19.11.2015, 12:41
В России появятся «национальные компании»
В России появятся «национальные компании»Международная военная политика
Правительство РФ приступило к реализации программы Глазьева.

Деофшоризация российской экономики, о которой так долго говорил президент Владимир Путин, а затем и его советник Сергей Глазьев, наконец-то сдвинулась с мертвой точки. Профильная комиссия Правительства РФ одобрила законопроект об ограничении государственной поддержки иностранным юридическим лицам. Об этом сообщается на сайте Белого дома.

Законопроектом вносятся поправки в Бюджетный кодекс, запрещающие предоставление государственных субсидий и инвестиций, а также государственных гарантий иностранным юридическим лицам, в том числе, офшорным компаниям. Важное обстоятельство: запрет устанавливается не только в отношении юридических лиц и их непосредственных хозяев (принципалов), но и в отношении выгодополучателей (бенефициаров).

То есть в случае принятия законопроекта, для получения из федерального бюджета поддержки в сумме 10 и более млн руб. (для региональных и местных бюджетов 5 и 1 млн соответственно) бизнес будет обязан раскрыть всех, кто может получить от этого выгоду. Если кто-то из них окажется иностранным резидентом, государственных средств компания не увидит.

Есть и исключение. Поддержка компаниям-экспортерам промышленной продукции будет оказываться даже в случае, если они зарегистрированы в офшорах. Очевидно, такая мера призвана стимулировать такой все еще редкий в России вид деятельности. Поставить хищнические инстинкты бизнесменов на службу интересам страны.

Тот факт, что законопроект одобрен комиссией правительства, скорее всего означает, что он будет принят кабинетом министров. Иначе новацию застопорили бы на подходе. В свою очередь успешное прохождение этапа правительства, известного своим экономическим либерализмом, практически гарантирует, что закон будет принят парламентом и подписан президентом.

Впрочем, правительство не было бы самим собой, если бы не создало «дыру» в законе, позволяющую заинтересованным лицам обходить его хотя бы частично. В тексте имеется оговорка, что указанный запрет не распространяется на случаи, при которых «невозможно установить бенефициара в момент предоставления гарантии или бенефициарами является неопределенный круг лиц». Фактически, эта оговорка поощряет владельцев бизнеса скрывать себя до последнего. Это, конечно, не фатально, однако… Ложка дегтя на бочку меда.

В целом же это первый шаг к тому, что Глазьев в своем докладе «О неотложных мерах по укреплению экономической безопасности России» называл «национальной компанией». Напомню, безусловная регистрация, ведение основной деятельности и уплата налогов в России, как и отсутствие аффилированности с иностранцами — основные признаки таких юридических лиц. Только им, по Глазьеву, должен предоставляться «доступ к недрам и другим природным ресурсам, госзаказам, госпрограммам, госсубсидиям, кредитам, концессиям, к собственности и управлению недвижимостью, к жилищному и инфраструктурному строительству, к операциям со сбережениями населения, а также к другим стратегически важным для государства и чувствительным для общества видам деятельности».


От Путина к Глазьеву

Впервые о необходимости деофшоризации российской экономики среди представителей власти высказался Владимир Путин. В 2011 году, в бытность премьер-министром при президенте Дмитрии Медведеве. Именно тогда впервые на таком высоком уровне было озвучено, что офшоризация представляет серьезную угрозу национальному суверенитету. В последующие годы, наполненные внутриполитической борьбой, в этом направлении не было сделано ничего. А проблема, тем временем, сохранялась и даже нарастала.

Не то, чтобы офшоризация экономики — чисто российская беда. Подобное присутствует и на Западе. Однако разница в масштабах качественно меняет содержание этого явления. В США, Великобритании и других странах Запада доля офшорной экономики не превышает 2−4 процентов, являясь, таким образом, исключением. В России же ситуация с точностью до наоборот. Кроме того, у них в офшоры выводятся прибыли, у нас же не только прибыли, но и активы.

Из 500 крупнейших российских компаний, по данным РБК, в России зарегистрирована лишь половина — 239. Причем среди них 87 государственных корпораций, которые по закону не могут поступить иначе. Таким образом, лишь 152 частные компании выбрали местом регистрации Россию. Против них 222 частные компании, чей «порт приписки» расположен за рубежом. В основном в оффшорах. Еще четыре десятка компаний не раскрыли свою юрисдикцию.

Подобное положение вещей долгие годы не особенно беспокоило власти. Во всяком случае, не до такой степени, чтобы взяться за ее решение энергично, засучив рукава. Такое впечатление, что лишь с втягиванием России в серьезное противостояние с Западом зримая, наглядная опасность, привела, наконец, к пониманию, что без этой меры стране не обойтись. Видимо, это и почувствовал советник президента, подготовив свой доклад в момент, когда должны были приниматься ключевые решения. Одновременно высшая власть опять вернулась к Путину. Сопротивление сторонников «свободной» офшорной экономики в правительстве было сломлено.

О том, как быстро принимаемые меры начнут приносить плоды, можно спорить. При этом ясно, что ограничиться только ими — преступно по отношению к стране. В условиях конкретного военного противостояния в Сирии и на Украине, в условиях экономических санкций и дипломатических войн приведение экономического базиса в соответствие с потребностями глобального противостояния — жизненная необходимость. Если когда-то, в мирное время, Кипр, с помощью введенного задним числом налога, устроил России фактически «конфискацию» ее средств, то сейчас и не такое возможно.

Вот почему следует продолжить национализацию российской экономики по всем направлениям. Изъять средства, вложенные в гособязательства США и других стран, ведущих против России недружественную политику. Вложить их в золото, ценные бумаги стран-членов ЕАЭС, ШОС и БРИКС, в капитал международных организаций с российским участием, в расширение инфраструктуры поддержки российского экспорта.

Кроме того, перейти на внутренние источники кредита. Ввести практику господдержки частных компаний при «встречных обязательствах перед государством по производству продукции», как это предлагает Глазьев. Приравнять вывоз капитала к краже ресурсов у нации и пресечь его как экономическими, так и специальными карательными мерами. Создать свою, национальную, инфраструктуру финансового рынка, включая «переход к использованию отечественных рейтинговых агентств, аудиторских, юридических и консалтинговых компаний».

А, главное, отказаться, наконец, от слепой и иррациональной веры в свободный рынок и выстроить систему государственного планирования экономики. Ее целью советник президента предлагает «разработку долгосрочных прогнозов и концепций, среднесрочных программ и индикативных планов достижения согласованных и утвержденных целей развития». На срок до пяти лет. Для этого должен быть создан Государственный комитет по стратегическому планированию. Скажете, Госплан? Да, Госплан. И тогда все у нас наладится.

Категория: Экономика



Mediametrics.ru

Читайте также:

Мировой ВПК  30.03.2017
Президент Украины Петр Порошенко подписал указ о демилитаризации и продаже ракетного крейсера «Украина», находящегося у достроечной стенки завода имени 61 коммунара в Николаеве. Мы попытались разобраться в истории и судьбе корабля, постройка которого была остановлена после развала СССР.
Геополитика  30.03.2017
Ровно 150 лет назад была заключена сделка о продаже русской Аляски Соединенным Штатам. Какую роль в этом сыграло восстание декабристов? Почему обнаружение на полуострове золота Петербург воспринял как большую проблему? На что в итоге пошли вырученные деньги? И чем руководствовался американский Конгресс, наотрез отказываясь от приобретения новых земель?
Мировой ВПК  27.03.2017
Ижевский электромеханический завод «Купол» впервые поставил полковой комплект ЗРК малой дальности 9К331М «Тор-М2» для оснащения 538-го зенитного ракетного полка 4-й гвардейской Кантемировской танковой дивизии Западного военного округа. Об этом сообщил в ходе Единого дня военной приемки командир полка Константин Демидов.
Мировой ВПК  27.03.2017
Ракетный крейсер «Украина» был построен в последние годы советской власти, в 1984–1990 годах. Разработка корабля (который первоначально назывался «Комсомолец», а в 1985–1993 – «Адмирал флота Лобов») велась в ленинградском Северном конструкторском бюро, собственно строительство – на николаевском судостроительном. Крейсер относится к проекту 1164 «Атлант» – классу кораблей, занимающему промежуточное положение между тяжелыми атомными крейсерами типа «Киров» и эсминцами типа «Современный». В основные задачи таких крейсеров в том числе входит уничтожение надводных кораблей противника вплоть до авианосцев, борьба с подлодками, решение задач коллективной ПВО, поддержка десантов и т.д.
Конфликты  23.03.2017
«На границе тучи ходят хмуро…» — это сегодня про израильский Север. Про тучи, которые следует развеять, а заодно и вызванный ими туман, про назревающую грозу на северной границе. Напряжение там, ставшее очевидным после обмена ударами между Израилем и Сирией в конце прошлой недели, — не локальное кратковременное обострение ситуации, а отражение новой реальности, которая определит будущее региона в ближайшей перспективе.
Конфликты  22.03.2017
Израиль пообещал продолжить авиаудары по оружейным конвоям «Хезболлы» в Сирии. Атаки будут продолжаться в случае «возможности с разведывательной и военной точек зрения», - подчеркнул премьер- министр страны Биньямин Нетаньяху. Он отметил, что проинформировал президента России Владимира Путина о своих намерениях. Кроме того, израильский премьер опроверг сообщения о том, что Россия настаивает на прекращении Израилем военных операций на сирийской территории. «У России имеется выработанная политика (по отношению к позиции Израиля на Ближнем Востоке), и она не изменилась», - цитирует заявление Нетаньяху израильское издание The Jerusalem Post.
Конфликты  22.03.2017
Швейцарский военный ресурс «Offiziere.ch» опубликовал статью канадского военного эксперта Пола Прайса «Strategic Spillover: The Emirates in Africa» («Стратегическая экспансия Эмиратов в Африке»). Автор, ранее работавший в аналитических структурах НАТО и ОБСЭ, комментирует создание Объединенными Арабскими Эмиратами двух военных баз на территории Африки.