15.02.2016, 18:43
Возвращение «Белого лебедя»
Возвращение «Белого лебедя»Международная военная политика
В Казани и Самаре готовятся к серийному выпуску «принципиально нового» Ту-160.

На днях стало известно, что до конца года в Самаре будет открыто новое производство элементов для двигателей Ту-160 с улучшенными характеристиками. Общая стоимость проекта — 1,7 миллиарда рублей. И это лишь часть масштабной программы по модернизации и техническому перевооружению самарского предприятия «Кузнецов» (бывшее КМПО имени Фрунзе), которое проводится в рамках возобновления выпуска легендарных стратегических ракетоносцев.


Общее «дитя» 800 предприятий

На самом деле решение о возобновлении серийного выпуска стратегических ракетоносцев Ту-160 министр обороны Сергей Шойгу озвучил во время посещения Казанского авиазавода в апреле 2015 года, назвав этот самолет «уникальной машиной, опередившей время на несколько десятилетий и до сих пор не использовавшей в полной мере заложенные в нее конструктивные возможности». А спустя несколько месяцев командующий ВВС России Виктор Бондарев публично заявил о готовности ведомства приобрести 50 таких ракетоносцев.

Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160, похоже, был просто обречен на уникальную судьбу. К его разработке приступили в 1967 году, но на первый опытный полет он вышел лишь в конце 1981 года, а эксплуатироваться начал и вовсе — в 1987-м. И это притом, что необходимость в подобной машине была острая. Ведь к началу 70-х годов при очевидных успехах в системе ракетно-ядерного сдерживания СССР заметно отставал по сравнению с НАТО в стратегической авиации. А тут еще и США со своей программой AMSA и сверхзвуковым B-1 Lancer. Поэтому Советскому Союзу очень нужен был такой «бомбардир», который мог бы преодолевать ПВО противника в сверхзвуковом высотном режиме или на крейсерской скорости у земли, обеспечивал бы достаточную дальность полета и т. д. Отдельной строкой в требованиях проходила и тема снижения инфракрасной и радиолокационной заметности самолета. Считается, что в разработке и создании будущего Ту-160 участвовали примерно 800 предприятий и различных организаций.


Глазами восхищенных мальчишек

В итоге Ту-160 действительно оказался «самым-самым» по целому ряду параметров: самый крупный и самый мощный сверхзвуковой самолет в истории военной авиации, самый скоростной бомбардировщик (на высоте 2200 км час), самый тяжелый боевой самолет в мире (пустой — 110 000 кг, максимальная взлетная масса — 275 000 кг). Своих непосредственных конкурентов (прежде всего американских «невидимок») он заметно превосходил не только по скорости, но и максимальной дальности полета, боевому радиусу, тяге двигателей. Кроме того, считается, что это именно многорежимный Ту-160 стал первым отечественным серийным самолетом, на котором применялась электродистанционная система управления. Плюс изменяемая стреловидность крыла — шаг достаточно редкий из-за сложности механизмов даже для современных самолетов. Наверное, любые самолеты такого класса можно называть «штучными», но для Ту-160 это верно вдвойне. Случайно ли, каждая из этих машин имела свое имя — «Илья Муромец», «Иван Ярыгин», «Павел Таран», «Валерий Чкалов», «Игорь Сикорский», «Андрей Туполев»… Небольшое лирическое отступление - сегодня все Ту-160 находятся на вооружении 121 гвардейского авиаполка, который базируется в Энгельсе Саратовской области. И я до сих пор помню, как мы, совсем мальчишками, каждый год ждали там экскурсию на военный аэродром в честь Дня Воздушного флота РФ, и какое впечатление производили на нас именно Ту-160, вернувшиеся из Венесуэлы и установившие рекорд по дальности полета в 18 тысяч километров. Это было такое великолепие, и такая абсолютная мощь, что мы просто затихали пораженные. Так что лично для меня «Белый лебедь», как прозвали Ту-160 сами летчики, был и остается образцом не только грозного, но и, наверное, самого грациозного оружия.


Как Россия забрала у Украины стратегические ракетоносцы

Уже поступив на вооружения в войска, Ту-160 продолжал дорабатываться. Изначально он строился как носитель крылатых ракет большой дальности с ядерными боеголовками, однако позже было заявлено о возможности оснащения его свободнопадающими бомбами различного калибра, морскими минами и другим вооружением. Более того, в начале 90-х на базе модифицированного Ту-160 был разработан проект авиационного комплекса «Бурлак» для запуска на околоземные орбиты коммерческих искусственных спутников. Но в 1992 году президент Борис Ельцин принял решение «о возможной приостановке продолжавшегося серийного выпуска Ту-160» в ответ на обещания американцев закрыть серийное производство своих B-2. Тогда же Россия в одностороннем порядке прекратила и полеты стратегической авиации в отдаленные регионы. К тому времени Казанский авиастроительный завод успел выпустить лишь 35 этих стратегических бомбардировщиков. К счастью, ни один из этих уникальных самолетов не ушел за рубеж. А в 2000 году Россия смогла (после долгих переговоров и в счет долгов за поставленный газ) получить и восемь Ту-160 из девятнадцати, доставшихся после распада СССР Украине и бесславно доживавших там свой срок. Остальные штучные бомбардировщики украинская сторона утилизировала, поскольку содержать их даже законсервированными для страны оказалось слишком дорого.

Примерно тогда же, в начале 2000-х худо-бедно возобновились и работы по выпуску Ту-160. В 2006 году в СМИ появилась так никем и не опровергнутая с тех пор (впрочем, и не подтвержденная официально) информация: главнокомандующий дальней авиацией ВВС России Игорь Хворов заявил о том, что в ходе учений группа модернизированных Ту-160 якобы проникла в воздушное пространство США и ушла незамеченной…


«Мы практически в реальном времени следим за ходом работ»

По версии минобороны, самолет, о выпуске которого идет речь сегодня, от традиционного Ту-160, скорее всего, возьмет лишь фюзеляж и основные летно-технические характеристики. «Речь идет не о восстановлении один в один, потому что Ту-160, который сегодня мы имеем на вооружении, это самолет разработки 80-х годов, который, к счастью, по своим летно-техническим характеристикам перешагнул время. Он на сегодня имеет самые лучшие характеристики. Самолет, о котором мы ведем речь, он, наверное, будет называться Ту-160М2, будет практически новым самолетом», — говорит замминистра обороны Юрий Борисов. В частности, уже известно, что борт нового Ту-160М2 получит элементы интегрированной модульной авионики, для него будут созданы новые бортовые и топливомерно-расходомерные системы, а также системы управления вооружением, бесплатформенная инерциальная навигационная система и комплекс радиоэлектронной борьбы. Кстати, о вооружении. Многие эксперты сходятся в прогнозах относительно усиления в новой версии «Белого лебедя» функций традиционного «неядерного» бомбардировщика. Так, опыт использования Ту-160 в Сирии против запрещенного в России ИГИЛ оказался созвучен поговорке «из пушки по воробьям».

Поставлена задача усовершенствовать для нового Ту-160М2 и один из самых мощных и крупных в мире турбореактивных двигателей НК-32, который в Самаре перестали производить с 1993 года (не считая нескольких микропартий из нескольких штук в год). Как заявляют на самом предприятии, изменения затронут, прежде всего, электронику двигателей, которая, по сути, не менялась 30 лет. Напомним, что именно НК-32 еще и должен лечь в основу двигателя для уже широко разрекламированного при всей секретности перспективного авиационного комплекса дальней авиации — российского бомбардировщика-ракетоносце нового поколения, который не является не развитием существующих машин, а приниципально новым летальным аппаратом, построенном по принципу «летающее крыло».

По словам заместителя министра обороны РФ Юрия Борисова, в соответствии с условиями контракта установочную партию из пяти усовершенствованных двигателей НК-32 оборонное ведомство должно получить уже в этом году. Что же касается выпуска самих ракетоносцев Ту-160М2, то его изначально обещали начать не позже 2023 года. И, как заявил Борисов во время недавнего посещения «Кузнецова», эти сроки сохраняются. «Мы практически в реальном времени следим за ходом работ, на предприятиях установлены видеокамеры, и мы в режиме видеоконференции наблюдаем, как идут работы», — рассказал замминистра РИА «Новости».

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  27.03.2017
Ижевский электромеханический завод «Купол» впервые поставил полковой комплект ЗРК малой дальности 9К331М «Тор-М2» для оснащения 538-го зенитного ракетного полка 4-й гвардейской Кантемировской танковой дивизии Западного военного округа. Об этом сообщил в ходе Единого дня военной приемки командир полка Константин Демидов.
Мировой ВПК  27.03.2017
Ракетный крейсер «Украина» был построен в последние годы советской власти, в 1984–1990 годах. Разработка корабля (который первоначально назывался «Комсомолец», а в 1985–1993 – «Адмирал флота Лобов») велась в ленинградском Северном конструкторском бюро, собственно строительство – на николаевском судостроительном. Крейсер относится к проекту 1164 «Атлант» – классу кораблей, занимающему промежуточное положение между тяжелыми атомными крейсерами типа «Киров» и эсминцами типа «Современный». В основные задачи таких крейсеров в том числе входит уничтожение надводных кораблей противника вплоть до авианосцев, борьба с подлодками, решение задач коллективной ПВО, поддержка десантов и т.д.
Геополитика  23.03.2017
Китай продолжает очередную масштабную реформу Народно-освободительной армии (НОАК). Вслед за реорганизацией органов центрального военного управления объявлено очередное сокращение численности НОАК. Китайцы опять режут Сухопутные войска (СВ). И опять в пользу флотской компоненты, а также ВВС. Столь последовательная и долгосрочная политика ясно показывает приоритеты Китая в направлении своего военного развития и выбора противников.
Мировой ВПК  21.03.2017
Генеральный конструктор, вице-президент по инновациям Объединенной самолетостроительной корпорации (ОСК) Сергей Коротков сообщил о том, что корпорация проводит работы по созданию перехватчика нового поколения МиГ-41, который должен прийти на смену МиГ-31. Причем самолет разрабатывают не только конструкторы РСК «МиГ», но и специалисты других компаний, входящих в состав РСК.
Конфликты  23.03.2017
«На границе тучи ходят хмуро…» — это сегодня про израильский Север. Про тучи, которые следует развеять, а заодно и вызванный ими туман, про назревающую грозу на северной границе. Напряжение там, ставшее очевидным после обмена ударами между Израилем и Сирией в конце прошлой недели, — не локальное кратковременное обострение ситуации, а отражение новой реальности, которая определит будущее региона в ближайшей перспективе.
Конфликты  22.03.2017
Израиль пообещал продолжить авиаудары по оружейным конвоям «Хезболлы» в Сирии. Атаки будут продолжаться в случае «возможности с разведывательной и военной точек зрения», - подчеркнул премьер- министр страны Биньямин Нетаньяху. Он отметил, что проинформировал президента России Владимира Путина о своих намерениях. Кроме того, израильский премьер опроверг сообщения о том, что Россия настаивает на прекращении Израилем военных операций на сирийской территории. «У России имеется выработанная политика (по отношению к позиции Израиля на Ближнем Востоке), и она не изменилась», - цитирует заявление Нетаньяху израильское издание The Jerusalem Post.
Конфликты  22.03.2017
Швейцарский военный ресурс «Offiziere.ch» опубликовал статью канадского военного эксперта Пола Прайса «Strategic Spillover: The Emirates in Africa» («Стратегическая экспансия Эмиратов в Африке»). Автор, ранее работавший в аналитических структурах НАТО и ОБСЭ, комментирует создание Объединенными Арабскими Эмиратами двух военных баз на территории Африки.