17.02.2014, 00:56
ВМФ России: перспективы кораблей 1-го ранга
ВМФ России: перспективы кораблей 1-го рангаМеждународная военная политика
Руководитель департамента ГОЗ Объединенной судостроительной корпорации Анатолий Шлемов в ходе прошедшей в Индии выставки DEFEXPO-2014 рассказал "Голосу России" о перспективах десантных сил ВМФ и дальнейшем военно-техническом сотрудничестве РФ с Индией.


– Анатолий Федорович, Индии недавно передали «Викрамадитью». Будут ли еще совместные проекты подобного масштаба?

– Наше сотрудничество с Индией ни в коем случае не завершается «Викрамадитьей». Хотя, конечно, этот проект самый масштабный за всю историю. Работы в этой сфере не исчерпываются «Викрамадитьей». Как вы знаете, Россия поставила разработанное Невским проектно-конструкторским бюро авиационно-техническое оборудование для индийского тренажерного комплекса палубной авиации (аналога нашей «НИТКА» – Наземный испытательный тренировочный комплекс авиационный. – прим.ред.), а также и для индийского нового авианосца проекта 71. Кроме того, ведутся переговоры о послегарантийном техническом обслуживании и сопровождении жизненного цикла авианосца.

– В ходе работы на «Викрамадитье» «Севмаш» получил большой опыт работ по ремонту крупных надводных кораблей. Как он будет востребован? Ждать ли ремонта «Кузнецова»?

– «Адмирал Кузнецов», конечно, нуждается в серьезном заводском ремонте и модернизации. Сейчас флот не может позволить себе потерять авианосец на длительное время – корабль выполняет важные политические задачи. И по сути, это единственная платформа для подготовки летчиков палубной авиации. Вывод «Кузнецова» в ремонт обернется потерей квалификации.

– Но новая «НИТКА»?

– Да, комплекс построен, и когда он будет полностью принят в эксплуатацию, авианосец можно будет вывести на ремонт. Я думаю, это случится в ближайшие 3-4 года.

– Радикальным решением вопроса было бы строительство нового авианосца. Стоит ли его ждать в обозримом будущем? Каково состояние разработок?

– Ведется проработка нескольких вариантов корабля этого класса, однако сказать что-то определенное можно будет только после утверждения долгосрочной программы военного кораблестроения, которая должна быть завершена в этом году. Она определит параметры строительства флота и потребности в кораблях основных классов до 2050 года.

– Что можно сказать о ремонте «Адмирала Нахимова» (тяжёлый атомный ракетный крейсер)? Во сколько он обойдется?

– Сейчас ведутся подготовительные работы, в ближайшем будущем корабль будет поставлен в бассейн, где недавно стоял «Викрамадитья». Срок сдачи корабля флоту – 2018 год. Что касается цены – я бы не стал называть конкретную цену. Крейсер в ходе ремонта получит новые возможности благодаря новым системам вооружения и радиоэлектронному оборудованию.

– Можно ли сказать, что ремонт «Нахимова» – подготовка к таковому для «Петра Великого»?

– Конечно. «Петр Великий» также крайне важен для флота, выполняет большой объем задач. Корабль вошел в состав флота в 1998 году и с тех пор активно эксплуатируется. Сроки его ремонта скоро подойдут, и его предстоит модернизировать так же, как и «Нахимова».

– Как продвигаются работы по проекту «Лидер»?

– Вы, наверное, знаете, что в прошлом году Минобороны заключило контракт на опытно-конструкторские работы (ОКР) «Лидер» по созданию надводного корабля океанской зоны.

– Как он будет классифицироваться? Это эсминец или крейсер?

– Пока мы говорим о многоцелевом боевом надводном корабле океанской зоны, этот термин более полно обозначает задачи и возможности перспективного корабля.

– Можно ли что-то сказать о техническом лице корабля? Водоизмещение, энергетика, вооружение?

– Этот выбор еще предстоит сделать – флот пока не решил, нужен ему корабль с газотурбинной энергетической установкой – и тогда это одни размеры и водоизмещение. Если с ядерной установкой - это совсем другие параметры. Что касается вооружения, то многое из того, что предстоит иметь на корабле океанской зоны, мы должны отработать на фрегате проекта 22350 (тип многоцелевого фрегата дальней морской зоны, разработанный для перевооружения Военно-морского флота России).

– Кораблей океанской зоны флоту остро не хватает, а сейчас вдобавок выведен на ремонт «Адмирал Чабаненко». Какие изменения предполагаются на нем?

– Корабль будет полностью отремонтирован, кроме того, будет проведена «точечная» модернизация по тем узлам, ремонт которых невозможен или слишком дорог.

– Будет ли меняться вооружение корабля?

– А зачем? Оно имеет достаточно высокие характеристики, позволяющие этому кораблю выполнять свои задачи. За счет модернизации мы их дополнительно несколько повысим, не тратясь на полную замену.

Вообще надо отметить, что «Чабаненко» и его предшественники проекта 1155 – исключительно удачные корабли, обеспечившие присутствие флота и выполнение задач во всех ключевых районах – Тихий, Индийский океан, Аденский залив, Средиземное море, Атлантика… Мы будем сохранять их в составе флота – пока не появится достаточно массовая замена.

– Почему «Чабаненко» так и не получил продолжения? Можно было сделать обновленный корабль на тех же общекорабельных системах еще лет 15 назад?

– К этому кораблю у меня особое отношение - я отвечал за его строительство. Это потребовало огромных усилий - денег тогда не было ни на что. Но корабль все-таки удалось ввести в строй.

Тогдашний главком ВМФ Владимир Куроедов выходил с предложением о постройке серии – если бы оно было принято, мы бы могли иметь сейчас не менее 6-8 модернизированных кораблей этого проекта. Однако в те годы финансирование ВМФ было минимальным. Строительство серии оказалось просто невозможным.

– Сегодня строится серия фрегатов проекта 22350, но выход головного корабля на испытания и его ввод в строй постоянно откладываются. Есть ли какие-то изменения?

– В этом году корабль выйдет в море. Проблемы у проекта есть. Они связаны с большим процентом новизны – и по энергетике, и по электронике, и по оружию мы заложили много перспективных решений. Разумеется, без затруднений не обошлось, в частности с поставками со стороны производителей соответствующих систем вооружения и радиоэлектронного оборудования.

Мы решаем эти проблемы. В декабре в Петербурге состоялось совещание под руководством вице-премьера правительства России Дмитрия Рогозина, посвященное этим вопросам. Были приняты конкретные решения по срокам поставок оборудования и обязательствам производителей. Мы возлагаем на этот проект большие надежды, он должен дать нам эффективный инструмент и в дальней морской зоне, и отчасти в океанской.

– Что можно сказать о перспективах десантных сил ВМФ? Какова судьба «Ивана Грена» и вообще проекта 11711 (тип новейших больших десантных кораблей, предназначенных для высадки десанта, перевозки боевой техники и оборудования)?

– Проблемы «Грена» связаны в том числе с изменением технического задания со стороны ВМФ, но этот корабль мы сдадим в следующем году. Предполагается постройка еще 2-3 больших десантных корабля данного проекта.

– Но для обновления десантных сил этого явно недостаточно? Какой тип будет основным, «Мистраль»?

– В боевой состав ВМФ скоро войдут два ДВКД (десантный вертолетоносный корабль-док) типа «Мистраль», но это достаточно дорогие корабли, и массовыми они не будут.

Полагаю, что основным типом десантного корабля может быть средний по размерам ДВКД, схожий по идеологии с голландским «Роттердамом», водоизмещением в 13-15 тысяч тонн. Таких кораблей можно построить 6-8 единиц. В сочетании с «Мистралями», проектом 11711 и ремонтом уже имеющихся БДК это позволит содержать десантные силы на должном уровне. 

Интервью Анатолия Шлемова проливает свет на корни многих решений последнего времени в сфере строительства ВМФ, считает военный обозреватель «Голоса России». Наиболее пристальное внимание следует обратить на названные сроки начала строительства перспективных надводных кораблей океанской зоны, в сочетании с решением о ремонте крейсеров проекта 1144 и переговорами относительно возможного выкупа находящегося на Черноморском судостроительном заводе (г. Николаев, Украина) крейсера «Украина» (бывший «Адмирал Лобов»), и ремонта остальных кораблей этого класса, а также поддержанием готовности кораблей проекта 1155.

Названные сроки реализации проекта «Лидер», с ожидаемой закладкой головного корабля в районе 2017-2018 годов, означают, что головной корабль может войти в состав флота примерно в 2022-2023 годах, первый серийный – в 2024-2025 годах, а более-менее массовыми они станут лишь к концу второго десятилетия нашего века. Такова цена длительного перерыва в разработке новых кораблей океанской зоны, но терять эту часть морской мощи Россия не имеет права. В этих условиях ремонт кораблей проектов 1144, 1164, 1155 – единственная возможность поддержать возможности флота в данной сфере, и насколько возможно – повысить их с относительно быстрым результатом.

Илья Крамник

Категория: Мировой ВПК

Новости СМИ2


Mediametrics.ru

Читайте также:

Россия готовится к массированной атаке с воздухаМеждународная военная политика
Геополитика  26.10.2016
ПВО России, Белоруссии, Казахстана, Армении, Киргизии, Узбекистана и Таджикистана приняли участие в крупнейших за последнее время учениях по отражению воздушного нападения. Эти учения предельно ясно говорят об угрозах, к которым готовятся российские вооруженные силы и их коллеги в соседних странах. Данные о прошедших учениях впечатляют: как сообщает РИА «Новости», в них были задействованы более 130 командных пунктов, подняты по учебной тревоге для перехвата дальних бомбардировщиков условного противника более 100 боевых самолетов и вертолетов.
США поспешили с похоронами РоссииМеждународная военная политика
Геополитика  26.10.2016
Мотивы в действиях президента РФ Владимира Путина стоит искать в прошлом России, и в его стремлении вернуть ей статус великой державы. Об этом заявил директор Национальной разведки США Джеймс Клэппер на конференции в нью-йоркском Совете по международным делам. «Путин видит Россию великой страной, великой державой. Главная его цель состоит в том, чтобы США относились к России как к великой державе», — отметил он. На просьбу охарактеризовать нынешнее состояние двусторонних отношений, Клэппер отметил, что «отношения очень плохие, у нас много разногласий, например, по Сирии и Украине».
Ракеты Пекина возьмут массойМеждународная военная политика
Мировой ВПК  25.10.2016
Китай представит на выставке в Чжухае Airshow China 2016 аналог российского оперативно-тактического ракетного комплекса ОТРК «Искандер». Как сообщил 25 октября ресурс Defence-blog.com, китайцы продемонстрируют экспортный вариант нового тактического ракетного комплекса M20. По своим тактико-техническим характеристикам и даже внешне он напоминает экспортный вариант нашего «Искандера». В частности, имеет две тактические ракеты с дальностью действия до 280 км (с возможностью действия до 400 км), однако, в отличие от российской системы, китайские ракеты расположены в индивидуальных транспортно-пусковых контейнерах.
Шок и трепет: «Ночной охотник» наращивает силу удараМеждународная военная политика
Мировой ВПК  25.10.2016
Ударный вертолет Ми-28Н «Ночной охотник» после модернизации получит управляемые противотанковые ракеты увеличенной дальности, рассказал ТАСС генеральный конструктор коломенского КБ машиностроения Валерий Кашин. Модернизация вертолета, которому согласно кодификации НАТО присвоено имя «Опустошитель», началась в 2009 году. Он предполагает увеличение боевых возможностей крылатой машины при помощи широкого спектра конструктивных усовершенствований, к которым относятся повышение функциональности, ударной мощи, установки более современной авионики.


Асад скинул бочковые бомбы на протурецкие головыМеждународная военная политика
Конфликты  26.10.2016
Вертолет правительственных войск Сирии нанес авиаудары по позициям Свободной сирийской армии (ССА) на юго-востоке от города Мари, 26 октября сообщил генштаб Турции. — Вертолет сил сирийского режима сбросил бочковые бомбы на позиции сирийской оппозиции у селения Тель Наиф. Погибли двое бойцов ССА, еще пятеро ранены. Также у позиций ССА был взорван заминированный автомобиль, управляемый смертником ИГ, в результате погибли двое и ранен 21 боец ССА, уничтожено семь транспортных средств, — говорится в сообщении турецкого военного ведомства.
Что только что случилось в СирииМеждународная военная политика
Конфликты  24.10.2016
Сидящий на чемоданах Барак Обама и его команда в течение двух сроков демонстрировали провальную политику, в частности, на Ближнем Востоке. Стремление показаться «миротворцем» для Америки само по себе губительно, потому что не естественно. А мягкотелая и невнятная позиция Обамы по многим вопросам (исключая, возможно, иранскую ядерную программу, но и там нынешняя администрация по отношению к союзникам также вела себя некорректно) раздражала не только республиканцев, но и демократов. 
Бомбившие Сирию самолеты опознали по номерамМеждународная военная политика
Конфликты  21.10.2016
Бельгия настаивает, что ее F-16 не могли быть причастны к бомбежкам сирийской деревни – несмотря на доказательства, предъявленные Россией. «Теоретически это могли быть самолеты любых других государств, входящих в коалицию во главе с США», – говорят военные эксперты. Как бы то ни было, никто не спорит с тем, что это были именно самолеты коалиции, а не какие-либо другие. Пятница началась с дипломатической пикировки между Бельгией и Россией. В частности, как сообщает РИА «Новости», бельгийское министерство обороны выступило с заявлением, в котором назвало предоставленную Москвой Брюселлю информацию об участии бортов королевских ВВС в налете на сирийский Хассаджек «некорректной».