15.02.2016, 18:43
Возвращение «Белого лебедя»
Возвращение «Белого лебедя»Международная военная политика
В Казани и Самаре готовятся к серийному выпуску «принципиально нового» Ту-160.

На днях стало известно, что до конца года в Самаре будет открыто новое производство элементов для двигателей Ту-160 с улучшенными характеристиками. Общая стоимость проекта — 1,7 миллиарда рублей. И это лишь часть масштабной программы по модернизации и техническому перевооружению самарского предприятия «Кузнецов» (бывшее КМПО имени Фрунзе), которое проводится в рамках возобновления выпуска легендарных стратегических ракетоносцев.


Общее «дитя» 800 предприятий

На самом деле решение о возобновлении серийного выпуска стратегических ракетоносцев Ту-160 министр обороны Сергей Шойгу озвучил во время посещения Казанского авиазавода в апреле 2015 года, назвав этот самолет «уникальной машиной, опередившей время на несколько десятилетий и до сих пор не использовавшей в полной мере заложенные в нее конструктивные возможности». А спустя несколько месяцев командующий ВВС России Виктор Бондарев публично заявил о готовности ведомства приобрести 50 таких ракетоносцев.

Сверхзвуковой стратегический бомбардировщик-ракетоносец Ту-160, похоже, был просто обречен на уникальную судьбу. К его разработке приступили в 1967 году, но на первый опытный полет он вышел лишь в конце 1981 года, а эксплуатироваться начал и вовсе — в 1987-м. И это притом, что необходимость в подобной машине была острая. Ведь к началу 70-х годов при очевидных успехах в системе ракетно-ядерного сдерживания СССР заметно отставал по сравнению с НАТО в стратегической авиации. А тут еще и США со своей программой AMSA и сверхзвуковым B-1 Lancer. Поэтому Советскому Союзу очень нужен был такой «бомбардир», который мог бы преодолевать ПВО противника в сверхзвуковом высотном режиме или на крейсерской скорости у земли, обеспечивал бы достаточную дальность полета и т. д. Отдельной строкой в требованиях проходила и тема снижения инфракрасной и радиолокационной заметности самолета. Считается, что в разработке и создании будущего Ту-160 участвовали примерно 800 предприятий и различных организаций.


Глазами восхищенных мальчишек

В итоге Ту-160 действительно оказался «самым-самым» по целому ряду параметров: самый крупный и самый мощный сверхзвуковой самолет в истории военной авиации, самый скоростной бомбардировщик (на высоте 2200 км час), самый тяжелый боевой самолет в мире (пустой — 110 000 кг, максимальная взлетная масса — 275 000 кг). Своих непосредственных конкурентов (прежде всего американских «невидимок») он заметно превосходил не только по скорости, но и максимальной дальности полета, боевому радиусу, тяге двигателей. Кроме того, считается, что это именно многорежимный Ту-160 стал первым отечественным серийным самолетом, на котором применялась электродистанционная система управления. Плюс изменяемая стреловидность крыла — шаг достаточно редкий из-за сложности механизмов даже для современных самолетов. Наверное, любые самолеты такого класса можно называть «штучными», но для Ту-160 это верно вдвойне. Случайно ли, каждая из этих машин имела свое имя — «Илья Муромец», «Иван Ярыгин», «Павел Таран», «Валерий Чкалов», «Игорь Сикорский», «Андрей Туполев»… Небольшое лирическое отступление - сегодня все Ту-160 находятся на вооружении 121 гвардейского авиаполка, который базируется в Энгельсе Саратовской области. И я до сих пор помню, как мы, совсем мальчишками, каждый год ждали там экскурсию на военный аэродром в честь Дня Воздушного флота РФ, и какое впечатление производили на нас именно Ту-160, вернувшиеся из Венесуэлы и установившие рекорд по дальности полета в 18 тысяч километров. Это было такое великолепие, и такая абсолютная мощь, что мы просто затихали пораженные. Так что лично для меня «Белый лебедь», как прозвали Ту-160 сами летчики, был и остается образцом не только грозного, но и, наверное, самого грациозного оружия.


Как Россия забрала у Украины стратегические ракетоносцы

Уже поступив на вооружения в войска, Ту-160 продолжал дорабатываться. Изначально он строился как носитель крылатых ракет большой дальности с ядерными боеголовками, однако позже было заявлено о возможности оснащения его свободнопадающими бомбами различного калибра, морскими минами и другим вооружением. Более того, в начале 90-х на базе модифицированного Ту-160 был разработан проект авиационного комплекса «Бурлак» для запуска на околоземные орбиты коммерческих искусственных спутников. Но в 1992 году президент Борис Ельцин принял решение «о возможной приостановке продолжавшегося серийного выпуска Ту-160» в ответ на обещания американцев закрыть серийное производство своих B-2. Тогда же Россия в одностороннем порядке прекратила и полеты стратегической авиации в отдаленные регионы. К тому времени Казанский авиастроительный завод успел выпустить лишь 35 этих стратегических бомбардировщиков. К счастью, ни один из этих уникальных самолетов не ушел за рубеж. А в 2000 году Россия смогла (после долгих переговоров и в счет долгов за поставленный газ) получить и восемь Ту-160 из девятнадцати, доставшихся после распада СССР Украине и бесславно доживавших там свой срок. Остальные штучные бомбардировщики украинская сторона утилизировала, поскольку содержать их даже законсервированными для страны оказалось слишком дорого.

Примерно тогда же, в начале 2000-х худо-бедно возобновились и работы по выпуску Ту-160. В 2006 году в СМИ появилась так никем и не опровергнутая с тех пор (впрочем, и не подтвержденная официально) информация: главнокомандующий дальней авиацией ВВС России Игорь Хворов заявил о том, что в ходе учений группа модернизированных Ту-160 якобы проникла в воздушное пространство США и ушла незамеченной…


«Мы практически в реальном времени следим за ходом работ»

По версии минобороны, самолет, о выпуске которого идет речь сегодня, от традиционного Ту-160, скорее всего, возьмет лишь фюзеляж и основные летно-технические характеристики. «Речь идет не о восстановлении один в один, потому что Ту-160, который сегодня мы имеем на вооружении, это самолет разработки 80-х годов, который, к счастью, по своим летно-техническим характеристикам перешагнул время. Он на сегодня имеет самые лучшие характеристики. Самолет, о котором мы ведем речь, он, наверное, будет называться Ту-160М2, будет практически новым самолетом», — говорит замминистра обороны Юрий Борисов. В частности, уже известно, что борт нового Ту-160М2 получит элементы интегрированной модульной авионики, для него будут созданы новые бортовые и топливомерно-расходомерные системы, а также системы управления вооружением, бесплатформенная инерциальная навигационная система и комплекс радиоэлектронной борьбы. Кстати, о вооружении. Многие эксперты сходятся в прогнозах относительно усиления в новой версии «Белого лебедя» функций традиционного «неядерного» бомбардировщика. Так, опыт использования Ту-160 в Сирии против запрещенного в России ИГИЛ оказался созвучен поговорке «из пушки по воробьям».

Поставлена задача усовершенствовать для нового Ту-160М2 и один из самых мощных и крупных в мире турбореактивных двигателей НК-32, который в Самаре перестали производить с 1993 года (не считая нескольких микропартий из нескольких штук в год). Как заявляют на самом предприятии, изменения затронут, прежде всего, электронику двигателей, которая, по сути, не менялась 30 лет. Напомним, что именно НК-32 еще и должен лечь в основу двигателя для уже широко разрекламированного при всей секретности перспективного авиационного комплекса дальней авиации — российского бомбардировщика-ракетоносце нового поколения, который не является не развитием существующих машин, а приниципально новым летальным аппаратом, построенном по принципу «летающее крыло».

По словам заместителя министра обороны РФ Юрия Борисова, в соответствии с условиями контракта установочную партию из пяти усовершенствованных двигателей НК-32 оборонное ведомство должно получить уже в этом году. Что же касается выпуска самих ракетоносцев Ту-160М2, то его изначально обещали начать не позже 2023 года. И, как заявил Борисов во время недавнего посещения «Кузнецова», эти сроки сохраняются. «Мы практически в реальном времени следим за ходом работ, на предприятиях установлены видеокамеры, и мы в режиме видеоконференции наблюдаем, как идут работы», — рассказал замминистра РИА «Новости».

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  24.02.2017
Недавно французское издание Air&Cosmos опубликовало схемы якобы перспективного российского легкого истребителя пятого поколения, разработкой которого занимается самолетостроительная корпорация «МиГ». Издание также привело краткие характеристики, которыми, по его мнению, будет обладать новый боевой самолет. Мы решили разобраться, почему не стоит доверять французским изображениям российского истребителя, что такое российская школа проектирования боевых самолетов и на какой летательный аппарат все же может быть похожа новая разработка «МиГа».
Мировой ВПК  20.02.2017
Приближение разведывательного корабля «Виктор Леонов» к побережью США – признак слабости России, а не силы, пишут американские СМИ, ссылаясь на свои источники в разведке. Источники попались с юмором, за «Виктора Леонова», охарактеризованного словом «бесполезный», даже становится обидно. Дело, однако, в том, что эти комментарии – непростительная чушь.
Мировой ВПК  20.02.2017
На англоязычном военном форуме Realitymod.com появилась информация, что некие западные компании решили создать так называемые «умные снаряды» против российского танка Т-14. Их назначение — не только обмануть активную защиту, но и поразить машину в уязвимых местах. И через несколько лет стальной кулак Путина потеряет угрожающую мощь.
Геополитика  20.02.2017
В НАТО намерены резко усилить свое военно-морское присутствие в Черном море. Об этом объявил генеральный секретарь Североатлантического альянса Йенс Столтенберг по итогам встречи министров обороны стран-союзников, завершившейся в Брюсселе. При этом генсек грозно добавил: «Диалог с позиции силы с РФ сработал в годы холодной войны, будет работать и сейчас».
Конфликты  17.02.2017
Российская система С-400 «Триумф» оказалась бессильна перед истребителем F-35: ЗРС не смогла ни остановить, ни распознать израильский истребитель пятого поколения в сирийской провинции Дамаск. В итоге самолет беспрепятственно поразил цели и «махнул русским крылом». Такая оценка С-400 сейчас активно раскручивается в Сети и педалируется некоторыми СМИ со ссылкой на авторитетное американское издание Defense News.
Конфликты  16.02.2017
Американское командование прорабатывает план начала сухопутной операции в Сирии. Ряд экспертов полагает, что если проект удастся провести через Конгресс, идея «маленькой победоносной войны» может заинтересовать Трампа. Как в случае начала «работы на земле» американцы будут выстраивать взаимодействие с многочисленными сторонами сирийского конфликта?
Конфликты  16.02.2017
Военнослужащие морской пехоты ВСУ, дислоцирующиеся в Широкино, всерьез ожидают наступления ополченцев ДНР на Мариуполь по льду Азовского моря. Об этом они рассказали в интервью Военному телевидению Украины. Насколько реально может быть в принципе такое наступление?