18.12.2017, 11:06
«Вежливые люди» у берегов Америки: Для НАТО это страшнее «Калибров»
«Вежливые люди» у берегов Америки: Для НАТО это страшнее «Калибров»Международная военная политика
Союзники по НАТО охвачены новым приступом страха перед Россией. На сей раз поводом послужило заявление начальника Генерального штаба британских вооруженных сил главного маршала авиации Стюарта Пича. С трибуны Королевского института оборонных исследований он высказал мнение, что растущие возможности ВМФ РФ по нарушению подводных кабельных коммуникаций стран Запада стали одной из ключевых угроз для альянса. По мнению Пича, уничтожение или вывод из строя одного или нескольких оптико-волоконных кабелей интернет-связи способны стать «немедленным и потенциально катастрофическим» ударом по экономике стран НАТО.

Между тем, «российские корабли регулярно появляются вблизи атлантических кабелей, через которые идет коммуникация между США, Европой и другими странами мира», — пугал собравшихся главный маршал авиации.

По странному совпадению буквально за неделю до Стюарта Пича тревогу забили и в США. Там на страницах влиятельного издания Times было опубликовано интервью с бывшим главой британского Центра правительственной связи Робертом Ханниганом. Этого эксперта, по его словам, тревожит увеличивающаяся активность российских атомных подводных лодок в северной Атлантике, поблизости от Гренландии, Исландии и Великобритании. Некоторые из этих кораблей, считает Ханниган, способны перерезать подводные кабели, полностью или частично лишая Британские острова доступа к интернету.

Случись такое, на некоторое время существенно осложнится жизнь и работа в любой высокоразвитой стране. Наверняка рухнет, например, ее банковский сектор. Потому что, по данным Policy Exchange, ежедневный (!) объем финансовых операций в мире составляет 10 триллионов долларов. Воображение тут же рисует картину современного апокалипсиса: вставляешь карточку в банкомат или в платежный терминал в магазине, а ничего не происходит. Останавливаются системы управления транспортом и электростанциями. Картина просто жуткая для непривычного к потрясениям сытого европейского или американского обывателя.

Причем, понятно, что проделать такую операцию в океанских глубинах может любой, у кого появились соответствующие технические возможности. Не только Россия. Уничтожить или серьезно повредить кабель легко и безо всякого объявления войны. Поскольку общая протяженность кабельных трасс на морском и океанском дне сегодня исчисляется гигантскими числами (до 900 тысяч километров по данным британского исследовательского центра Policy Exchange). Все эти «нитки» на всем протяжении надежно охранять невозможно. А места расположения столь важных для всего современного высокотехнологичного мира коммуникаций давно всем известны и даже обозначены на навигационных картах во избежание случайного повреждения линий корабельными якорями.

Самое любопытное, что ни Пич, ни Ханниган, по большому счету, не сказали ничего нового. Всем известно, что пристальное внимание к подводным кабельным трассам уже много десятилетий проявляют военные флоты очень многих государств. И серьезная война сегодня, как и любая иная за последние век-полтора, точно начнется именно с нарушения линий связи противника. Просто в июне 1941 года, накануне нападения на Советский Союз, допустим, под Брестом диверсионные группы гитлеровского полка специального назначения «Бранденбург-800» еще до первых залпов оборвали многие телеграфные и телефонные провода, по которым должны были передаваться команды и доклады между нашими штабами и воинскими частями. А теперь чтобы парализовать государственное и военное управление на столбы лазить необязательно. Кому положено обязан с соответствующим оборудованием вовремя зависнуть над кабелем, лежащим где-то в глубинах Атлантики. И за сотни миль от этого места рухнет нормальная жизнь.

Ничего удивительного в том, что и в этой сфере военного противоборства давно идет настоящая гонка вооружений. Но начали ее не мы. Первую масштабную и достаточно эффективную разведывательную операцию с чужими морскими кабелями связи провели как раз американцы. Нет, они ничего не рвали. Зачем, если тогда шла лишь холодная война? Но могли, бесспорно, и порвать.

В октябре 1971 года атомная подводная лодка специального назначения ВМС США USS Halibut (SSGN-587) скрытно вошла в Охотское море и на огромном участке морского дна площадью в 600 000 квадратных километров занялась поиском советской линии связи между штабом Тихоокеанского флота СССР и базами ВМФ СССР на Камчатке. Кабель был обнаружен в заливе Шелихова в 32 милях от побережья Камчатки на глубине 65 метров. Высаженные из Halibut водолазы закрепили на линии специально сконструированное устройство, которое должно было тайно считывать и записывать передаваемую информацию.

Задачу разведке Соединенных Штатов облегчало то обстоятельство, что военное руководство СССР не допускало и мысли о возможности такого вторжения. Все переговоры по кабелю шли в открытом режиме, без хоть какого-либо шифрования.

Впоследствии незваные гости из-за океана ежемесячно проникали в Охотское море, забирали переполненные важнейшими сведениями магнитофонные пленки и устанавливали новые. На берегу добытые сведения передавались в Агентство национальной безопасности США, где те тщательно анализировали. Совместная операция ВМС и АНБ США получила наименование «Айви Беллз». И продолжалась она до 1980 года, пока в советское посольство в Вашингтоне добровольно не явился американский правительственный чиновник Рональд Пелтон и за деньги не выдал Москве, что не только в его ведомстве давно, подробно и регулярно знакомятся с совершенно секретными переговорами советских военных моряков. В том числе — касающихся боевой деятельности экипажей наших атомных подводных стратегических ракетоносцев.

Несомненный успех операции «Айви Беллз» вдохновил разведку США на новые «подвиги». В 1985 году экипаж USS Parche, другого атомохода специального назначения ВМС США, сумел в Баренцевом море установить подслушивающее устройство на другой советский подводный кабель связи с базами советских ракетоносцев на Кольском полуострове. Отсюда ценнейшие данные Пентагон получал до 1992 года.

Происходит ли что-то подобное у наших берегов прямо сегодня? С очень большой степенью вероятности — да. В Пентагоне этого не особо и скрывают. Во всяком случае, американский телеканал Fox News недавно опубликовал такой ответ высокопоставленного представителя военного ведомства США на вопрос, не занимаются ли технической разведкой океанографические суда этой страны у побережья России: «Конечно. Как вы думаете, чем занимаются там все эти океанографические суда? Китов изучают?».

И, наконец, никто официально не комментирует, чем озабочен экипаж атомной подлодки специального назначения Jimmy Carter (SSN-23), введенной в боевой состав ВМС США в феврале 2005 года. А это очень необычный корабль. Третья из числа построенных по проекту «Сивулф», АПЛ Jimmy Carter длиннее своих собратьев на 30 метров. Значительно увеличить размеры пришлось в связи с тем, что кроме ракет, размещенных и на бортах остальных «Сивульфов», на Jimmy Carter установили шлюзовую камеру для водолазов спецназа (Special Operations Forces). Кроме того, здесь же размещена специальная компактная глубоководная мини-субмарина.

По данным американского эксперта по разведке Нормана Полмара, на Jimmy Carter установлены особые подруливающие двигатели, позволяющие атомоходу надолго «зависать» над любыми объектами на океанском дне. Понятно, что такими объектами могут быть и российские кабели связи.

Вроде можно возразить, что со стороны США речь, возможно, идет именно о разведке, а не об уничтожении линий связи. Но где гарантии? Заранее прикрепить к подводному кабелю подрывной заряд даже проще, чем напичканный электроникой сложнейший «кокон» для перехвата информации. И в определенный момент по команде подорвать такой заряд проще простого.

Бесспорно, немалые возможности в этом отношении есть и у нашего ВМФ. В НАТО это отлично знают. Как знают, что очень многое может ставшее знаменитым на Западе российское Главное управление глубоководных исследований (ГУГИ) Министерства обороны РФ, сформированное в конце 70-х годов прошлого века. В состав этого совершенно секретного управления входит отряд гидронавтов, про службу которого почти ничего неизвестно. Хотя, судя по словам бывшего гидронавта Владимира Ашика, заняты в ГУГИ приблизительно тем же, чем, предположим, экипаж американской субмарины Jimmy Carter. Ашик рассказал, что «задачей его коллег был сбор разведывательной информации о технике противника, охрана и обслуживание советских глубоководных линий связи, подъём со дна остатков секретной техники, оставшихся после испытаний или аварий».

Невозможно представить, что наших гидронавтов совершенно не интересуют кабели связи стран НАТО. Но в ГУГИ люди воспитанные и исключительно тактичные. Вежливые люди. И прилюдно на такие темы не рассуждают.

Для подобной деятельности в их распоряжении есть все. Прежде всего — большая атомная подводная лодка специального назначения проекта 09786 КС-129 «Оренбург» (Северный флот). Она в носитель глубоководных станций переоборудована в 1981 году из давно несшего службу атомного ракетного атомного подводного крейсера стратегического назначения К-136 проекта 667БДР. И именно «Оренбург» в 2012 году подо льдами доставил к Северному полюсу глубоководную станцию АС-12 проекта 10831 «Калитка». Это было необходимо для сбора с глубины 2−2,5 километра проб грунта и других сведений, которые затем Москва подала в комиссию ООН по морскому праву с заявкой на расширение арктической зоны, подконтрольной России.

26 декабря прошлого года ВМФ РФ был передан еще один атомоход специального назначения — БС-64 «Подмосковье». И этот корабль, как и «Оренбург», переделан из бывшего стратегического ракетоносца и превращен в носитель автономных глубоководных аппаратов.

Вот за боевой деятельностью этого атомного подводного «спецназа» определенно и следят на Западе с особым подозрением. Но наблюдать за любыми подводных лодками задача не из легких. В том числе и за «Оренбургом» и «Подмосковьем». Намного больше ажиотажа за рубежом вызывают действительно участившиеся в последнее время выходы в океан надводных судов ГУГИ, которые утаить невозможно.

В этом отношении в последние годы более всего Запад лихорадит от появления у его берегов океанографического исследовательского судна «Янтарь», вошедшего в строй в 2015 году.

В своем первом дальнем походе «Янтарь» вплотную подошел к базе американских атомных ракетоносцев-«стратегов» типа «Огайо» в Кингс-бей. Минобороны США тут же заявило, что «Янтарь» собирает данные о единой информационной сети (DoDIN), подводных датчиках, а также оборудовании, которое используется на американских субмаринах. При этом Пентагон признался, что особое его опасение вызывает наличие на борту российского судна глубоководных аппаратов и оборудования для резки подводных кабелей.

В октябре 2016 года ОИС «Янтарь» было замечено в Средиземном море у берегов Сирии. Западные СМИ тут же заголосили, что это неспроста, там проходит важнейшая линия связи Turtcyos-2, соединяющая Турцию с непризнанной Турецкой Республикой Северного Кипра.

Затем наше судно переместилось южнее — к Ливану. И, как заподозрили западные эксперты, на несколько суток почему-то «зависло» над ответвлением международного подводного кабеля связи IMEWE, соединяющего Европу, Ближний Восток и Индию.

Сегодня «Янтарь» находится возле побережья Аргентины, куда вышло по распоряжению министра обороны РФ Сергея Шойгу. Официально — для участия в поисках пропавшей аргентинской подводной лодки «Сан-Хуан», которая не выходит на связь с 15 ноября. Для этого на борту нашего ОИС есть очень многое — прежде всего, автономные глубоководные аппараты АС-37 «Русь» проекта 16810 и АС-39 «Консул» проекта 16811 разработки СПМБМ «Малахит». По сути — небольшие субмарины из титанового сплава, способные подолгу работать на километровых глубинах.

Однако планета так густо обмотана различными подводными линиями связи, что наверняка они проложены и у берегов Аргентины. И кто его знает — не те ли кабели экипаж «Янтаря» интересуют больше, чем злополучная подлодка «Сан-Хуан», которой все равно уже никто не в силах помочь? Да и на пути к Латинской Америке российскому разведчику пришлось миновать многие важные районы, очень чувствительные для НАТО.

Не исключено, примерно так рассуждают сегодня в США и в Британии. Вот и снова возник сильнейший информационный шум про коварных русских, которые только и мечтают, как бы лишить Запад привычного интернета и прочих прелестей. А это уже «гибридная война». В которой, как утверждают наши оппоненты, Москва показала себя большой мастерицей еще на Украине.

Категория: Геополитика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  18.01.2018
Никто ни в Минске, ни в Киеве и не делает секрета из того, что упомянутые бронированные армейские автомобили «Казак Богдан», уже воюющие за Донбасс, это, вообще-то урожденные белорусские тягачи МАЗ-6425. В Черкассах просто осуществляют «отверточную» сборку машинокомплектов, которые регулярно получают от Минского автомобильного завода. Соответствующее соглашение было подписано в марте 2016 года.
Мировой ВПК  17.01.2018
Немецкий журнал «Штерн» переживает за скорую судьбу американских авианосцев. «Эти корабли („Петр Великий“ и „Адмирал Нахимов“) превратят океаны в опасные воды для американских авианосцев», — говорится в статье Гернота Крампера. Впрочем, сначала автор говорит, что два эти крейсера — пережиток прошлого. Их водоизмещение громадно — 25 тыс. тонн. Они неповоротливы. У них огромные экипажи — 1100 человек. Промахнуться, обстреливая их даже из самого несовершенного оружия, невозможно. Поскольку высота ракетных крейсеров — 59 метров, длина — 250 метров, а ширина — 28 метров.
Мировой ВПК  16.01.2018
Уже более года эсминец «Замволт» находится в составе американского флота. Но все еще не решен вопрос о том, какие снаряды будут использованы в его артиллерийской установке, сообщили на прошлой неделе официальные представители ВМС США журналу Defense News.
Мировой ВПК  15.01.2018
Вскоре после государственного переворота в Киеве в 2014 году новый режим на Украине торопливо начал сворачивать все связи с Россией. Прежде всего, в военно-производственной сфере. Одним из самых болезненных ударов должен был стать отказ поставлять уже законтрактованные и даже частично изготовленные двигатели для фрегатов проекта 11356. Это знаменитая "адмиральская" серия, построенные и переданные флоту корабли которой блестяще отметились в ходе Сирийской кампании.
Конфликты  12.01.2018
Основные боевые действия в Сирии переместились из восточной провинции Дэйр-эз-Зор на запад и северо-запад государства. Это связано с поражением Исламского государства. Практически полностью разгромленная группировка больше не опасна, во всяком случае, так считают в Министерстве обороны Российской Федерации. Да и последние события говорят в пользу этой версии — даже связанные с боевиками СМИ больше не публикуют столь активно новости о столкновениях с враждебными силами.
Конфликты  11.01.2018
В атаке на российские военные базы в Сирии участвовал 31 беспилотник, а не 13, как сообщалось ранее. Об этом Интерфаксу со ссылкой на свои источники заявил координатор группы дружбы парламента Сирии и Госдумы Дмитрий Саблин. По его словам, все дроны были боевыми, которыми обладают «очень ограниченное количество государств, в первую очередь, США». Саблин отметил высокую эффективность российских средств ПВО и пообещал впредь отправлять аналогичные объекты обратно — тем, кто их запускает.
Конфликты  09.01.2018
По сведениям главкомата Военно-Морского флота РФ, экипажи 70 боевых кораблей и вспомогательных судов России новогодние праздники встретили в дальних походах. Сам этот факт — как самая яркая гирлянда на главной елке страны. Потому что давно такого не бывало. Разве что в советские времена.