кабмин должен сделать из этого документа выводы с точки зрения практической политики.

Какие первоочередные шаги следует предпринять?

— Прежде всего, нужно заняться повышением эффективности государственных расходов, в которых много как избыточных трат, так и серьезных дисбалансов. В частности, сейчас налицо недофинансирование человеческого капитала — сфер здравоохранения, образования, научных исследований, культуры. Между тем, человеческий капитал — это основа будущей конкурентоспособности России.

На деле, структуру госрасходов необходимо менять, а многие обязательства — в том числе социальные и оборонные, — пересматривать. Это не означает, что эти обязательства следует немедленно снижать. Но требуется трезво оценить и решить, каким образом кабмин будет финансировать пенсию в условиях, когда в 2016—2017 годах с рынка труда уйдет около 1 миллиона человек, и этот дефицит рабочих рук не удается компенсировать мигрантами. При таком раскладе нынешняя пенсионная система превращается в воронку, которая с каждым годом будет затягивать в себя все больший объем бюджетных ресурсов.

Есть и другие вызовы, требующие безотлагательных мер. Например, улучшение инвестиционного климата, корректировка политики развития финансовых рынков и инфраструктуры, повышение качества государственных институтов.

Мы без конца откладываем необходимые преобразования, по сути, прячем голову в песок. Прогноз Минфина — это сигнал, что дальше так продолжаться не может. Причем, это уже не тревожный звоночек, а гул набатного колокола…

Категория: Экономика



Читайте также:

Геополитика  29.01.2018
Министр обороны США Джеймс Маттис заявил, что в 2018 году в Афганистане, Ираке, а также в недружественных странах «обычные войска будут брать на себя функции спецназа в военных миссиях». По его словам, которые приводит издание Military.com, Силы специальных операций (ССО) США перегружены, тогда как пехота, находящая в зоне боевых действий, отсиживается в укрепрайонах.
Мировой ВПК  27.01.2018
В январе начал испытательные полеты стратегический ракетоносец Ту-160М с заводским номером 8−04. Об этом сообщили в российском оборонно-промышленном комплексе. До конца этого года он будет передан ВКС России для эксплуатации в Дальней авиации.
Мировой ВПК  25.01.2018
Журнал Popular Mechanics сообщил, что более трети парка американских штурмовиков A-10 Thunderbolt II не способны подняться в воздух по причине изношенности крыльев. Ситуацию можно исправить, закупив у компании Boeing, выигравшей тендер на ремонт штурмовиков, необходимое количество крыльев.
Мировой ВПК  23.01.2018
На минувшей неделе РИА «Новости», ссылаясь на информацию, полученную от источника в судостроительной отрасли, сообщило о грядущей утилизации двух самых больших в мире атомных подводных лодок проекта 941 «Акула» — ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь».
Конфликты  22.01.2018
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган 21 января заявил, что турецкая армия фактически начала наземную операцию в сирийском Африне. Ранее генштаб Турции объявил о начале операции «Оливковая ветвь» против формирований курдов в этом районе Сирии. Операция началась в субботу в 17.00 по московскому времени. По данным генштаба, в ней участвовали 72 самолета, были поражены 108 из 113 намеченных целей.
Конфликты  12.01.2018
Основные боевые действия в Сирии переместились из восточной провинции Дэйр-эз-Зор на запад и северо-запад государства. Это связано с поражением Исламского государства. Практически полностью разгромленная группировка больше не опасна, во всяком случае, так считают в Министерстве обороны Российской Федерации. Да и последние события говорят в пользу этой версии — даже связанные с боевиками СМИ больше не публикуют столь активно новости о столкновениях с враждебными силами.
Конфликты  11.01.2018
В атаке на российские военные базы в Сирии участвовал 31 беспилотник, а не 13, как сообщалось ранее. Об этом Интерфаксу со ссылкой на свои источники заявил координатор группы дружбы парламента Сирии и Госдумы Дмитрий Саблин. По его словам, все дроны были боевыми, которыми обладают «очень ограниченное количество государств, в первую очередь, США». Саблин отметил высокую эффективность российских средств ПВО и пообещал впредь отправлять аналогичные объекты обратно — тем, кто их запускает.
Хостинг от uWeb