04.01.2015, 16:48
«Воздух-1»: глаза, уши и длинные руки ПВО
«Воздух-1»: глаза, уши и длинные руки ПВОМеждународная военная политика
Как создавалась первая в стране система наведения на цель перехватчиков.

4 января 1960 года начались войсковые испытания первой в Советском Союзе системы наведения на цель истребителей-перехватчиков «Воздух-1». Первоначально она использовалась на реактивном истребителе Су-9. Система позволила существенно повысить эффективность сил ПВО страны.


Противоядие против американских шпионов

В середине 50-х годов в стране в обстановке строжайшей секретности полным ходом создавался ракетно-ядерный щит. В 1956 году, когда затевалось строительство космодрома «Байконур», у американцев появился самолет-разведчик U-2, обладавший столь высокими характеристиками, что с ним не в состоянии были справиться существовавшие на тот момент средства ПВО. Он мог 6,5 часа парить на высоте 21500 метров. И при этом пилот мог периодически отключать двигатель, поскольку самолет обладал уникальной аэродинамикой планера. Все наши строжайшие секреты могли быть раскрыты американцами без особого труда.

Для борьбы с U-2 был «назначен» перехватчик Т-3 – прототип самолета Су-9, разрабатывавшийся тогда в ОКБ Сухого. Когда до производства прототипа оставалось совсем немного времени, от ОКБ потребовали в кратчайшие сроки поднять потолок истребителя до 21000 метров. Это задание было перевыполнено за счет отказа от второстепенных систем, что снизило вес машины. С самолета сняли даже пушку. Несмотря на то, что в ЛТХ Су-9 указана цифра 20000 м, он неоднократно поднимался выше 26 км, а на 23 километрах мог совершать длительный горизонтальный полет.

Перехватчик вооружили шестью ракетами «воздух-воздух» К-5МС разработки КБ-455 (ныне корпорация «Тактическое ракетное вооружение»). А в 1958 году постановлением Совета министров СССР предписали создать на базе Су-9 комплекс перехвата. В него предполагалось включить наземную систему наведения и управления «Воздух-1», связанную с бортами самолетов-перехватчиков.

Такое решение значительно увеличивало боевые возможности истребителя. «Воздух-1» представлял собой сеть наземных РЛС (ее называли «Паутиной»), данные от которых поступали в центр наведения. Аналоговая ЭВМ «Каскад» вычисляла координаты целей и, соотнеся их с положением самолета-перехватчика, передавала на борт с помощью радиолинии управления «Лазурь-М» информацию о необходимых для успешного перехвата маневрах (заданный курс, команды целеуказания, включения форсажа, включения РЛС, пуска ракет, отворота от цели и т.д.). Су-9, приблизившись к цели на расстояние до 8 км, захватывал ее своей РЛС и поражал ракетами, наводящимися по радиолучу. Цель атаковывалась в заднюю полусферу на высоте, равной высоте перехватчика, поэтому максимальной высотой перехватываемой цели мог быть практический потолок истребителя, составляющий 20 тыс. м.

Система наведения ракеты действовала следующим образом. После обнаружения цели бортовой РЛС пилоту необходимо было, управляя самолетом, вывести ее отметку в центр экрана радара, то есть совместить продольную ось самолета с направлением на цель. После чего станция переводилась в режим захвата. При приближении на расстояние от 8 километров и меньше производился пуск ракеты. До момента поражения необходимо было сохранять направление на цель, удерживая ее в зоне облучения. 



Ракета класса «воздух-воздух» К-5


Ракета К-5МС была выполнена по аэродинамической схеме «утка», сопла двигателя выходили в стороны, поскольку в хвостовой части ракеты монтировалась аппаратура системы наведения. Ракета имела осколочно-фугасную БЧ массой 13 кг и неконтактный радиовзрыватель. Для подвески и пуска ракет на крыле перехватчика монтировались 4 несъемных пилона с пусковыми устройствами.


Тихоходы самые опасные

Работа перехватчика по различным целям имела свои особенности. Несложно было поражать цели, имеющие околозвуковую скорость на средних высотах. С этой задачей справлялись даже пилоты средней квалификации. Не представляла особой проблемы и встреча со сверхзвуковым самолетом. В этом случае при наведении Су-9 на цель использовался способ стрельбы на отставание. Перехватчик выводился в упрежденную точку по курсу цели немного впереди и ниже нее. И пускал ракеты, когда цель обгоняла его.

Гораздо сложнее было с низкоскоростными целями на большой высоте. Потому что при значительном расхождении скоростей цели и перехватчика у пилота оставалось очень мало времени на то, чтобы произвести необходимые действия: Су-9 мгновенно настигал ее и вырывался вперед. В то же время сильно «тормозить» на высоте в 20 км было невозможно, поскольку самолет «проваливался» вниз. На этой высоте, в отличие от тихоходного американского разведчика U-2, имея не столь высокое аэродинамическое качество, Су-9 мог держаться только на скорости 1,7М.

Система «Воздух-1» значительно повысила эффективность перехвата, за счет того, что пилот получал от КП точную информацию относительно режимов полета, учитывающую упреждение, маневры цели и прочие летные обстоятельства.

Во время испытаний КП с наземной аппаратурой «Воздух-1» находился на расстоянии в 320 километров от аэродрома. В то же время система имела следующие характеристики по дальности действия. Съем, передача и отображение воздушной обстановки для радиолокационной роты происходит в радиусе от 150 км до 300 км, для батальона – от 300 км до 600 км, для КП соединения ПВО – от 600 км до 1200 км. Высоты целей передаются в пределах от 0 до 31750 м с дискретностью 250 м.

Следующим этапом внедрения в войсках систем наведения стала мобильная система «Воздух-1п». А через некоторое время появились и воздушные КП, устанавливаемые на самолетах ДРЛО.


Стрельба по воздушным шарикам

Войсковые испытания системы «Воздух-1» начались 4 января 1960 года. Они прошли успешно, и по их результатам система начала массово внедряться в строевые части ПВО. А до того были проведены государственные испытания. Принимавший в них участие в качестве пилота-испытателя Степан Анастасович Микоян (сын наркома торговли и племянник авиаконструктора Микояна) вспоминал о них, как об очень грандиозном мероприятии. «Бригада по испытаниям комплекса перехвата значительно превышала по количеству специалистов обычную бригаду по испытаниям какого-либо опытного самолета, - писал Степан Анастасович в своей книге «Мы – дети войны». - Она включала в себя более ста инженеров и техников из нашего Управления и других подразделений Института (НИИ ВВС). Руководитель бригады фактически руководил также и работой участвовавших в испытаниях представителей промышленности». И представителей КБ, участвовавших в создании системы, также было не менее сотни.

В бригаду пилотов-испытателей были включены 7 человек, среди которых был будущий космонавт Георгий Тимофеевич Берговой.

В качестве мишеней для условных пусков ракет были использованы два самолета – Ту-16 и Як-25РВ. Туполевский самолет был способен подниматься лишь до высоты 12500 метров. А яковлевский добирался до необходимых 20 тысяч за счет того, что на базовой модели Як-25 стреловидное крыло заменили на прямое большой площади и сняли практически всю аппаратуру.

После условных пусков ракет перешли к реальной стрельбе. Для расстрела использовали воздушные шары, поднимавшиеся до высоты 20 километров. Эту самую сложную работу выполнял Береговой. И не только сложную, но и опасную. Дело в том, что в Советском Союзе впервые проводились испытания самолета на скорости более 2000 км/час. С двигателем на предельной высоте и скорости несколько раз происходил помпаж, когда до его разрушения оставались считанные секунды. И лишь хладнокровие и мгновенная реакция пилота спасала и его, и самолет. А однажды заклинило ручку управления. В такой ситуации Береговому следовало покинуть самолет. Однако он, как пишет С.А.Микоян, несколько раз «с нечеловеческой силой» рвал ручку на себя, и в итоге выбил застрявший болт. За спасение самолета Берегового наградили кинокамерой. 


Тактико-технические характеристики ракеты Р-5МС (РС-2УС):

Принятие на вооружение – 1960 год

Длина – 2,5 м
Диаметр – 200 мм
Размах крыла - 0,654 м
Стартовая масса – 82,7 кг
Скорость – 800 км/ч 
Дальность – 8 км

Зона поражения по высоте – от 2,5 км до 20,5 км
Боевая часть – 13 кг
Тяга РДТТ – 1340 кгс
Время управляемого полета – 12 с.

Категория: Мировой ВПК



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  23.03.2017
Китай продолжает очередную масштабную реформу Народно-освободительной армии (НОАК). Вслед за реорганизацией органов центрального военного управления объявлено очередное сокращение численности НОАК. Китайцы опять режут Сухопутные войска (СВ). И опять в пользу флотской компоненты, а также ВВС. Столь последовательная и долгосрочная политика ясно показывает приоритеты Китая в направлении своего военного развития и выбора противников.
Мировой ВПК  21.03.2017
Генеральный конструктор, вице-президент по инновациям Объединенной самолетостроительной корпорации (ОСК) Сергей Коротков сообщил о том, что корпорация проводит работы по созданию перехватчика нового поколения МиГ-41, который должен прийти на смену МиГ-31. Причем самолет разрабатывают не только конструкторы РСК «МиГ», но и специалисты других компаний, входящих в состав РСК.
Геополитика  20.03.2017
8 марта 2017 года вице-председатель американского Объединенного комитета начальников штабов генерал Пол Селва в выступлении в комитете Палаты представителей Конгресса США впервые публично обвинил Россию в нарушении бессрочного Договора о ликвидации ракет средней и малой дальности (РСМД), заключенного в 1987 году президентом США Рональдом Рейганом и генеральным секретарем ЦК КПСС Михаилом Горбачевым. Селва объявил, что Россия поставила на вооружение крылатую ракету наземного базирования (в классификации НАТО — SSC-8), чем нарушила «дух и смысл» соглашения о контроле над вооружениями, сделав это с целью создать угрозу для НАТО.
Геополитика  20.03.2017
На сайте Стратегического командования США появилось сообщение о проведении учений под кодовым названием Global Lightning 2017. Мероприятие могло бы остаться рутинным, если бы не три любопытных новшества. Во-первых, в этот раз «молнию» встроили в глобальные учения Европейского командования ВС США Austere Challenge 2017, которые по сути являются командно-штабными учениями (КШУ) армий всего Североатлантического альянса. Во-вторых, как заявил глава U.S. Strategic Command генерал Джон Хиттен, они впервые за четверть века не ограничились компьютерным моделированием.
Конфликты  23.03.2017
«На границе тучи ходят хмуро…» — это сегодня про израильский Север. Про тучи, которые следует развеять, а заодно и вызванный ими туман, про назревающую грозу на северной границе. Напряжение там, ставшее очевидным после обмена ударами между Израилем и Сирией в конце прошлой недели, — не локальное кратковременное обострение ситуации, а отражение новой реальности, которая определит будущее региона в ближайшей перспективе.
Конфликты  22.03.2017
Израиль пообещал продолжить авиаудары по оружейным конвоям «Хезболлы» в Сирии. Атаки будут продолжаться в случае «возможности с разведывательной и военной точек зрения», - подчеркнул премьер- министр страны Биньямин Нетаньяху. Он отметил, что проинформировал президента России Владимира Путина о своих намерениях. Кроме того, израильский премьер опроверг сообщения о том, что Россия настаивает на прекращении Израилем военных операций на сирийской территории. «У России имеется выработанная политика (по отношению к позиции Израиля на Ближнем Востоке), и она не изменилась», - цитирует заявление Нетаньяху израильское издание The Jerusalem Post.
Конфликты  22.03.2017
Швейцарский военный ресурс «Offiziere.ch» опубликовал статью канадского военного эксперта Пола Прайса «Strategic Spillover: The Emirates in Africa» («Стратегическая экспансия Эмиратов в Африке»). Автор, ранее работавший в аналитических структурах НАТО и ОБСЭ, комментирует создание Объединенными Арабскими Эмиратами двух военных баз на территории Африки.