03.11.2014, 11:45
Варшава озаботилась слабостью Бундесвера
Варшава озаботилась слабостью БундесвераМеждународная военная политика
Польский «смотрящий» поставил немцев по стойке «смирно».

В среду, 29 октября, министр обороны ФРГ Урсула фон дер Ляйен провела совещание с командованием Бундесвера. Повестка дня была достаточно рутинной: кадровые проблемы (а в каком ведомстве их нет?), нехватка финансов (а кому их хватает?) и планы на будущее (а как же без плана это будущее строить?). Да и само совещание прошло по традиционной схеме: доклад руководителя ведомства, выступления с мест, замечания куратора из надзирающей инстанции и заключительное слово - опять же, руководителя ведомства.

Единственное, что несколько выбивалось из привычного ряда, так это то, что в качестве «куратора» присутствовал не представитель ведомства канцлера, что было бы логично, а пан Томаш Семоняк, министр обороны Польши — страны, являющейся наиболее рьяным проводником внешней политики США в Евросоюзе. И хотя Урсула фон дер Ляйен представила собравшимся своего польского коллегу в качестве почётного гостя, точнее было бы назвать его всё-таки «смотрящим».

Доклад Урсулы фон дер Ляйен был более чем откровенным. Она говорила о том, например, что из-за нехватки технических специалистов, из четырёх немецких подводных лодок новейшего поколения в рабочем состоянии находятся только две. По той же причине срываются сроки планового ремонта боевой авиации и тяжёлой техники. Однако в будущее министр смотрит с оптимизмом. По её словам, кадровая проблема будет вскоре решена, поскольку Кабинет одобрил разработанный в минобороны соответствующий законопроект, и теперь дело за Бундестагом, депутатам которого предстоит голосование о принятии этого документа.

Вопрос о недостаточности финансирования Бундесвера на совещании был озвучен лишь в общих чертах. А в детали на следующий день, 30 октября, вникла газета Bild, в распоряжении которой оказался секретный документ минобороны ФРГ. В нём речь идёт о масштабных сокращениях инвестиций в вооружение. Как сообщил таблоид, это может привести к отказу от закупки шести многофункциональных военных кораблей MKS 180, от участия в разработке многонациональной системы противовоздушной обороны Medium Extended Air Defence System или от приобретения разведывательно-ударных беспилотников класса Medium Altitude Long Endurance.

Но если об этом знает даже Bild, то удивительно ли, что в курсе оказался и польский «куратор»? Министр Семоняк в своём выступлении не стал язвить по поводу «не летающих немецких вертолётов, не ремонтируемых танков и пушек, которые не могут стрелять прямо», о чём упоминала фон дер Ляйен. Он указал аудитории на фундаментальную, по его мнению, проблему. Правда, с польской галантностью 47-летний политик начал с реверансов:

«Я не верю в слухи о мнимой слабости Бундесвера. Ни НАТО, ни Европейское сообщество не могут позволить себе иметь слабый Бундесвер. Это снизило бы чувство безопасности Польши и всех европейцев. Необходимость активного германского участия в международной политике безопасности неоднократно подчеркивалась нами и ранее — об этом ещё в 2011 году заявлял наш министр иностранных дел Радек Сикорский, сказавший, что «опасается германской мощи меньше, чем германской бездеятельности». Нам нужен сильный Бундесвер, способный взять на себя ответственность защищать своих союзников».

«Усиление Вооружённых сил не следует понимать как просьбу военных о выделении большего количества денег. Это не просьба, а жизненная необходимость, - назидал «смотрящий», и, как неразумным, объяснял германцам: - Потому что в современном мире слабому места нет. Пример - российское вторжение в Украину: мы, поляки, опасаемся, что Москва может расширить агрессию на другие страны Восточной Европы. Никто в Польше не хочет возвращения к временам холодной войны, никто не хочет конфронтации с Россией, однако мы убеждены, что ничто так не провоцирует, как слабость и покорность. Россия удвоила свой военный бюджет на ближайшие годы и увеличит его на треть уже в следующем году. Страны ЕС и НАТО не должны делать ошибку. Напротив: мы должны выделять больше средств на оборону».

(Замечу в скобках: посыл «куратора» развила в тот же вечер серьёзная, казалось бы, газета Die Welt. «В самом деле, Польша в этом отношении может служить Германии моделью, - поддакивало издание с более чем 700-тысячной читательской аудиторией. - В 2016 году Польша будет соответствовать требованию НАТО довести оборонный бюджет до 2% ВВП. Уже сейчас в Польше этот показатель 1,95%, тогда как в Германии он только 1,3%. В польском «Плане технической модернизации вооруженных сил с 2013 по 2022 год» предусмотрена обширная модернизация армии в стоимостном эквиваленте 25 млрд евро. Семоняк же говорил в Берлине о корректировке этого показателя в связи с кризисом на Украине до 35 млрд евро. Да, предложенную Семоняком необходимость увеличить финансирование наших Вооружённых сил трудно объяснить налогоплательщикам. Но есть объяснение, которое граждане поймут: мир и безопасность — это не нечто само собой разумеющееся. Они могут в будущем подвергнуться опасности. Поэтому смотреть на эту угрозу следует так же, как смотрят на неё поляки».)

Глава минобороны ФРГ тут же взяла под козырёк. В ходе состоявшейся совместной пресс-конференции Урсула фон дер Ляйен заявила: «Нам нужно увеличить военный бюджет. Этот вопрос я уже обсуждаю с нашим министерством финансов. Вооружённые силы Германии должны быть способны выполнить обязательства, взятые на себя в рамках НАТО. Речь идёт о необходимости модернизировать наши собственные возможности сдерживания. Как показал конфликт на Украине, Россия пытается осуществлять державную политику, как в XIX веке, и решать военными средствами проблемы, которые не удаётся решить дипломатическим путём».

Говоря об итогах её встречи с Семоняком, федеральный министр объявила о подписании соглашения о двустороннем сотрудничестве в оборонной сфере, предусматривающего в том числе совместную подготовку военнослужащих и более тесную связь между Вооружёнными силами Германии и Польши (фон дер Ляйен назвала это соглашение «важной вехой», на что Семоняк ответил комплиментом, охарактеризовав Германию как «самого близкого Польше европейского союзника»)...

Грустно смотреть на сегодняшнюю Польшу, считающую Россию агрессором, и «забывшую», что именно благодаря ей она в апреле 1945 года на треть увеличила свою территорию за счёт включения в состав государства принадлежавших ранее Германии земель Силезии и Поморья (Балтийского побережья). Но ещё грустней мне, жителю ФРГ, наблюдать, как политическая элита Федеративной Республики вытягивается во фрунт даже перед польским «смотрящим».

Категория: Геополитика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Геополитика  16.01.2017
Избранный президент США Дональд Трамп намекнул на возможное снятие санкций в обмен на взаимное сокращение ядерных вооружений. Многим возможность равного сокращения смертоносных для всей планеты арсеналов, да еще в обмен на снятие экономических санкций, может показаться весьма конструктивным предложением. Пока официальный представитель президента России Дмитрий Песков не стал давать оценку этим заявлениям и призвал «набраться терпения», дождавшись официального вступления Трампа в должность.
Геополитика  13.01.2017
Большинство внешнеполитических прогнозов начинается с констатации факта высокой неопределенности международной среды. Это удобно – за неопределенностью можно спрятаться, избегая ответственности за прогноз. Но если мы действительно хотим получить ориентиры на будущее, необходимо давать представления о «коридорах определенности». В 2017 году подобные коридоры вполне просматриваются. Они далеко не радужны и говорят о потребности в принципиально новых решениях накопившихся проблем.
Геополитика  12.01.2017
Новый год начался с весьма интригующих процессов, начало которым, впрочем, было заложено в году минувшем. В частности, вице-премьер Турции Вейски Кайнак заявил, что Анкара ставит под сомнение дальнейшее пребывания сил коалиции во главе с США на турецкой авиабазе Инджирлик, участвующих в воздушной операции против запрещенного, в том числе и в РФ, «Исламского государства».
Мировой ВПК  11.01.2017
Сколько стоит все атомное оружие в мире, каковы реальные военные «ядерные» бюджеты стран, которые обладают этим видом ОМУ? Наверное, это самый сложный вопрос на сегодняшний день, потому что точного ответа на него дать не может никто. Тем не менее, на Западе обнародован доклад нескольких влиятельных международных неправительственных организаций о предположительных тратах ядерных стран — официальных и неофициальных — на содержание, модернизацию старых и разработку новых видов ядерного оружия. Как утверждается в нем, в течение следующих десяти лет правительства заинтересованных государств используют на эти цели, по крайней мере, триллион долларов. Это сто миллиардов ежегодно и 12 миллионов ежечасно.
Конфликты  16.01.2017
Несмотря на то что силы ИГИЛ на отдельных участках сирийского фронта объективно истощены, террористы активно контратакуют, а в некоторых местах резко сменили тактику, нацелившись на крайне болезненные для сирийской армии точки. В то же время террористы теряют позиции под Пальмирой – сирийские войска готовы реабилитироваться за недавний позор.
Конфликты  13.01.2017
Новости, приходящие с линии разграничения сторон в Донбассе, гласят: эта линия меняется, причем, в пользу ВСУ. Прямое подтверждение – новые жертвы и новые обустроенные позиции украинцев. Нужно понимать, что речь в данном случае идет давней стратегии на дальнюю перспективу. И перспектива эта – окружение Донецка.
Конфликты  11.01.2017
Военная операция Qadimun Ya Naynawa («Мы идем, Ниневия») по освобождению Мосула, начатая 16 октября 2016 года, освещается крайне скудно, как независимыми западными СМИ, так и пресс-службами коалиции. Напомним, что сейчас город насчитывает примерно 1,5 миллиона жителей, многие из которых и